Феномен удвоения реальности личности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Феномен удвоения реальности личности

2020-11-03 113
Феномен удвоения реальности личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Описывать психологические особенности периода возникновения феномена удвоения реальности личности нет необходимости, поскольку специфика пубертатного периода, подросткового негативизма, во-первых, достаточно хорошо описана, во-вторых, взрослые сталкиваются с подростками значительно чаще, чем с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а в-третьих, у взрослых сохранились достаточно отчетливые воспоминания о своем собственном подростковом детстве.

С точки зрения множественных реальностей, специфика пубертатного периода определяется не физиологическим созреванием организма, ибо физиологические процессы сами по себе не определяют психологического негативизма, а возникновением феномена удвоения реальности личности.

Еще раз повторим наш тезис, что кризисы в развитии ребенка вызываются не развитием и трансформацией психики, а неадекватным отношением взрослого к изменившемуся ребенку. А кризис личностный особенно сложен для ребенка, поскольку он (ребенок) уже почти вплотную приблизился к уровню психического развития взрослого (а некоторых взрослых, оставшихся на стадии реальности сознания, уже и перегнал), что вызывает личностную реакцию взрослого на поведение «ребенка». Если к сложностям роста трех- и семилетнего возраста взрослый может относиться «свысока», т.е. отстранившись от поведения ребенка, понимая еще «неразвитость» ребенка, (что мудро со стороны взрослого), то от поведения подростка взрослому отстраниться уже очень сложно, поскольку дети вторгаются во «взрослую» сферу. Ребенка до трех лет можно просто взять в охапку и отвезти к бабушке, и он даже вопроса не задаст, просто примет это как должное и естественное. Ребенку до 10 лет уже нужно сообщить, что его отвезут к бабушке, но это тоже будет воспринято им безропотно (если только, конечно, нет неразвитости или сверхразвитости реальности телесности и сознания). А подростку 14-15 лет мотивировать, зачем ему нужно ехать к бабушке уже необходимо. Он должен иметь собственное обоснование действия. И игнорирование этого обоснования, сколь значительными бы ни были причины поездки к бабушке, приведет к конфликту.

Конечно, характер подросткового поведения определяется не только неадекватным отношением взрослого к изменившемуся ребенку, но и психическими особенностями этого возраста.

У ребенка 10-11 лет уже явственно возникают элементы реальности личности, т.е. с этого возраста он может переживать некоторые события как личностно значимые. По отношению к ребенку до 10 лет можно совершить резкое поведение (наказать, накричать и т.п.) и тут же перейти к душевному контакту. Он тут же «забывает» про ваше резкое поведение, даже если оно нанесло ему ущерб (отняли игрушку, книжку). Он душевно реагирует на взрослого в данный момент времени, для него нет человека в будущем и прошлом. Его легко обманывать, поскольку для него нет вненастоящего времени, т.е. постоянства или сохранности личности. Он, конечно, помнит, что вы его вчера обманули, но готов обманываться и сегодня.

Ребенок с 13-14 лет воспринимает негативное поведение взрослого как личное оскорбление: долго его переживает либо игнорирует взрослого, чтобы не воспринимать поведение взрослого как личностное. Другими словами, подросток может игнорировать взрослого, даже собственного родителя, и, более того, может отказывать взрослому в статусе его (взрослого) личностного существования. Такого, конечно, до сих пор, до возникновения феномена удвоения реальности личности, не было.

Но есть еще одна внутренняя причина противоречивости, в том числе негативизма, поведения подростка: подросток узнает сферу личности в процессе столкновения с нею. Через столкновение с действительностью происходило освоение реальностей телесности и сознания. Ребенок до трех лет (до возникновения феномена удвоения реальности телесности) осваивает действительность через собственные синяки и слезы, а после трех лет — через относительно безболезненный контакт с нею; он уже не падает с лестницы, не берет горячий утюг. Ребенок до семи лет осваивает (до возникновения феномена удвоения реальности сознания) действительность через усилия по овладению взрослыми типами поведения столкновение с сознанием взрослого, воспитывающего и учащего ребенка и через собственные травмы при изучении конструкции машины, магнитофона и т.д.

Подросток осваивает реальность личности так же: через опыт употребления личностного поведения. Он еще не знает, что такое нанести обиду, оскорбить, не выполнить собственное обещание и проч. И через совершение такого рода поступков ищет границы собственной личности. В этом смысле значительная часть поступков подростков в начальной стадии подросткового периода является не собственно личностной, а пробующей. И в контакте с действительностью, через собственные травмы, подросток находит себя, самость личности. Конечно, в этот период взрослому нужно быть особенно чутким к подростку, чтобы отличить пробующее поведение от целенаправленного.

Но подросток осуществляет пробующее поведение не только по отношению к другим людям, но и по отношению к себе. И к себе подросток тоже иногда бывает излишне беспощаден, а иногда слишком снисходителен.

Основания поведения подростка 13-15 лет совершенно иные, чем людей другого возраста, даже если внешне это одинаковое поведение. Ребенок до трех лет может проявлять жестокость к детям и животным потому, что невыделенность психической реальности телесности не позволяет хорошо различать живое и неживое. Поэтому он может общаться с другим ребенком как с куклой, невольно причиняя боль. Ребенок до семи лет может проявлять жестокость в силу невыделенности реальности сознания, еще плохо различая свое и чужое сознание. Семилетний, ударив другого ребенка и не чувствуя при этом боли, вполне естественно полагает, что боль и не возникает. Такой ребенок, нанося удар, не подозревает, что удар вызывает боль у другого ребенка. Подросток, особенно после возникновения феномена удвоения реальности личности, хорошо понимает, что причиняет боль другому человеку или животному, но ему важно почувствовать границу допустимости: момент возникновения боли, или момент возникновения невыносимой боли, или недопустимость поведения, причиняющего боль.

Конечно, в своих поисках подросток может перейти все границы как в отношении к другим людям, так и в отношении к самому себе. И здесь очень важно чтобы девиантное, отклоняющееся поведение не стало приносить удовольствие, чтобы то же причинение боли не превратилось в самоцель. Хотя для превращения девиантного поведения в регулярное есть много оснований: ощущение чувства власти, поддержка такого поведения другими подростками и взрослым, реализация или сублимация чувства мести и т.д.

Собственно, с подросткового периода у человека появляется возможность строить собственный виртуальный мир. Подростковая аутизация, уход в свой виртуальный мир, может проявляться самым различным образом: в уходе в себя, в избыточно развитом воображении, несговорчивости, упрямстве, пренебрежении окружающими и т.д. Конечно, для родителей это большая трагедия, когда нормальный и послушный ребенок вдруг становится чужим и недоступным.

Относительно реальности личности, также как других виртуальных реальностей, есть три пути развития: неразвитость реальности личности, нормальное развитие реальности личности и сверхразвитость реальности личности.

В случае нормального развития сферы личности подросток через некоторое время, к 16-17 годам, достаточно хорошо овладевает реальностью личности, т.е. относится и к себе, и к другим как к личностям и адекватно личностным характеристикам каждого человека. Для ребенка до 11-12 лет все взрослые примерно равнозначимы, всех он слушается и каждого воспринимает как существо более высокое, имеющее право управлять им (ребенком). До 10-11 лет у школьников практически нет критики своих учителей. В 13-14 лет у подростка появляется критическое отношение к другим людям, но это отношение эмоционально окрашено — поведение любого взрослого он воспринимает как значимое, хотя уже может негативно или позитивно к этому поведению взрослого относиться. А в 16-17 лет молодой человек относится к поведению сверстников и старших как к личностному, но уже не обязательно переживает его как значимое. В 16-17 лет человек может отстраниться от позиции другого человека, просто не реагируя личностно на него.

Обычно к 16-17 годам самость личности в основном освоена — девушки и юноши становятся социально «нормальными», «спокойными» людьми, с которыми «можно иметь дело».

Неразвитость самости личности заключается в задержке человека на уровне личности, проявляющейся в культивировании внутреннего мира, в избегании ситуаций, требующих принятия волевых решений, в стремлении законсервировать тип жизненной ситуации, в которой человек находится. Сверхразвитость заключается в излишне раннем овладении взрослыми формами поведения (что выражается чаще всего в демонстрации негативных аспектов жизни взрослых: курение, распитие алкогольных напитков и т.п.) и/или переходе к самостоятельной жизни (зарабатывание денег, противоправное поведение и т.п.).


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.