Содержание учебного материала
Потребность дышать. Структуры организма человека, удовлетворяющие потребность дышать. Приборы для определения легочных объемов. Аускультация и перкуссия легких. Механизм звукообразования. Основные принципы газообмена. Критерии оценки процесса дыхания. Строение, границы и органы средостения. Определение частоты, ритма и глубины дыхания. Значение гемоглобина в переносе кислорода и углекислого газа. Пневмоторакс, его виды. Этапы процесса дыхания. Механизмы дыхательных движений. Механизм первого вдоха новорожденного. Структуры, участвующие в процессе дыхания. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
2
1
Практические занятияАнатомо-физиологические аспекты потребности дышать.Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
Работа в группах.
Выполнение тестовых заданий.
Выполнение индивидуальных заданий.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря терминов по тексту книги.
Изучение темы по лекции, учебникам.
Составление кроссворда по теме (20 слов).
Составление сравнительных таблиц.
Написание докладов, презентаций: «Интересное про икоту и зевание», «Для чего делают пробу Манту», «Влияние курения на органы дыхания и здоровье человека».
2
3
Тема 6.2.
Анатомия и физиология органов дыхания.
Содержание учебного материалаСтроение носовой полости, функции. Придаточные пазухи носа, функции. Строение и функции гортани. Строение и функции трахеи и главных бронхов. Строение правого и левого легких. Кровоснабжение легких. Строение ацинуса, его функции. Строение, отделы и функции плевры. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Дыхательные объемы.
4
1
Практические занятияАнатомия и физиология органов дыхания. Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
Работа в группах.
Выполнение индивидуальных заданий.
Решение кроссворда.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря терминов по тексту книги.
Изучение темы по лекции, учебникам.
Составление кроссворда по теме (20 слов).
Подготовка сообщений: «Как надо дышать», «Гигиена воздуха», «Никотин», «Оказание первой помощи утопающему».
Составление графологическойструктуры: анатомия и физиология органов дыхания.
3
3
Раздел 7.
Тема 7.1.
Общие вопросы анатомии и физиологии процесса питания и пищеварительного аппарата.
Анатомо-физиологические аспекты потребности есть и пить.
39
3
Содержание учебного материала
Потребность есть, пить. Структуры организма, удовлетворяющие потребность есть и пить. Функции желудочно-кишечного тракта. Характеристика пищевых веществ. Регуляция пищеварения.
Определение процесса питания, его этапы. Внешнее питание, всасывание. Транспорт питательных веществ к тканям. Тканевое питание. Структуры пищеварительной системы. Сфинктер, понятие, расположение. Брюшина, строение, складки, брюшная полость. Отношение органов к брюшине.
2
1
Практическое занятие
Общие вопросы анатомии процесса питания и пищеварительного аппарата.
Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
Выступление студентов с докладами, презентациями.
Выполнение индивидуальных заданий.
Решение кроссворда.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря терминов по тексту книги.
Изучение темы по лекции, учебникам.
Составление кроссворда по теме (20 слов).
Подготовка сообщений.
2
3
Тема 7.2.Анатомия и физиология органов пищеварительного канала.
Содержание учебного материалаМетоды обследования пищеварительного канала (зондирование, ректороманоскопия, копрограмма и т.д.). Полость рта. Органы полости рта. Глотка. Пищевод. Желудок. Тонкая кишка, отделы. Толстая кишка, отделы. Состав желудочного сока. Состав кишечного сока.
4
1
Практическое занятиеОбщие вопросы физиологии процесса питания и пищеварительного аппарата.Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
Выступление студентов с докладами, презентациями.
Выполнение индивидуальных заданий.
Выполнение тестовых заданий.
4
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря терминов по тексту книги.
Изучение темы по лекции, учебникам.
Составление кроссворда по теме (20 слов).
Подготовка сообщений.
Составление сравнительных таблиц: органы пищеварительной системы, их соки и функции.
3
3
Тема 7.3.
Анатомия и физиология больших пищеварительных желез.
Содержание учебного материала
Методы обследования желчи, слюнных желез, поджелудочной железы. Большие слюнные железы. Состав и свойства слюны. Поджелудочную железу, расположение, функции. Печень, расположение, строение, функции. Кровоснабжение печени. Желчный пузырь, строение, функции, механизм образования желчи.
2
1
Практическое занятиеАнатомия и физиология больших пищеварительных желез.Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
Выступление студентов с докладами, презентациями.
Выполнение индивидуальных заданий.
Выполнение тестовых заданий.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря терминов по тексту книги.
Изучение темы по лекции, учебникам.
Составление кроссворда по теме (20 слов).
Подготовка сообщений, презентаций.
3
3
Тема 7.4.Физиология пищеварения.
Содержание учебного материалаПринципы организации деятельности желудочно-кишечного тракта. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке. Пищеварение в тонкой кишке. Пищеварение в толстой кишке. Моторика пищеварительного тракта. Формирование каловых масс. Состав каловых масс, дефекация. Голод. Жажда. Аппетит. Регуляцию пищеварения.
2
1
Практическое занятиеФизиология пищеварения.Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
Выполнение индивидуальных заданий.
Выполнение практических (проведение эксперимента) заданий.
Выступление студентов с докладами, презентациями.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря терминов по тексту книги.
Изучение темы по лекции, учебникам.
Составление кроссворда по теме (20 слов).
Подготовка сообщений, презентаций.
2
3
Тема 7.5.
Обмен веществ и энергии в организме.
Содержание учебного материала
Рациональное питание. Определение основного обмена по таблицам Гаррисона-Бенедикта. Энергетическая ценность суточного рациона. Критерии оценки процесса питания. Регуляция обмена веществ и энергии. Обмен веществ и энергии – определение. Превращение веществ в организме. Расходование пищи на согревание организма. Этапы освобождения энергии в организме человека. Энергетический баланс. Пищевой рацион, диета. Обмен белков, функции белков. Обмен углеводов, функции углеводов. Обмен жиров, функции жиров. Водно-солевой обмен. Витаминный обмен. Классификация витаминов. Источники витаминов.
2
1
Практическое занятие
Обмен веществ и энергии в организме.
Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
Выполнение тестовых заданий.
Выступление студентов с докладами, презентациями.
Выполнение индивидуальных заданий.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря терминов по тексту книги.
Изучение темы по лекции, учебникам.
Составление кроссворда по теме (20 слов).
Подготовка сообщений, презентаций.
Составление таблицы - витамины.
Составление суточного рациона питания. Расчет калорийности питания для разных возрастных групп населения.
Расчет суточного меню при различных заданных диетах и калорийности.
3
3
Раздел 8.
Тема 8.1.
Процесс терморегуляции.
Процесс терморегуляции.
6
3
Содержание учебного материала
Терморегуляция. Температура тела человека. Химическая терморегуляция. Физическая терморегуляция. Центры регуляции теплообмена. Возрастные особенности терморегуляции. Проблема закаливания организма. Защитные реакции, которые наблюдаются при лихорадке. Гипотермия и гипертермия. Механизм срочной адаптации к низким температурам. Термометрия и ее способы.
2
1
Практические занятия
Процесс терморегуляции.
Самостоятельная работа обучающихся на уроке:
Выполнение индивидуальных заданий.
Заполнение температурного листа.
Решение ситуационных задач.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Составление словаря терминов по тексту книги.
Изучение темы по лекции, учебникам.
Составление кроссворда по теме (20 слов).
2
3
Раздел 9.
Тема 9.1.
Общие вопросы анатомии и физиологии процесса выделения и выделительной системы человека.
Анатомо-физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения.
15
3
Содержание учебного материала
Основные выделительные структуры и органы организма человека. Выделительная функция легких (углекислый газ и вода). Выделительная функция желез желудочно-кишечного тракта (вода, желчные кислоты, пигменты, холестерин, избыток гормонов и непереваренные остатки пищи в виде каловых масс). Выделительная функция потовых и сальных желез кожи, нервная и гуморальная регуляция потоотделения. Критерии оценки процесса выделения (самочувствие, состояние кожи, слизистых, водный баланс, характер мочеиспускания, свойства мочи, потоотделение, дефекация, состав пота, кала). Выделительная функция почек.
2
1
Практическое занятие
Общие вопросы анатомии и физиологии процесса выделения и выделительной системы человека.
Самостоятельная работа обучающихся на уроке: