Установите соответствие понятий и определений — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Установите соответствие понятий и определений

2020-07-03 357
Установите соответствие понятий и определений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Индивидуальный стиль деятельности А) Индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся
2. Стиль общения педагога Б) Выявление различий в трудовой деятельности «эффективных» и «отстающих» педагогов, по-разному относящихся к своему труду
3. Профессионализм В) Обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции
4. Профессиональное самоопределение Г) Психологическая помощь в выборе профессии за счет более глубокого соотнесения требований профессии с возможностями выбирающего человека
5. Педагогические умения Д) Изучение жизненного пути человека с целью выявления значимых событий профессиональной деятельности
6. Компетентность Е) Выражение взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности, обеспечивающее достижение определенного результата
7. Профиль профессии Ж) Соотношение выраженности каждого компонента профессиональных способностей у успешного профессионала
8. Профконсультация З) Совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда
9. Биографический метод И) Совокупность профессиональных действий учителя, реализующих педагогические функции, выражающих индивидуально-психологические особенности педагога и свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетентности.
10. Метод сравнительного наблюдения индивидуального стиля деятельности К) Поиск смыслов профессиональной деятельности, а также нахождение смыслов в самом процессе самоопределения

14. Проанализируйте описанную ниже ситуацию. Завершите предложения, составляющие психологическое заключение по результатам анализа ситуации.

Значительная часть ребят в классе не могут решить задачу даже при всех подсказках учителя. Они испытывают трудности при усвоении инструкции. Поисково-исследовательская активность этих ребят не отделена от исполнительской и носит характер сравнивания предметов по их внешним признакам. Исполнительская активность сводилась к бесцельным манипуляциям с раздаточным материалом или (в лучшем случае) их действия ограничиваются воспроизведением внешней схемы, показанных учителем действий. Оперирование объектами не определяется устойчивой целью. Не учитываются результаты совершаемых преобразований. Решение задач становится возможным только в процессе развернутого диалога педагога с учеником, когда функции планирования первый брал на себя.

Анализ ситуации показывает, что у ребят:

· отсутствует способность самостоятельно __________________ результат определенных действий;

· слабо выражено наличие ______________________ для преодоления трудностей;

· отсутствует способность самостоятельно вычленять ______________________, делать ____________________, связывать _________________________;

· не сформирован внутренний _______________________________________;

· низок уровень развития ___________________ мышления и навыков ____________;

· отсутствует оперирование ___________________________ понятиями;

· не хватает сил работать в ______________________ со всем классом;

· присутствует ______________________________ в познавательной деятельности.

 

 


РАЗДЕЛ II. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ

ЗНАНИЙ РАЗДЕЛА

1. Педагогическая психология возникла

А) в начале 19 в.;

Б) в середине 19 в.;

В) во второй половине 19 в.;

Г) в начале 20 в.

 

2. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это

А) пилотажный эксперимент;

Б) формирующий эксперимент;

В) констатирующий эксперимент;

Г) включенное наблюдение.

 

3. Термин «педагогическая психология» был предложен

А) К. Д. Ушинским;

Б) П. Ф. Каптеревым;

В) П. П. Блонским;

Г) Д. Дьюи.

 

4. Книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» была издана

А) в 1872 г.;

Б) в 1876 г.;

В) в 1880 г.;

Г) в 1885 г.

 

5. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях – это показатели

А) обучаемости;

Б) развитости;

В) воспитуемости;

Г) развиваемости.

 

6. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями –

А) широкие познавательные мотивы;

Б) широкие социальные мотивы;

В) учебно-познавательные мотивы;

Г) узкие социальные мотивы.

 

7.  Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это

А) воспитание;

Б) учение;

В) самопознание;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

8. Проективный и перцептивно-рефлексивный уровни педагогических способностей выделила

А) Л. М. Митина;

Б) Н. В. Кузьмина;

В) А. К. Маркова;

Г) Н. Ф. Талызина.

 

9. Двусторонний процесс деятельности учителя и учащихся, направленный на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научных знаний –

А) научение;

Б) развитие;

В) обучение;

Г) учение.

 

10. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:

А) Л.С. Выготский;

Б) Л.С. Рубинштейн;

В) Б.Г. Ананьев;

Г) Ж. Пиаже.

 

11. С одной стороны – результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой – цель предстоящего обучения – это

А) обучаемость;

Б) воспитуемость;

В) воспитанность;

Г) обученность.

12. Главным по сути компонентом учебной деятельности является

А) оценка преподавателя;

Б) контроль преподавателя;

В) учебная задача;

Г) учебная мотивация.

 

13. Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции

А) конструктивной;

Б) организаторской;

В) коммуникативной;

Г) гностической.

 

14. Способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями; требовательность к ученикам, уважение к ним, внимательное отношение к психическому состоянию детей –

А) педагогическая наблюдательность;

Б) педагогический оптимизм;

В) педагогическая рефлексия;

Г) педагогический такт.

15. Ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь

А) самоконтроль;

Б) самоотчет;

В) самонаблюдение;

Г) самооценивание.

 

16. Деятельность направленная на совершенствование, развитие, формирование человека как личности через осознанное, целенаправленное усвоение им социокультурного опыта в различных видах и формах – это

А) умственная деятельность;

Б) трудовая деятельность;

В) учебная деятельность;

Г) спортивная деятельность.

 

17. Раннее выявление индивидуальных особенностей развития учащихся и учет их в процессе обучения является одной из задач

А) развивающего обучения;

Б) проблемного обучения;

В) программированного обучения;

Г) традиционного обучения.

 

18. … компонент деятельности педагога включает в себя установление и поддержание правильных отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями

А) конструктивный;

Б) организаторский;

В) коммуникативный;

Г) гностический.

 

19. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога –

А) дидактическая способность;

Б) перцептивная способность;

В) коммуникативная способность;

Г) организаторская способность.

 

20. Профессиональная активность учителя, направленная на воспитание и обучение детей – это

А) профессиональные психологические позиции учителя, требуемые от него профессией;

Б) профессиональное педагогическое самосознание;

В) профессиональная компетентность;

Г) педагогическая деятельность.

21. Компонентом учебной деятельности являются

А) действия оценки;

Б) склонность к экспериментированию;

В) способность мыслить логически;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

22. Как называется предрасположенность человека к воспитательным воздействиям?

А) личностный рост;

Б) воспитанность;

В) воспитуемость;

Г) самовоспитание.

 

23. Главной функцией контроля знаний является

А) наказание – поощрение;

Б) проверка;

В) мотивация;

Г) вмешательство;

 

24. Что не входит в деятельность оценивания знаний

А) выбор контрольного задания;

Б) проведение консультаций;

В) формулировка цели обучения;

Г) выставление оценки.

 

25. Какая из перечисленных функций не относится к оценке

А) планирующая;

Б) обучающая;

В) контролирующая;

Г) воспитывающая.

 

26. Высший уровень проблемного обучения характеризуется

А) умением решать сложные задачи;

Б) возникновением познавательной потребности;

В) быстрым темпом усвоения учебного материала;

Г) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения.

27. Как соотносятся понятия навыка и умения?

А) они синонимичны;

Б) умение формируется позже навыка;

В) это не связанные понятия;

Г) навык сложнее умения.

 

28. Основным признаком педагогической компетентности является

А) эрудиция и осведомленность в области педагогики;

Б) умение соответствовать требованиям профессионального педагогического сообщества;

В) готовность и способность к решению разных типов педагогических задач;

Г) самостоятельность и ответственность в педагогическом труде.

 

29. Под воспитуемостью понимается:

А) степень податливости ученика воспитательным воздействиям;

Б) уровень достигнутого нравственного общекультурного развития личности;

В) уровень знаний;

Г) овладение правилами и нормами поведения.

 

30. Для какого вида анализа урока необходима оценка педагогом своей педагогической деятельности, с целью выявления своих сильных и слабых сторон?

А) предваряющего;

Б) текущего;

В) ретроспективного.

31. Дополнить:

Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, интересным для детей – это ………….способность.

 

32. Профессиональное педагогическое самосознание включает:

А) учет оценки себя как профессионала со стороны других людей;

Б) осознание учителем норм, правил, модели своей профессии;

В) сравнение себя с другим профессионалом;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

 

33. Обучение – это

А) систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности

Б) процесс вооружения учащихся методами учебной деятельности, в результате которой осуществляется их умственное развитие

В) двусторонний процесс деятельности учителя и учащихся, направленный на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научных знаний.

 

34. Дополнить:

 Способность учителя проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, понимание личности ученика, его психических состояний – это …………….. способность.

 

35. Учение – это

А) совместная деятельность учителя и учащихся с целью передачи и приобретения знаний;

Б) приобретение знаний, умений как результат какой-то деятельности;

В) процесс приобретения учеником знаний, умений, навыков;

Г) самостоятельная деятельность учащихся.

36. Под воспитанностью понимается

А) достигнутый общекультурный уровень

Б) степень податливости ребенка воспитательным воздействиям

В) развитие ребенка как личности, обладающей полезными качествами;

Г) овладение правилами и нормами поведения.

 

37. Какой стиль педагогического руководства описан:

Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

 

38. Устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к коллегам, к себе), определяющие его поведение

А) педагогические умения;

Б) профессиональные позиции;

В) профессиональные знания;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

39. Обученность – это

А) имеющийся запас знаний и умений;

Б) восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания;

В) готовность к переходу на новые уровни умственного развития;

Г) овладение знаниями, умениями и навыками.

 

40. Дополнить:

Выделяют три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ……

41. Способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями; требовательность к ученикам, уважение к ним, внимательное отношение к психическому состоянию детей –

А) педагогическая наблюдательность;

Б) педагогический оптимизм;

В) педагогическая рефлексия;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

42. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

А) младшем школьном возрасте;

 Б)младшем подростковом возрасте;

В) юношеском возрасте;

Г) старшем подростковом возрасте.

 

43. Способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики – это

А) коммуникативная способность;

Б) организаторская способность;

В) речевая способность;

Г) дидактическая способность.

44. Учебная ситуация, в которой ученик обнаруживает противоречие между известными знаниями, способами познания и невозможностью объяснить новые факты и явления:

А) противоречивая ситуация;

Б) проблемная ситуация;

В) сложная ситуация;

Г) обучающая ситуация.   

 

45. Какой стиль педагогического руководства описан:

Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

46. Найти лишнее.

Группы причин неуспеваемости:

А) общепедагогические;

Б) общепсихологические;

В) социально-экономические;

Г) психофизические.

 

47. Установите соответствие

стиль педагогического руководства характеристика
1. Авторитарный А) Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.
2. Демократический Б) Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
3. Либеральный В) Учитель единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося, не позволяет проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

 

48. Стиль педагогического общения, в основе которого находится искренний интерес к личности партнера по общению, к аудитории, проявляется открытость контакта

А) совместное творчество;

Б) дистанция;

В) дружеское расположение;

Г) заигрывание.

 

49. Какая функция общения проявляется в процессе развития человека и становления его как личности проявляется

А) формирующая функция;

Б) внутриличностная функция;

В) прагматическая функция;

Г) функция подтверждения.

 

50. Какой компонент деятельности педагога включает в себя установление и поддержание правильных отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями:

А) конструктивный;

Б) организаторский;

В) коммуникативный;

Г) гностический


РАЗДЕЛ III. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

 

Вам предложены задания по решению педагогических ситуаций двух уровней. Педагогические ситуации первого уровня представлены с возможными вариантами ответов, которые позволяют достаточно быстро найти выход из создавшейся педагогической ситуации. Разрешив их, вы можете переходить к решению педагогических ситуаций второго (более сложного уровня), где необходимо дать самостоятельный ответ на поставленные вопросы.

Задание 1. Ознакомьтесь с педагогическими ситуациями и выберите один из вариантов ответа на вопросы либо предложите свой

1. В классе – юная обольстительница или юный Дон Жуан, проявляющий повышенный интерес к противоположному полу. Как быть?

а) не обращать внимания – это возрастное и скоро пройдет;

б) к этому нужно относиться с юмором;

в) сначала посоветоваться со специалистом-сексопатологом, а уж потом принимать меры;

г) в каждом классе должен быть секс-символ – это только способствует физическому и психологическому взрослению;

д) хорошо бы поговорить с ребятами о Ромео и Джульетте – обстоятельствах их знакомства, возрасте, вступлении в брак, смерти … Только прежде сами перечитайте Шекспира – тогда разговор может получиться доверительным и интересным;

е) не лучше ли сублимировать сексуальную энергию такого учащегося в какую-либо форму полезной активности?

2. Возвращаясь с работы домой, учительница видит отсутствовавшего на уроках ученика, который моет машины. Как поступить?

а) сделать вид, что ничего не видела: что тут поделаешь – жизнь сейчас такая!

б) подойти к ученику, выразительно на него посмотреть и, не говоря ни слова, уйти;

в) сурово спросить, что мальчик здесь делает и почему пропустил школу?

г) немедленно связаться с родителями мальчика, обсудить с ними ситуацию и предостеречь от последствий;

д) обратиться к ближайшему постовому милиционеру и попросить препроводить мальчика домой.

3. В классе ребенок с тяжелой психической травмой (трагическая смерть родителей, насилие в семье и пр.). Отсюда – неуспеваемость, неадекватное поведение. Что делать учителю?

а) самое деликатное в этой ситуации – делать вид, что ничего не происходит;

б) проявлять к такому ребенку постоянное неназойливое внимание и заботу, ни в коем случае не афишируя его проблемы;

в) обсудить проблемы такого ребенка на одном из классных часов – тем самым дать возможность ребятам высказать свое сочувствие к товарищу, а ему – полезные рекомендации;

г) самое эффективное – доверительный разговор с ребенком в кабинете директора, в присутствии родителей.

4. Ребенок приносит в школу ручную крысу (хомячка). В такой день все уроки «кувырком». Что делать?

а) как только «причина» (крыса, хомяк) обнаружена, тут же отправить ученика, чтобы «слетал» домой и оставил там свою живность. А сам, естественно, вернулся…

б) на время уроков «конфисковать» живность и спрятать в недоступном месте. После уроков вернуть вместе с замечанием в дневнике;

в) предложить ящик своего стола в качестве вольера для зверюшки и сразу дать письменную контрольную работу, чтобы дети были заняты, а Вы – свободны и могли проследить, чтобы животное не пачкало, ничего не прогрызло и не убежало;

г) сначала всем миром покормить зверюшку и полюбоваться ею; урок доброты – это главное. А математика (химия, физика и пр.) подождет…

5. Родители просят классного руководителя помочь: ребенок, при всем внешнем благополучии, замкнут, отстранен, никогда ничего не говорит родителям о себе, своих друзьях, школьных проблемах. Как повлиять на ситуацию?

а) объяснить родителям, что это – их внутрисемейная проблема и решить ее должны они сами;

б) посоветовать родителям проявлять больше внимания и тепла к своему ребенку, чаще общаться с ним, а не нарочито «лезть в душу»;

в) тут же пригласить ребенка и в присутствии родителей серьезно с ним побеседовать;

г) провести родительское собрание, посвященное обмену опытом семейного воспитания и проблемам общения «отцов и детей».

6. В классе есть ребенок – «слабак», как называют его одноклассники, которые не упускают случая поиздеваться над физически и психологически слабым мальчиком. Как учителю помочь такому ребенку?

а) в такой ситуации помочь может только профессионал-психолог, без него – увы! – не обойтись!

б) такого слабого ребенка следует ограждать от сильных и злых, а последним не давать спуску!

в) прежде всего, необходимо найти хоть одну сильную сторону такого ребенка и именно с этой стороны хоть раз показать его детям;

г) превратить «слабака» в сильного вряд ли удастся; не лучше ли втолковать детям, что его – слабого и беспомощного – нужно любить и защищать?

7. В классе ребята ополчились против мальчика-чеченца. Как вести себя классному руководителю?

а) ровно и спокойно, не акцентируя внимания на конфликте и как бы не замечая его;

б) проявлять к такому ребенку повышенное внимание и заботу;

в) убедить детей в бессмысленности их нападок, так как конкретный ребенок, против которого они ополчились, ни в чем не виноват;

г) коснуться этого вопроса на родительском собрании и попросить родителей поговорить со своими детьми, чтобы нейтрализовать их агрессивность.

8. Девочка из неблагополучной семьи постоянно держится возле учительницы, говорит с нею о своих проблемах, рассказывает семейные тайны, в которые больше никого не посвящает. Как вести себя учительнице в этой ситуации?

а) главное – не обмануть доверие девочки, но держать курс на постепенное ее сближение со сверстниками;

б) быть начеку: психологическая зависимость может стать обоюдной;

в) уяснив себе проблемы девочки, поговорить о них с глазу на глаз с ее родителями, наметить совместную тактику деликатного участия в жизни ребенка;

г) посоветовать девочке вести дневник, помогающий обдумывать жизненные проблемы, а иногда и справляться с ними;

д) дать девочке серьезное поручение, выполнение которого сблизит ее со сверстниками;

е) как-нибудь пригласить девочку к себе домой, создав условия для выплеска эмоций девочки, что, безусловно, облегчит ее психологическое состояние.

9. В классе – девочки-близнецы из многодетной семьи; они скромно одеты, никогда не приносят в школу завтраки, фрукты, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию?

а) взять девочек под свою опеку и в обиду не давать;

б) поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей;

в) дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить;

г) потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь – на государственные субсидии не очень-то разживешься!

10. Желая уязвить учителя, один из учеников постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в данном случае?

а) никак не реагировать;

б) не замечать – «сочтетесь» на ответе у доски или на контрольной;

в) не уставать делать замечания – зачем же такое терпеть;

г) доверительно побеседовать с мальчиком один на один и выяснить причину его «протеста»;

д) как-нибудь зайти в класс и поздороваться, повернувшись к детям спиной, а затем объяснить, кому подражали.

11. Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведением ученика, сорвался и оскорбил его. Обиженный подросток пригрозил учителю судебным разбирательством. Что делать учителю?

а) сдержанно извиниться и продолжать урок;

б) потребовать разбирательства в кабинете директора с участием родителей;

б) сурово пригрозить ученику встречным иском и взысканием с его родителей крупной суммы за моральный ущерб;

г) срочно переключиться на урок; для начала дать школьникам трудное задание, чтобы отвлечь их от инцидента;

д) хоть на пару минут выйти из класса и остыть (выпить воды, покурить), а, вернувшись, как ни в чем ни бывало продолжить урок.

12. Учитель пришел на урок. На доске надпись: «Евдокимов козел». Как поступить?

а) не говоря ни слова, вытереть доску и начать урок;

б) сразу спросить: «Кто сегодня дежурный? Евдокимов?»

в) спросить у дежурного, почему доска к уроку не готова?

г) твердо сказать: «Евдокимов, встань! Ребята, посмотрите внимательно: неужели Евдокимов похож на козла?»

д) несколько минут посвятить рассказу о том, что в традициях русской культуры козел – символ плодородия, а, значит, сытости и богатства. Именно поэтому во время праздников и гуляний люди часто рядились в козлиные шкуры. А затем спокойно попросить дежурного вытереть доску.

13. В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?

а) выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий – вдруг она уважительная?

б) какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях подобных опозданий;

в) один раз запереть дверь в класс на ключ и не пустить опоздавшего – пусть помается в коридоре!

г) предложить однажды свою помощь этому ребенку, например, позвонить ему домой в 6 часов утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, чтобы положить конец опозданиям.

14. Словесник и физик больны. У детей уже третий урок геометрии. Ребята устали. Как поступить учителю?

а) а учитель не устал?! Поэтому оптимальный вариант для подобной ситуации – несложная контрольная по геометрии – и дети расслабятся, и учитель отдохнет;

б) право учителя – наотрез отказаться от проведения третьего подряд урока геометрии – это нарушение всяких правил;

в) если общая культура и начитанность позволяют, поговорить с детьми о месте геометрии в жизни людей – вчера и сегодня, показав им неожиданные ракурсы этой области знаний;

г) вместо третьего урока геометрии провести классное собрание и поговорить с ребятами об их проблемах;

д) убедить администрацию отпустить ребят домой.

15. Шпаргалки: какие они бывают, как их обнаружить, «конфисковать» их или не стоит?

а) ни на минуту не прекращайте хождение между рядами парт, тогда уж точно все шпаргалки обнаружите и «конфискуете», даже если после этого контрольная будет провалена;

б) самое главное – обнаружить шпаргалку, тогда, и не «конфискуя» ее, всегда можно применить «репрессивные» меры, например: сразу поставить двойку, записать замечание в дневник, позвонить родителям и пр.;

в) обнаружив шпаргалку, сразу же дайте ее хозяину индивидуальное задание (набор подобных заданий должен быть заготовлен заранее), выполнению которого шпаргалка не поможет;

г) подготовка шпаргалок – большой труд, и его надо оценить, особенно когда речь идет о слабом ученике, который без шпаргалки как без рук.

16. Учитель перехватывает записку с карикатурой на себя и весьма нелестным комментарием внизу. Как поступить?

а) демонстративно порвать и выбросить;

б) показать перехваченную записку всему классу и попросить ребят выразить свое к ней отношение;

в) похвалить автора за художественное мастерство, но посочувствовать его недостаточной успеваемости;

г) главное – выяснить, кто автор записки, а уж управа на него найдется;

д) задумайтесь: нет ли в вашей внешности и поведении и впрямь чего-то карикатурного, провоцирующего подобные записки.

17. Во время объяснения нового материала ученик задает вопрос, ссылаясь на противоположное утверждение другого учителя. Как поступить в такой ситуации?

а) поговорить с этим «другим» учителем и выработать общую тактику поведения;

б) не смущаясь, «гнуть свою линию» – пусть ученик уяснит Вашу позицию, а не другого учителя;

в) резко осадить ученика, дав понять, что не придаете никакого значения его вопросу;

г) сразу же взять дневник и записать замечание за неуместные вопросы на уроке.

18. Один из учеников постоянно демонстрирует свою эрудицию, подчас ставя учительницу в тупик. Как ей вести себя?

а) взяться за систематическое образование – так она очень скоро «догонит» эрудита и «заткнет его за пояс»;

б) самое беспроигрышное – отшучиваться в сложных ситуациях;

в) свести с эрудитом «счеты» на контрольной;

г) посоветовать ученику перейти на экстернат и досрочно окончить школу;

д) поговорить с эрудитом с глазу на глаз и хорошенько его припугнуть, чтобы знал свое место;

е) доверительно поговорить с эрудитом и убедить его войти в Ваше положение: у вас маленький ребенок, растите его одна, работаете на двух работах – когда же вам читать новейшую литературу, чтобы пополнить свои знания?

19. Взяв на проверку тетради, учитель обнаруживает в одной из них на последней странице записи личного, интимного характера. Как среагировать?

а) сделать вид, что ничего не заметили;

б) вернув проверенные тетради, найти подходящий момент для доверительной беседы с девочкой, не связывая прямо тему беседы с тем, что прочитали в тетради;

в) позвонить девочке домой так, чтобы она не знала об этом, и серьезно поговорить с ее мамой;

г) проверив тетрадь, аккуратно вырвать страницу с «откровениями» и выбросить – тем самым вы дадите понять, что прочитали, но не одобряете того, что написано;

д) под обнаруженными «откровениями» сделать краткую запись: «Таня, стыдись!» – и расписаться.

20. На сложной контрольной (экзамене) девочка впадает в истерику, рыдает из-за того, что не может найти решение. Как поступить учителю?

а) универсальное средство в этом случае – дать девочке стакан воды;

б) опытный учитель всегда носит с собой валидол – он поможет девочке успокоиться;

в) главное – помочь девочке успокоиться, а экзамен она может сдать и в другой раз, в крайнем случае – через год;

г) главное – помочь девочке успокоиться и лучший способ для этого – намек на правильное решение или неназойливая подсказка.

21. В классе – слабый, неуспевающий ученик, однако ребята хорошо к нему относятся, часто просят за него учителей. А как быть учителю?

а) посоветоваться с другими учителями и принять гибкую тактику реагирования, помочь ученику догнать одноклассников;

б) не обращать внимания на ходатайство детей и «гнуть свою линию», выставляя объективные оценки;

в) беря пример с учеников, организовать среди учителей «круговую поруку» и не идти двоечнику ни на какие уступки;

г) дать понять детям, что их заступничество вызывает обратную реакцию и доказать это соответствующими оценками.

22. Как бороться на уроках с электронными играми, картами и пр.?

а) не обращать на игроков внимания: хороши они будут, когда Вы вызовете их к доске или дадите контрольную работу;

б) постоянно напоминать, что для игр существуют перемены, а также масса времени после уроков;

в) прежде всего, так загрузить учащихся работой на уроке, чтобы им было не до игр;

г) все игры немедленно прекращать (обязательно сделать запись о нарушении дисциплины в дневнике учащегося).

23. Дежурство в классе – всегда проблема: ребята изо всех сил стараются его избежать, как-нибудь увильнуть. А что делать классному руководителю в этой ситуации?

а) залог порядка в дежурствах – дружелюбие и взаимопомощь в классе, не позволяющие подвести товарищей, классного руководителя, игнорировать свой долг по отношению к ним;

б) залог порядка в дежурствах – четко составленный график, постоянно висящий у детей перед глазами;

в) залог порядка в дежурствах – авторитет классного руководителя, подвести которого немыслимо, а ослушаться небезопасно…

24. Зайдя на перемене в класс, учитель видит, как дети гоняют по полу булочку. Как на это реагировать?

а) да никак: булочку уже не «спасти», «футболистов», видимо, тоже…

б) на ближайшем классном часе поговорить с ребятами о хлебе, в частности, рассказать им о его культурно-обрядовом и магическом значении, почитании хлеба на Руси;

в) потребовать немедленно прекратить безобразие, булочку поднять с пола и положить на учительский стол;

г) всех «футболистов» препроводить к директору, а булочку захватить как вещественное доказательство.

25. К учителю приходят родители неуспевающего ребенка. Не зная, что им делать со своим чадом, родители просят отнестись к ребенку снисходительно. А как поступить учителю?

а) пойти навстречу пожеланиям родителей;

б) корректно, но твердо дать понять родителям, что их просьба невыполнима;

в) предложить родителям, чтобы ребенок посещал дополнительные занятия в школе или же нанять ему репетитора;

г) сложными могут быть не только дети, но и их родители. С последними лучше беседовать в присутствии кого-либо еще из педагогов или администрации школы. Так вы скорее придете к верному решению проблемы.

26. Из-за болезни учительницы у ребят «окно». Они приходят к другому учителю и просят разрешить им посидеть на его уроке. Как быть?

а) конечно, пустить, если ребята дисциплинированные и в классе есть свободные места;

б) ни в коем случае не пускать – будет сплошной беспорядок!

в) посоветовать ребятам пойти во двор и погулять – такую возможность упускать нельзя;

г) посоветовать ребятам пойти в школьную библиотеку и почитать что-нибудь интересное;

д) посоветовать ребятам подготовить какие-либо уроки на завтра, чтобы время не пропало даром.

27. В классе лидер, явно отрицательно влияющий на детей. Как вести себя классному руководителю, учителю?

а) нейтрализовать отрицательное влияние такого лидера можно, лишь опираясь на лидеров противоположного толка, ненавязчиво акцентируя их преимущества;

б) лучше всего нейтрализовать такого «лидера» шуткой, искрометным юмором, иронией, а иногда – и насмешкой;

б) хотя бы раз нужно «открытым текстом» поговорить с ребятами об их «кумире», спокойно и психологически доказательно его развенчать, а детей – заставить задуматься…

г) борьба с таким лидером будет эффективной, если в нее вовлечены все учителя во главе с завучем или директором;

д) самое верное – избавиться от такого лидера, потребовав его перевода в другой класс или школу.

28. Молодой учитель застает ученика 7 класса в туалете с сигаретой. Как поступить?

а) попросить ученика впредь курить только во дворе школы, а не в помещении;

б) серьезно поговорить с мальчиком и отпустить – что делать, ему подскажет совесть;

в) сказать все, что вы думаете о курении, и потребовать от ученика, чтобы выбросил сигарету;

г) отобрать сигарету и выбросить в унитаз;

д) застав нарушителя на месте преступления, сразу вести его к директору, обязательно прихватив улику – окурок.

29. Учительница идет по коридору. Навстречу – один из учащихся. Поравнявшись с учительницей и глядя на нее, мальчик проходит мимо, не поздоровавшись. Как поступить в этом случае?

а) громко сказать: «Здравствуй, Кондратьев! Ну-ка подойди сюда! Ты почему не здороваешься?»

б) сказать с иронией: «Здравствуй, Конд


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.212 с.