Тема: В стране парных звонких и глухих согласных. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Тема: В стране парных звонких и глухих согласных.

2020-07-03 164
Тема: В стране парных звонких и глухих согласных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.

 

В класс входит Незнайка. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический словарь».

 

Незнайка

Дорогие мои ребятишки!

И я нынче взял в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знанья свои совершенствовать.

 

Первая наша остановка в стране «Словария». Из расставленных на доске слов с непроверяемым написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня».

 

(Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород, молоток, завод, плуг, рабочий, овёс.)

I вариант II вариант

город колхоз

завод огород

молоток плуг

рабочий овёс

 

Дорогие мои победители,

А в зоопарк не хотите ли?

 

Будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.

Вот царь зверей могучий ле...(ф, в),

А тут жира... (в, ф) с длиннющей шеей.

Ушастый ё... (ш, ж). Чем не хорош?

Ено... (д, т)-красавец смотрит вниз,

Там потянулась сладко ры...ь (з, с).

Плывёт могучий бегемо... (т, д),

Медее...ъ (т, д) над нерпою ревёт.

И белый голу...ь (б, п) там летает,

После трудов отдохнуть приглашает.

 

А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете проверочное.

(Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-прихватка, салфетка.)

 

Назвали предметы все по порядку,

Теперь приглашаю всех на зарядку.

(Проводится физкультминутка.)

 

Мелкие шажки — раз, два, три.

Лёгкие прыжки — раз, два, три.

Вот и вся зарядка — раз, два, три.

Мягкая посадка — раз, два, три.

 

Продолжаем занятие.

Внимание, внимание! Начинаем соревнование!

Кто запомнит из стихотворения больше слов?

Осень шагает

В жёлтом пальтишке,

С кедров сшибает

Бурые шишки.

Трах — на опушку,

Бух — на кукушку,

Хлоп — на зайчишку

Падают шишки.

Ходит зайчишка

Весь в синяках,

Как после стрижки

Шерсть на боках.

 

А сейчас почтальон Печкин вручит вам приглашения, каждому варианту свое.

1 вариант

Каток Сад Детский мир

Лё…кий Доро…ка Игру…ки

Мя…кий Тро…ка Лоша…ки

Гла…кий Бере…ки Крова…ка

Сколь…кий Ду…ки Ры…ка

Ре…кий Рома…ки Мы…ка

2 вариант

Школа Море Столовая

Тетра…ка Пло…цы Сли…ки

Кни…ка Гре…цы Голу…цы

Обло…ка Фла…ки Хле…цы

Промока…ка Остро…ки Пиро…ки

 

Дети пишут слова яркими фломастерами, желающие рисуют. Входит Бабушка-Загадушка.

- Дорогие ребятки, отгадайте загадки.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким — сам звеню я на раздолье.

(Колос, голос)

 

С глухим согласным — я число,

Со звонким — вид железа.

(Шесть, жесть.)

 

Ну и молодцы же вы, ребятки,

Быстро отгадали все загадки.

А теперь скажите скороговорку:

Из карманов у Аркашки

Вечно сыплются бумажки.

Ну и молодцы, ребята, хорошо потрудились и все отличились.

 

Напоследок, мои ребятишки,

Получите, пожалуйста, книжки.

Родители вручают детям книгу «Загадки». Входит Буратино.

 

Буратино

А сейчас давайте играть.

Будем кукол мы одевать.

(Команда девочек получает куклу-девочку, команда мальчиков — куклу-мальчика.)

 

Девочки наши добрые и ласковые, назовите ласкательные слова. Что есть у вашей куклы?

(Девочки называют слова: глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки.)

Вот какая красавица — кукла. А что оденут мальчики на свою куклу?

(Мальчики называют слова: шубка, сапожки, шапка, варежки, рубашка.)

Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" http://festival.1september.ru/articles/522486/

 

Занятие 11.

Тема: В стране одиноких согласных.

Цель: закреплять умения определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук, находить и проверять в словах букву парного согласного звука, различать проверочное и проверяемое слова.

 

Ход занятия.

Грамматическая сказка «Спор согласных».

В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошел спор.
В таких словах как ГРИБ, УЛОВ, БЕРЕГ, ГОРОД, НОЖ, АРБУЗ нужно писать на конце букву звонкого согласного – твердили они. Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, – говорили глухие.

– Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, КОЛХОЗ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, – усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали…
– А чего они не знали? Давайте, ребята, поможем (правило в стихотворной форме).

– Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд – труды, кот – коты,
Будешь грамотным и ты.

 

Разучивание рифмовки.

Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Разгадывание загадок.

Найдите в словах загадки «сомнительные» согласные». Выпишите их и напишите проверочное слово.

а) Я и круглый, я и гладкий, б) На ушах его серёжки,

И на вкус приятно сладкий. А на ножках есть сапожки.

Знает каждый карапуз, На головке гребешок.

Что меня зовут …. Вот какой наш ….

(Арбуз.) (Петушок.)

в) Кто сидит на крепкой ножке г) Я и горький, я и сладкий,

В бурых листьях у дорожки? К солнцу я тянусь из грядки.

Встала шапка из травы - Малышам полезный друг,

Нет под шапкой головы. А зовусь я просто ….

(Гриб.) (Лук.)

д) Плывёт пароход, е) Сладкие крошки

То взад, то вперёд, На короткой ножке.

А за ним такая гладь - Кто проходит близко,

Ни морщинки не видать. Кланяется низко.

(Утюг.) (Земляника.)

Метаграммы.

 

а) С глухим согласным наливаюсь в поле, б) С глухим траву она срезает,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. Со звонким и листочки объедает.

(Колос – голос.) (Коса – коза.)

в) С глухим согласным мы его читаем, г) Со звонкой на конце он значит

Со звонким – в нём мы обитаем. Примерно то же, что «не стар».

(Том – дом.) С глухой – по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар.

(Молод – молот.)

д) С глухим шипящим я числительное, е) С глухим шипящим кругл, как мячик.

Со звонким – имя существительное. Со звонким – как огонь горячий.

(Шесть – жесть.) (Шар – жар.)

ж) Со звонким – много времени пройдёт, з) Со звонким – я цветов царица. С глухим – он ест мышей и песенки поёт. С глухим – лишь капелька водицы.

(Год – кот.) (Роза – роса.)

Игра «Цветик – семицветик».

На доске – 3 плаката с цветами без лепестков (стебель и сердцевина). Вокруг сердцевины прорези для вставки лепестков. На отдельных листках готовятся лепестки всех цветов спектра. На обратной стороне каждого лепестка – слово с пропущенным парным согласным.

Каждая команда получает набор из 7 лепестков, вставляет пропущенные согласные, прикрепляет лепестки к сердцевине цветка и объясняет выбор буквы. Побеждает та команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Слова для записи на лепестках: бро...ь, гри.., яго..ка, ры..ки, гла..ки, сапо..ки, скри.., дож..ь, ду.., гу..ки, фла..ки, ро.., бере..ка, голу..ь, зу.., хле..цы, пло..цы, пиро..ки, сне.., ре..ка, го...

5. Игра «Подумай – объясни!»

В стихотворениях есть пары строк, концы которых совпадают, звучат одинаково. Это называется рифмой. Как же в выделенных словах получается рифма? Ведь в них только гласные одинаковые, а согласные пишутся по-разному! Выигрывает тот, кто первым ответит на этот вопрос.

Не тот хорош

Кто лицом пригож,

А тот хорош,

Кто для дела гож.

Дружно

Не грузно,

А врозь

Хоть брось.

- Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко.

Будто мёдом налилось,

Видно семечки насквозь!

Потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонил медведь

И как начал, как начал реветь!

Итог.

– Как проверить звонкие и глухие согласные, если они находятся в слабой позиции?

 

Занятие 12-13.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.