Предметная диагностика проводится в форме: — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Предметная диагностика проводится в форме:

2020-11-03 154
Предметная диагностика проводится в форме: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Академия искусства

Общения

 

 

2020 год

 

          1. Пояснительная записка

1.1. Направление программы. Образовательная программа «Мир непохожих людей» имеет социально-педагогическую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения. Её идея реализуется через игровые занятия. Игровая программа построена на основе методик проведения психологических игр и упражнений психологов Клауса Фопеля (Германия) и Николая Козлова (Россия).

1.2. Актуальность программы. Заключаетсяв том, чтопоследнее десятилетие человечество напугано насилием: террористические акции; всплески религиозных неприятий; решение государственных вопросов на самом высоком уровне через насилие; попытки решить жизненно важные вопросы через военные действия.

Если человечество хочет выжить, необходимо начать изменять образ мышления и жизни, характер отношений между людьми, народами и государствами. Иными словами, необходим переход в другое культурное состояние, которое основывается на идее построения культуры «мира» и «ненасилия».

В декларации о культуре мира, принятой 53 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года сказано: «Культура мира» - это сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов; традиций, типов поведения и образов жизни. В материалах ЮНЕСКО читаем, «…в известном смысле человечество должно пройти глобальную школу, чтобы учиться жить вместе», уметь разрешать конфликты любого уровня без применения силы». Сильная сторона деятельности «Артека», как раз заключается в этих словах. «Артек» всегда в своей деятельности следовал этой цели – учил детей жить, работать, отдыхать, учиться вместе. Поэтому данная программа построена на основе тезиса о воспитании культуры мира и ненасилия, как овладении искусством жить в мире непохожих людей и идей, исповедуя мысль о том, что каждый человек есть пересечение многих культур. Действительно, необходимо задумываться об изменении характера отношений между людьми.

В настоящее время и педагоги, и психологи отмечают, что дети иначе общаются друг с другом. Это можно объяснить тем, что в последние годы изменилась ситуация и в семьях. Родители и дети сейчас живут более интенсивной жизнью, в которой все меньше и меньше остается времени для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов. Возросшая потребность в деньгах, заставляет родителей все больше и интенсивнее работать. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами, то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки отдельных членов семьи. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом, то такие семьи быстро распадаются. Опять встает вопрос об умении поддерживать человеческие отношения, об умении общаться без конфликтов.

Полные драматизма изменения происходят и в профессиональной жизни людей. Никто не может сказать с уверенностью, что, даже успешно окончив школу, высшее учебное заведение, он сможет работать в той области, которая его привлекает и которая соответствует полученному им образованию. Те, кто получает ВОЗМОЖНОСТЬ работать, должны быть не только квалифицированными специалистами в своей области, но и обладать рядом очень важных социальных навыков:

- умением общаться с самыми разными категориями людей,

- способностью работать в команде,

- умением заинтересовывать и мотивировать других,

- умением проявлять стрессоустойчивость, терпимость, внимательность и гибкость.

В современном мире лидируют – умение быстро и эффективно учиться, желание    совершенствоваться, способность «держать удар» и адаптироваться к новому».

Педагогическая целесообразность программы в том, что, проанализировав современные социально-психологические изменения последнего времени и ситуацию личностного развития ребенка, мы пришли к выводу, что стержневой идеей программы может стать идея формирования умения конструктивного общения подростков. Эта идея восходит к развитию эмоционального и социального интеллектов ребенка, развитие способности устанавливать и поддерживать контакты, строить позитивные отношения с собой, окружающими, миром и т.д.

Конструктивное общение – уровень, на котором основной целью является удовлетворение потребности в эффективном результате общения, выражаемом через позитивное эмоциональное состояние.

«Эмоциональный интеллект» - это понятие существовало в течение долгого времени. В наши дни оно приобрело повсеместное распространение и, в частности, наиболее пригодно для описания тех свойств мышления, в которых очень нуждаются современные люди (по Г. Алдеру)

Джон Майер (США) определил эмоциональный интеллект как «группу умственных способностей, которые помогают воспринять и понять ваши собственные чувства, равно как и чувства других людей, что ведет к способности регулировать ваши чувства».

Гарри Алдер определил пять составляющих элементов эмоционального интеллекта:

- Знать свои эмоции;

- управлять своими эмоциями;

- формировать собственные мотивации;

- определять эмоции других людей;

- управлять взаимоотношениями.

Г. Алдер делает акцент именно на осознании эмоций.

На данном этапе необходима интеграция традиционного артековского подхода, в частности технологии создания временного детского коллектива на основе разнообразной творческой деятельности, с принципом личностно-ориентированного подхода через специализированную программу на основе интерактивных игр и упражнений. Эта игровая программа поможет детям в бесконечно меняющихся социальных, психологических условиях сформировать важнейшие социальные навыки.

1.3. Цель и задачи:

 Цель: формирование у ребенка умения адекватно воспринимать, оценивать, анализировать окружающую действительность и, прогнозируя возможное поведение собеседников, выстраивать конструктивные взаимоотношения с ними и миром в целом.

Задачи:

-способствовать формированию позитивного отношения к себе каждого ребенка;

-способствовать формированию умения строить конструктивные отношения с собой, окружающими, миром, (Я + Окружающие + Мир);

-способствовать воспитанию уважения к различиям в людях, религиях, культурах, народах и т.д.;

-способствовать формированию умения работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.

1.4. Возраст детей:

Программа ориентирована на детей 8-17 лет без специальной подготовки и рассчитана на 5 занятий.

1.5. Режим занятий. Занятия групповые. Проводятся 5 раз в смену

Ожидаемые результаты.

К концу обучения ребенок:

- будет уметь выстраивать конструктивный диалог и сотрудничество с самыми разными категориями людей;

- приобретет знания и умения о принципах эффективной коммуникации;

- сформирует навык работы в команде;

- сможет анализировать и прогнозировать поведение собеседника;

- сможет контролировать свои эмоции в критических, проблемных, конфликтных или стрессовых ситуациях.

1.7. Формы занятий:

· Телесно-ориентированные упражнения

· Психологическая игра

· Развивающие упражнения

· Дискуссии

· Релаксационные упражнения

· Решение проблемных ситуаций

· Диагностика

Формы организации деятельности учащихся на занятиях: - групповая

Методы обучения:

- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, анализ проделанной работы);

- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы);

- практические (наблюдения, самостоятельная, творческая работа);

- ИКТ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный блок.

Примеры правил:

·правило активности;

·правило контроля времени;

·правило организованной коммуникации;

·правило чуткости к себе и окружающим.

Упражнение «Паутина»

Цель: создать условия для комфортного знакомства друг с другом; способствовать первоначальному сплочению группы; создание позитивной атмосферы для дальнейшего взаимодействия.

 Педагог: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может кто – нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать. Что вы хотите рассказать нам о себе… (Возьмите клубок в руки и начните игру сами).

Меня зовут Ольга, и я очень люблю петь... (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.) Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Инструкция: Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: "Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?"

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину.

Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть; пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться, при попытке распустить паутину. В таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно «связаны между собой».

Необходимый материал, оборудование: клубок ниток.

Примерные вопросы для анализа:

- Все ли высказались в ходе игры?

- Как ты чувствуешь себя сейчас?

- Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как в начале игры? - ---  

- Трудно ли тебе было запоминать имена?

- Чьи рассказы тебя заинтересовали больше всего?

- Кто в группе вызывает у тебя любопытство?

Упражнение «Будем знакомы»

Цель: создать условия для развития партнерских взаимоотношений; способствует развитию у детей способности ясно и развернуто формулировать и излагать свои мысли.

Инструкция: В начале игры каждый может удовлетворить свое любопытство, узнав особенности своего партнера по игре. Затем каждый ребенок запоминает и удерживает в памяти основную информацию о партнере, чтобы составить из нее маленькое сообщение группе. В этой игре подчеркивается индивидуальность каждого ребенка. Никто не остается без внимания, и у каждого появляется приятное чувство, что кто-то заботится о нем.

Это прекрасная игра для начала совместной работы. Вы можете через сравнительно большие промежутки времени повторять эту игру с иным заданием — попросите детей выяснить, что нового появилось в жизни его партнера за время, прошедшее с предыдущей беседы.

При работе с детьми старшего возраста вы можете увеличить время, отведенное для беседы.

           Педагог: Сегодня мы постараемся поближе узнать друг друга. Встаньте, пожалуйста, и выберите того человека, которого вы хуже всего знаете... Выберите себе место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, сколько у него братьев или сестер, с кем он дружит, какой у него характер... Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через пять минут я подам вам сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями... (10 минут.)

А теперь все вернитесь и сядьте в один большой круг. Пусть каждый человек представит группе своего партнера. Встаньте позади него, положите руки ему на плечи и расскажите все, что смогли запомнить.

В конце каждого рассказа спрашивайте у представляемого, достаточно ли корректен был рассказ, и хочет ли он что-нибудь добавить к сказанному.

Примерные вопросы для анализа упражнения:

- Понравились пи тебе вопросы твоего партнера?

- Твой партнер на самом деле испытывал любопытство и с интересом

расспрашивал тебя?

- Что тебе было приятнее: спрашивать или отвечать?

- Кто из вас двоих сам выбирал себе партнера, а кто был выбран? - О ком из остальных ребят ты узнал что-то интересное для себя? - Как ты теперь чувствуешь себя в классе?

Упражнение «Имя и движение»

Цель: Создать условия для реализации творческих способностей, быстрому запоминанию имен, позитивной атмосферы в классе.

Инструкция: Детям нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере развития игры желание постоять в центре круга и показать свое движение в группе становится все более сильным. На несколько мгновений каждый ребенок становится режиссером, по воле которого действуют все остальные, включая и педагога. При этом дети не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться, чувство обшей радости - объединяет.

Педагог: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение - руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ребенок произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая (после этого передайте ход своему соседу слева или справа).

Примерные вопросы для анализа упражнения:

- Чьи имена тебе было легко запомнить?

- Чьи имена ты забывал?

- Чьи движения тебе понравились больше других?

- Знаешь ли ты, что означает твое имя или фамилия?

- Чем тебе понравилась эта игра?

Упражнение «Роботы»

Цель: Создать атмосферу взаимного доверия между ребятами; способствовать развитию самосознания и самопознания у детей. 

     Педагог: Я хочу предложить вам очень увлекательную игру. Разбейтесь, пожалуйста, на пары и выберите, кто из вас будет первым, а кто - вторым. Сначала роботами будут первые. Робот делает совершенно неподвижное выражение лица. Он становится напротив второго номера, поворачивается к нему лицом, механическими движениями подходит к нему, а потом возвращается обратно. И так несколько раз он то подходит, то возвращается на место. Когда Робот подходит, то своим металлическим голосом задает вопрос, состоящий только из двух слов: «Кто ты?» Услышав ответ, Робот разворачивается и возвращается на место, а потом снова разворачивается и подходит к партнеру, задавая ему снова тот же самый вопрос: «Кто ты?» Так продолжается снова и снова. Второй номер отвечает

всякий раз первое, что приходит ему в голову. Это может быть одно слово или короткая фраза, образ или символ, мысль или чувство. Может получиться так, что второй номер сам изумится своим собственным словам. Это вполне нормально. Итак, у вас есть пять минут...

Инструкция: Через пять минут попросите детей поменяться ролями в парах. После этого оба партнера обсуждают свои впечатления (3 минуты).

Примерные вопросы для анализа упражнения:

- Что удивило тебя в твоих ответах?

- Что удивило тебя в ответах твоего партнера?

- Как ты думаешь, надо ли задавать вопрос «Кто ты?», чтобы лучше узнать человека?

Упражнение «Статуи»

Цель: Способствует формированию взаимопонимания, уважения в группе, развитие нестандартного мышления, творческих способностей. 

 Педагог: Разбейтесь по тройкам. Двое из вас будут Скульпторами, а третий - «большим куском мрамора». Он ложится на пол и закрывает глаза. Задача Скульпторов - сделать из него прекрасную Статую. Вы сами должны решить, как будет выглядеть эта Статуя, как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. Человек, из которого делают Статую, должен стараться сохранить положение, которое ему придают. Когда Скульпторы закончат свою работу, необходимо будет поставить Статую на ноги. При этом Статуя должна очень сильно напрячь, свое тело, чтобы оно было твердым и крепким, как мрамор. Скульпторы аккуратно поднимают Статую верх и ставят ее на ноги. Потом вы можете позвать меня, чтобы я могла полюбоваться этим произведением» вместе с Вами.

Инструкция: Поскольку все не смогут закончить работу одновременно, то освободившимся детям вы можете дать роль публики, чтобы они вместе с вами осматривали «произведения искусства». Попросите детей, которые были Статуями, хорошенько запомнить свою форму, чтобы потом они могли показать ее всей группе. Когда все фигуры будут готовы, вы можете походить по «мастерским и рассмотреть каждую Статую отдельно. Позже повторите эту игру, чтобы дети могли сыграть в ней разные роли.

Примерные вопросы для анализа упражнения:

- Что ты чувствовал, когда был Статуей?

- Аккуратно ли обращались с тобой Скульпторы?

- Доверял ли ты Скульпторам?

- Понравилась ли тебе форма, которую тебе придали?

- Что ты чувствовал, когда был Скульптором?

- Доставила ли тебе удовольствие работа с «мрамором»?

- Легко ли тебе было работать с твоим напарником?

- Ты доволен Статуей, которая у вас получилась?

- Какая Статуя понравилась тебе больше всех?

Анализ занятия:

- Какие игры вам, понравились больше всего?

- Чему вас научили эти игры?

- Какие простые мудрости, которые вы узнали сегодня во время игр, помогут вам в общении, в жизни?

Завершающий блок. (15 мин.)

«Наше занятие подошло к концу. Мне хочется поблагодарить каждого из вас за активное участие и желание взаимодействовать. Сейчас давайте все вместе подведем итоги занятия.

Подведение итогов педагогом: Сегодня мы познакомились и лучше узнали друг друга. Сегодня мы сделали первые шаги, чтобы научиться доверять друг другу. Может быть, многие из вас уже сумели понять, что важно дорожить взаимоотношениями между людьми, чтобы не разрушить единства и целостности картины маленького мира, маленькой паутинки, которую мы сплели, мира, который мы создаем, вступая во взаимоотношения с людьми.

Взаимоотношения людей достаточно хрупки, их легко разрушить: неверным словом или необдуманным поступком. Нужно научиться дорожить ими и не позволять нашим эмоциям разрушать их.

Мы увидели с вами, что многим ребятам трудно сконцентрироваться на определенной деятельности, если они не чувствуют поддержки группы, вашей поддержки. Нередко, причиной негативного поведения является то, что каждый из нас может почувствовать себя изолированным и беспомощным. (Чтобы не чувствовать себя беззащитным, нужно научиться ощущать ценность взаимоотношений).


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ХОД ЗАНЯТИЯ

Завершающий блок. (20 мин.)

«Наше занятие подошло к концу. Мне хочется поблагодарить каждого из вас за активное участие и желание взаимодействовать. Сейчас давайте все вместе подведем итоги занятия.

Заключительное слово педагога: Первая и основная мудрость сформулирована много столетий назад: «Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой». Если перед вами появился Собеседник, для вас во всем мире должны остаться только двое - он и Ты, причем Он - в центре. Одна из самых больших мудростей: уметь слушать и слышать.

Человек может быть невоспитанным и невнимательным, глупым или агрессивным, но чем меньше тебя это будет задевать и раздражать, тем талантливее и мудрее ты как Собеседник. Прими его таким, каков он есть. Ищите то, что вас сближает. Мнения, ценности, установки - могут быть разными. Не надо лицемерить, но можно и нужно отучать себя от привычки противоречить по любому поводу. Напротив, приучите себя находить то, что может вас сблизить. Наше общение будет очень интересным, если мы научимся радоваться тому общему, что есть в каждом из нас, что нас объединяет. Дружба во многом начинается именно тогда, когда появляются общие интересы, общие привязанности, общие радости. Но разрешите другому быть другим, учитесь уважать ваши различия, от этого ваш мир станет красочнее и богаче.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Комплименты»

Цель: Формирование умений видеть позитивные качества в людях и говорить о них.

Педагог: Случалось ли с вами когда-нибудь так, что кто-то говорит вам комплимент, а вы при этом думаете: «А на самом деле я совсем не такой»? Понравилось бы вам услышать от меня, такую, например, фразу: «Ты невероятно ловок»? Возможно, некоторые из вас подумали бы при этом: «Ну, ко мне это не относится». А другие, может быть, подумают: «Этого мне никто не говорил раньше. А, похоже, в этом что-то есть». А третьи могут подумать: «Именно так оно и есть, хорошо, что окружающие это тоже замечают».

Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете наговорить друг другу много комплиментов. Разбейтесь на группы по восемь человек и встаньте в ряд друг за другом. Постарайтесь продумать комплимент для человека, стоящего за вами. Подумайте о каких-либо чертах характера или личности, например, о дружелюбии, уме, чуткости. Комплименты в отношении внешнего вида тоже хороши, но мы их припасем для следующего раза. Вы можете подготовить такой комплимент, который ваш друг вполне «заслужил». А можете придумать такой комплимент, о котором вы про себя бы подумали: «Вот было бы здорово, если бы. Петя (Вася, Маша...) на самом деле был таким!»

У кого уже появились идеи? Теперь я расскажу вам, как протекает эта игра. Первым начинает тот, кто стоит в самом начале ряда. Он поворачивается к стоящему за ним человеку и шепчет ему на ушко заготовленный комплимент, например: «Я считаю, что ты замечательный фантазер и выдумщик!» Второй человек, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой. Например, он шепчет на ухо третьему так: «Я считаю тебя замечательным фантазером, выдумщиком и при этом очень умным!» Третий ребенок должен запомнить оба этих комплимента и добавить к ним еще один собственный...

Так игра продолжается, пока последний человек в ряду не повторит все комплименты, которые он услышал: «Вы считаете меня фантазером, выдумщиком, умным, ловким и т.д.». Вы поняли, как протекает игра?

Примерные вопросы для анализа упражнения:

- От кого ты иногда слышишь комплименты?

- Какие комплименты тебе делает папа, а какие мама?

- Какие комплименты тебе доводилось слышать в Артеке?

Упражнение «Говорящие очки»

Цель: Создать условия для формирования адекватной самооценки, способствовать развитию навыка корректного общения.

Необходимые материалы: Солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.

Педагог: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Дети и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в собственный адрес. Я хочу предложить вам в связи с этим поиграть в одну новую игру, в ходе которой вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Олег, будь так добр, надень, пожалуйста, вот эти очки, они волшебные. А теперь повернись направо и посмотри на своего соседа. Он должен посмотреть в твои очки и произнести следующие слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»

Как только Олег услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого Олег снимает волшебные очки и передает их своему соседу слева. Когда его сосед наденет очки, уже Олег обращается к нему с заклинанием, которое я только что произнесла.

Инструкция: Обращаясь к соседу Олега, спросите: Ты запомнил слова, которые должен произнести Олегу?

Примерные вопросы для анализа упражнения:

- Приятно ли тебе было слышать в свой адрес комплимент?

- Что для тебя приятнее: говорить комплимент или же слышать его?

- Чему учит нас это упражнение?

- Почему людям нужно постоянно слышать комплименты в свой адрес?

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Добрый день»

Цель: способствовать формированию благоприятной атмосферы в группе.

Инструкция: Все участники группы садятся в круг и по желанию одним словом выражают свое настроение, например: «меня зовут Яна - я улыбаюсь» и т.д.

Основной блок.

Упражнение «Стряхни»

Цель: Создать условия для знакомства с эффективными техниками, которые способствуют избавлению от негативных мыслей.

Педагог: Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому». Кто-то другой может подумать: «В последнем диктанте я сделал кучу ошибок. В следующем диктанте я опять понаделаю их не меньше». А кто-то может сказать себе: «Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу кому-то нравиться?». Другой же может подумать: «Все равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»

Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясет спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать, примерно, то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. (Всего 30-б0 секунд.)

Примерные вопросы для анализа упражнения:

- Какой способ ты обычно используешь для того, чтобы избавиться от неприятных чувств?

- Легко ли тебе стало после данного упражнения?

- Какие чувства ты испытываешь на данный момент?

Упражнение «Выше — ниже»

Цель: Способствовать формированию позитивного отношения людей к себе.

Педагог: Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда - хуже. Но есть и третий способ общаться — чувствовать себя на равных с окружающими. Сейчас попробуем почувствовать это. Начните бродить по комнате все одновременно. Представь себе, что ты как будто бы лучше других детей. Например, тебе кажется, что все они слабее тебя, не такие умные, как ты, не такие красивые, как ты. Как ты при этом ходишь, как держишь себя? Покажи нам. А как ты чувствуешь себя при этом? Покажи нам. (1 минута.)

А теперь замри на мгновение. Представь себе, что ты хуже всех остальных детей вокруг себя. Тебе кажется, будто все они сильнее, умнее, красивее тебя, что все они лучше одеты и начни снова ходить по залу. Как ты держишь себя, когда думаешь о том, что хуже других? Покажи нам это. Как ты чувствуешь себя при этом? Покажи нам. (1 минута.)

Теперь остановитесь и хорошенько встряхните руками и ногами. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать «лучше другого», в другой — «хуже». Встаньте так, чтобы всем было видно, кто из вас кто. И пусть в каждой паре тот, кто сейчас «самый лучший», расскажет своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства. Например: «Мне все видно и понятно. Я гора. У меня прямая спина. У меня громкий и четкий голос». И так далее. Расскажи также своему партнеру о том, что ты можешь сделать в таком состоянии и что ты при этом чувствуешь. (1-2 минуты.)

Теперь пусть тот в паре, кто сейчас хуже другого, расскажет своему партнеру, что ему дает это состояние. Например: «Я могу смотреть только на пол. Мои плечи опушены. Я говорю тихим голосом». Расскажи своему партнеру, что ты можешь, а что не можешь делать пока ты «хуже других», как ты чувствуешь себя при этом (1-2 минуты). А теперь я хочу, чтобы вы стали равными. Никто теперь не лучше и не хуже других... Теперь вы равноправны. Что вы видите при этом друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Как вы чувствуете себя при этом? Насколько вы понимаете друг друга? Расскажите друг другу в течение минуты, что вам больше всего нравится в таком состоянии, когда вы «равны».

Примерные вопросы для анализа упражнения:

- Что тебе дает ощущение, что ты «лучше всех»?

- Есть что-то неприятное в чувстве превосходства?

- Какие преимущества есть в ситуациях, когда ты чувствуешь себя «хуже всех»?

- А какие ты видишь в этом недостатки?

- Когда ты чувствуешь себя лучше, а когда хуже других?

- Какие преимущества тебе лает ощущение равноправия?

- Есть ли в этом ощущении какие-то неприятные моменты?

Вариант интерпретации занятия.

Педагог: Сегодня на занятии мы с вами научились иначе смотреть на возникшую проблему. Любые проблемы можно решать, нет безвыходных ситуаций.

Но, чтобы решить проблемы, нужно научиться о них говорить. Ведь «маленький камушек», может со временем превратиться в «огромный булыжник», который будет делать нашу жизнь безрадостной. Сегодня мы учились говорить о чувствах, а это всегда непросто. Чтобы решить свои проблемы, необходимо проанализировать ситуацию, в которой ты оказался и, не давая себя подгонять, самому принять решение. Сегодня мы учились говорить о неприятных для нас вещах, внимательно выслушивая друг друга. Это очень важно.

Понравится ли тебе общение, в котором собеседник все время лезет на пьедестал, а вас толкает в грязную лужу? Тот, кто в общении старается продемонстрировать свое превосходство, делает, по сути, то же самое. Чтобы этого не случилось, стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Строить общение «на равных» оправдано потому, что именно такого общения, как правило, ожидают от вас ваши собеседники.

 

Упражнение «Спасибо».

Цель: Создание условий для благоприятной атмосферы в группе.

Инструкция: Ребята подходят друг к другу и благодарят каждого за проведенное время вместе, говорят слова благодарности. 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основной блок: «Перед человеком к самосовершенствованию три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта - самый тяжелый» Конфуций (Обсуждение цитаты).

Упражнение «Кто я»

Цель: Способствовать формированию потребностей: внимание, уважение, взаимопонимание, безопасность.

Инструкция: В ходе этой игры каждый ребенок может подготовить краткое описание своей личности, передав его педагогу в качестве загадки для остальных детей.

Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку.

Педагог: Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: «А Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной черной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?» Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: «Кто я?»

Инструкция: Написав, дети складывают листки со своими сочинениями вчетверо в одну общую коробку. Коробка «проходит» по кругу, и каждый ребенок достает одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит свое сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое.

После этого каждый ребенок зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всей группе угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий ребенок.

Примерные вопросы для анализа упражнения:

- Ты загадал своему напарнику сложную загадку?

- Твою загадку быстро разгадали?

- Чья загадка тебе понравилась больше всего?

Упражнение «Ночной поезд»

Цели: Способствовать овладению различными навыками межличностного общения.

Необходимые материалы: 6 или 12 повязок для глаз, 3 шляпы (колпака).

Педагог: Представьте себе, что совсем скоро Рождество и дети одного маленького города с нетерпением ждут подарков. Они слышали, что поезд с игрушками к праздничному вечеру должен будет пробираться ночью через ужасный, заметенный снегом пес. И только у локомотива есть фары, чтобы освещать порогу. Кто-нибудь мог бы сказать, какие подарки хотелось бы получить детям этого маленького города? Кто из вас хотел бы стать Локомотивом и везти Поезд с игрушками детям? Шестеро ребят будут Вагонами с подарками. Кто хочет быть ими? Все остальные будут Деревьями в ночном лесу.

Инструкция: деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Предупредите, что деревья не должны двигаться, но они могут издавать тихое «Ш-ш-ш» в момент, когда какой-нибудь Вагон поезда рискует удариться о них. Три дерева особенные - на них надеты шляпы. Поезд обязательно должен объехать эти деревья, прежде чем он покинет Лес. Обозначьте место, где Поезд въезжает в Лес, и сами встаньте с другой стороны Леса - Вы будете Маленьким городом, где дети дожидаются Поезда.

Педагог: Теперь давайте составим наш Поезд. Становитесь за Локомотивом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому Вагону глаза, потому что только у Локомотива есть свет и он может видеть. Локомотив будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять Вагоны, и чтобы все Вагоны чувствовали себя уверенно. Локомотив сам выбирает путь, которым поедет через Лес, но он обязательно должен пройти мимо трех особенных деревьев (в шляпах).

Инструкция: После этого идите на другую сторону Леса и дайте Локомотиву сигнал старта. В следующий раз другие дети могут быть Локомотивом. Можно усложнить задание, например, увеличив число Вагонов или пустив одновременно два Поезда.

Примерные вопросы для анализа упражнения:

- Как ты чувствовал себя в качестве Локомотива?

- Каким образом ты ощущал, что «ведешь целый поезд»?

- Как ты чувствовал себя в качестве Вагона?

-Чувствовал ли ты себя надежно, идя за Локомотивом, и верил ли ты Деревьям, когда они тебя предупреждали об опасности?

- Кем тебе больше нравится быть - Локомотивом или Вагоном?

Упражнение «Мир вокруг нас»

Цель: Создать условие для формирования личной точки зрения, способствовать развитию умений анализировать, выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свои идеи.

Педагог: Дорогие ребята, давайте с вами вместе подумаем над темой: «Мир вокруг нас». Ежедневно с нами происходит множество событий, жизненных ситуаций, препятствий и т.д. Подумайте, чего не хватает каждому из нас? Что бы вы хотели исправить? Как бы вы это исправили? Чего в нашем мире - очень много? Я попрошу, чтобы каждый из вас попробовал изобразить мир, в котором вы живете. Изображать будем в форме коллажа. В конце занятия каждый из вас представит свою работу.

Инструкция: На выполнение задания ребятам дается 20 минут. Ребята творчески оформляют свою работу, с помощью различных материалов (журналы, фломастеры, листы А-4, цветная бумага, пластилин, различные подручные материалы и т.д.) Продумывают форму представления своей работы.

Анализ упражнения.

Вариант интерпретации занятия.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.