В г. Житомире 9 июля 1912 года — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

В г. Житомире 9 июля 1912 года

2020-11-03 79
В г. Житомире 9 июля 1912 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предмет урока - дальнейшее объяснение молитвы «Царю Небесный» в младшем и среднем отделениях, а затем объяснение вечерни детям старшего отделения вместе со средним.

Пред уроком учитель предлагает детям хорошенько вслушаться 

в слова молитвы «Царю Небесный», которую сейчас будут петь. Затем говорит детям старшего отделения, чтобы они нашли в Часослове чин вечерни, просмотрели его внимательно, что сначала и потом читается или поется, вспомнили, так ли совершается вечерня в праздник, как обычная, порядок которой

изложен в Часослове, в читались, наконец, в псалом: «Благослови, душе моя, Господа». После того начинаются занятия с младшим и средним отделениями (о которых см. 

в предыдущем конспекте). - Сна чала молитва снова читается детьми среднего отделения и младшего - хором, группами 

и в одиночку. Окончив объяснение тех или иных слов молитвы, учитель предлагает вспоминать дальнейшие слова детям младшего или среднего отделений. Окончив объяснение молитвы, учитель дает детям младшего отделения самостоятельную работу - писать палочку, к осой крестик (дети среднего отделения говорят, что первою можно обозначить слово «Иисус», а вторым - слово «Христос»), крестик прямой двухконечный и восьмиконечный (дети при этом смотрят, как нужно писать: написать прямой крест, затем добавить сверху палочку прямую, а внизу наискось; учитель напоминает, имея в виду картину, что вверх у была надпись, а внизу стояли ноги Иисусовы), наконец, треугольник, напоминание о Пресвятой Троице. Чтобы работа получила больший смысл, учитель говорит детям, что в прежнее время христиан мучили, преследовали и они убегали в подземные пещеры, катакомбы, изображать Иисуса Христа им было нельзя, но они, чтобы напоминать себе постоянно об Иисусе Христе, 

не только на себе изображали крест, но и на дверях, блюдах писали имя Иисуса Христа буквами, изображали Крест Его и т.д.

 

Затем учитель переходит к старшему и среднему отделениям. Спросив детей, по чему вечерня так называется, учитель заставляет их сказать, как она начинается, по чему с возгласа

«Благословен Бог наш» (потому что всяк ое дело нужно 

начинать с благословения Божия, объясняют дети). За тем дети вспоминают начало вечерни праздничной: после возгласа («Слава

Святей») поется трижды (в честь Святой Троицы, объясняют дети): «приидите, поклонимся», — это потому, что нельзя прийти 

в церковь с улицы с обычными пустыми, иногда грешными

мыслями, нужно сосредоточиться, и вот святая Церковь призывает к тому словами «приидите, поклонимся», чтобы мы оставили все житейское и начали поклоняться Богу с вниманием и благоговением (это дети объясняют при помощи учителя). - «Что далее?» - «Поется «Благослови, душе моя, Господа"". - 

«За что прославляется Господь в псалме?» Ввиду затруднения детей учитель напоминает детям слова «вся премудростию сотворил еси». За тем отдельные слова: «одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, як о кожу», «на горах станут воды, 

от запрещения Твоего побегнут», «прозябаяй трав у скотом, и злак на службу человеком», «сотворил еси луну во времена, солнце позна запад свой», «тамо птицы вогнездятся», «тамо

гади, ихже несть числа, животная малая с великими», «изыдет человек на дело свое». Дети видят и говорят, что в псалме говорится о дивном сотворении мира Богом и о каждом из шести дней творения (указывают, в каких именно словах говорится о каждом дне). -  «Что делает священник в это время?» - «Кадит». - «Что означает каждение? Вспомните о Духе Святом, как о Нем сказано в истории творения». Дети догадываются, что каждение напоминает, как при

сотворении мира Дух Божий носился  над землею «невидимою и неустроенною». Объясняют за тем дети, по чему царские врата в то время открыты (сравнивая с отверстием царских дверей 

в течение седмицы пасхальной в знаменование того, что Христос отверз двери Царствия Небесного); дети догадываются, что это отверстие означает блаженство первых людей в раю, где

открылось для них Царствие Божие. Догадываются дети и о том, по чему потом опять закрываются царские двери, а священник выходит из алтаря и молится пред царскими вратами:

этим обозначается изгнание Адама из рая и то, как он плакал, каялся и молился потом Богу, как каялись и молились Богу и все люди после грехопадения первых людей.

Ектения великая (начало ее «миром Господу помолимся» дети вспоминают, равно как повторение слов «Господи, помилуй», объяснение же откладывается до другого раза), пение

«Блажен муж» (или чтение кафизмы в другие дни), пение 

«Господи, воззвах», «да исправится молитва  моя» - все это напоминает, как люди каялись, желали жить праведно («Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» и другие псалмы), молились, чтобы Господь их услышал («Господи, воззвах»). Каждение во время пения «Господи,  воззвах», «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» обозначает то, догадываются дети, как молитвы людей восходили к небу 

подобно дыму кадила. Стихи «Господи, воззвах» и «да исправится» детьми читаются и кратко объясняются, ввиду их назидательности (например, «вонми» - «будь внимателен, услышь»; «внегда воззвати ми к Тебе» - «когда я взываю 

к Тебе»; да «исправится молитва моя... воздеяние руку моею, жертва вечерняя» - «да направится молитва моя к Тебе, как... и воздеяние — поднятие моих рук — да будет приятно, как жертва вечерняя»). Упоминает учитель далее про стихиры после 

«Господи, воззвах», т.е. песни в честь Г оспода, Божией Матери, святых ангелов: ими обозначаются те же молитвы и покаяние падших людей, а отчасти то, как Бог спас их и услышал, совершил наше спасение, грешников сделал праведниками. - Далее совершается вечерний вход (порядок службы отчасти вспоминается самими детьми, отчасти напоминается учителем). Дети описывают, как совершается вечерний вход, и объясняют, что открытие царских врат, несение свечи впереди означает пришествие в мир Спасителя, Который просветил мир Своим учением и открыл Царствие Небесное людям. В честь пришедшего в мир Спасителя поется, вспоминают дети, песнь «Свете Тихий». За недостатком времени учитель  спрашивает детей только, кому эта песнь поется, и дети, вспоминая слова песни («Сыне Божий, живот даяй»), говорят, что это песнь в честь Господа Иисуса Христа, Который пришел в мир. 

 

 

Учитель обращает внимание детей еще на слова

«пришедше на запад (доживши до заката) солнца, видевше свет вечерний» и говорит, что с наступлением заката солнца и вечернего света мы вспоминаем на вечерне (совершаемой в это

именно время), как люди были во тьме (в грехах и не знали Бога истинного), но Христос пришел просветить их, а потому и достойно следует Ему всегда петь песни устами святыми

(«преподобными»), очистившись от грехов. — На следующем уроке предполагается продолжить объяснение этой высоко назидательной песни в целом виде.

 

 

Приложение

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.