Специфические черты театра как вида искусства. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Специфические черты театра как вида искусства.

2020-07-03 816
Специфические черты театра как вида искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфические черты театра как вида искусства.

 «Театр - вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое

действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей», - пишет Ю. Борев. Театр

-искусство публичное, требующее коллективного восприятия и создающее вокруг

себя общественную среду. Воздействуя на зрителя системой художественных

образов, которые складываются из творений драматурга, режиссера, актера,

художника, театр, в конечном счете, отражает состояние культуры, общественной

жизни в целом.

Как и любой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими,

особыми признаками, специфичскими чертами:

1. Театр выступает как сложная знаковая система, как искусство синтетическое:

театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы

режиссера, актера, художника, композитора. В опере и балете решающая роль

принадлежит музыке. Ведущим в театральном синтезе является триада «драматург -

актер – режиссер. Первый охватывает античный и средневековый

театр, где связь с мифологией, а затем и с религией определяла преимущественное

внимание к звучащему слову, к тексту. Начиная с эпохи Возрождения, главное

место стал занимать актер. И, наконец, в последней четверти XIX века выделилось

искусство режиссера, который создает особое явление - спектакль, универсальную

форму бытия зрелищного вида искусства.

2. Театр - искусство коллективное.

Таким образом, спектакль – это результат деятельности многих людей.

3. Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и,

соответственно, собственный набор художественных средств. Спектакль - это и

особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от

музыки образное мышление.

4. Театр - искусство живое, сиюминутное. Оно создается на глазах и при живом

участии зрителей и «исчезает, как только замолкли актерские голоса и упал

сценический занавес»; это «живое действие, это жизнь в образе» (Г. Бояджиев).

5.Видовой спецификой искусства театра является действие - последовательность

сценических событий, представление, существующее в настоящем, общем для

актера, сценического места и зрителя.

Современное театральное искусство.Виды театров. Основные

Театральные жанры.

Для современного театрального искусства характерен синтез уже ставших

традиционными видов и жанров театрального искусства с современными,

новаторскими подходами, рождающими и новые формы воплощения замыла

режиссера.Произошедшие в 19 веке изменения, которые повлекли за собой

новый виток развития театрального искусства. Началась научно-техническая

революция. Новые открытия открывали совершенно иные возможности. Тогда

появился кинематограф. Именно он, а чуть позже и телевидение, составили

сильную конкуренцию существованию самого театра. Однако театр не сдавался.

Конец 19 века и начало 20 века так подстегнули театральное общество, что

началось бурное развитие этого направления в искусстве. Театр стал еще более

насыщенным и искал новые возможности быть ярким и выразительным.В то

время появилась новая профессия, без которой сегодня сложно представить

театр. Это профессия режиссера. И сегодня она, пожалуй, основная в театре. В

прошлые эпохи театр принадлежал актерам и был таким, по сути. А вот сегодня

– это детище режиссера. Двадцатый век сформировал новый подход к

театральным выступлениям. Теперь не достаточно просто великолепного

исполнения театра, что подразумевает актерскую работу, освещение, декорации,

шумовые эффекты. Современный театр выдвинул концепцию совмещения всего

этого в одном целом, их гармоничное сочетание. Таким образом, в театральной

практике и теории появились такие понятия, как режиссерское решение,

актерский ансамбль, сверхзадачи и прочие важные моменты.Такое современное

видение театра стало невероятно продуктивным. Это можно увидеть в

популярных концепциях Станиславского и Чехова, которые активно развивались

в начале 20 века. И так как теперь режиссер представляет собой начало театра, то

эти системы легли в основу современного театрального искусства.

Виды театров.

Театр оперы и балета.

Их располагают в богатейших городских зданиях с

уникальной архитектурой. Роскошная обстановка, красивый занавес, большие

оркестровые ямы – так выглядит это изнутри. Обычно эти виды театров

объединяют в одном месте. Опера и балет проходят в сопровождении

симфонического оркестра. Музыка становится неотъемлемой частью этих

постановок. Оперные певцы работают голосом и

эмоциями, а артисты балета передают все посредством движения.

Драматический театр. Театр, в котором главное место отводится актерам и

режиссеру. Именно они создают характеры персонажей, перевоплощаясь в

необходимые образы. Режиссер передает свое видение и руководит коллективом.

В драматических театрах ставят

не только спектакли – пьесы со сложными сюжетами. Театр драмы включает в

свой репертуар комедии, мюзиклы и другие музыкальные спектакли. Все

постановки основываются только на драматической литературе.

Музыкальный театр - место, где можно посмотреть любое из театральных

действий. В нем ставят оперы, комедии, оперетты, мюзиклы и все те представления,

в которых есть много музыки. Здесь работают артисты хора и балета, музыканты и

актеры. Музыкальный театр объединяет в себе театр оперы, балета, театр оперетты.

Любой вид театрального искусства, связанный с эстрадной или классической

музыкой, может найти своих поклонников в этом театре.

Кукольный театр. Один из разновидностей театров для детей. Оформление здесь

всегда красочное, привлекающее внимание самых маленьких зрителей. Театр кукол

зачастую становится первым театром, в который попадают дети. И от того, какое

впечатление он произведет на неискушенного зрителя, зависит будущее отношение

малыша к театру. Разнообразие театральных действий строится на использовании

кукол различного типа. В последнее время актеры-кукловоды не прячутся за

ширмами, а взаимодействуют с куклами на сцене.

Театр кукол – это не только приобщение к искусству, но и метод психологической коррекции для самых маленьких.

 Театр комедии Объединил в себе актеров, которые умеют петь и

танцевать. Они должны легко вживаться в комедийные образы и не бояться быть

смешными. Очень часто можно увидеть «Театры драмы и комедии», «Театры

музыкальной комедии». Объединение нескольких жанров в одном театре не мешает

сохранять его колорит. Репертуар может включать оперетты, сатирические

комедии, мюзиклы, драмы, музыкальные постановки для детей. В театр комедии

люди ходят с удовольствием. Зал всегда полный.

Эстрадный театр. Один из самых «молодых» видов театров. Первый театр

эстрады появился в середине прошлого столетия. Им стал театр в Ленинграде,

который открыли в 1939 году. В 2002 году его назвали «Театр эстрады им. А. И.

Райкина». Эстрадные артисты включают в себя современных певцов, танцоров,

ведущих. Артисты эстрады – это звезды шоу-бизнеса, танцоры и шоумены, как их

теперь называют. В театрах эстрады часто проводят сольные концерты, концерты,

посвященные каким-либо памятным датам, играют постановки современных

авторов. Здесь проводят концерты юмористы, ставят спектакли-комиксы,

постановки на классические произведения. Подобные спектакли может предлагать

музыкальный театр.

Театр сатиры. Со времени своего появления он отображал жизнь горожан,

показывал все недостатки и высмеивал их. Актеров всегда знали в лицо, они

прекрасно исполняли комические роли не только на сцене, но и в кино. Театры

сатиры всегда были в первых рядах тех, кому запрещали ставить те или иные

постановки. Это было связано с цензурой. Высмеивая отрицательные стороны

поведения человека, нередко можно было переступить грань дозволенности.

Запреты только привлекали ещѐ больше зрителей.

Театр роботов (Польша). В нем играют актеры–роботы, которые передают свои

эмоции глазами и жестами. Постановки рассчитаны пока на детскую аудиторию.

Основные театральные жанры.Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие,

отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства,

совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.

ВОДЕВИЛЬ — вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами.

Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение.

Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение

действительности.

ДРАМА — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи

Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его

остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX

в. драма отличалась серьезным содержанием, отражала различные аспекты жизни

человека и общества, исследовала человеческую психологию.

КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах

комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов,

сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя

человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. Лучшие образцы

этого жанра отличаются бескомпромиссность» анализа, остротой и смелостью в

высмеивании пороков общества. В разных странах возникали свои варианты

комедии. Известны «ученая» комедия итальянских гуманистов и испанская комедия

Лопе де Вега и Кальдерона, английская комедия эпохи Возрождения, французская

классицистская комедия эпохи Просвещения, русская реалистическая комедия. По

принципу организации действия различают комедию характеров, положений, идей.

По типу Сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру

комического — юмористическими, сатирическими.

МЕЛОДРАМА — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью,

резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.

Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в.

МИМ — комедийный жанр в античном народном театре, короткие

импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.

МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра.

Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них

чередовались с интермедиями.

МОНОДРАМА — драматическое произведение, исполняемое одним актером.

МОРАЛИТЕ — жанр западно-европейского театра XV—XVI вв., назидательная

аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и

пороки.

МЮЗИКЛ — музыкально-сценическое произведение, главным образом

комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой

музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр

сформировался в США в конце XIX в.

 ПАРОДИЯ — 1) жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в

сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры,

стиля, стереотипов речи и поведения; 2) искаженное подобие чего-либо.

 ПАСТОРАЛЬ — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с

идеализированным изображением пастушеской жизни.

 СОТИ — комедийно-сатирический жанр французского театра XV—XVII вв.,

разновидность фарса.

 ТРАГЕДИЯ (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы,

проникнутый пафосом трагического. В античности отображал непосредственную

жизнь персонажей трагических событий, действие преобладало над рассказом. В

эпоху Возрождения в пьесах было отброшено считавшееся обязательным единство

действия, трагическое часто соединялось с комическим. В дальнейшем трагедия

строго регламентируется: опять преобладает единство действия, места и времени;

наблюдается размежевание комического и трагического. В современном театре

трагедия в чистом виде встречается редко. Основу трагедии составляют острые

общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с

судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.

 ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, обладающее признаками как

комедии, так и трагедии. В основе ее лежит ощущение относительности

существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в

комическом, и в трагическом освещении, характерна для XX в.

 ФАРС — 1) вид средневекового западно-европейского народного театра

бытового комедий но-сатирического характера, существовавший в XIV—XVI вв.

Близок немецкому фастнахтшпилю, итальянской комедии дель арте и др.; 2) в

театре XIX—XX вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними

комическими приемами.

 ФЕЕРИЯ — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен

применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII вв.

 ФЛИАКИ — народные театральные представления в Древней Греции, особенно

распространенные в III—IV вв. до н.э. в греческих колониях: короткие

импровизационные шутки-сценки из повседневной жизни о веселых похождениях

богов и героев.

Сценическая речь

Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра, полное понимание которой невозможно без ее рассмотрения в комплексе со сценическим действием. Движения – основа активного и интересного для зрителя существования на сцене. Целью развития этого навыка является выработка реакции, координации движений, способности передать внутренний мир и переживания героя через язык тела. Сегодня сценическое движение изучают не только на актёрских факультетах, но и хореографических, а также как методику развития детей (техника простых двигательных навыков: осанка, поза, жестикуляция).

Речедвигательная и вокально-двигательная координация

(Дается по методике, разработанной профессором И.Э.Кохом)

Тренировка многоплоскостного внимания, двигательной памяти, совершенствование ритмичности, регулирование мышечных напряжений (преодоление «зажима») в упражнениях на развитие рече-двигательной координации:

 

Сочетание движений рук и ног в разных рисунках, направлениях и темпах с логическим текстом разной трудности (таблица умножения, стих).

Сочетание ритмизованной (стихотворной) речи с аритмичным движением, со сменой скоростей и расстояний.

Координация движений с пением. Сочетание разных ритмических рисунков и разных темпов в движении и пении. Сочетание пения с танцевальным движением и с аритмичным движением.

Упражнения, исполняемые по внезапному сигналу, — сочетания речи с движением, усложненные условием прекращать и возобновлять движение или речь по сигналу, подаваемому преподавателем в любой момент.

Полихудожественность

Полихудожественность и вместе с тем синкретичность театра таят в себе огромные еще неиспользованные возможности в личностном развитии детей. Обозначим, лишь некоторые. Упражнения по сценической речи совершенствуют слуховую и рече-моторную координации (дыхание, звуковое восприятие и воспроизведение), вырабатывают вербальные навыки. Занятия по сценическому движению могут быть направлены на развитие, отработку и коррекцию навыков управления динамической организации движений, зрительно-пространственной координации, мимико-пластической выразительности. Работа над образами сказочных героев и действующих лиц - навыки управления психо-эмоциональной системой (память, сосредоточенность, восприятие, эмпатия, уверенность в себе, толерантность и т.д.). Театр - коллективное творчество, в процессе которого складываются этические навыки общения, способные направить коммуникативные функции ребенка по эстетическому руслу, дефицитные в современном об«полихудожественность» вошло в педагогику искусства в середине 80-х годов ХХ века (Б.П. Юсов и др.). В контексте нашего исследования формулируется следующее определение: «Полихудожественное образование» – это комплексная взаимосвязь искусств в процессе специального образования обучающихся, которая возможна на основе интеграции предметов культурологического и искусствоведческо-эстетического цикла. Это не замена традиционных академических занятий по искусству, а создание новых условий их организации в интеграционном пространстве. Целевая задача полихудожественного образования – формирование и развитие гуманитарного диапазона знаний, полихудожественного мышления, творческих и исследовательских способностей, культуры восприятия, воображения, эмпатии и эмоционально-чувственной сферы обучающихся. В целостном педагогическом процессе полихудожественное образование неразрывно связано с исследованием и внедрением в практику интерактивных технологий на основе личностных ценностей.ществе и, в частности, школе.

 

Программа росинка

Несмотря на то, что программа общеэстетического развития дошкольного воспитания РОСИНКА авторов Куцаковой Л. В. и Мерзляковой С. И. рассчитана на детей от трех лет, она представляет определенный интерес и для нас. Основные положения программы: «раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений» [11;7], должны активно использоваться с раннего возраста.

 

Название складывается из первых букв определений, характеризующих качества ребенка: развитый, образованный, самостоятельный, инициативный, неповторимый, культурный, активно-творческий. РОСИНКА – это педагогическая система воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3до 7 лет. Это комплекс программ по физкультурно-оздоровительному, художественно-эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников [11;3] Музыкальной деятельности посвящен достаточно объемный раздел, где выписаны основные задачи по музыкальной деятельности в саду.

 

Программа нацеливает педагогов на организацию детской поисковой деятельности, так как именно детское творчество проявляется в процессе поиска, поскольку так «развивается природная любознательность ребят, формируется активное отношение к окружающему, обогащается их жизненный опыт» [11;8]. Эти положения уместно отнести и к раннему возрасту, поскольку именно эксперимент и поиск – основа детской деятельности (Н. Поддъяков).

 

Так музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Характер музыки побуждает детей искать возможности передачи эмоционального состояния самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, а затем отображать в своей художественно-практической деятельности – в рисовании, лепке, художественном труде. «Все это позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств» [11;9]. В программе привлекает внимание обилие циклограмм и схем, отражающих формы музыкальной деятельности, виды музыкальных занятий; в приложении даны примерные конспекты различных занятий и праздников, развлечений. В каждой возрастной группе выделены разделы, посвященные видам музыкальной деятельности, определены задачи музыкального развития и даны общие рекомендации. Музыкальный репертуар не выписан, поскольку авторы подчеркивают, что педагогу легче самостоятельно проявить инициативу в подборе репертуара. К сожалению, данная программа не рассматривает ранний возраст.

Самостоятельная театральная деятельности в развитии творческой

Активности дошкольников.

Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной

деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского

творчества: художественно-речевого (Л.Я.Панкратова, Т.А.Репина, Г.Д.Кириллова,

Т.И.Алиева и др.); театрализовано-игрового (Л.С.Фурмина, Ю.Н.Косенко,

Е.Л.Трусова и др.). Гармоничное сочетание разных видов художественной

деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования

художественного вкуса и творческой активности дошкольников (Л.С.Выготский,

Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Д.В.Менджерицкая, Б.М.Теплов и др.). В

театральном искусстве творчество – это соединение и раскрытие драматургом,

режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов,

объединенных единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится

быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности

нельзя сравнивать с результатами работы взрослых. По мнению Л.С.Фурминой,

«… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой

деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с

добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно,

творчество детей просматривается в трех аспектах – создание драматургического

материала, исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля.

Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и

навсегда зафиксированной, импровизационность – характерное свойство всей

детской деятельности. Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая

деятельность является активным творческим процессом». Старшие дошкольники

проявляют большой интерес к театральному искусству, что является предпосылкой

развития творческих возможностей ребенка. Вместе с тем у дошкольников

отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность

к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники

детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых

умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную

деятельность. Восприятие дошкольником театра и самостоятельная

театрализованная деятельность — процессы, исходные точки которых различны.

Последовательность восприятия сценического искусства определяется

психологическими особенностями и характером восприятия ребенком этого

возраста различных видов театра (восприятие различного сценического действия).

Анализ истории театрального искусства, психологических особенностей

восприятия, а также сравнительных характеристик театрализованной и сюжетно-

ролевой игр показывает, что восприятие театрального искусства целесообразно

начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ребенка

вида — кукольного театра. Последовательность формирования театрализованных

игр соответствует историческому развитию разных видов сценического искусства.

Поэтому самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников

приближается к ролевой игре как ведущей деятельности детей этого возраста и как

предпосылке индивидуального сценического действия. Творчество детей в

театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях — как

творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая

интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и

оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в

театрализованных играх следующие (О.Солнцева):

• содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

• педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания

самостоятельности и творчества ребенка;

• театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее

создании принимают участие дети.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных

режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими

образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки,

конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских

играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек,

произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью,

звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении

действий. В средней группе педагог создает условия для коллективных

режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен

быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки

и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с

предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает

позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к

ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых

умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические

истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность. Ребенку

предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию

индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю,

показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую

продолжит воспитатель или другой ребенок. В средней группе у ребенка

развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые

постепенно превращаются в совместную деятельность.

 Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая

становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются

фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из

мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр

конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет

игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и

разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную

ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе

режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры

игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку

как основу для развития сюжетосложения. На начальном этапе освоения

сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку

домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную

ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего

разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как

создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской

игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи

содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой

проблемы, требующей разрешения. Педагог, не принимая непосредственного

участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?

Кого они встретили? Что с ними случилось?». Его позицию можно определить как

помощник в реализации детьми игровых замыслов. Развитие воображения

позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую

ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, создать

собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы, используя

речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с

характером персонажа. Организации игр предшествует общий замысел. Каждый

придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога – научить детей

согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между

событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что

сочинять интересно когда каждый продолжает часть истории, придуманную

другими. Педагог выступает как носитель умения проигрывать часть сюжета на

основе приема «как будто». В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются

индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка (О.Солнцева).

У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием

игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они

рано переходят к фантазированию. Дети-«исполнители» проявляют игровое

творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей,

используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную

речь. Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном

общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов,

«дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию. Эффективность

детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических

образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним. Готовность к

театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений,

обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и

комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об

искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения,

позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей;

умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по

осуществлению собственной сценической деятельности. Педагогическое

сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение

самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно

придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды.

Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению

сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические

элементы (О.Солнцева).

Специфика

Младшая группа. Занятия организуются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог 2—3 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу, который показывает педагог. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игру «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям («Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского), использовать потешки. Чтобы создать ситуацию для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. Это стимулирует желание ребенка включиться в спектакль, дополняя фразы в диалогах героев, фиксирует внимание на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит, хвалит детей, здоровается, прощается.

Педагог расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Выделяются ступени:

 

игра-имитация отдельных действий человека (в том числе его эмоции), животных и птиц (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);

игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать);

игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке); игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»); бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»);

игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»); ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»); инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»); игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»).

 

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры — настольного театра игрушек, плоскостного, плоскостного на фланелёграфе, пальчикового. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов,сказок.

Игровой опыт обогащается при условии развития специальных игровых умений.

 

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

 

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

 

Третья группа — умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

 

Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные со взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

 

Средняя группа. Ребенок постепенно переходит:

 

от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;

игры, в которой главное — сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

 

Углубляется интерес к театрализованны<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.