Содержание учебного материала
Признаки полового созревания мальчиков, поллюции. Мужские половые органы (внутренние и наружные), расположение, функции. Сперматогенез. Сперматозоид. Семенная жидкость, ее состав, значение. Мужская промежность. Половая инволюция у мужчин. Климакс. Особенности течения мужского климакса. Современные методы диагностики функционального состояния репродуктивной системы мужчины. Диагностика бесплодия. Значение для диагностики заболеваний, организации лечебных и профилактических мероприятий.
| 2
| 1
| Практическое занятие
Анатомия и физиология мужской репродуктивной системы.
Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
- Выполнение индивидуальных заданий.
- Выступление студентов с докладами, презентациями.
- Выполнение тестовых заданий.
| 2
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
- Составление словаря терминов по тексту книги.
- Изучение темы по лекции, учебникам.
- Составление кроссворда по теме (20 слов).
- Подготовка сообщений, презентаций.
| 2
| 3
|
Раздел 11
Тема 11.1.
Гомеостаз. Кровь: состав, свойства и функции.
| Внутренняя среда организма. Кровь.
| 18
| 3
|
Содержание учебного материала
Кровь – жидкая ткань организма. Гомеостаз. Основные константы внутренней среды. Функции крови – транспортная (дыхательная, трофическая, выделительная, регуляторная), защитная (терморегуляционная, свертывающая, противосвертывающая, иммунная). Состав крови: плазма и форменные элементы. Основные показатели: количество крови, гематокрит, вязкость, осмотическое давление, водородный показатель. Органические и неорганические вещества плазмы, их значение. Понятие о буферных системах крови. Изучение форменных элементов крови. Эритроциты: строение и функции. Норма эритроцитов для мужчин и женщин. Гемоглобин: строение, нормы. СОЭ: нормы для мужчин и женщин, диагностическое значение. Лейкоциты: норма содержания, функции. Разновидности лейкоцитов: гранулоциты и агранулоциты. Лейкоцитарная формула. Тромбоциты: строение, функции, норма. Гемостаз – определение, механизмы (сосудисто-тромбоцитарный, гемокоагуляции). Гемокоагуляция - определение, факторы свертывания, стадии. Гемопоэз. Красный костный мозг.
| 4
| 1
|
| Практическое занятие
· Решение ситуационных задач.
· Сравнение данных клинических анализов с нормой.
· Составление заданий в тестовой форме для само- и взаимоконтроля.
| 2
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
- Составление словаря терминов по тексту книги.
- Изучение темы по лекции, учебникам.
- Составление кроссворда по теме.
| 3
| 3
|
Тема 11.2.
Группы крови, резус-фактор, совместимость групп крови, донорство.
| Содержание учебного материала
Группы крови – принцип, лежащий в основе деления крови на группы, виды и расположение агглютиногенов и агглютининов, характеристика групп крови. Принцип определения группы крови. Резус-фактор. Обозначение, локализация. Понятие о резус-конфликте. Групповая несовместимость. Индивидуальная и биологическая совместимость крови донора и реципиента. Реакция агглютинации, причины АВО-конфликта, резус-конфликта. Гемолиз, виды гемолиза. Гемотрансфузионный шок. Факторы свертывания крови, механизмы свёртывания крови, время свёртывания крови. Современные лабораторные и инструментальные методы диагностики функционального состояния системы кроветворения. Значение для диагностики заболеваний, организации лечебных и профилактических мероприятий, при выполнении простых медицинских услуг.
| 4
| 1
|
Практические занятия
Группы крови, резус-фактор, совместимость групп крови, донорство.
Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
- Выполнение индивидуальных заданий.
- Выполнение групповых заданий.
| 2
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
· Сообщения на одну из предложенных тем: «История переливания крови», «Занимательно о группах крови», «Резус-конфликт при беременности».
· Составление словаря терминов по тексту книги.
· Изучение темы по лекции, учебникам.
· Составление кроссворда по теме.
| 3
| 3
|
Раздел 12
Тема 12.1.
Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом человека потребности в безопасности.
| Процесс защиты организма от воздействий внешней и внутренней среды
| 17
| 3
|
Содержание учебного материала
Потребность в безопасности. Основы самоудовлетворения потребности в безопасности. Врожденные механизмы: безусловные защитные рефлексы, барьерные механизмы защиты (тканевой и гистогематический), иммунитет, его виды (по происхождению, по механизму). Защитные функции эритроцитов, тромбоцитов. Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные. Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита. Роль гипоталямо-гипофизарно-симпатико-адреналовой системы в регуляции врожденных и приобретенных механизмов защиты (адаптационный синдром Г.Селье).
| 2
| 1
|
| Практические занятия
Общие вопросы анатомии и физиологии самоудовлетворения организмом человека потребности в безопасности.
Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
- Выполнение индивидуальных заданий.
· Выполнение групповых заданий.
· Сообщения на одну из предложенных тем: Защитные функции эритроцитов, тромбоцитов. Приспособительные реакции организма: срочные и долговременные. Приобретенные механизмы – сознательное поведение и психологическая защита.
| 2
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
· Составление словаря терминов по тексту книги.
· Изучение темы по лекции, учебникам.
· Составление кроссворда по теме.
· Подготовка сообщений, презентаций.
| 3
| 3
|
Тема 12.2.
Функциональная анатомия иммунной системы. Механизмы иммунологической защиты организма.
| Содержание учебного материала
Значение иммунной системы. Определение: иммунная система, иммунитет. Виды иммунитета: врожденный, приобретенный, активный, пассивный, специфический, неспецифический, клеточный, гуморальный. Органы иммунной системы (центральные и периферические). Закономерности строения и развития органов иммунной системы. Клеточные элементы иммунной системы. Понятие гуморального и тканевого иммунитета. Специфические и неспецифические факторы иммунитета. Возрастные особенности иммунной системы. Современные лабораторные и инструментальные методы диагностики функционального состояния иммунной системы. Значение для диагностики заболеваний, организации лечебных и профилактических мероприятий, при выполнении простых медицинских услуг.
| 2
| 1
|
| Практические занятия
Функциональная анатомия иммунной системы. Механизмы иммунологической защиты организма.
Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
- Выполнение тестовых заданий.
- Выступление студентов с докладами, презентациями.
- Выполнение индивидуальных заданий.
| 2
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся
· Составление словаря терминов по тексту книги.
· Изучение темы по лекции, учебникам.
· Составление схем по теме.
| 2
| 3
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 180
|
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 270
|
|
|
|
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Анатомии и физиологии человека»
Оборудование учебного кабинета:
Шкафы для хранения учебных пособий, приборов, раздаточного материала
Классная доска
Стол и стул для преподавателя
Столы и стулья для студентов
Тумбочки для ТСО
Стеллажи для муляжей и моделей
Фонендоскоп
Тонометр
Термометр
Плакаты
Схемы
Рисунки
Фотографии
Рентгеновские снимки
Таблицы
Скелеты
Наборы костей
Модели
Фантомы
Муляжи
Влажные препараты
Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор;
- DVD, CD – диски с учебными фильмами и презентациями.