Феномен удвоения реальности телесности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Феномен удвоения реальности телесности

2020-11-03 89
Феномен удвоения реальности телесности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С точки зрения множественных реальностей, генезис человека можно представить как порождение новых видов самости.

Новорожденный обладает совершенно неосвоенной психикой.

Примерно до трех лет генезис ребенка заключается в овладении собственной телесностью. Ребенок овладевает своим телом и окружающим его миром в пространственно-телесном отношении. К трем годам ребенок настолько хорошо овладевает пространственно-телесными отношениями (научается говорить, ходить, управлять своим телом), что они перестают быть для него проблемой. С трех лет уже возможна отработка специальных телесных навыков (лепка, рисование, игра в конструктор и т.п.), и генезис ребенка теперь заключается в освоении реальности телесности (телесной самости) и в овладении элементами порождающейся реальности сознания (самости сознания). Собственное индивидуальное сознание появляется у ребенка примерно к семи годам.

С точки зрения множественных реальностей, для младенца его телом, его собственностью является весь мир. Поэтому у ребенка совершенно одинаковая реакция, одинаковый плач в ответ и на боли в животике, и на громкий звук. У ребенка до трех лет на любой раздражитель возникает генерализованная реакция, ребенок реагирует всем своим существом и на игрушку, и на маму, и на громкий звук, и на боль. Ребенок до трех лет совершенно иначе воспринимает боль, нежели более старшие дети и взрослые. Если ребенок до трех лет сильно ударился и взрослый не будет акцентировать внимание ребенка на боли (не будет жалеть и успокаивать ребенка, у которого по мнению взрослого должна возникнуть боль от удара), то ощущение боли у ребенка и не возникнет. По крайней мере, те процессы, которые возникают в организме от боли, ребенок в этом возрасте еще не воспринимает однозначно как боль. Если после удара взрослый отвлечет внимание ребенка на что-нибудь другое, то ребенок и не почувствует боли, у ребенка не остается никаких следов удара, как будто его и не было: ни поглаживания больного места, ни слезок. И только в том случае, если взрослый поддерживает своим вниманием в теле ребенка ощущение боли от удара, ребенок начинает плакать и капризничать.

Если ребенка пяти лет после удара отвлечь на что-нибудь, то у него остается ощущение боли в теле, по нему видно, что он ее чувствует: в глазках застыли слезы, — хотя ребенок уже внутренне отошел от удара и переключился на что-нибудь другое.

С точки зрения множественных реальностей генерализованная реакция младенца есть не реакция ребенка на какой-то — внешний или внутренний — раздражитель, а есть смена состояния всего мира. Поскольку ребенок не отличает себя от внешней и внутренней среды, то он вместе с этими средами является одним целым. Ребенка как отдельного существа еще нет (это только взрослый знает, что вот это тельце есть нечто особое, нежели все остальное в мире). Сам ребенок не знает где кончается его тело и сфера восприятия и где начинается «не он». Механизм отвлечения ребенка от боли с точки зрения множественных реальностей заключается в том, что взрослый, в ответ на изменение состояния мира под воздействием удара в негативную сторону, по-своему меняет мир, приводя его состояние в позитивное, переводя тем самым в соответствующее состояние и ребенка. Если пятилетний ребенок, ударившись, может одновременно переживать и боль от удара, и удовольствие от данной в качестве компенсации конфеты, то ребенок до трех лет переживает только одно состояние в данный момент времени.

К трем годам ребенок уже четко различает, где его тело, а где «не он». При этом там, где «не он», — это не только внешняя среда, но и внутренняя. Ребенок после трех лет а) может реагировать на раздражители внутри организма как на локальные, а не генерализованные, в том числе отличать телесные ощущения от психических и б) может отличить раздражители вне его тела от раздражителей, возникающих внутри его тела. В этом смысле можно говорить об явлении удвоения телесности — ребенок выделяет собственное тело из всех других предметов.

Генезис ребенка до трех лет заключается в овладении собственной телесностью и освоении единой (физическо-психически-родовой) реальности. С психологической точки зрения здесь происходит возникновение представления о телесности (вещах, предметах, их отношениях, в том числе о собственном теле) в отличие от предшествующего времени, когда была одна единая телесность (реальность). Появление новой психической реальности — реальности собственной телесности (телесной самости) — в отличие от единой названо нами «феноменом удвоения реальности телесности». Речь идет именно о психической реальности, а не только о явлении выделения собственного физического тела из окружающей среды, поскольку ребенок начинает отличать события в собственной телесности от событий, происходящих на уровне смыслов, а не только физических явлений. Поэтому пятилетний ребенок может относиться к боли как к физическому событию, отличая его от конфеты, данной для компенсации болевых ощущений: ребенок еще не стал есть конфету, а уже успокоился, т.е. он реагирует на смысл конфеты, а не на ее вкус. В то время как ребенок до трех лет реагирует на отвлекающие от боли раздражители как на раздражители элиминирующие, уничтожающие болевой раздражитель.

Характеризуя процесс появления новой самости, можно говорить о принципе меланжевой нити. Меланжевая нить — это нить одного цвета, в которую постепенно вплетается нить другого цвета, так что вначале новый цвет практически и незаметен, но его становится все больше и больше, а старого цвета — все меньше и меньше, и в конце концов новый цвет полностью вытесняет старый. Затем следующий новый вытесняет старый цвет.

Так же и с появлением новой самости. Появление первых ее элементов практически не заметно, но постепенно она становится ведущей, вытесняя предыдущую. Процесс «ухода» из сферы предыдущей самости есть ее освоение, т.е. переход в статус константной реальности.

Первым различением является различение собственной телесности от всего остального, другой телесности (феномен удвоения реальности телесности), вторым различением — различение своего сознания от другого сознания (феномен удвоения реальности сознания), третьим различением — различение своей личности от другой личности (феномен удвоения реальности личности), четвертым различением — различение своей воли от другой воли (феномен удвоения реальности воли) и последним различением, рассматриваемым в данной книге, является различение на внешнего и внутреннего человека (феномен удвоения реальности человека).

Следует отметить, что в генезисе конкретного человека могут происходить два рода аномии, отклонений в генезисе — неразвитость и сверхразвитость самости. Неразвитость самости заключается в слабом освоении реальности, в освоении локуса реальности, меньшего по объему, чем это свойственно для человека данного возраста. Сверхразвитость самости заключается в овладении способами поведения, относящимися к более высокому уровню самости, чем тот, на котором человек находится.

Феномен удвоения реальности телесности, т.е. появление телесной самости, в полной мере возникает примерно к трем годам. До трех лет идет постепенное овладение телесностью. У разных детей процесс удвоения реальности телесности происходит по-разному: у одних быстрее, у других медленнее, у одних в основном через эмоционально-двигательный контакт со взрослым (когда ребенка тискают, нянчатся с ним, носят на руках), у других — через операционально-двигательный контакт (когда ребенка усиленно учат сидеть, стоять, ходить) и т.д. Способ овладения реальностью телесности в значительной мере определяется взрослым.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.