Структура спортивного таланта — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Структура спортивного таланта

2020-07-03 740
Структура спортивного таланта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Индивидуальные различия человека проявляются в различных видах его деятельности, в том числе и спорте. Рассматривая спорт как профессиональную деятельность, подчеркнём важность спортивного отбора. Что же понимают под спортивным отбором?

Спортивный отбор – система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или группе видов спорта (В.М. Волков, В.П. Филин, 1983).

Спортивный отбор – процесс поиска наиболее одарённых людей, способных достичь высоких результатов в конкретном виде спорта (В.Н. Платонов).

Понятия и термины

Двигательные способности – это индивидуальные, генетически обусловленные в развитии, качественные свойства моторики, которые определяют успех в трудовой, физкультурной и спортивной деятельности человека.

Способности – это генетически обусловленный уровень развития человека, который определяет его достижения в определённой деятельности.

Способности – это свойства человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какой-либо деятельности. Человек не рождается с явными способностями. У него есть лишь возможность их приобрести.

Способности формируются в процессе деятельности, обучения и воспитания, при решающей роли факторов внешней среды. Отличаются - своими природными дарованиями.

Тест – это измерение (или испытание) стандартной формы, проводимое с целью определения состояния или способностей человека.

Тестирование – процедура выполнения теста.

Физическое развитие – это процесс становления и изменения морфофункциональных свойств и способностей в процессе индивидуальной жизни человека.

Талант – высокий уровень развития способностей. Талантливый человек характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но оставшийся в рамках того, что уже было достигнуто. Отдельно взятая в высокой степени развития способность не может считаться аналогом таланта. Талант – это сочетание способностей, их совокупность.

Наивысший уровень развития человека – гениальность. Гениальность не следует отождествлять с наследственностью.

Наследственность – свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями.

Различают несколько уровней двигательного развития человека:

· Формирование двигательных способностей;

· Развитие спортивного таланта (здесь развитие общих способностей и свойств оказывает существенное влияние);

· Проявление гениальности.

Спортивный талант – это высокий уровень развития способностей, определяющих успехи в спортивной деятельности.

“Формула одарённости”: ТАЛАНТ = ВИУ + ВТП (талант = высокий исходный уровень развития определённых двигательных качеств + высокий темп их развития-повышения).

В основе развития всех способностей человека, в том числе и двигательных, лежат биологически закреплённые предпосылки развития – задатки.

Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Задатки – это анатомо-физиологические наследуемые предпосылки, которые при создании благоприятных условий могут превратиться в способности.

О задатках:

1. Задатки следует рассматривать как наследственные образования, которые формируются в результате образования генотипа.

2. Задатки влияют на морфологические особенности развития организма (конституцию тела, композицию мышечных волокон, особенности строения сенсорных систем).

3. Задатки влияют на развитие функциональных систем человека (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы анаболического метаболизма при мышечной деятельности).

4. Задатки влияют на адаптацию систем энергообеспечения организма к мышечной работе: аэробных и анаэробных механизмов.

5. Задатки определяют развитие координационных способностей, способности центральных механизмов управлять работой мышц, отдельных звеньев тела, взаимодействием функций.

6. Задатки влияют на развитие двигательных способностей. Определяют предел развития определённых видов силовых и скоростных способностей, проявлений подвижности в суставах человека.

7. Задатки влияют на формирование психофизиологических свойств индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности как качественной характеристики человека.

8. Двух одинаковых по задаткам людей не существует. Каждый человек индивидуален определённым комплексом задатков. Поэтому возможности достижения высоких спортивных результатов во многом индивидуальны для каждого спортсмена.

Спортивный отбор

Факторы, от которых зависят спортивные достижения и которые могут быть приняты в качестве критериев при определении спортивной пригодности.

· Состояние здоровья.

· Физические (кондиционные) способности.

· Конституция тела (телосложение).

· Психический склад личности.

· Мотивация.

· Комплексная оценка способностей.

Анализ выступлений сильнейших спортсменов мира показал, что больших успехов добиваются спортсмены:

· С ярко выраженной двигательной одарённостью

· С высоким уровнем развития моральных и волевых качеств

· Со значительной работоспособностью

· В совершенстве владеют спортивной техникой и тактикой

· Обладающие высокой степенью устойчивости к сбивающим факторам к соревнованиям.

Педагогические методы исследования позволяют оценивать:

· Уровень развития физических качеств

· Уровень координационных способностей

· Уровень технического мастерства

На основе применения функционально-биологических методов исследования выявляются:

· Морфофункциональные возможности

· Уровень физического развития

· Состояние анализаторных систем организма

Социологические методы исследования позволяют получать данные:

· О спортивных интересах

· Раскрывать причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и к высоким спортивным достижениям.

Система отбора. В. П. Филин

Первый этап отбора - предварительный отбор.

Основные задачи: привлечение возможного большего количества одарённых в спортивном плане детей, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки.

К критериям, определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям многими видами спорта, относятся рост, вес, особенности телосложения ребёнка.

Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчётом, чтобы определить не только то, что умеет делать обследуемый, а и то, что он может сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими двигательными действиями.

Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не только от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста их в процессе специальной тренировки.

Физическое развитие детей оценивается по ряду внешних признаков: рост, вес, пропорции тела, форма позвоночного столба и грудной клетки, строение таза и ног. После этого исследуются двигательные способности.

Второй этап отбора – осуществляется углублённая проверка соответствия предварительно отобранного контингента требованиям, предъявляемым видом спорта.

Основные задачи: определение степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования.

Основные методы:

1. Педагогическое наблюдение

2. Контрольные испытания

3. Соревнования и контрольные прикидки

4. Психологические исследования

5. Медико-биологические исследования

Ведущими критериями прогнозирования на данной стадии являются темпы развития физических качеств и формирование двигательных навыков (моторная обучаемость).

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала. Первая является показателем общей, а вторая — специальной одарённости индивида. Обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития.

Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания. Об обучаемости можно судить по времени, которое требуется юным спортсменам для овладения техникой того или иного упражнения.

Третий этап отбора – этап спортивной специализации.

Основные задачи: многолетнее систематическое изучение с целью окончательного определения его индивидуальной и спортивной специализации.

Основные методы:

1. Педагогическое наблюдение

2. Контрольные испытания

3. Соревнования и контрольные прикидки

4.Психологические исследования

5. Медико-биологические исследования.

6. Антропометрические обследования.

Если всё же ограничиться результатами исходного (одноразового) тестирования, то потенциальные возможности новичков могут быть с определённой точностью спрогнозированы по их суммарным результатам во всех контрольных упражнениях.

Это тестирование не даёт достаточно точного представления о потенциальных возможностях юных спортсменов на много лет вперёд, но достаточно надёжно определяет их пригодность к определённому виду спорта. Прогнозирование потенциальных возможностей по их исходным показателям может быть действительным только на ближайшие два-три года.

Важнейшие показатели отбора и прогнозирования в спорте: исходный уровень развития физических качеств и темпы их прироста на начальных этапах (до 18 месяцев) тренировки, уровень развития специфической координации (биодинамические особенности), данные антропометрических измерений.

Поиск одарённых спортсменов следует проводить среди людей с высокойвосприимчивостью к тренировочным нагрузкам и ранней функциональной реакцией на неё.

Наиболее перспективны спортсмены, которые имеют высокий генетический предел развития наиболее важного для данного вида спорта комплекса (в том числе и морфологических способностей), а также имеют высокие адаптационные способности к данной двигательной деятельности. Неперспективными считаются спортсмены с низким генетическим пределом развития способностей и низкой тренируемостью. Часто такие люди добиваются высоких результатов в юношеском спорте, а потом, достигнув своего предела, оставляют спорт. Наиболее трудоёмкая тренировочная работа предстоит с потенциально перспективными спортсменами, имеющими высокий предел развития двигательных способностей, но низкую восприимчивость к тренировочным воздействиям.

При несоответствии состава мышечных волокон характеру выполняемой работы (выбранной специализации) рост спортивного мастерства прекращается и происходит отсев в процессе многолетнего отбора.

Одной из причин отсева молодых спортсменов является чрезмерная интенсификация тренировочного процесса, приводящая не только к физическому, но и к психическому утомлению. Слишком быстро вводится узкая спортивная специализация без фундаментальной общеразвивающей подготовки.

Невозможно в детском возрасте точно определить предрасположенность человека к значительному развитию двигательных способностей, тем более, выявить спортивный талант (то есть ограничиться одномоментной процедурой отбора).

Определённо, что только 20-40% мальчиков и 40-60% девочек спортивный талант проявляется ещё в раннем детстве. У остальных детей формирование двигательных способностей наступает в более позднем (подростковом и взрослом) возрасте. Даже значительная генетическая предрасположенность к определённому виду двигательной деятельности является лишь основой развития больших способностей. Двигательные способности формируются лишь в процессе деятельности (обучения и воспитания).

К. П. Сахновский (1996):

Три этапа спортивного отбора (начальный, промежуточный, заключительный).

Начальный этап отбора (первая и вторая ступени): требуется лишь оценка состояния здоровья у желающих заниматься, чей возраст не очень отличается от оптимального для начала подготовки в избранном виде спорта. А уровень задатков, профильных для данного вида способностей, соответствующие морфотипа требованиям вида спорта, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем, генетическую предрасположенность к спортивной деятельности, мотивацию к занятиям спортом оценивают после двух-трёх месяцев (на второй ступени первого этапа отбора) начального обучения.

Промежуточный отбор: должен быть сформирован контингент для последующих целенаправленных занятий спортом. Здесь осуществляется оценка перспективности юного спортсмена в избранном виде спорта, изучаются темпы прироста показателей двигательных способностей. На этом этапе организовывается разносторонняя система соревнований для детей и подростков, которая бы позволила объективно оценить их перспективность.

Заключительный этап отбора: предшествует началу этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей. Здесь предполагается выявление у спортсменов наличия или отсутствия заболеваний (травм), препятствующих достижению высоких спортивных результатов, выявление соответствующей мотивации, психологической надёжности, эффективности соревновательной деятельности и уровня специальной подготовленности, соответствия динамики становления мастерства, характерной для сильнейших представителей спортивной специализации.

Критерии перспективности:

· Желание заниматься спортом;

· Отсутствие медицинских противопоказаний;

· Достаточное соответствие морфотипа требованиям вида спорта;

· Хорошее состояние основных систем организма;

· Достаточная (применительно к требованиям вида спорта) эффективность энергообеспечения организма;

· Высокий уровень специализированных восприятий;

· Хорошая «обучаемость»;

· Усердие и желание заслужить похвалу;

· Хорошая спортивная наследственность и позитивное отношение к спорту в семье;

· Хорошие интеллектуальные способности и успеваемость в школе;

· Выраженная мотивация к целенаправленной спортивной подготовке;

· Состояние здоровья, не препятствующее успешному спортивному совершенствованию;

· Уровень спортивного результата в соответствующем возрасте, «обеспеченный» без форсирования подготовленности и при отсутствии акселерации;

· Соответствие личностно-психологических качеств требованиям вида спорта;

· Трудолюбие и целеустремлённость;

· Отсутствие заболеваний и травм, препятствующих достижению вершин мастерства и риска их появления;

· Устойчивая мотивация к достижению вершин мастерства;

· Высокая психологическая надёжность;

· Высокая эффективность соревновательной деятельности и уровня специальной подготовленности;

· Динамика становления мастерства, обеспеченная без форсирования подготовленности.

В. Н. Платонов (1997):

Первичный этап

Задачи: определение для ребёнка вида спорта, в котором ему целесообразно совершенствоваться.

Основные критерии:

· Возраст, наиболее благоприятный для занятий определённым видом спорта;

· Отсутствие предрасположенности к заболеваниям и серьёзных отклонений в состоянии здоровья;

· Соответствие антропометрических и конституционных особенностей виду спорта;

· Соответствие уровня развития двигательных способностей требованиям вида спорта.

Предварительный этап

Задачи: оценка способностей юных спортсменов к дальнейшему совершенствованию.

Основные критерии:

· Отсутствие противопоказаний в состоянии здоровья при адаптации организма к физическим нагрузкам;

· Соответствие потенциальных возможностей различных систем (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, анализаторной, психомоторной) организма требованиям избранного вида спорта;

· Степень изменчивости функциональных систем под влиянием оптимальной тренировки.

Промежуточный этап

Задачи: выявление способностей к достижению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок.

Основные критерии:

· Устойчивая мотивация к достижению высокого спортивного мастерства;

· Психологическая и функциональная готовность к перенесению больших тренировочных и соревновательных нагрузок;

· Выявление резервов к дальнейшему совершенствованию двигательных способностей и функциональных систем организма спортсменов.

Основной этап

Задачи: определение перспектив спортсмена к достижению результатов международного класса.

Основные критерии:

· Способность к максимальной реализации двигательных способностей в условиях крупных соревнований, достижение на них лучших личных результатов;

· Психологическая и функциональная подготовленность к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок в различных условиях;

· Способность к адекватному восприятию соревновательной ситуации и приспособление к ней различных компонентов подготовки.

Заключительный этап

Задачи: выявление у спортсменов способностей к сохранению достигнутых результатов и высокого мастерства.

Основные критерии:

· Наличие соответствующей мотивации и отсутствие отклонений в состоянии здоровья;

· Возраст спортсмена, позволяющий поддерживать соответствующий уровень подготовленности;

· Наличие резервных возможностей организма, позволяющих поддерживать высокий уровень спортивной формы;

· Соответствующие социальные и материальные факторы, позволяющие продолжать занятия спортом высших достижений.

Л. П. Сергиенко (1998):

Базовый отбор

Задачи:

1. Оценка состояния здоровья

2. Определение мотивации к занятиям спортом

3. Ориентация на возраст, наиболее благоприятный для занятий спортом

Первый этап: любой вид деятельности требует определённых психофизиологических предпосылок. Ребёнок, который стремиться к спортивной деятельности, должен иметь определённый морфологических и психологических особенностей, функциональных и двигательных показателей. Поэтому на данном этапе принципиально определяется, может ли ребёнок в дальнейшем заниматься спортом. Учитывается желание заниматься спортом.

Отбор двигательно способных детей (генетический отбор)

Задачи:

1. Оценка двигательных способностей ребёнка

2. Индивидуальный прогноз развития морфофункциональных показателей и двигательных способностей ребёнка

3. Сопоставление паспортного и биологического возраста

4. Определение устойчивости к заболеваниям и подверженности травмам.

Второй этап: данный этап необходим для определения у ребёнка генетических предпосылок в развитии морфологических показателей, двигательных способностей и функциональных возможностей организма. На данном этапе важным является подбор тестов, позволяющих определять генетически обусловленные в развитии способности, а также дать правильную оценку полученных результатов. Длительность данного этапа – от трёх месяцев до года.

Отбор одарённых спортсменов (отбор для совершенствования в определённом виде спорта)

Задачи:

1. Оценка общих способностей и свойств ребёнка

2. Оценка соответствия морфотипа определённому виду спорта

3. Оценка соответствия развития двигательных способностей и функциональных возможностей определённому виду спорта

4. Изучение способности к обучаемости и темпов прироста показателей в батарее контрольных тестов

5. Определение мотивации для совершенствования в определённых видах спорта.

Третий этап: на данном этапе осуществляется выбор вида спорта, в котором юный спортсмен будет иметь наилучшие перспективы. Основными показателями определения перспективности на этом этапе являются темпы прироста двигательных способностей. Данный этап – 1,5-2 года.

Отбор спортивной элиты

Задачи:

1. Комплексная оценка перспективности спортсмена

2. Сравнение динамики спортивного мастерства с динамикой сильнейших спортсменов мира

3. Комплектование сборных команд

4. Определение соревновательной надёжности и готовности к конкретным соревнованиям.

Пятый этап: осуществляется отбор спортсменов, которые будут входить в состав сборной команды страны, выступать на крупных спортивных соревнованиях. Критерием для отбора здесь служит комплексная оценка перспективности данного спортсмена, динамика становления мастерства, характерная для сильнейших спортсменов мира. Длительность этапа – в среднем до 5 лет.

В. Староста (2003)

Три этапа:

· Начальный отбор для занятий спортом. Его цель – определение уровня двигательной подготовленности и особенностей строения тела всех детей, желающих заниматься спортом.

· Второй этап собственно спортивного отбора связан с выбором группы дисциплин.

· Третий этап специализированного отбора происходит выбор конкретного вида спорта.

И ещё один аспект (психологический) организации спортивного отбора.

С. Д. Неверкович, У. Ш. Сундетова (2003):

· Отбор по спортивной перспективности; базируется на диагностике психологических и психофизиологических индивидуальных особенностей человека, контролируемых в развитии наследственными факторами.

· Отбор по спортивной надёжности; критерием надёжности являются стабильные высокие результаты, показанные на крупных соревнованиях (соревновательный опыт).

· Отбор по спортивной готовности; отбор к конкретному соревнованию на основе диагностики функциональных и психологических возможностей в данный момент.

Практические рекомендации

Сравнивая различные организационно-методические системы спортивного отбора, можно наблюдать большее их сходство, чем различие. Можно рекомендовать практическим работникам следующее:

1. Выбрать по своему усмотрению (в зависимости от конкретных условий, вида спорта) одну из организационно-методических систем спортивного отбора.

2. Обязательным является многоэтапность, а не одномоментность спортивного отбора.

3. В качестве ключевого критерия отбора выступает формирование технологии точного прогнозирования развития морфофункциональных показателей, двигательных способностей и психологических особенностей ребёнка (спортсмена).

4. Отбирать на каждом этапе спортивного отбора определённое (установленное) количественное отношение способных, одарённых или талантливых спортсменов.

Базовый спортивный отбор

Первой задачей базового спортивного отбора является оценка состояния здоровья детей и подростков при их допуске к занятиям спортом. Показателями здоровья детей при медицинских осмотрах должны служить:

а) отсутствие заболеваний;

б) нормальное состояние основных функций;

в) своевременное и гармоническое развитие;

г) высокая реактивность организма.

Одним из значимых критериев здоровья детей и подростков является физическое развитие. Длину и массу тела считают наиболее существенными показателями. В зависимости от показателей длины и массы тела физическое развитие детей (6-16 лет) определяется: низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое.

Отсутствие оценки состояния здоровья ребёнка, то есть пропуск первого этапа и начало спортивного отбора со второго этапа (отбор двигательно способных детей)является грубой организационно-методической ошибкой.

Второй задачей базового спортивного отбора является определение мотивации детей к занятиям спортом (избранным видом). Тренер может на основании опроса и педагогического наблюдения выяснить критерии мотивации к занятиям спортом (избранным видом).

На этапе начала занятием спортом существенными могут быть одни мотивы, на последующих этапах в процессе многоэтапного отбора мотивы могут изменяться.

Третье задачей данного этапа спортивного отбора является учёт возраста, наиболее благоприятного для занятий предполагаемым видом спорта.

Практика показывает, что отбор детей в более ранние сроки, так называемое искусственное «омоложение», приводит к нарушению закономерностей многолетнего спортивного совершенствования, к сложности прогнозирования развития двигательных способностей.

Изучение спортивных биографий выдающихся спортсменов позволяет полагать, что как раннее, так и позднее начало специальной спортивной подготовки не ведёт к желаемому результату. Своевременность спортивного отбора – один из основных организационных принципов, который определяется как особенностями вида спорта, так и индивидуальными особенностями (морфофункциональными, двигательными, психологическими) развития детей.

На первом этапе спортивного отбора рекомендуется осуществлять массовое обследование детей и подростков с регистрацией их физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей. Здесь не ставиться задача рекомендовать ребёнку определённый вид спорта. В целом определяется лишь пригодность ребёнка в дальнейшем заниматься спортом.

Отбор одарённых спортсменов

На третьем этапе спортивного отбора осуществляется оценка общих способностей и свойств ребёнка (интеллектуальных способностей, памяти, внимания, мышления, типологических свойств нервной системы, психологической надёжности).

Интеллект – это способность человека воспринимать и перерабатывать информацию. Области интеллекта:

· Факторы пространственного восприятия: наглядность, пространственные связи, пространственная ориентация;

· Факторы языкового понимания и математического счёта;

· Факторы речевой беглости;

· Факторы гибкости мышления;

· Факторы логического мышления.

Одарённые и талантливые спортсмены – в основном высокоинтеллектуальные личности. С интеллектуальными способностями связана теоретическая, техническая, тактическая и другие виды подготовки. Интеллект, несомненно, является предпосылкой спортивного успеха, но сам по себе (без значительного проявления других способностей) не гарантирует успех. Различные виды спорта предъявляют разные требования к развитию интеллектуальных способностей.

При спортивном отборе умственный возраст детей должен соответствовать или превосходить их паспортный возраст.

Особое значение для спортивной практики имеет двигательная, словесно-логическая и образная память. Средние и высокие значения по тестам памяти являются ориентирами при спортивном отборе.

Составляющей одарённости спортсмена является развитие его внимания. Устойчивость и лабильность внимания важны для спортивной практики.

Ещё одним компонентом спортивной одарённости является мышление. Средствами, с помощью которых человек мыслит, являются представление, воображение, понятие, суждение, умозаключение.

При комплексной оценке общих способностей и свойств ребёнка на третьем этапе спортивного отбора важным является определение темперамента юного спортсмена. Предрасположенность к различной двигательной деятельности характеризуется различными типологическими свойствами нервной системы.

Время простой двигательной реакции зависит от лабильности нервной системы, подвижности возбуждения и торможения, преобладания возбуждения по «внешнему» балансу.

Максимальная частота движений выше у лиц со слабой нервной системой и уравновешенностью по «внешнему» балансу. Важное качество спринтера – способность к быстрому расслаблению мышц – связано с инертностью торможения и преобладанием торможения по обоим видам баланса («внешнему» и «внутреннему»).

В единоборствах и играх наиболее перспективны дети со средней силой нервной системы.

Высокий предел развития аэробной выносливости характерен для людей с сильной нервной системой. Спортсмены со слабой нервной системой не достигают высоких значений максимального потребления кислорода (МПК).

Одарённые спортсмены должны быть эмоционально устойчивыми. Одарённых спортсменов ещё в раннем детстве характеризует увлечённость и упорство в занятиях спортом.

Важной задачей третьего этапа спортивного отбора является оценка соответствия морфотипа определённому спорту. Фактически мы сравниваем генетически предрасположенный соматотип ребёнка с модельными характеристиками соматотипа спортсменов высокого класса.

Важной составляющей данного этапа спортивного отбора является определение степени обучаемости юных спортсменов и темпа прироста у них показателей двигательных способностей.

Отбор спортивной элиты

На этом этапе спортивного отбора наиболее важной задачей является комплексная оценка перспективности спортсмена. Здесь выдвигается задача выявления резервных возможностей организма для возможного дальнейшего повышения, ранее достигнутого уровня адаптации.

Особое внимание должно быть обращено на продолжительность спортивной карьеры, объём перенесённых за многие годы подготовки тренировочных и соревновательных нагрузок. Наиболее талантливые спортсмены характеризуются быстрыми темпами роста спортивного мастерства.

Аргументом может быть следующее: чем короче была продолжительность занятий спортом, меньшие тренировочные и соревновательные нагрузки, тем больше перспективы у спортсменов оказаться в элите.

Введение

Индивидуальные различия человека проявляются в различных видах его деятельности, в том числе и спорте. Рассматривая спорт как профессиональную деятельность, подчеркнём важность спортивного отбора. Что же понимают под спортивным отбором?

Спортивный отбор – система организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, социологические и медико-биологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей для специализации в определённом виде спорта или группе видов спорта (В.М. Волков, В.П. Филин, 1983).

Спортивный отбор – процесс поиска наиболее одарённых людей, способных достичь высоких результатов в конкретном виде спорта (В.Н. Платонов).

Понятия и термины

Двигательные способности – это индивидуальные, генетически обусловленные в развитии, качественные свойства моторики, которые определяют успех в трудовой, физкультурной и спортивной деятельности человека.

Способности – это генетически обусловленный уровень развития человека, который определяет его достижения в определённой деятельности.

Способности – это свойства человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какой-либо деятельности. Человек не рождается с явными способностями. У него есть лишь возможность их приобрести.

Способности формируются в процессе деятельности, обучения и воспитания, при решающей роли факторов внешней среды. Отличаются - своими природными дарованиями.

Тест – это измерение (или испытание) стандартной формы, проводимое с целью определения состояния или способностей человека.

Тестирование – процедура выполнения теста.

Физическое развитие – это процесс становления и изменения морфофункциональных свойств и способностей в процессе индивидуальной жизни человека.

Талант – высокий уровень развития способностей. Талантливый человек характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но оставшийся в рамках того, что уже было достигнуто. Отдельно взятая в высокой степени развития способность не может считаться аналогом таланта. Талант – это сочетание способностей, их совокупность.

Наивысший уровень развития человека – гениальность. Гениальность не следует отождествлять с наследственностью.

Наследственность – свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями.

Различают несколько уровней двигательного развития человека:

· Формирование двигательных способностей;

· Развитие спортивного таланта (здесь развитие общих способностей и свойств оказывает существенное влияние);

· Проявление гениальности.

Спортивный талант – это высокий уровень развития способностей, определяющих успехи в спортивной деятельности.

“Формула одарённости”: ТАЛАНТ = ВИУ + ВТП (талант = высокий исходный уровень развития определённых двигательных качеств + высокий темп их развития-повышения).

В основе развития всех способностей человека, в том числе и двигательных, лежат биологически закреплённые предпосылки развития – задатки.

Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Задатки – это анатомо-физиологические наследуемые предпосылки, которые при создании благоприятных условий могут превратиться в способности.

О задатках:

1. Задатки следует рассматривать как наследственные образования, которые формируются в результате образования генотипа.

2. Задатки влияют на морфологические особенности развития организма (конституцию тела, композицию мышечных волокон, особенности строения сенсорных систем).

3. Задатки влияют на развитие функциональных систем человека (сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы анаболического метаболизма при мышечной деятельности).

4. Задатки влияют на адаптацию систем энергообеспечения организма к мышечной работе: аэробных и анаэробных механизмов.

5. Задатки определяют развитие координационных способностей, способности центральных механизмов управлять работой мышц, отдельных звеньев тела, взаимодействием функций.

6. Задатки влияют на развитие двигательных способностей. Определяют предел развития определённых видов силовых и скоростных способностей, проявлений подвижности в суставах человека.

7. Задатки влияют на формирование психофизиологических свойств индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности как качественной характеристики человека.

8. Двух одинаковых по задаткам людей не существует. Каждый человек индивидуален определённым комплексом задатков. Поэтому возможности достижения высоких спортивных резуль


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.