Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-07-07 | 104 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Условия обучения, воспитания и развития дошкольников с ЗПР включают в себя: – использование специально разработанных образовательных программ и методов обучения и воспитания, – специальных учебных пособий и дидактических материалов, – специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, – при необходимости - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, – проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который даёт представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды (далее по тексту РППС)
В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность), двигательной (овладение основными движениями). Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности в дошкольном возрасте представлен перечнями, составленными по возрастным группам.
|
Создание специальной предметно-пространственной среды позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
Для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, реализации задач программы при проектировании предметно- развивающей среды соблюдается ряд базовых требований.
1) Для содержательного насыщения среды должны быть: средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2) РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) в РППС заложена функция полифункциональности, которая обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
4) обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
|
5) все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
РППС проектируются на основе ряда базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка, это: природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные зоны, предметно-игровая среда, детская библиотека и игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда для различных видов деятельности и др. Предметно-игровая среда строится на определенных принципах:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Обеспечивается, созданием системы зон с различной степенью изоляции в пределах общего пространства пребывания детей. Ребенок по своему усмотрению выбирает для себя характер, степень общения с большим или малым числом сверстников, со взрослыми или может оставаться в одиночестве – в зависимости от настроения, эмоционального или психологического состояния.
Принцип активности, самостоятельности, творчества. Обеспечивается созданием развивающей среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.
Принцип стабильности -динамичности. Реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется территория, с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциаций.
В детском саду существуют специальные функциональные помещения (физкультурный и музыкальный залы, лаборатория для детского экспериментирования, лего-кабинет и др.) Зонирование в группах достигается путем создания разнокачественных зон-пространств, необходимых для пространственного обеспечения необходимых видов деятельности детей.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Обеспечивается увеличением непрогнозируемости событий, наполняющих среду, для чего осуществляется оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Стимулы должны способствовать знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта, расширению экологических представлений, представлений об окружающем, знакомству с языком движений, графики и т. д.
|
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Педагоги проектирую элементы, которые создают ощущение необычности, таинственности, сказочности. Детям предоставляется возможность изменять среду за счет создания необычных поделок, украшать ими группу, дарить друзьям и родителям, устраивать выставки творческих работ.
Принцип открытости–закрытости. Представлен в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего «я «, собственного внутреннего мира. Предполагает нарастание структурности среды, разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и других, одного ребенка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и мира и т. д. Отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации представляется в виде схемы: «общество – игрушка – ребенок», где игрушка является своеобразным связующим звеном, помогая ребенку войти во взрослую жизнь. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Учитывая, что у дошкольников с ЗПР снижены общая мотивация деятельности и познавательная активность к среде предъявляются следующие дополнительные требования:
Принцип занимательности. Облегчает вовлечение ребенка в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования, а также стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.
|
При проектировании РППС учитывают необходимость создания целостности образовательного процесса, в заданных ФГОС ДО образовательных областей: социально - коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической. Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области.
В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, группах и др.), созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Во время различных плановых мероприятий (досугов, прогулок и д.р.) дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно- исследовательской деятельности детей.
С целью обеспечения условий для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей соблюдается норматив наполняемости групп.
В группах оборудованы зоны для снятия психологического напряжения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. В групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно- ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно - исследовательского развития детей (выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.)
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно - эстетического развития детей. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.
|
Для реализации Программы имеются: отдельные кабинеты для занятий с учителем-логопедом, педагогом- психологом.
3.3. Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами в ДОУ.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптированной образовательной среды.
Основные группы условий:
Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием.
Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации воспитательно - образовательной работы. Использование различных видов дополнительного образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (в том числе детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную социализацию.
3.4. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием
В ДОУ созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении. Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Материально-техническое оснащение ДОУ позволяет обеспечить организацию воспитания и обучения детей с ОВЗ. Все группы и кабинеты оснащены ростовой мебелью, новейшими средствами ИКТ, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В ДОУ имеются спортивный и музыкальный залы, два кабинета логопеда, один кабинет педагога- психолога, спортивная площадка, что позволяет в полной степени создать здоровье сберегающую среду для проведения учебного процесса. Для детей с ОВЗ создаются специальные условия, соответствующие их образовательным потребностям.
Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по основной образовательной программе ДОУ с воспитанниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья в группе не должно превышать 1 ребенка. При организации образовательной деятельности с детьми этой категории в группе целесообразно использовать возможности их обучения по индивидуальному образовательному маршруту (статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании"), наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ. Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать образовательную программу в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации воспитательно- образовательной деятельности. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется адаптированной программой для детей с ОВЗ и детей инвалидов. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется педагогами на всех занятиях и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с образовательной программой с детьми с ОВЗ. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: активизация познавательной деятельности детей; повышение уровня их умственного развития; коррекция недостатков эмоционально- личностного и социального развития; социальная адаптация. Для воспитанников, не усваивающих образовательную программу на занятиях, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Продолжительность таких занятий не превышает норм САНПиН.
3.5. Организационно-педагогическое обеспечение
Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно планировать и осуществлять в рамках соответствующей образовательной программы, которая направлена на выполнение следующих основных задач:
обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для получения всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья воспитания и образования в ДОУ по месту их жительства;
организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей их социальной интеграции.
увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших коррекционную помощь, в общей численности выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;
уменьшение количества случаев нарушения права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.
3.6. Психолого-медико-педагогическое сопровождение
Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статья 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с ОВЗ.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;
- системное отслеживание статуса ребенка и динамики его психологического развития (наблюдения, диагностика, взаимосвязь педагога и родителей);
- создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в физическом, психологическом и интеллектуальном развитии.
- составление индивидуальных образовательных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.
В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра.
Вопрос о выборе индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей).
3.7. Кадровое обеспечение
Необходимо также обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо обеспечить переподготовку и повышение квалификации работников, занимающихся решением вопросов воспитания и образования детей указанной категории.
Также для сохранения и укрепления кадрового потенциала образовательных учреждений, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, предоставление им социальных льгот и гарантий, а также мер их морального поощрения.
3.8. Условия реализации программы
Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:
- оборудование для развития общей подвижности;
- оборудование и игрушки для развития: ручных навыков, тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
- оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
- материалы для изобразительного творчества;
- фонотека, музыкальные игрушки;
- художественная литература для детей и родителей.
Условия для детей с ОВЗ
Вид помещения, функциональное использование | Оснащение |
Групповые комнаты - непосредственно – образовательная деятельность по основным видам деятельности (речевая, познавательная, изобразительная, конструктивная) - сюжетно – ролевые игры - самообслуживание - трудовая деятельность - самостоятельная творческая деятельность - деятельность в центре природы - дневной сон - игровая деятельность - гимнастика после сна | - детская мебель для образовательной и практической деятельности - центр книги - центр творчества («уголок творчества») - игровая мебель, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Магазин», «Ателье», «Парикмахерская», «Библиотека», «Школа», «Почта», «Поликлиника» и пр. - центр природы - центр релаксации (уголок отдыха и уединения) -центры экспериментирования, мини лаборатории - головоломки, мозаики, пазлы, лото - развивающие игры по математике, логике - математические центры - дидактические игры по всем образовательным областям - различные виды театра - центр физического развития - физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и т.д. - детские развивающие центры «Салон красоты», «Парикмахерская», «Умелые ручки» - игровые модули «Кухня», «Спальня», «Стенка – домик», «Парикмахерская», «Стенка – Принцесса», «Стенка- Грибок», мини стенка для пособий, «Поликлиника», «Салон красоты», кукольный домик с мебелью «Амелия», игровой уголок «Цветок» - крупногабаритный строитель - напольный конструктор «Поликарпова» - спальная мебель |
Приемная комната - информационно – просветительская работа с родителями | - родительский уголок - выставки детского творчества - наглядно – информационный стенд |
Методический кабинет - осуществление методической помощи педагогам - организация консультаций, семинаров, педагогических советов - выставка дидактических материалов для работы с детьми по различным направлениям развития - информационный стенд | - библиотека педагогической и методической литературы - библиотека периодических изданий - современные методические и педагогические пособия, методики и технологии - пособия для организации и проведения непосредственно образовательной деятельности - опыт работы педагогов - материалы педсоветов, консультаций, семинаров, открытых просмотров - материалы по руководству и контролю - материалы по планированию - наглядно-демонстрационный материал - иллюстративный материал -пособия и игрушки для организованной образовательной деятельности - медиотека - электронная библиотека -видеотека обучающих мультфильмов по ПДД - картотека демонстрационного материала - электронные развивающие игры для детей - материалы по преемственности в работе со школой - программы по дошкольному образованию - нормативно – правовые документы - мультимедийная установка - оргтехника (ноутбуки, принтеры, сканер, ксерокс, планшет) - информационные стенды |
Музыкальный зал - ООД по музыкальной деятельности - индивидуальная работа с детьми по развитию музыкального творчества - тематические досуги - театрализованные представления - развлечения - праздники и утренники - родительские собрания - консультативные мероприятия с педагогами и родителями - проведение психологических тренингов и мероприятий с педагогом - психологом | - библиотека методической литературы - сборники нот - детские музыкальные инструменты (бубен, барабанная установка, скрипка, гитара, баян, аккордеон, гармошки, металлофоны, маракасы, трещотки и др.) - музыкальный центр - пианино - подборка аудиокассет, дисков - различные виды театров - детские и взрослые костюмы - детские стульчики - занавес - куклы бибабо - микрофоны, головной микрофон - синтезатор - телевизор ЖК - ноутбуки - микшерный пульт - акустическая система (колонка) |
Физкультурный зал - занятия физической культурой - индивидуальная работа с детьми по физическому развитию - физкультурные досуги - развлечения - физкультурные праздники - спортивные мероприятия - двигательная деятельность | - спортивное оборудование (скакалки, обручи разного диаметра, канаты, мячи резиновые, мячи для волейбола, футбола и баскетбола, кегли, мячи резиновые для профилактики плоскостопия, игра боулинг, щиты для метания, игра для развития глазомера «Арбалет», мячи набивные для метания в длину, волейбольная сетка, маты, сенсорная тропа для ног и др.) - подборка методической литературы - музыкальный центр - пианино - ноутбук - подборка дисков - спортивные тренажеры: беговая дорожка, велотренажер, гребной тренажер, велосипед механический, «Твистер», «Бегущая волна» - мягкие модули «Бегущая по волнам», «Пройди не упади» - пуфик с гранулами |
Кабинет педагога – психолога - психолого – педагогическая деятельность - коррекционная работа с детьми - индивидуальные консультации для сотрудников и родителей | - документация - детские столы и стулья -стимулирующий материал для психолого – педагогического обследования детей - игровой материал - развивающие игры - материалы диагностирования - развивающие игрушки - магнитофон -ноутбук - психологические тренажеры (куклы по определению эмоционального состояния, «коробка форм», «кубик эмоций») - оборудование для эмоциональной и психологической разгрузки: пучок безопасный оптиволоконный «Светлячок», панно «Звёздное небо», игровое тактильное панно «Ёжик», ширма для уединения, сухой душ, световой стол для игр с песком, тактильные ячейки. |
Кабинет учителя - логопеда - индивидуальная коррекционная работа с детьми - индивидуальные консультации для педагогов и родителей | - документация - материалы обследования - ноутбук - игровой материал - развивающие игры и игрушки - магнитофон - зеркала для индивидуальной работы -логопедические тренажеры («логокуб», «снежинки», «волшебные листочки», сухой бассейн и пр.) |
Территория ДОУ - непосредственно – образовательная деятельность (музыка, физическая культура, безопасность) - прогулка - сюжетно – ролевые игры - закаливающие процедуры - труд в природе - самостоятельная творческая деятельность - деятельность в природе (наблюдения, экспериментирование, проведение опытно – исследовательской деятельности) - экологическое развитие - проведение праздников, развлечений - проведение спортивных мероприятий - двигательная активность - индивидуальная работа с детьми по всем направлениям развития дошкольников | - прогулочный участок для каждой группы (стационарные столики со скамейками для организации дидактических, настольно-печатных игр и продуктивной деятельности детей, детские развивающие центры «Счеты», «Лабиринт», «Учимся считать», щит «Мишень»; вышка «ДПС», игровая панель «Светофор», домик малый со счетами, навес «Ягодка», баскетбольная стойка «Жираф», горки, лианы, скамейки «Паровозик», лавочки, столы, лесенки для развития двигательной активности) - спортивная площадка: ● спортивное оборудование (центр «Скалодром», «Скалолаз», «Детский рукоход», «Змейка», «Стенка для метаний», спортивная скамейка «Улитка», щиты для баскетбола, сетка для волейбола,) ● тропа здоровья ● тропа препятствий ● яма для прыжков - площадка по ПДД - огород - цветник - зеленые насаждения - ландшафтные мини-зоны (уголки леса, сада, луга и пр.) - экологическая тропа |
3.8.1. Специальные условия реализации программы.
Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с ОВЗ и детей инвалидов.
В таблице представлены направления и содержание работы педагогов (Приложение № 2), оказывающих поддержку детям с ОВЗ и детям - инвалидам. Заместитель заведующей и старший воспитатель ДОУ координируют взаимодействие всех специалистов, осуществляет контроль над их деятельностью.
3.9. Программно-методическое обеспечение, используемое в процессе организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ.
В процессе реализации коррекционной программы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога и т.д. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического или физического развития по индивидуальному плану целесообразным является использование специальной (коррекционной) программы, пособие для специальных образовательных учреждений.
Нарушения | Программы, методики, рекомендации |
Задержка психического развития | 1.Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003 (электронный вариант). 2.Шевченко С.Г. Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, 1998 (электронный вариант). |
Коррекция речевых нарушений
Автор | Название | Изд-во |
Агранович З.Е. | Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. | СПб.: «Детство-Пресс», 2002 |
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. | Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для родителей, логопедов и воспитателей. | М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000 |
Агранович З.Е. | В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. | СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007 |
Жукова Н.С. | Букварь. | Екатеринбург, АРД ЛТД, 2011 |
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. | Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. | Екатеринбург, АРД ЛТД,1998 |
Вагина О.А. | Формирование ЛГСЯ и развитие связной речи у детей с ОНР. Из опыта работы учителя-логопеда МДОУ №128 г. Липецка. | Липецк, ИРО, 2007 |
Коноваленко В.В. | Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. | М., «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 |
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. | Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. | М., 1999 |
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. | Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. | М., 1998 |
Крупенчук О.И. | Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. | СПб.: ИД «Литера», 2001 |
Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. | Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. | СПб.: ИД «Литера», 2007 |
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. | Ступеньки к школе | М., 1999 |
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. | Коррекция ОНР у дошкольников | СПб.: «Союз», 1999 |
Лопухина И.С. | Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. | М.: «Аквариум», 1995 |
Лопухина И.С. | Логопедия: речь, ритм, движение. | СПб.: «Дельта», 1997 |
Лопухина И.С. | Логопедия. Звуки, буквы и слова. | СПб.: «Дельта», 1998 |
Пожиленко Е.А. | Волшебный мир звуков и слов. | М., 1999 |
Ткаченко Т.А. | Если дошкольник плохо говорит. | СПб.: «Акцидент», 1998 |
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Орлова О.С. | Основы дошкольной логопедии (ФГОС) | Москва, Эксмо, 2015 |
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. | Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. | Москва, 2008. |
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. | Программа обучения и воспитания детей с ОНР | М.: Просвещ |
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!