Тема: Имя прилагательное – часть страны Речь. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема: Имя прилагательное – часть страны Речь.

2020-07-03 158
Тема: Имя прилагательное – часть страны Речь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное»

 

Выучите рифмовку «Имя прилагательное».

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

Игра «Кто какой?»

На доске записаны слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа – столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке. Записать словосочетания правильно. Выигрывает тот, кто быстрее других выполнит задание.

серый

олень

хитрая

ёж

неуклюжий

лиса

колючий

волк

длинноухий

медведь

пушистая

змея

рогатый

заяц

ядовитая

белка

Игра «Кто это?»

На доске в 3 столбика записаны имена прилагательные. Нужно составить словосочетания (с названиями животных). Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

жадный

хитрая

трусливый

мохнатый

толстоногий

вертлявая

горбатая

пушистая

колючий

упрямый

ядовитая

рогатый

злой

голосистый

длинношеий

быстроногая

длинноклювый

лёгкая

Игра «Объясни пословицу».

Игрок читает пословицу, объясняет, как он понимает её смысл, и находит слова, обозначающие признаки предметов.

  1. Маленькое дело лучше большого безделья.
  2. Чёрная земля белых рук не любит.
  3. Зимой снег глубокий - летом хлеб высокий
  4. Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зелёная ветка.

Конкурс знатоков.

На доске записаны словосочетания. Один из учеников должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное, близкое по смыслу. А другой – противоположное по смыслу. Слова, противоположные по смыслу (антонимы), записывают слева, а слова близкие по смыслу (синонимы), - справа от словосочетаний.

Свежий хлеб, свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежая газета.

Чёрствый – свежий хлеб – мягкий

Тёплый – свежий ветер – прохладный

Тусклые – свежие краски – яркие

Грязная – свежая рубашка – чистая

Старая – свежая газета – новая.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/01/03/vneklassnye-zanyatiya-po-russkomu-yazyku-3-klass

 

Занятие 23.

Тема: Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным).

Цель: закреплять умение устанавливать связь между частями речи; выделять слова, называющие признаки предметов, по их лексическому значению и по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?

Ход занятия.

От рождения у Прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа, падежа.

- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы.

Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

На доске записан главный вопрос: какую роль в языке выполняют слова-названия признаков предметов?

– Ребята, сегодня мы должны ответить на этот вопрос. Внимательно прочитайте слова (записанные на мультемедийной доске), найдите в каждом столбике лишнее слово. Какие группы слов получили?

белка принес вкусное

рыжий рисует зеленеет

солнце ползёт красные

ёжик сладкое мальчик

играть спит умная

(Дети называют слова каждой группы, учитель меняет карточки местами.)

белка поёт вкусный

мальчик рисует сладкое

солнце ползёт красный

ёжик спит рыжий

школа играть умная

– По какому признаку вы определили слова в 1-й столбик? (Это имена существительные.)

– Докажите. (Эти слова отвечают на вопросы: Кто? Что? и обозначают предмет.)

– Какие признаки имен существительных вы знаете? (Существительные бывают одушевленные, неодушевленные, собственные, единственного и множественного числа.)

– По какому признаку вы определили слова во 2-ую группу? (Это глаголы.)

– Докажите. (Эти слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делают? и т. д., бывают единственного и множественного числа.)

– Обратимся к третьей группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните этот столбик своими примерами. (Дети приводят примеры)

– Что общего у этих слов? (Они отвечают на одинаковые вопросы)

– Попробуем ответить, для чего нужны в русском языке такие слова.

– Сформулируйте тему урока.

– Послушайте текст. (Учитель читает текст 2 раза):

А) Наступила весна. Тает снег. Бугут ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Б) Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Бегут говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

– О чем был первый текст? (О весне.)

– О чем был второй текст? (Тоже о весне)

– Как вы узнали?

– Какие прилагательные украшают текст?

– Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет.)

– Докажите.

– Что же отличает первый текст от второго? (Наличие слов-названий признаков предметов. С ними текст становится красивее. Слова-названия признаков предметов нужны для красоты описания.)

– Во втором тексте я использовала прилагательное последний для описания снега. Но это слово не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово пушистый или слово серебристый. (Нет, слово последний наиболее точно описывает снег.)

Вывод: слова-названия признаков нужны для точности описания.

– Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег. (Каждому ученику дается карточка, дети ставят стрелки.)

Какой может быть снег:

Зимний, весенний, последний, искристый, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

– Если точно описать предмет с помощью слов-названий признаков, то можно узнать его, даже не видя. Например,

Бурый, мохнатый, косолапый…. (медведь)

А здесь кто-то важный на толстенькой ножке,

сам в красной шляпке, на шляпке белые горошки. (мухомор)

О ком пойдёт речь?

У неё самое большое, любящее сердце. Она дарит детям тепло, любовь, радость, нежность, заботу и надежду…

Она всегда рядом… (мама)

- Давайте опишем маму: Какие у мамы руки? Какой у мамы голос? Какое у мамы сердце? Какая мама?

– А теперь попробуйте описать своего одноклассника с помощью слов-названий признаков, а мы отгадаем, о ком идет речь. (Дети пытаются отгадать, о ком идет речь.)

– Что уточняют эти слова? (Имя существительное)

У существительных подчас. Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить, им веселее станет жить:

Вот громкий стук, вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар, вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

– С помощью слов-названий признаков можно описать у существительных величину, форму, вкус и т.д.

(Учитель выставляет карточки со словами: величина, форма, вкус, цвет…)

– Всё это называется одним словом – «признаки».

– Итак, ответим на главный вопрос урока: какую роль в языке выполняют слова-названия признаков предметов.

Вывод: слова-названия признаков нужны для описания и уточнения имен существительных.

Оценивание работы.

 

 

Занятие 24.

Тема: Сочинение-миниатюра по репродукции картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели".

Цели: Познакомить учеников с произведениями разных авторов о весне. Развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая благоприятную атмосферу. Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. Воспитывать чувство коллективизма и любви к природе.

Оборудование. Магнитофон, аудиозаписи П.И. Чайковского "Времена года", грамзапись "Голоса птиц"; репродукция картин и И.И. Левитана "Весна. Большая вода", детские рисунки на тему "Весна"; тексты стихов, "Красная книга"; словари синонимов, листы с текстами для работы учащихся в группе.

Ход занятия

1. Этап подготовки к усвоению нового материала "Вхождение в тему".

- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»).

- Догадались ли Вы о том, кто нас приглашает на урок? Если нет, то попробуйте отгадать загадку:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (ВЕСНА).

III. Сообщение темы. Постановка цели и задач.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, тему занятия, записанную на доске.

"В мир звуков и красок весны"

- Подумайте, о чем сегодня может пойти речь? (Ответы детей).

- Сегодня у нас занятие по развитию речи, на котором вы узнаете много нового о слове, расширите свой словарный запас, будете учиться красиво говорить, а результатом вашей деятельности будет написание сочинения-миниатюры.

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова А.К. Толстого.

"Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет".

(А.К. Толстой)

 

IV. Этап усвоение новых знаний.

1. Звучит музыка П.И. Чайковского "Март".

- Понравилась ли вам музыка? (Ответы детей).

- Слышите, это Фея – Весна пролетает над своей страной, указывая нам путь в царство весны. Но чтобы не заблудиться по дороге, давайте вспомним, по каким приметам мы узнаем весну? (Снег тает, птицы прилетают, звенит капель и т.д.).

- Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.

Весна днем красна.

Вода с гор притекла - весну принесла.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

В марте вода, в апреле трава.

- При помощи чего (каких средств) композитор сумел передать нам звуки весны? (Темп, высота звуков, инструменты …).

- Представьте, что вы композиторы, какую бы музыку написали?

- Почему мы связываем эти звуки именно с приходом весны? (Ответы детей).

2. Эти особые звуки напоминают человеку о том, что длинная зима вновь сменяется весной. Вот как об этом пишет Ф.И. Тютчев (чтение стихотворения "Весенние воды"). А.П. Чехов весну описал так: "Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат…".

- Обратите внимание, что Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. Как в литературе называется такой прием? Что он означает?

- Звуки, звуки, звуки … Прозвучали стихи и музыка о весне. Самые разные приметы этого времени года привлекали внимание поэтов, писателей и композиторов. Но общим было то, что весну в их произведениях мы не только видели, но и слышали. Как же это получилось? (Ответы детей).

3. - Ребята, но только ли слова помогают нам представить приход весны?

- Перед вами репродукции картин русских художников А.К. Саврасова "Грачи прилетели" и И.И. Левитана "Весна. Большая вода". Всмотритесь в картины и постарайтесь "услышать" звуки весны, которые передали художники. (Ответы детей).

- Какие краски использовали художники? (Ответы детей).

V. Физминутка.

VI. Речевая подготовка.

- Поэты писатели, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. А найдутся ли у вас такие слова, чтобы описать красоту весны? В группах подберите красочные определения к словам, которые подойдут к описанию следующих предметов:

1 гр.

весна

2 гр.

небо

3 гр.

ручьи

4 гр.

солнце

(Дети в группах подбирают и записывают эпитеты).

- Зачем мы подбираем эпитеты? (Чтобы сделать свою речь более выразительной).

VII. Орфографическая подготовка.

- Чтобы правильно написать слова в сочинении, давайте повторим правописание изученных орфограмм.

в_сна

д_жди

б_гут

п_ют

чу десная

ду ши стая

 

 

- Что общего у слов каждого столбика? Какими частями речи они являются?

- Как быть, если вы не знаете правильное написание слова? (Ответы детей).

Учитель раздает словари.

VIII. Лексико-грамматическая подготовка.

1. О чём нужно помнить при составлении текста? (На доске написаны признаки текста).

2. В группе составьте предложения из данных слов.

 

1 гр.

весна, дружная, пришла

 

2 гр.

теплое, солнышко, светит

 

3 гр.

лед, на, треснул, лесных озерах

 

4 гр.

березах, на, почки, маленькие, надулись,

(Проверка предложений).

3. Сравните два текста. Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Какой вам понравился больше и почему?

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

IX. Написание сочинения.

- А теперь вы сами выступите в роли писателей и напишите маленькое сочинение (сочинение-миниатюру) о весне.

Кому трудно самостоятельно написать работу, могут использовать карточки-помощницы.

X. Чтение творческих работ учащихся. Оценивание.

XI. Рефлексия по схеме:

- Я научился …

- Мне было интересно …

- Мне было трудно …

- Мне понравилось …

- Мне бы хотелось …

XII. Итог урока.

- Прочитайте эпиграф еще раз и скажите, почему он подходит к нашему уроку.

- Что вы сегодня узнали о весне?

Наш урок мне хотелось бы завершить стихотворением Е.Баратынского:

Весна, весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурью живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам

Летают облака.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/08/28/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-3-klass-obuchenie

Занятие 25.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.