Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-11-03 | 90 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Доселе мы говорили о задаче начальной народной школы, т.е.
о том, что должен делать учитель в школе и в как ом духе и направлении. Теперь мы должны ответить на другой вопрос:
каков же должен быть учитель, чтобы исполнить эту задачу,
об его качествах умственных и нравственных.
О необходимости подготовки к учительству путем практическим и
теоретическим. Конечно, он прежде всего должен подготовиться к учительству, изучая учебно-воспитательное дело теоретически и практически. Многие учителя приступают к учительству без всяк ой теоретической подготовки, думая, что «опыт научит», как вести дело в школе, — опыт, понимаемый в смысле или собственной деятельности — в школе, или в смысле
наблюдения за тем, как ведется дело в школах, хорошо поставленных. Действительно, занимаясь в школе, учитель может замечать разные недостатки и промахи, которые были им
допущены, вырабатывать те или иные приемы преподавания.
Для подобного наблюдения некоторые учителя и учительницы ведут дневник. Дневник может быть весьма полезен, потому
что приучает к сосредоточенному размышлению и основа тельному обсуждению разных вопросов, касающихся воспитания и об учения.
Впрочем, дневник приносит пользу только в том случае, если учитель действительно беспристрастно обсуждает причины успеха или неуспешности дела в своей школе.
Но как бы, казалось, ни опытен был учитель, он не должен полагаться на одну эту опытность. Его наблюдения, хотя бы даже и многолетние, все же не полны, выработанные им
приемы преподавания иногда могут быть неправильны. Поэтому необходимо изучать дело воспитания и об учения не только практически, но и теоретически - путем чтения педагогических сочинений или бесед с людьми опытными и знающими. Посредством чтения учитель может познакомиться с опытами,
|
которые применяли в деле воспитания и об учения в течение многих веков, с мнениями знаменитых педагогов, основанными на всестороннем изучении человеческой природы. Благо даря практике у учителя часто устанавливаются определенные, слишком однообразные приемы преподавания, а это легко может сделать преподавание его безжизненным. Читая же книги разных лиц, трудившихся в учебно-воспитательном деле, учитель встречает новые для себя мысли, знакомится с новыми
приемами преподавания. Да и вообще чтение при однообразной учебной деятельности может освежающим образом
действовать на душу.
Что читать учителю
В частности, польза знакомства не только с отдельными приемами преподавания по тем или другим предметам, но и
с общими вопросами, касающимися учебно-воспитательного дела,
открывается из следующего: посредством своего опыта и изучения приемов преподавания учитель, конечно, усваивает так называемые приемы преподавания, т.е. он знает, как учить; но
ведь нужно и отдавать себе отчет в том, по чему именно так следует учить, - например, знать, по чему учить следует наглядно, по чему учить по звуковому, а не букво-сочетательному
методу, т.е. знать те законы души, по которым именно так нужно учить. Знать только приемы преподавания и не знать общих оснований для них, какие указываются в науке, то же, что знать отдельные дома на известных у лицах города или разные предметы в известной местности, по которым можно найти дорогу, и не иметь общего представления о городе или о всей местности, а в таком случае стоит несколько изменить приметы, и пути нельзя будет найти (так бывает с дикарями -
по Спенсеру). Поэтому изучение законов душевной жизни и
знакомство с общими вопросами, например о цели воспитания,
о том, каков должен быть учитель, и др., весьма полезно: оно осветит, так сказать, учителю весь путь, ведущий к цели, тог да как знакомство с частными приемами преподавания освещает только небольшое пространство, находящееся пред его ногами.
|
Ближайшим образом учителю, конечно, следует читать сочинения и руководства по педагогике и дидактике с методикою, а также по истории педагогики, т.е. наукам, которые непосредственно касаются дела воспитания и об учения. Из русских педагогов замечательны К. Д. У шинский, С. А. Ра чинский,
Н. И. Ильминский, известны своими сочинениями по психологии Миропольский, Каптерев, барон Корф, Преосвященный Феофан, высокопреосвященный Амвросий
Харьковский и др.; заслуживают затем полного внимания
учителей школ: сборник Анастасиева «Народная школа» и издания К. П. Победоносцева «Ученье и учитель», «История детской души», «Новая школа» и др. Толстой высказал немало
своеобразных взглядов на воспитание, но односторонних.
Есть у нас особые педагогические журналы, например
«Церковно-приходская школа», «Народное образование»,
«Вестник воспитания», «Женское образование», «Педагогический листок» и др. Что касается иностранных педагогов, то следует быть осторожным при выборе чтения из их сочинений,
потому что, читая их, нужно суметь разобраться во взглядах, нередко односторонних, неправильных или неприменимых
к нашей русской школе.
Из иностранных педагогов нельзя оставить без упоминания
Яна Амоса Коменского, Песталоцци и др. Что касается
педагогических сочинений таких лиц, как Руссо, Спенсер,
Бэн и т.п., то без ущерба для дела можно и не браться за них учителю нашей школы. Лежащие в основе их педагогических
взглядов философские воззрения сообщают им характер, совершенно не соответствующий здравым христианским
взглядам на воспитание и обучение. Полезно познакомиться и с
разными сочинениями по психологии. Психология изучает законы душевной жизни, а воспитание и об учение основывается на этих именно законах. Даже воспитатели и учителя,
которые вообще незнакомы с психологией по книгам,
в действительности постоянно прибегают к ней: они изучают детскую душу, наблюдают за тем, как развиваются способности детей, как вырастают в душе их разные склонности и т.д. Чтение книг по психологии, конечно, могло бы помочь в этих наблюдениях, а иногда исправить их или дополнить.
|
В частности, для изучающего дело воспитания весьма полезно обратиться к так называемым аскетическим писаниям. Христианские подвижники, постоянно наблюдая за собою и всю жизнь занимаясь самовоспитанием, в своих сочинениях высказывают несравненно более глубокие взгляды на
внутреннюю жизнь души, особенно на борьбу со страстями, чем все научные сочинения по психологии, и в этом отношении их сочинения незаменимы. Важно и полезно для учителя
также приобрести сведения по гигиене, которая учит, как хранить тело в здоровье, и по медицине, потому что при недостатке
врачей крестьянин всегда может обратиться к учителю
с вопросом, как помочь в известной болезни; в иных местностях - по пчеловодству, сельскому хозяйству и т.д.
Впрочем, не столько нужно заботиться о том, чтобы много
прочитать, чтобы быть, как говорят, начитанным, или «образованным». Едва ли можно назвать образованным
того, кто только читал много книг, но никаких прочных и основательных знаний не приобрел.
Поэтому более заботы следует прилагать к тому, чтобы из про читанного вынести пользу. А польза от чтения будет в том случае, если думать над прочитанным, если чтение возбудит
собственные мысли и наведет на самостоятельное размышление. Полезно во многих случаях делать выписки из про читанного, чтобы сознательнее усвоить прочитанное, дать в нем отчет,
а также и затем, чтобы после делать справки при
представившемся случае, - но опять таки с осторожностью, чтобы не потратить времени на выписывание того,
что потом окажется ненужным.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!