Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2020-07-03 | 307 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: обобщить сведения о глаголах; закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку.
Ход занятия
Воскобойников «Я учу глаголы» (читает заранее подготовленный ученик)
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так –
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю!..
Я и прыгал!
Я и двигал!
Я и топал!
Я и пел! –
До тех пор, пока в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел…
Открываю: наш сосед
(Он живёт под нами).
Не причёсан,
Не одет –
В тапках и в пижаме…
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?!
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
Или, может быть, у вас
Школа вся гостит сейчас?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет…
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
Сегодня мы поговорим о глаголах. Это важная часть речи, ведь без них далеко не уедешь, не умчишься, не укатишь, не улетишь, не унесёшься, и вообще не попрыгаешь, не побегаешь, не поскачешь, не покрутишься, не повертишься, не потанцуешь, не попоёшь и даже ничего не натворишь! Потому что для всего этого нужно совершить действие. А действие – это глагол. Сегодня мы волшебники! И играть будем с цветиком-семицветиком. На его лепестках записаны задания. Если команды выполнят все задания правильно, и мы оторвём все лепестки, то сможем загадать желание. (На доске прикреплён цветок с отдельными лепестками. В сердцевине надпись глагол. При выполнении заданий каждая команда поочередно открепляет лепестки.)
Задание 1. Сосчитайте все глаголы в стихотворении, определите время.
А Глагол всегда в работе,
|
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.
Варит, жарит, мастерит,
Режет, пилит, говорит.
Так его легко узнать –
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос: «Что делать?» – есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.
(Н.Анишина)
Задание 2.
Определите род данных глаголов: шумит, плавает, кричу, трещат, сидим, зовёшь.
- Почему невозможно определить род? (Род можно определить у глаголов единственного числа прошедшего времени).
Поставьте глаголы в прошедшее время, изменяя их по родам. (Шумел– шумела – шумело).
Задание 3.
Определите число данных глаголов:
Затихает, пронеслась, направляюсь, замолчал, соскользнул, развалился, громоздились, хвалился, приближаешь, заглядывал, темнеет, перекликались, шагаешь, выползали, плескались, удержал, молодеет, появилась, возвращались, доносились, осветил, набежали, останавливает.
Задание 4.
Замените словосочетания одним словом:
Вести борьбу –
Давать советы –
Оказывать помощь –
Питать ненависть –
Принимать участие –
Производить осмотр –
Проявлять интерес –
Задание 5.
Раскройте скобки. Обоснуйте свой ответ.
Таня ещё (не) достаёт рукой до форточки. В этой тетради явно (не) достаёт нескольких страниц. В каникулы Оля ни разу (не) доставала учебник по русскому языку. (Не) доставало ещё опоздать в школу! Тебе (не) достаёт удачи, потому что ты мало работаешь. Лисе (не) достать птичку на ветке. Этого только (не) достаёт!
Задание 6.
Закончи пословицу.
Мир строит, а война … (разрушает)
Смелый побеждает, а трус … (погибает)
Труд кормит, а лень … (портит)
Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)
Лето припасает, а зима … (подъедает)
Лентяй ест – греется, а работает - … (мерзнет)
Декабрь год кончает, а зиму … (начинает)
Легко друга потерять, но трудно … (найти)
По одежке встречают, а по уму … (провожают)
Ласточка день начинает, а соловей …(кончает)
Задание 7.
Воспользовавшись орфоэпическим словарем, поставьте ударение в глаголах:
|
Начался, звонит, поняли, собралась, прибыли, отняли, вручит (начался́, звони́т, по́няли, собрали́сь, при́были, о́тняли, вручи́т).
Подведение итогов игры. Награждение.
- Итак, все задания выполнены, поэтому каждый из нас может загадать своё заветное желание.
Занятие 26.
Тема: Глагол и его друзья.
Цели: повторение и систематизация изученного материала по теме "Глагол".
Ход занятия.
1. Инсценировка. (Грамматическая сказка “Глагол и его друзья” В. Волина Веселая грамматика, издательство “Знание”. Москва, 1995)
Жил – был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую–нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит сидит имя Существительное на камушке и плачет
– Что ты так пригорюнилось?
– Да вот, живу-живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.
– Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
– Что ты кручинишься. Прилагательное?
– Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
– Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились.
С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают?
Существительное получил сразу две должности, оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей).
А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
2. Итак, отправляемся в путешествие по волшебной области "Глагол" с друзьями Глагола с Существительным и Прилагательным. При этом нам: пригодятся знания о подлежащем, сказуемом, об однородных словах, времени глагола, знание орфограмм.
Когда люди отправляются в путешествие, они определяют маршрут и путешествуют, как правило, группами. Что мы и сделаем. У нас 4 группы, каждая получает по маршрутному листу. За выполнение каждого задания группа получает жетон, за дополнения получает дополнительный жетон. В конце занятия подведем итоги. Посмотрим, кто победит. Ну что в путь!
|
Маршрутный лист 1.
1. Расскажите о глаголах настоящего времени. Приведите примеры.
2. Что общего между словами письмо, пение, строение? Образуйте и запишите глаголы настоящего времени, единственного лица.
3. Что общего между словосочетаниями моросит с утра, плыть по небу, сидеть на траве? Запишите словосочетания. Определите главное и зависимое слово, докажите графически.
4. Прочитайте. Спишите. С деревьев опадают желтые листья. Объяснить орфограммы.
Разберите предложение по членам и по частям речи.
5. Прочитайте. Спишите: белить, белый, белил, белизна, белит. Определите время глаголов.
6. Запишите антонимы: потерять - …, открыть - …, дать - …, купить -....
Маршрутный лист 2.
1. Расскажите о глаголах прошедшего времени. Приведите примеры.
2. Что общего между словами помощь, краска, дума? Образуйте и запишите глаголы прошедшего времени, единственного числа. Выделите суффиксы.
3. Что общего между словосочетаниями жить у моря, везти на машине, прочитать в газете? Запишите словосочетания. Определите главное и зависимое слово, докажите графически.
4. Прочитайте. Спишите. На лесных полянах краснеют рябины. Объясните орфограммы. Разберите предложение по членам и по частям речи.
5. Прочитайте. Спишите: помощник, поможет, помогаешь, помощь, помогать. Определите время глагола.
6. Запишите синонимы: смеяться -.., плакать -.., смотреть -.., трудиться -..
Маршрутный лист 3.
1. Рассказать о глаголах будущего простого времени. Привести примеры.
2. Что общего между словами сад, смотр, рассказ? Образуйте и запишите глаголы будущего времени, множественного числа.
3. Что общего между словосочетаниями засеять поле, выполнить работу, нести сумку? Запишите словосочетания. Определите главное и зависимое слово, докажите графически.
4. Прочитайте. Спишите: На солнце блестит мокрая трава. Объясните орфограммы. Разберите предложение по членам и по частям речи..
|
5. Прочитайте. Спишите: игрушка, играть, игровая, поиграл, играем. Определите время глагола.
6. Подберите синонимы и антонимы: спать - …, веселиться -..., ломать -...
Итог.
- О чем говорили сегодня на занятии? Что повторили?
- Кто доволен своей работой?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
Занятие 27.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!