III . Организационный раздел Программы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

III . Организационный раздел Программы

2020-07-07 104
III . Организационный раздел Программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Условия обучения, воспитания и развития дошкольников с ЗПР включают в себя: – использование специально разработанных образовательных программ и методов обучения и воспитания, – специальных учебных пособий и дидактических материалов, – специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, – при необходимости - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, – проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который даёт представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды (далее по тексту РППС)

В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), восприятии художественной литературы и фольклора, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительной (рисование, лепка, аппликация), музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность), двигательной (овладение основными движениями). Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности в дошкольном возрасте представлен перечнями, составленными по возрастным группам.

Создание специальной предметно-пространственной среды позволяет ребенку полноценно развиваться как личности в условиях всех видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).

Для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, реализации задач программы при проектировании предметно- развивающей среды соблюдается ряд базовых требований.

1) Для содержательного насыщения среды должны быть: средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2) РППС может трансформироваться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

3) в РППС заложена функция полифункциональности, которая обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

4) обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5) все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, таким как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.

РППС проектируются на основе ряда базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития ребенка, это: природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные зоны, предметно-игровая среда, детская библиотека и игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда для различных видов деятельности и др. Предметно-игровая среда строится на определенных принципах:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Обеспечивается, созданием системы зон с различной степенью изоляции в пределах общего пространства пребывания детей. Ребенок по своему усмотрению выбирает для себя характер, степень общения с большим или малым числом сверстников, со взрослыми или может оставаться в одиночестве – в зависимости от настроения, эмоционального или психологического состояния.

Принцип активности, самостоятельности, творчества. Обеспечивается созданием развивающей среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

Принцип стабильности -динамичности. Реализуется при таком разделении общего игрового пространства, когда выделяется территория, с одной стороны, с постоянными габаритами и элементами оборудования и, с другой стороны, с мобильными (трансформирующимися) элементами и переменными габаритами. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциаций.

В детском саду существуют специальные функциональные помещения (физкультурный и музыкальный залы, лаборатория для детского экспериментирования, лего-кабинет и др.) Зонирование в группах достигается путем создания разнокачественных зон-пространств, необходимых для пространственного обеспечения необходимых видов деятельности детей.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Обеспечивается увеличением непрогнозируемости событий, наполняющих среду, для чего осуществляется оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Стимулы должны способствовать знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта, расширению экологических представлений, представлений об окружающем, знакомству с языком движений, графики и т. д.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Педагоги проектирую элементы, которые создают ощущение необычности, таинственности, сказочности. Детям предоставляется возможность изменять среду за счет создания необычных поделок, украшать ими группу, дарить друзьям и родителям, устраивать выставки творческих работ.

Принцип открытости–закрытости. Представлен в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего «я «, собственного внутреннего мира. Предполагает нарастание структурности среды, разграничение внешнего и внутреннего миров существования: себя и других, одного ребенка и группы детей, группы и детского сада, детского сада и мира и т. д. Отношение между обществом и ребенком в контексте его социализации и трудовой адаптации представляется в виде схемы: «общество – игрушка – ребенок», где игрушка является своеобразным связующим звеном, помогая ребенку войти во взрослую жизнь. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Построение среды с учетом половых различий предполагает предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Учитывая, что у дошкольников с ЗПР снижены общая мотивация деятельности и познавательная активность к среде предъявляются следующие дополнительные требования:

Принцип занимательности. Облегчает вовлечение ребенка в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования, а также стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны. Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе за счет постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.

При проектировании РППС учитывают необходимость создания целостности образовательного процесса, в заданных ФГОС ДО образовательных областей: социально - коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической. Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области.

В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, группах и др.), созданы условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Во время различных плановых мероприятий (досугов, прогулок и д.р.) дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. На прилегающих территориях выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно- исследовательской деятельности детей.

С целью обеспечения условий для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей соблюдается норматив наполняемости групп.

В группах оборудованы зоны для снятия психологического напряжения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. В групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно- ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для познавательно - исследовательского развития детей (выделены зоны, которые оснащены оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок экспериментирования и др.)

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно - эстетического развития детей. Помещения и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

Для реализации Программы имеются: отдельные кабинеты для занятий с учителем-логопедом, педагогом- психологом.

3.3. Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми- инвалидами в ДОУ.

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптированной образовательной среды.

Основные группы условий:

Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием.

Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации воспитательно - образовательной работы. Использование различных видов дополнительного образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (в том числе детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную социализацию.

3.4. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием

  В ДОУ созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении. Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Материально-техническое оснащение ДОУ позволяет обеспечить организацию воспитания и обучения детей с ОВЗ. Все группы и кабинеты оснащены ростовой мебелью, новейшими средствами ИКТ, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В ДОУ имеются спортивный и музыкальный залы, два кабинета логопеда, один кабинет педагога- психолога, спортивная площадка, что позволяет в полной степени создать здоровье сберегающую среду для проведения учебного процесса. Для детей с ОВЗ создаются специальные условия, соответствующие их образовательным потребностям.

Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по основной образовательной программе ДОУ с воспитанниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья в группе не должно превышать 1 ребенка. При организации образовательной деятельности с детьми этой категории в группе целесообразно использовать возможности их обучения по индивидуальному образовательному маршруту (статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании"), наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ. Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать образовательную программу в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации воспитательно- образовательной деятельности. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентируется адаптированной программой для детей с ОВЗ и детей инвалидов. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется педагогами на всех занятиях и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с образовательной программой с детьми с ОВЗ. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются: активизация познавательной деятельности детей; повышение уровня их умственного развития; коррекция недостатков эмоционально- личностного и социального развития; социальная адаптация. Для воспитанников, не усваивающих образовательную программу на занятиях, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Продолжительность таких занятий не превышает норм САНПиН.

3.5. Организационно-педагогическое обеспечение

Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно планировать и осуществлять в рамках соответствующей образовательной программы, которая направлена на выполнение следующих основных задач:

обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для получения всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья воспитания и образования в ДОУ по месту их жительства;

организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образования, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей их социальной интеграции.

увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших коррекционную помощь, в общей численности выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;

уменьшение количества случаев нарушения права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

3.6. Психолого-медико-педагогическое сопровождение

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статья 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с ОВЗ.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;

- системное отслеживание статуса ребенка и динамики его психологического развития (наблюдения, диагностика, взаимосвязь педагога и родителей);

- создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в физическом, психологическом и интеллектуальном развитии.

- составление индивидуальных образовательных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.

В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра.

Вопрос о выборе индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). 

3.7. Кадровое обеспечение

Необходимо также обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо обеспечить переподготовку и повышение квалификации работников, занимающихся решением вопросов воспитания и образования детей указанной категории.

Также для сохранения и укрепления кадрового потенциала образовательных учреждений, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, предоставление им социальных льгот и гарантий, а также мер их морального поощрения.

3.8. Условия реализации программы

Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:

- оборудование для развития общей подвижности;

- оборудование и игрушки для развития: ручных навыков, тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;

- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;

- оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;

- материалы для изобразительного творчества;

- фонотека, музыкальные игрушки;

- художественная литература для детей и родителей.

Условия для детей с ОВЗ

Вид помещения, функциональное использование Оснащение
Групповые комнаты - непосредственно – образовательная деятельность по основным видам деятельности (речевая, познавательная, изобразительная, конструктивная) - сюжетно – ролевые игры - самообслуживание - трудовая деятельность - самостоятельная творческая деятельность - деятельность в центре природы - дневной сон - игровая деятельность - гимнастика после сна - детская мебель для образовательной и практической деятельности - центр книги - центр творчества («уголок творчества») - игровая мебель, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Магазин», «Ателье», «Парикмахерская», «Библиотека», «Школа», «Почта», «Поликлиника» и пр. - центр природы - центр релаксации (уголок отдыха и уединения) -центры экспериментирования, мини лаборатории - головоломки, мозаики, пазлы, лото - развивающие игры по математике, логике - математические центры - дидактические игры по всем образовательным областям - различные виды театра - центр физического развития - физкультурное оборудование для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и т.д. - детские развивающие центры «Салон красоты», «Парикмахерская», «Умелые ручки» - игровые модули «Кухня», «Спальня», «Стенка – домик», «Парикмахерская», «Стенка – Принцесса», «Стенка- Грибок», мини стенка для пособий, «Поликлиника», «Салон красоты», кукольный домик с мебелью «Амелия», игровой уголок «Цветок» - крупногабаритный строитель - напольный конструктор «Поликарпова» - спальная мебель
Приемная комната - информационно – просветительская работа с родителями - родительский уголок - выставки детского творчества - наглядно – информационный стенд
Методический кабинет - осуществление методической помощи педагогам - организация консультаций, семинаров, педагогических советов - выставка дидактических материалов для работы с детьми по различным направлениям развития - информационный стенд - библиотека педагогической и методической литературы - библиотека периодических изданий - современные методические и педагогические пособия, методики и технологии - пособия для организации и проведения непосредственно образовательной деятельности - опыт работы педагогов - материалы педсоветов, консультаций, семинаров, открытых просмотров - материалы по руководству и контролю - материалы по планированию - наглядно-демонстрационный материал - иллюстративный материал -пособия и игрушки для организованной образовательной деятельности - медиотека - электронная библиотека -видеотека обучающих мультфильмов по ПДД - картотека демонстрационного материала - электронные развивающие игры для детей - материалы по преемственности в работе со школой - программы по дошкольному образованию - нормативно – правовые документы - мультимедийная установка - оргтехника (ноутбуки, принтеры, сканер, ксерокс, планшет) - информационные стенды
Музыкальный зал - ООД по музыкальной деятельности - индивидуальная работа с детьми по развитию музыкального творчества - тематические досуги - театрализованные представления - развлечения - праздники и утренники - родительские собрания - консультативные мероприятия с педагогами и родителями - проведение психологических тренингов и мероприятий с педагогом - психологом - библиотека методической литературы - сборники нот - детские музыкальные инструменты (бубен, барабанная установка, скрипка, гитара, баян, аккордеон, гармошки, металлофоны, маракасы, трещотки и др.) - музыкальный центр - пианино - подборка аудиокассет, дисков - различные виды театров - детские и взрослые костюмы - детские стульчики - занавес - куклы бибабо - микрофоны, головной микрофон - синтезатор - телевизор ЖК - ноутбуки - микшерный пульт - акустическая система (колонка)
Физкультурный зал - занятия физической культурой - индивидуальная работа с детьми по физическому развитию - физкультурные досуги - развлечения - физкультурные праздники - спортивные мероприятия - двигательная деятельность - спортивное оборудование (скакалки, обручи разного диаметра, канаты, мячи резиновые, мячи для волейбола, футбола и баскетбола, кегли, мячи резиновые для профилактики плоскостопия, игра боулинг, щиты для метания, игра для развития глазомера «Арбалет», мячи набивные для метания в длину, волейбольная сетка, маты, сенсорная тропа для ног и др.) - подборка методической литературы - музыкальный центр - пианино - ноутбук - подборка дисков - спортивные тренажеры: беговая дорожка, велотренажер, гребной тренажер, велосипед механический, «Твистер», «Бегущая волна»                          - мягкие модули «Бегущая по волнам», «Пройди не упади»                                    - пуфик с гранулами
Кабинет педагога – психолога - психолого – педагогическая деятельность - коррекционная работа с детьми - индивидуальные консультации для сотрудников и родителей - документация - детские столы и стулья -стимулирующий материал для психолого – педагогического обследования детей - игровой материал - развивающие игры - материалы диагностирования - развивающие игрушки - магнитофон -ноутбук - психологические тренажеры (куклы по определению эмоционального состояния, «коробка форм», «кубик эмоций»)                                                                - оборудование для эмоциональной и психологической разгрузки: пучок безопасный оптиволоконный «Светлячок», панно «Звёздное небо», игровое тактильное панно «Ёжик», ширма для уединения, сухой душ, световой стол для игр с песком, тактильные ячейки.
Кабинет учителя - логопеда - индивидуальная коррекционная работа с детьми - индивидуальные консультации для педагогов и родителей - документация - материалы обследования - ноутбук - игровой материал - развивающие игры и игрушки - магнитофон - зеркала для индивидуальной работы -логопедические тренажеры («логокуб», «снежинки», «волшебные листочки», сухой бассейн и пр.)
Территория ДОУ - непосредственно – образовательная деятельность (музыка, физическая культура, безопасность) - прогулка - сюжетно – ролевые игры - закаливающие процедуры - труд в природе - самостоятельная творческая деятельность - деятельность в природе (наблюдения, экспериментирование, проведение опытно – исследовательской деятельности) - экологическое развитие - проведение праздников, развлечений - проведение спортивных мероприятий - двигательная активность - индивидуальная работа с детьми по всем направлениям развития дошкольников - прогулочный участок для каждой группы (стационарные столики со скамейками для организации дидактических, настольно-печатных игр и продуктивной деятельности детей, детские развивающие центры «Счеты», «Лабиринт», «Учимся считать», щит «Мишень»; вышка «ДПС», игровая панель «Светофор», домик малый со счетами, навес «Ягодка», баскетбольная стойка «Жираф», горки, лианы, скамейки «Паровозик», лавочки, столы, лесенки для развития двигательной активности) - спортивная площадка: ● спортивное оборудование (центр «Скалодром», «Скалолаз», «Детский рукоход», «Змейка», «Стенка для метаний», спортивная скамейка «Улитка», щиты для баскетбола, сетка для волейбола,) ● тропа здоровья ● тропа препятствий ● яма для прыжков - площадка по ПДД - огород - цветник - зеленые насаждения - ландшафтные мини-зоны (уголки леса, сада, луга и пр.) - экологическая тропа

3.8.1. Специальные условия реализации программы.

Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с ОВЗ и детей инвалидов.

В таблице представлены направления и содержание работы педагогов (Приложение № 2), оказывающих поддержку детям с ОВЗ и детям - инвалидам. Заместитель заведующей и старший воспитатель ДОУ координируют взаимодействие всех специалистов, осуществляет контроль над их деятельностью.

3.9. Программно-методическое обеспечение, используемое в процессе организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ.

В процессе реализации коррекционной программы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога и т.д. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического или физического развития по индивидуальному плану целесообразным является использование специальной (коррекционной) программы, пособие для специальных образовательных учреждений.

Нарушения Программы, методики, рекомендации
Задержка психического развития 1.Зарин А.П., Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003 (электронный вариант). 2.Шевченко С.Г. Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР, 1998 (электронный вариант).

Коррекция речевых нарушений

Автор Название Изд-во
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: «Детство-Пресс», 2002
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для родителей, логопедов и воспитателей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
Жукова Н.С.  Букварь. Екатеринбург, АРД ЛТД, 2011
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД,1998
Вагина О.А. Формирование ЛГСЯ и развитие связной речи у детей с ОНР. Из опыта работы учителя-логопеда МДОУ №128 г. Липецка. Липецк, ИРО, 2007
Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. М., «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1999
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М., 1998
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. СПб.: ИД «Литера», 2001
Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение. Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: ИД «Литера», 2007
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе М., 1999
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников СПб.: «Союз», 1999
Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: «Аквариум», 1995
Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. СПб.: «Дельта», 1997
Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. СПб.: «Дельта», 1998
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999
Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.: «Акцидент», 1998
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Орлова О.С. Основы дошкольной логопедии (ФГОС) Москва, Эксмо, 2015
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва, 2008.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР М.: Просвещ

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.