Телесная самость может оказаться неразвитой или сверхразвитой. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Телесная самость может оказаться неразвитой или сверхразвитой.

2020-11-03 99
Телесная самость может оказаться неразвитой или сверхразвитой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неразвитость самости телесности приводит к появлению в той или иной мере задержки психического развития, а в крайних случаях — к остановке психического развития ребенка. Одним из проявлений неразвитости телесности является так называемый госпитальный синдром. Он заключается в задержке психического развития ребенка, когда при полном обеспечении физиологических потребностей ребенка взрослый не обеспечивает телесного его развития. Впервые госпитальный синдром был зафиксирован в детском приюте в Англии, где находились дети погибших во время Второй мировой войны родителей. При наилучшем физиологическом обслуживании детей — в питании, температуре внешней среды, гигиене и т.д. — к трехлетнему возрасту у лих в массовом порядке выявилось отставание в психическом развитии. В различной степени госпитальный синдром появляется и у детей, живущих в семьях. Крайним вариантом неразвитости телесности являются случаи прямого ограничения взрослыми двигательной активности ребенка. В этом случае человек на всю жизнь останется на уровне физиологического существа, ведущего растительный образ жизни. Из жизни детей, рожденных слепоглухими, известны случаи, когда родители, узнав о слепоглухоте своего ребенка, обеспечивали ему только физиологическое существование. Такой человек и в двадцать лет оставался на уровне развития годовалого ребенка (Мещеряков, 1974). Если же слепоглухого ребенка развивают, он приобретает все свойства взрослого, о чем свидетельствует опыт Загорской школы для слепоглухих детей (Мещеряков, 1974).

Сверхразвитость самости телесности возникает при слишком активном отношении взрослого к ребенку (часто считающемся проявлением любви к нему), ограничивающем собственную активность ребенка. Прежде всего, это проявляется в том, что ребенка слишком много носят на руках, слишком оберегают от столкновений с действительностью, в том числе — и с другими детьми, которые, не дай Бог, могут причинить неудобства любимому чаду. В таком случае взрослый принимает на себя функцию детской телесности, становится как бы специальным познавательным органом ребенка, и поскольку взрослый уже все знает в отношении телесности, то он является как бы сверхразвитым органом телесности, обладающим сознанием, личностью и волей. Ребенок, имея такой сверхразвитый орган (телесность с элементами сознания, личности и воли), не имеет нужды в развитии, его собственное развитие приостанавливается.

Дело в том, что благодаря взрослому, выполняющему все желания ребенка и охраняющего от столкновений с действительностью, у ребенка не появляется чувства размеров пространства, поскольку взрослый как волшебник тут же выполняет желания ребенка, и нет ощущения разнесенности предметов в пространстве, а тем самым — нет выделенности в полной мере себя из пространства. Когда такому ребенку нужно нечто сделать, он ожидает, что его желание само реализуется и желаемый предмет появится в руках. Такие дети интеллектуально развиты, но капризны, несговорчивы, спонтанны, плохо управляемы. У них способность желания и способность оперирования с предметами развиты хорошо, а способность к достижению цели развита плохо. Если такого ребенка попросить что-нибудь сделать, он сделать это может только если его заинтересовали это сделать, иначе он будет капризничать и сопротивляться, что является плохой основой для дальнейшего его обучения и развития.

Взрослый в определенный момент, считая, что ребенок уже вырос, отказывается от такой своей функции, и ребенок отбрасывается в своем развитии назад. И беда здесь не только в упущенном времени, а в том, что ко времени отказа взрослого от того, чтобы быть частью ребенка, последний переходит на следующий уровень своего развития, когда основной развивающейся реальностью является уже не телесность, а сознание. Собственная телесность ребенка тем самым остается неразвитой и недостаточно подготовленной к обеспечению возникновения реальности сознания.

С точки зрения теории психологических реальностей, негативизм в поведении детей трехлетнего возраста есть следствие неадекватных требований взрослых к ребенку. У ребенка уже произошел феномен удвоения реальности телесности, и он перешел к новому типу отношений с миром, в том числе и с родителями — имея собственную телесность, ребенок осуществляет уже в определенной степени и собственное поведение. Если взрослый сохраняет свое старое отношение к ребенку как к младенцу, возникают конфликты.

На самом деле, кризис в жизни ребенка взрослый своими действиями может создать в любое время, а не только в три, пять, семь и т.д. лет, как принято считать в детской психологии. Для того чтобы создать кризис, достаточно не учитывать особенности генезиса ребенка.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.