Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации

2020-07-07 108
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» были выделены обобщенные трудовые функции (далее - ОТФ).

Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.

1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности «Управление образовательной организацией,  реализующей образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования». Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.

2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.

3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.

4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.

Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ, широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость их выполнения. Также были учтены практический опыт осуществления вида профессиональной деятельности, указания нормативных правовых актов, нормативных методических и руководящих документов в данной области профессиональной деятельности.

В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н и с учетом Отраслевой рамки квалификаций для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований к профессиональной деятельности руководителя дошкольной образовательной организации – шестой уровень, руководителю общеобразовательной организации ОТФ отнесены к седьмому уровню квалификации.

Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.

При выделении ОТФ рассматривалось три подхода:

Первый подход был логичным развитием проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (версия 2016 г.), выполненным с учетом адаптации и конкретизации под функционал руководителя дошкольной и общеобразовательной организаций, а также корректировок, сделанных по итогам проведения социологических исследований, направленных на выявление характера профессиональных ориентаций руководителей образовательных организаций общего образования (документ - отчет о выполнении работ по Договору 04-ЕП/2018 от 12 марта 2018 г.) и фактического состава работ руководителя общеобразовательной организации (документ - аналитическая записка о проведении пилотажного социологического исследования (апрель-сентябрь 2019 г.), подготовленная в рамках выполнения темы государственного задания №073-00089-19-01 от 16.01.2019 г.

Второй подход основан на выделении ОТФ по объектам управления:

а) управление структурным подразделением общеобразовательной организации,

б) управление общеобразовательной организацией,

в) управление общеобразовательным комплексом.

Основой проектирования стала аналогия с проектом профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации», правовым основанием которого являются: статьи 57-60 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статья 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положения муниципалитетов о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и казенных учреждений, заключений комиссий по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципального образовательного учреждения. В статье 27 Федерального закона № 273-ФЗ приведен широкий перечень различных структурных подразделений образовательных организаций, свойственных различным их типам, видам и направленности образовательных программ, а также иным особенностям функционирования. В их числе называются филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. За исключением филиалов и представительств иные структурные подразделения можно считать обособленными именно по признаку исполняемых функций. Данный перечень является открытым, причем действующее законодательство не устанавливает каких-либо запретов считать структурными подразделениями и иные «части» образовательной организации.

Третий подход основан на разложении профессиональной деятельности руководителя дошкольной образовательной и общеобразовательной организаций на две основные ОТФ:

а) «Управление образовательной деятельностью образовательной организации»,

б) «Административное обеспечение деятельности образовательной организации».

Практически все директора школ, принявшие участие в исследовании фактического состава работ руководителя общеобразовательной организации (документ - аналитическая записка о проведении пилотажного социологического исследования (апрель-сентябрь 2019 г.), подготовленная в рамках выполнения темы государственного задания №073-00089-19-01 от 16.01.2019 г.) указали на эти две основные функции. Эти же данные подтверждаются результатами мониторингового исследования TALIS-2018.

Основой проектирования стала аналогия с раскрытием понятия «Администрирование» в рамках реализации международных и российских программ профессиональной переподготовки «Мастер делового администрирования»/Master of Business Administration и «Доктор делового администрирования»/Doctor of Business Administration. Администрирование, как функционал высшего управленческого звена, включает в себя такие аспекты, как общий менеджмент и стратегический менеджмент, управление финансами, управление человеческими ресурсами, операционный менеджмент и управление продажами, управление изменениями, управление информационными системами.

В результате обсуждения рабочей группы Минпросвещения России был согласован вариант, объединяющий все подходы и ОТФ были выделены по уровням образовательных организаций общего образования – «Управление дошкольной образовательной организацией» и «Управление общеобразовательной организацией».  При этом ОТФ А «Управление дошкольной образовательной организацией» соотносится с шестым уровнем квалификации, а ОТФ В «Управление общеобразовательной организацией» с седьмым уровнем квалификации и соответствует должности руководителя дошкольной образовательной организации и руководителя общеобразовательной организации. Возможные наименования профессий в ОТФ А «Управление дошкольной образовательной организацией» - «Заведующий», в некоторых регионах встречается «Директор». Возможные наименования профессий в ОТФ В «Управление общеобразовательной организацией» - «Директор», «Начальник». Если дошкольная образовательная организация входит в состав общеобразовательной организации, как структурное подразделение, то данный профстандарт не относится к руководителю структурного подразделения. Требованиями к образованию и обучению в ОТФ А является – наличие высшего образования по профилям 5.38.00.00 - Экономика и управление и 6.44.00.00 – Образование и педагогические науки. Или непрофильное высшее образование и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности. Требованиями к образованию и обучению ОТФ В является – наличие высшего образования не ниже уровня специалитет и магистратура по профилям 5.38.00.00 - Экономика и управление и 6.44.00.00 – Образование и педагогические науки. Или непрофильное высшее образование (специалитет/магистратура) и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности. Это требование подтверждается социологическими исследованиями в сфере общего образования – почти 91% руководителей общеобразовательных организаций имеют высшее педагогическое образование. Данное требование не ограничивает права работников, не имеющих педагогического образования, но имеющих стаж на педагогических должностях и опыт руководящей деятельности в сфере образования.  

Требования к опыту практической работы включают в себя - не менее пяти лет стажа педагогической и руководящей деятельности в образовательных организациях. Что должно стимулировать исправление ситуации, когда 57% руководителей не имело опыта руководящей деятельности до вступления в должность.

Краткая характеристика ОТФ.

А. «Управление дошкольной образовательной организацией», уровень квалификации – 7.

К данной ОТФ отнесены трудовые функции, соответствующие выполнению управленческих задач высокого уровня сложности – руководство дошкольной образовательной организацией, обеспечивая системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную работу организации. В функционал руководителя входит обеспечение реализации задач государственной образовательной политики в организации, обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников и работников организации, соблюдение их прав и свобод обучающихся; определение стратегии, целей и задач развития образовательной организации, обеспечение соблюдения требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательной организации. Выполнение указанных задач предполагает свободное владение средствами и методами деятельности в области управления, представление об основных методах и средствах, применяемых в смежных областях деятельности, в том числе – инновационными.

В. «Управление общеобразовательной организацией», уровень квалификации – 7

К данной ОТФ отнесены трудовые функции, соответствующие выполнению управленческих задач высокого уровня сложности – руководство общеобразовательной организацией, обеспечивая системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную работу образовательной организации. В функционал руководителя общеобразовательной организации входит: определение стратегии, цели и задачи развития образовательной организации, в соответствии с задачами государственной образовательной политики в организации, ответственность за качество образовательных результатов обучающихся,  результативность и эффективность деятельности общеобразовательной организации. Выполнение указанных задач предполагает свободное владение средствами и методами деятельности в области управления, представление об основных методах и средствах, применяемых в смежных областях деятельности, в том числе – инновационными.

Применительно к приведенным выше обобщенным трудовым функциям были предложены проекты наименования квалификаций:

· ОТФ А «Управление дошкольной образовательной организацией», 7-й уровень квалификации – Заведующий, Директор

· ОТФ В «Управление общеобразовательной организацией», 7-й уровень квалификации – Директор, Начальник

Таблица 1. Обобщенные трудовые функции

Код

Наименование

Уровень квалификации Обоснование уровня квалификации

А

Управление дошкольной образовательной организацией

7

широта полномочий и ответственность: деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и подразделения по достижению цели; обеспечение взаимодействия работников и смежных подразделений; ответственность за результат выполнения работ на уровне организации сложность деятельности: деятельность, направленная на решение сложных задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения; разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений наукоемкость деятельности: понимание методологических основ профессиональной деятельности; синтез профессиональных знаний и опыта; применение широкого спектра профессиональных знаний технологического или методического характера; самостоятельное определение источников и поиск информации, необходимой для решения поставленных задач и развития области деятельности на уровне организации

В

Управление общеобразовательной организацией

7

широта полномочий и ответственность: деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и подразделения по достижению цели; обеспечение взаимодействия работников и смежных подразделений; ответственность за результат выполнения работ на уровне организации. сложность деятельности: деятельность, направленная на решение сложных задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения; разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений. наукоемкость деятельности: понимание методологических основ профессиональной деятельности; синтез профессиональных знаний и опыта; применение широкого спектра профессиональных знаний технологического или методического характера; самостоятельное определение источников и поиск информации, необходимой для решения поставленных задач и развития области деятельности на уровне организации

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.