Общая характеристика этапов спортивного отбора — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общая характеристика этапов спортивного отбора

2020-07-03 379
Общая характеристика этапов спортивного отбора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сравним системы этапов спортивного отбора, предложенные различными авторами.

В. М. Волков, В. П. Филин (1983):

Первичный (предварительный) этап

Задачи:

1. Оценка степени двигательной активности

2. Выявление задатков

3. Определение мотивации

4. Отбор в ДЮСШ.

На первом этапе спортивного отбора основной задачей является отбор моторно-одарённых детей, выявление их психомоторного статуса. Выявляется интерес к спортивному совершенствованию, освоению двигательных умений и навыков.

Проводится наблюдение за детьми, занимающихся в секциях, на уроках физической культуры общеобразовательных школ. Предварительно определяется контингент для зачисления в ДЮСШ.

Этап углублённой проверки (вторичный отбор)

Задачи:

1. Определение пригодности для совершенствования в определённом виде спорта

2. Оценка психофизиологических признаков

3. Определение темпов прироста спортивных результатов

Основной задачей второго этапа спортивного отбора, по мнению специалистов, является процесс определения пригодности детей и подростков для совершенствования в избранном виде спорта. Длительность этапа – 3-6 месяцев. В течение этого времени тренер (ДЮСШ) должен сделать оценку развития двигательных способностей и психофизиологических признаков. Особое внимание уделяется выявлению у юных спортсменов активности и упорства в спортивной борьбе, решительности, самостоятельности, целеустремлённости, способности мобилизоваться во время соревнований.  Медико-биологические критерии отбора должны характеризовать состояние здоровья. На этом этапе, ориентируясь на темпы роста результатов в тестовых испытаниях, окончательно принимается решение о зачислении детей в спортивные школы.

Этап спортивной ориентации (третий этап)

Задачи:

1. Углублённое изучение процесса развития двигательных способностей

2. Определение узкой спортивной специализации.

Окончательно определяется у юного спортсмена узкая спортивная специализация. Здесь осуществляются педагогические наблюдения, тестирование развития двигательных способностей, медико-биологические, психологические и социологические исследования.

Отбор в сборные команды (четвертый этап)

Задачи:

1. Оценка степени спортивного мастерства

2. Отбор в сборные юношеские и молодёжные команды.

На четвёртом этапе продолжается всестороннее изучение развития двигательных способностей и оценивается степень спортивного мастерства. Основной задачей является отбор и комплектование юношеских и молодёжных команд ДСО, ведомств, республик.

Система отбора. В. П. Филин

Первый этап отбора - предварительный отбор.

Основные задачи: привлечение возможного большего количества одарённых в спортивном плане детей, их предварительный просмотр и организация начальной спортивной подготовки.

К критериям, определяющим целесообразность привлечения детей к занятиям многими видами спорта, относятся рост, вес, особенности телосложения ребёнка.

Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчётом, чтобы определить не только то, что умеет делать обследуемый, а и то, что он может сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими двигательными действиями.

Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало говорят о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не только от исходного уровня развития физических качеств, сколько от темпов прироста их в процессе специальной тренировки.

Физическое развитие детей оценивается по ряду внешних признаков: рост, вес, пропорции тела, форма позвоночного столба и грудной клетки, строение таза и ног. После этого исследуются двигательные способности.

Второй этап отбора – осуществляется углублённая проверка соответствия предварительно отобранного контингента требованиям, предъявляемым видом спорта.

Основные задачи: определение степени соответствия индивидуальных данных юных спортсменов требованиям, которые будут предъявлены к ним на этапе спортивного совершенствования.

Основные методы:

1. Педагогическое наблюдение

2. Контрольные испытания

3. Соревнования и контрольные прикидки

4. Психологические исследования

5. Медико-биологические исследования

Ведущими критериями прогнозирования на данной стадии являются темпы развития физических качеств и формирование двигательных навыков (моторная обучаемость).

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала. Первая является показателем общей, а вторая — специальной одарённости индивида. Обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития.

Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания. Об обучаемости можно судить по времени, которое требуется юным спортсменам для овладения техникой того или иного упражнения.

Третий этап отбора – этап спортивной специализации.

Основные задачи: многолетнее систематическое изучение с целью окончательного определения его индивидуальной и спортивной специализации.

Основные методы:

1. Педагогическое наблюдение

2. Контрольные испытания

3. Соревнования и контрольные прикидки

4.Психологические исследования

5. Медико-биологические исследования.

6. Антропометрические обследования.

Если всё же ограничиться результатами исходного (одноразового) тестирования, то потенциальные возможности новичков могут быть с определённой точностью спрогнозированы по их суммарным результатам во всех контрольных упражнениях.

Это тестирование не даёт достаточно точного представления о потенциальных возможностях юных спортсменов на много лет вперёд, но достаточно надёжно определяет их пригодность к определённому виду спорта. Прогнозирование потенциальных возможностей по их исходным показателям может быть действительным только на ближайшие два-три года.

Важнейшие показатели отбора и прогнозирования в спорте: исходный уровень развития физических качеств и темпы их прироста на начальных этапах (до 18 месяцев) тренировки, уровень развития специфической координации (биодинамические особенности), данные антропометрических измерений.

Поиск одарённых спортсменов следует проводить среди людей с высокойвосприимчивостью к тренировочным нагрузкам и ранней функциональной реакцией на неё.

Наиболее перспективны спортсмены, которые имеют высокий генетический предел развития наиболее важного для данного вида спорта комплекса (в том числе и морфологических способностей), а также имеют высокие адаптационные способности к данной двигательной деятельности. Неперспективными считаются спортсмены с низким генетическим пределом развития способностей и низкой тренируемостью. Часто такие люди добиваются высоких результатов в юношеском спорте, а потом, достигнув своего предела, оставляют спорт. Наиболее трудоёмкая тренировочная работа предстоит с потенциально перспективными спортсменами, имеющими высокий предел развития двигательных способностей, но низкую восприимчивость к тренировочным воздействиям.

При несоответствии состава мышечных волокон характеру выполняемой работы (выбранной специализации) рост спортивного мастерства прекращается и происходит отсев в процессе многолетнего отбора.

Одной из причин отсева молодых спортсменов является чрезмерная интенсификация тренировочного процесса, приводящая не только к физическому, но и к психическому утомлению. Слишком быстро вводится узкая спортивная специализация без фундаментальной общеразвивающей подготовки.

Невозможно в детском возрасте точно определить предрасположенность человека к значительному развитию двигательных способностей, тем более, выявить спортивный талант (то есть ограничиться одномоментной процедурой отбора).

Определённо, что только 20-40% мальчиков и 40-60% девочек спортивный талант проявляется ещё в раннем детстве. У остальных детей формирование двигательных способностей наступает в более позднем (подростковом и взрослом) возрасте. Даже значительная генетическая предрасположенность к определённому виду двигательной деятельности является лишь основой развития больших способностей. Двигательные способности формируются лишь в процессе деятельности (обучения и воспитания).

К. П. Сахновский (1996):

Три этапа спортивного отбора (начальный, промежуточный, заключительный).

Начальный этап отбора (первая и вторая ступени): требуется лишь оценка состояния здоровья у желающих заниматься, чей возраст не очень отличается от оптимального для начала подготовки в избранном виде спорта. А уровень задатков, профильных для данного вида способностей, соответствующие морфотипа требованиям вида спорта, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем, генетическую предрасположенность к спортивной деятельности, мотивацию к занятиям спортом оценивают после двух-трёх месяцев (на второй ступени первого этапа отбора) начального обучения.

Промежуточный отбор: должен быть сформирован контингент для последующих целенаправленных занятий спортом. Здесь осуществляется оценка перспективности юного спортсмена в избранном виде спорта, изучаются темпы прироста показателей двигательных способностей. На этом этапе организовывается разносторонняя система соревнований для детей и подростков, которая бы позволила объективно оценить их перспективность.

Заключительный этап отбора: предшествует началу этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей. Здесь предполагается выявление у спортсменов наличия или отсутствия заболеваний (травм), препятствующих достижению высоких спортивных результатов, выявление соответствующей мотивации, психологической надёжности, эффективности соревновательной деятельности и уровня специальной подготовленности, соответствия динамики становления мастерства, характерной для сильнейших представителей спортивной специализации.

Критерии перспективности:

· Желание заниматься спортом;

· Отсутствие медицинских противопоказаний;

· Достаточное соответствие морфотипа требованиям вида спорта;

· Хорошее состояние основных систем организма;

· Достаточная (применительно к требованиям вида спорта) эффективность энергообеспечения организма;

· Высокий уровень специализированных восприятий;

· Хорошая «обучаемость»;

· Усердие и желание заслужить похвалу;

· Хорошая спортивная наследственность и позитивное отношение к спорту в семье;

· Хорошие интеллектуальные способности и успеваемость в школе;

· Выраженная мотивация к целенаправленной спортивной подготовке;

· Состояние здоровья, не препятствующее успешному спортивному совершенствованию;

· Уровень спортивного результата в соответствующем возрасте, «обеспеченный» без форсирования подготовленности и при отсутствии акселерации;

· Соответствие личностно-психологических качеств требованиям вида спорта;

· Трудолюбие и целеустремлённость;

· Отсутствие заболеваний и травм, препятствующих достижению вершин мастерства и риска их появления;

· Устойчивая мотивация к достижению вершин мастерства;

· Высокая психологическая надёжность;

· Высокая эффективность соревновательной деятельности и уровня специальной подготовленности;

· Динамика становления мастерства, обеспеченная без форсирования подготовленности.

В. Н. Платонов (1997):

Первичный этап

Задачи: определение для ребёнка вида спорта, в котором ему целесообразно совершенствоваться.

Основные критерии:

· Возраст, наиболее благоприятный для занятий определённым видом спорта;

· Отсутствие предрасположенности к заболеваниям и серьёзных отклонений в состоянии здоровья;

· Соответствие антропометрических и конституционных особенностей виду спорта;

· Соответствие уровня развития двигательных способностей требованиям вида спорта.

Предварительный этап

Задачи: оценка способностей юных спортсменов к дальнейшему совершенствованию.

Основные критерии:

· Отсутствие противопоказаний в состоянии здоровья при адаптации организма к физическим нагрузкам;

· Соответствие потенциальных возможностей различных систем (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, анализаторной, психомоторной) организма требованиям избранного вида спорта;

· Степень изменчивости функциональных систем под влиянием оптимальной тренировки.

Промежуточный этап

Задачи: выявление способностей к достижению высоких тренировочных и соревновательных нагрузок.

Основные критерии:

· Устойчивая мотивация к достижению высокого спортивного мастерства;

· Психологическая и функциональная готовность к перенесению больших тренировочных и соревновательных нагрузок;

· Выявление резервов к дальнейшему совершенствованию двигательных способностей и функциональных систем организма спортсменов.

Основной этап

Задачи: определение перспектив спортсмена к достижению результатов международного класса.

Основные критерии:

· Способность к максимальной реализации двигательных способностей в условиях крупных соревнований, достижение на них лучших личных результатов;

· Психологическая и функциональная подготовленность к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок в различных условиях;

· Способность к адекватному восприятию соревновательной ситуации и приспособление к ней различных компонентов подготовки.

Заключительный этап

Задачи: выявление у спортсменов способностей к сохранению достигнутых результатов и высокого мастерства.

Основные критерии:

· Наличие соответствующей мотивации и отсутствие отклонений в состоянии здоровья;

· Возраст спортсмена, позволяющий поддерживать соответствующий уровень подготовленности;

· Наличие резервных возможностей организма, позволяющих поддерживать высокий уровень спортивной формы;

· Соответствующие социальные и материальные факторы, позволяющие продолжать занятия спортом высших достижений.

Л. П. Сергиенко (1998):

Базовый отбор

Задачи:

1. Оценка состояния здоровья

2. Определение мотивации к занятиям спортом

3. Ориентация на возраст, наиболее благоприятный для занятий спортом

Первый этап: любой вид деятельности требует определённых психофизиологических предпосылок. Ребёнок, который стремиться к спортивной деятельности, должен иметь определённый морфологических и психологических особенностей, функциональных и двигательных показателей. Поэтому на данном этапе принципиально определяется, может ли ребёнок в дальнейшем заниматься спортом. Учитывается желание заниматься спортом.

Отбор двигательно способных детей (генетический отбор)

Задачи:

1. Оценка двигательных способностей ребёнка

2. Индивидуальный прогноз развития морфофункциональных показателей и двигательных способностей ребёнка

3. Сопоставление паспортного и биологического возраста

4. Определение устойчивости к заболеваниям и подверженности травмам.

Второй этап: данный этап необходим для определения у ребёнка генетических предпосылок в развитии морфологических показателей, двигательных способностей и функциональных возможностей организма. На данном этапе важным является подбор тестов, позволяющих определять генетически обусловленные в развитии способности, а также дать правильную оценку полученных результатов. Длительность данного этапа – от трёх месяцев до года.

Отбор одарённых спортсменов (отбор для совершенствования в определённом виде спорта)

Задачи:

1. Оценка общих способностей и свойств ребёнка

2. Оценка соответствия морфотипа определённому виду спорта

3. Оценка соответствия развития двигательных способностей и функциональных возможностей определённому виду спорта

4. Изучение способности к обучаемости и темпов прироста показателей в батарее контрольных тестов

5. Определение мотивации для совершенствования в определённых видах спорта.

Третий этап: на данном этапе осуществляется выбор вида спорта, в котором юный спортсмен будет иметь наилучшие перспективы. Основными показателями определения перспективности на этом этапе являются темпы прироста двигательных способностей. Данный этап – 1,5-2 года.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.