Логика петровских реформ: реконструкция — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Логика петровских реформ: реконструкция

2020-07-03 763
Логика петровских реформ: реконструкция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исходные данные:

19 ноября 1700 г. под Нарвой 40-тысячное русское войско было наголову разгромлено вчетверо меньшей шведской армией под командованием 18-летнего (!) Карла XII. Обидно! Причина катастрофы не была секретом. Было ясно, что для противостояния европейским державам России нужна регулярная армия, где солдаты и офицеры целыми днями занимаются только боевой подготовкой. Но такую армию надо кормить, одевать и вооружать. Карлу XII было просто:
у него в казне были деньги, и он мог просто платить солдатам жалование, а вооружение и обмундирование ему поставляла шведская мануфактурная промышленность. Деньги же Карл XII взимал в виде налогов с подданных, а у подданных деньги были потому, что натуральное хозяйство осталось для Швеции в прошлом.

В России все было не так. Основная масса населения – крестьяне – вели фактически натуральное хозяйство и, следовательно, во-первых, казна была пуста, а во-вторых, промышленность не развита (поскольку спрос на ее продукцию отсутствовал).

 

Задание:

Реконструируйте взаимосвязь между петровскими преобразованиями (например: одна реформа создает необходимость
в другой, несколько реформ проводятся во имя решения одной задачи
и т.п.)
в виде блок-схемы, начало которой Вам дано:

проблемы

Примечание: в Вашей схеме должны найти отражение
и экономические мероприятия, и реформы государственного устройства и сословной структуры русского общества.

Эпоха дворцовых переворотов: кризис петровского абсолютизма

Исходные данные:

Абсолютная власть монарха, опирающаяся на бюрократический аппарат и регулярную армию (т.е. институты, относительно обособленные от общества в целом и стоящие над ним), несмотря на ее кажущуюся полноту, является на деле весьма ограниченной. Легко догадаться, кем она будет ограничена и почему.

Задание:

1. Проанализируйте ситуацию, сложившуюся в России к 1725 г. по следующей схеме:

Император (императрица) (рассматриваются в хронологической последовательности):

- какими политическими силами возведен(а) на престол;

- в руках каких сил находилась реальная власть;

- в чьих интересах действовал(а):

проведенное мероприятие (рассматриваются в хронологической последовательности):

· в чьих интересах проведено, против кого направлено;

·  конечная цель.

 

2. На основании полученных данных ответьте:

Какие группы и институты выступали в качестве политических сил (субъектов власти)?

Каковы были их интересы?

Какими властными ресурсами они обладали (за счет чего могли влиять на ситуацию, реализовывать свои интересы)?

Между какими силами были противоречия, в чем они заключались?

Оцените остроту противоречий между отдельными силами и ответьте: какие возможны были коалиции (союзники-противники) и каково соотношение их сил?

Примечание: не забудьте учесть такого игрока, как сама верховная власть в лице монарха (его интересы и немалые ресурсы играют ключевую роль).

Стратегия выхода из кризиса

В ходе дворцовых переворотов (со времен Анны Иоанновны) стал прорисовываться путь выхода российской монархии из того тупика, в который она попала.

1. Проанализируйте мероприятия российских монархов (см. предыдущее задание) и:

2. Реконструируйте политическую стратегию, при помощи которой российский абсолютизм преодолел кризис.

2.1. На кого монархия опиралась, и какими методами была осуществлена мобилизация союзников (использованы их ресурсы)?

2.2. Кто выступал в качестве противников, и какими методами была достигнута их нейтрализация (как были использованы для этого собственные ресурсы и ресурсы союзников)?

Пример см. в задании №14. Помимо этого можно воспользоваться следующей обобщенной моделью осуществления политической стратегии [4].

Просвещенный абсолютизм

Исходные данные:

Перед вами ряд тезисов, отражающих некоторые основные взгляды французских просветителей на государство и его роль в обществе:

Естественный закон есть порядок протекания всех явлений, установленный Богом.

Этот порядок, очевидно, наиболее выгоден для людей, ибо человек по замыслу Творца – венец его творения.

Естественное право человека есть естественный закон, определяющий право человека на вещи, пригодные для его пользования, которые он может добыть своим трудом.

Разум есть возможность познавать естественные законы, дабы извлечь из этого возможно большую пользу.

Свобода есть возможность оценивать свои интересы и побуждения и делать выбор. Непросвещенный человек чаще руководствуется страстями, а не разумом, делая неправильный выбор и нарушая естественный закон. Невежество ведет к злоупотреблению свободой, то есть к покушению одних людей на естественные права других. Следовательно, никто не имеет гарантии пользования своим правом. Естественные законы нарушаются людьми во зло себе.

Государство естьсила, призванная установить порядок, основанный на естественных законах.

Задание:

1. На основании этих тезисов дайте определение государства с точки зрения просветителей.

2. Просвещение отрицает тиранию. Однако Екатерина II успешно использовала тезисы просветителей для обоснования своей абсолютной власти. Дайте такое обоснование, исходя из перечисленных выше тезисов. Ответ оформите в виде системы умозаключений (С м. примеры к заданиям № 1 и 2).


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.