Отбор и прогнозирование в боксе. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Отбор и прогнозирование в боксе.

2020-07-03 313
Отбор и прогнозирование в боксе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пожалуй, ни в одном виде спорта нет такого отсева среди занимающихся, как в боксе. Отсев происходит главным образом на первом этапе обучения и тренировки. Причин этому много. Одни чувствуют, что им трудно добиться в боксе высоких спортивных результатов, другие не выдерживают режима тренировки, третьи недостаточно трудолюбивы и не готовы к систематическим занятиям. Иногда бывает и так, что боксер занимается год или два и достигает II и даже I разряда, но затем оставляет бокс. Чаще всего это случается с боксерами, которые отстают в развитии физических качеств (особенно скорости, быстроты реакции), овладении техническими навыками и не имеют необходимых для боксеров психических качеств (смелости, решительности и воли к победе).

Искусство преподавателя (тренера) заключается в умении определять способности боксера на разных этапах подготовки, прогнозировать его будущее как спортсмена. Поэтому одной из важных научно-практических проблем является разработка системы отбора боксеров, основываясь на уровне психологического их состояния и возможностях развития физических качеств, необходимых боксеру. Психические и физические качества можно рассматривать только во взаимодействии, главным образом в процессе боя, где наиболее ярко проявляются эти два компонента при смене ситуаций и постоянно сбивающих факторах.

Как уже было сказано, значительно легче научить технико-тактическому мастерству, воспитать физические качества, чем выработать бойцовский характер у боксера. Уровень психических качеств (воля и смелость, уверенность и решительность, самообладание и стойкость, уравновешенность и способность к переключению действия, инициативность и трудолюбие, упорство) - основа обучения и совершенствования технико-тактического мастерства.

Без высокого уровня психических качеств не может быть и выполнения на высоком уровне физических действий. Эти два компонента мастерства боксера являются основными в учебно-тренировочном процессе. Поэтому способности юноши к боксу следует искать, прежде всего, в уровне психического состояния, а потом в физической подготовленности.

На занятиях пользуются в основном педагогическими наблюдениями. Методами наблюдений для определения способности к овладению двигательными навыками, физических и волевых качеств может овладеть каждый тренер.

С целью прогнозирования спортивных результатов целесообразно проводить четырехэтапную форму отбора боксеров.

Первый этап — отбор при поступлении в секцию бокса. Этот этап является основным, потому что от того, какие подростки и юноши придут в секцию, зависит дальнейшая подготовка боксеров высокого класса. Так как пришедший юноша в секцию еще не обладает какими-либо знаниями и умениями в боксе, то при приеме следует провести тестирование общего характера для определения уровня способностей к овладению двигательными навыками, некоторых физических качеств,главным образомкоординации, быстроты действия, и психических — быстроты реакции, смелости, решительности. Следует выяснить побуждения к занятиям боксом и успеваемость в школе или успехи в трудовой деятельности, учесть возрастные особенности (как правило, это юноши младшего, среднего или старшего возраста, поэтому необходимо предъявлять соответственно требования).

Для первого этапа можно порекомендовать тесты на координацию (способность запоминать движения и точность их восприятия; упражнения со сменой положения рук стоя на месте и в ходьбе).

В боксе значимы координационные способности:

· Способность к дифференцированию параметров движений

· Способность к пространственной ориентации

· Способность к координированности движений.

Важную роль в отборе играет определение у новичков исходного уровня развития физических качеств.

Сила. Уровень развития силы у новичков может быть довольно легко определен при отборе с помощью станового и кистевого динамометров. Довольно точно судить о силовой подготовленности новичка помогают и другие простейшие силовые упражнения: выпрыгивание, подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, упражнение со штангой и другие.

Тренеры применяют специфические силовые контрольные упражнения, характерные для данного вида спорта, в боксе – упражнения для мышц брюшного пресса.

Для бокса значимы силовые способности: относительная сила, скоростная сила, силовая выносливость (статическая, динамическая).

Тест «прыжок вверх с места»  позволяет определить скоростную силу.

Тест «выпрыгивание после прыжка в глубину» позволяет определить скоростную (взрывную) силу ног в режиме уступающей и преодолевающей работы мышц.

Тест «прыжки через шлакоблок» позволяет определить скоростную силу ног.

Проведение теста: за 40 с как можно большее количество прыжков через блок. Норматив для мужчин – 100-64.

Тест «сгибание и разгибание рук в упоре с соединёнными руками» для определения динамической силовой выносливости (двуглавой и трёхглавой мышц плеча).

Тест «поднимание туловища из положения, лёжа» для измерения динамической силовой выносливости мышц туловища и живота.

Ловкость (способность к координации движений) является важным качеством в любом виде спорта. В отличие от других качеств, которые могут быть в какой-то степени развиты или компенсированы в процессе тренировки, ловкость после 11–12 лет развивается с большим трудом. Можно сразу отметить детей с очень плохой координацией, бросающейся в глаза угловатостью и неловкостью движений, слабо ориентирующихся, с замедленной реакцией.

Специфическую ловкость следует изучать в условиях, максимально приближенных к «своему» виду спорта. По-настоящему надежно о специфической ловкости спортсмена можно судить только после весьма продолжительной работы с ними (не менее 2–3 месяцев). С понятием «специфической ловкости» связывают некоторые дополнительные качества, такие, как равновесие, способность быстро ориентироваться в обстановке.

Уровень развития из этих качеств можно определить уже на первом этапе отбора, для других требуется время, и уровень их развития может быть выявлен лишь в процессе обучения и тренировки.

Тест на ловкость: бросание и ловля гандбольного мяча в упражнениях с одним партнером и с двумя и тремя попеременно, бросая одному и ловя от другого, прыжки по меткам, по лабиринтам из булав, бег со сменой направлений, прыжки через яму, защита гандбольных ворот;

Тест на ловкость и смелость: игра в гандбол и баскетбол; показатель — активность, смелость и решительность в борьбе за мяч, ориентировка, ловля и бросание мяча;

Выносливость. При отборе выносливость играет решающую роль, необходимо внимательно изучать уровень развития этого качества, а главное, предпосылки, свидетельствующие о возможностях его успешного воспитания в дальнейшем.

Общая выносливость довольно точно определяется с помощью специальных контрольных упражнений, «проходным баллом» может быть оценка «хорошо» и даже «удовлетворительно».

Показатель общей выносливости должен играть при отборе существенную роль, так как он с большей точностью свидетельствует об общем состояния здоровья новичка,  функциональным возможностям его сердечно-сосудистой системы. Новичок, не выполняющий нормативов в упражнениях «на общую выносливость» хотя бы на «хорошо», редко становится спортсменом высокого класса.

Спортивная выносливость имеет значение в спортивном отборе. При первичном отборе это качество может быть приблизительно определено с помощью пробы с задержкой дыхания. Эта проба выполняется таким образом: испытуемый делает глубокий вдох, затем выдох и вновь глубокий вдох, близкий к максимальному вдоху. Затем следует задержка дыхания, положительность которой определяется секундомером. Секундомер включается в тот момент, когда испытуемый, сделав вдох, закрывает рот, и выключает с началом выдоха после задержки дыхания. Проба повторяется 2 – 3 раза с перерывами в несколько минут. Учитывается лучший результат.

Описанная проба для определения предпосылок к воспитанию скоростной выносливости имеет вспомогательный характер. Более точно уровень развития этого качества следует определять позднее, на последующих стадиях отбора, когда спортсмен уже владеет некоторыми основами техники из избранного вида спорта.

Тест на выносливость и быстроту: бег 60, 100 и 1000 м.

Быстрота является одним из наиболее важных физических качеств. Быстрота – это, до определенной степени, врожденное качество, трудно поддающееся воспитания в процессе тренировки. Поэтому в тех видах спорта, где быстрота необходима (особенно быстрота движений), нужно искать ее задатки уже при привычном отборе. Самый простой способ выявления скоростных качеств – бег на 30, 40, 60 м.

В качестве контрольного упражнения, характеризующего способность спортсмена развивать максимальный темп, можно использовать, например, прыжки со скакалкой (кто быстрее выполнит 10–12 прыжков или кто выполнит больше прыжков за 10–15 с). Для детей, плохо прыгающих через скакалку, можно на этих же условиях дать прыжки с ноги на ногу через какое-нибудь низкое препятствие. Аналогичные упражнения можно дать и для рук. Например, стоя в 15 – 20 см от конца коня (гимнастического бревна), выполнять прямыми руками хлопки в ладони поочередно сверху и снизу коня.

Во всех упражнениях, рекомендующих для определения максимального темпа, должны быть обеспечены такие условия, при которых не изменялась бы форма движения. Например, если в качестве скоростного упражнения выполнять прыжки на месте без скакалки, то новичок неизбежно и непроизвольно будет увеличивать темп не за счет быстроты движений, а за счет их ускорения, практически перестанет отрывать ноги от пола при подскоке.

Для бокса значимы виды выносливости:

· Общая выносливость (тотальная, региональная - локальная)

· Специфическая (скоростная, скоростно-силовая, координационная)

· Специальная (физическая, сенсорных систем).

Комплекс контрольных испытаний, рекомендованный для отбора в боксе:

· Бег на 30м

· Непрерывный бег 5 мин

· Бег на месте 10 с

· Челночный бег 3 х 10 м

· Прыжок в длину с места

· Подтягивание

· Бросок набивного мяча

· Прыжок вверх с места

Второй этап отбора можно произвести после 8-10 месяцев занятий боксом, когда боксер уже прошел первый этап школьного обучения и тренировки. Это, примерно, совпадает с выполнением III разряда по боксу. Можно понаблюдать за боксером и дать оценку проявлению психических качеств: трудолюбия, способности к соблюдению режима и выполнению индивидуальных заданий, решительности, дисциплинированности. Также следует проследить за ростом и проявлением специализированных физических качеств, особое внимание,  обратив на способности боксера к восприятию технико-тактических действий, овладению ими и стабильному выполнению.

На этом этапе наиболее ярко выражены соотношения в развитии технико-тактических навыков, физических возможностей и психологических качеств, выявляются индивидуальные особенности боксера (манера ведения боя).

Нормативами по физической и технико-тактической подготовке могут служить указанные для новичков в программе для секций бокса коллектива физкультуры и клубов. Волевые качества определяются главным образом во время условных и вольных боев и соревнований.

На третьем этапе отбор производится среди боксеров, овладевших основами технико-тактических навыков, имеющих практику соревнований, ощутивших радость побед и горечь поражений, нашедших свой стиль и манеру ведения боя, умеющих дать оценку своим боевым действиям. Требования к спортивной деятельности на этом этапе значительно увеличены. Еще нельзя сделать уверенного прогноза на высокие спортивные результаты, но ориентиры к такому выводу могут быть. Если боксер больше проигрывает, чем выигрывает поединки, ему, естественно, следует оставить занятия боксом, так же как и тогда, когда он слабо ликвидирует проблемы в защитных действиях, пропускает удары.

На этом этапе следует наблюдать за уровнем и развитием психических качеств, таких как уверенность, решительность, стойкость, самообладание и инициативность. Все эти качества проявляются в условных боях с разными по мастерству противниками и видны опытному тренеру. Например, решительность проявится в активных действиях против боксера с именем, имеющего много побед, стойкость — в разумных активных действиях после полученного сильного удара или ведении активного боя при значительной усталости. Боксер должен уметь сам регулировать и сочетать развитие всех компонентов мастерства, знать свои сильные и слабые стороны.

На четвертом этапе определяют способности боксера быть ведущим в составе сборной команды.

К сожалению, в практике работы по отбору способных юных спортсменов, в том числе в единоборствах, основное внимание уделяется оценке и выявлению уровня развития двигательных (физических) и функциональных качеств (показателей). Показатели, характеризующие качества психомоторики, в значительной мере игнорируются, хотя во многих работах показана их важность для успеха спортсменов в процессе тренировки и выступлений.

Психомоторные способности – это, прежде всего, способности самоконтроля и саморегуляции двигательной активности. К ним относятся:

· различные познавательные (оперативно-мыслительные) процессы и соответствующие умения тонко различать движения по параметрам пространства (амплитуде, направлению, траектории движения),

· усилий, времени (темпу и ритму),

· умения отчетливо и адекватно воспринимать и запоминать собственные двигательные действия,

· создавать новые движения на основе двигательного воображения,

· анализировать и планировать овладение новыми двигательными действиями,

· контролировать свои движения и корректировать их в соответствии с изменяющимися условиями их выполнения.

К числу психологических качеств, практически значимых для успешного выполнения двигательной деятельности в единоборствах, следует отнести специализированные восприятия времени, пространства, дистанции и усилий при ударах, внимание, разные виды сенсомоторной реакции, оперативное мышление (в том числе программирование боевых ситуаций и принятие решения), оперативную память.

Определение тренерами перспективности юных боксеров во многом носит интуитивный характер и должно быть дополнено изучением психомоторных способностей детей.

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей юных спортсменов на начальном этапе подготовки может явиться причиной прекращения спортивных занятий, возникновения предпатологических и патологических состояний.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.