Особенности проведения проверки сообщения о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности проведения проверки сообщения о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов

2020-11-03 119
Особенности проведения проверки сообщения о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ уголовное дело может быть возбуждено при наличии повода и основания, предусмотренные ст. 140 УПК РФ. Результаты анализа судебно-следственной практики свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа является сообщение, полученное из иных источников.

Признаки анализируемого преступления выявляются:

- прокурорами при осуществлении надзорных полномочий

- в процессе оперативно-розыскной деятельности

Так, поводом для возбуждения уголовного дела в отношении начальника федерального бюджетного учреждения «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН по Республике Карелия Ш. стал рапорт оперативного сотрудника об обнаружении признаков преступления. В результате осуществления им оперативно-розыскной деятельности было установлено, что Ш., действуя из личной заинтересованности, заключив ряд договоров подряда, по которым ФБУ «ЦИТО» взяло на себя обязательства по монтажу сигнализации, наружной телефонной сети, выполнению комплекса монтажных, пуско-наладочных работ, монтажу элементов интегрированного комплекса «Тобол» на объектах учреждений уголовно-исполнительной системы, подписывал с частными лицами договоры возмездного оказания услуг на выполнение тех же работ и на том же объекте согласно сметным расчетам к договорам подряда. При этом Ш. получал от частных лиц денежные средства, составляющие разницу между стоимостью фактически выполненных незначительных вспомогательных работ и стоимостью, указанной в смете. Полученные денежные средства расходовал на выплату премий сотрудникам ФБУ «ЦИТО» за пределами фонда премирования и иные цели, не связанные с выполнением задач и обеспечением функций ФБУ «ЦИТО»[32].

- в ходе служебной ведомственной проверки

- в процессе проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ либо производства предварительного расследования

Такой повод, как заявление о преступлении, поступившее от лица, пострадавшего от злоупотребления, менее распространен. Результаты проведенного исследования дают основание для вывода о том, что столь низкий процент обуславливается весьма существенными обстоятельствами: боязнью пострадавших противостоять сотрудникам правоохранительных органов; опасением, что в связи с подачей заявления в отношении них могут быть применены различные незаконные методы воздействия, реально созданы проблемы, вплоть до искусственных оснований для привлечения к административной и уголовной ответственности. Причиной, побуждающей к обращению с заявлением о рассматриваемом преступлении, как правило, являются лишь факты вопиюще грубого и неуважительного отношения к гражданам со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Поступившее заявление или сообщение о преступлении, а также материалы, направленные в орган следствия с постановлением прокурора в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ подлежит проверке на предмет законности повода для возбуждения уголовного дела. В этой связи целесообразно отметить следующее:

       а) заявление о преступлении является законным поводом для возбуждения уголовного дела при соблюдении следующих условий: наличии в заявлении информации о преступлении; соответствии формы заявления требованиям закона; установлении личности заявителя и предупреждении его об ответственности за заведомо ложный донос; заявление поступило в органы, которые обязаны осуществлять уголовное преследование;

б) сообщение о преступлении является законным поводом для возбуждения уголовного дела при соблюдении следующих условий: сообщение получено из источника, указанного в ч. 1 ст. 140 УПК РФ (при этом сообщение о преступлении, полученное из иных источников, должно быть оформлено рапортом об обнаружении признаков преступления; соблюдены процессуальные требования к оформлению сообщения; в сообщении содержатся сведения, указывающие на совершенное или готовящееся преступление; сообщение получено государственным органом или должностным лицом, осуществляющими уголовное преследование, или преступление обнаружено этими органом или должностным лицом.

Наряду с законностью повода при решении вопроса о возбуждении уголовного дела важное значение имеет основание для возбуждения уголовного дела — наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). По мнению ряда ученых, основание для возбуждения уголовного дела содержит два неразрывно связанных требования: наличие признаков преступления в событии, ставшем известным органу или должностному лицу, компетентному разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела; достаточность данных, на основе которых устанавливается это наличие признаков. Таким образом, основание для возбуждения уголовного дела характеризуется как с юридической стороны (наличие признаков преступления), так и с фактической стороны (достаточность данных)[33].

С вопросом о достаточности фактических данных для возбуждения дела связан вопрос о наличии (отсутствии) необходимости проведения проверки сообщения о преступлении.

Результаты анализа материалов предварительных проверок дают основание для вывода о том, что в подавляющем большинстве заявлений и сообщений о
злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа, не содержится достаточных данных для принятия решения о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Поэтому, как правило, принятию того или иного решения из числа указанных выше предшествует проведение проверки сообщения о преступлении с целью установления наличия (отсутствия) любых фактических данных, свидетельствующих о возможно совершенном (готовящемся) уголовно наказуемом деянии, т.е. криминалистических признаков анализируемого преступления.

Принимая во внимание изложенное, а также с учетом того, что субъект преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, специальный (им является должностное лицо, признаки которого сформулированы в примечании 1 к указанной норме), одной из важнейших задач проверки сообщения о злоупотреблении должностными полномочиями является установление правового статуса лица, возможно, совершившего указанное деяние. Правовой статус сотрудника правоохранительного органа предопределяется видом правоохранительного органа, его целями и задачами, определенными федеральным законодательством и конкретизированными в соответствующих нормативных правовых актах.

О наличии у субъекта рассматриваемого преступления правового статуса должностного лица правоохранительного органа свидетельствуют: 1) факт осуществления указанным субъектом профессиональной деятельности (несения службы) в правоохранительном органе в определенной должности; 2) соблюдение установленного порядка его назначения на эту должность; 3) наличие у субъекта юридических полномочий должностного лица (т. е. функций представителя власти либо функций организационно-распорядительного и (или) административно-хозяйственного характера).

Исходя из этого, установлению подлежат следующие обстоятельства:

- кем совершено действие (бездействие), повлекшее нарушение прав и законных интересов гражданина (граждан) или (организаций) либо охраняемых законом интересов общества и государства;

- является ли указанное лицо сотрудником правоохранительного органа, наделенным юридическими полномочиями должностного лица;

- когда и кем лицо было назначено на должность либо наделено указанными функциями;

- было ли назначение этого лица (наделение его указанными функциями) произведено в соответствии с правовыми требованиями.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также с учетом результатов,
полученные при изучении практики возбуждения уголовных дел о
злоупотреблении должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов и криминалистической литературы, независимо от характера следственной ситуации, складывающейся на стадии возбуждения уголовного дел основными средствами проверки информации, содержащейся в сообщении о рассматриваемом преступлении, являются:

а) истребование, изучение и исследование следующих документов:

- законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих цели деятельности, задачи и функции конкретного правоохранительного органа (Федеральные законы «О Следственном комитете Российской Федерации», «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации» и т.д., соответствующих ведомственных документов);

- подтверждающих назначение указанного сотрудника правоохранительного органа на должность, наделение его постоянно, временно или по специальному полномочию функциями представителя власти, организационно-распорядитель­ными и (или) административно-хозяйственными функциями (приказ о назначении на должность, приказ о переводе, приказ об откомандировании);

- определяющих круг и характер служебных прав и обязанностей упомянутого сотрудника правоохранительного органа (должностная инструкция, должностной регламент с ознакомительными листами, содержащими подпись лица и дату ознакомления и т.п.);

- свидетельствующих о нахождении указанного сотрудника в определенном месте в определенное время (табель учета рабочего времени, график дежурства, постовые ведомости и т.п.).

б) осмотр места происшествия (помещения дежурной части; служебного кабинета лица, возможно, совершившего неправомерные действия, поста ГИБДД и др.), с целью установления обстановки, способа преступления, выявления следов противоправного деяния для решения вопроса о наличии или отсутствии факта злоупотребления должностными полномочиями и его связи с наступившими последствиями;

        в) получение объяснений лица, в отношении которого возможно допущено злоупотребление, очевидцев указанного события, сотрудника правоохранительного органа, его сослуживцев, руководителя структурного подразделения правоохранительного органа;

        г) при необходимости изъятие и получение образцов (почерка, подписи, оттисков печатей и др.) для сравнительного исследования, предварительное исследование документов (с целью выявления возможных несоответствий и противоречий в тексте документа и между его реквизитами; признаков полной или частичной подделки - дописки, травления, подчистки, технической подделки подписей и оттисков печатей, внесения в документ иных изменений; установления признаков автора текста документа).

Результаты анализа судебно-следственной практики позволяют выделить три типичные следственные ситуации, складывающиеся на стадии возбуждения уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа, особенности которых определяют такие обстоятельства как источник информации, характер имеющихся данных и время, прошедшее с момента совершения преступления:

1. Первичные материалы составляет заявление или жалоба пострадавшего (гражданина или представителя юридического лица) о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа. Данная следственная ситуация характеризуется тем, что, во-первых, лицо, возможно, совершившее неправомерные действия не известно, во-вторых, с момента происшествия, как правило, проходит незначительное время (не более двух недель).

Комплекс проверочных мероприятий, проводимых в данной следственной ситуации:

- получение объяснения заявителя по существу заявления и очевидцев происшедшего события;

  -    организация проверки как источника информации, так и ее содержания

  - установление личности сотрудника правоохранительного органа, возможно, совершившего неправомерные действия.

- установление связей и взаимоотношений указанного сотрудника правоохранительного органа с заявителем для исключения возможного оговора;

-   истребование графика дежурств, постовых ведомостей, сведений о лицах, дежуривших в период времени, интересующий следствие;

-   истребование журналов учета либо их заверенных копий (с учетом специфики документооборота в конкретном правоохранительном органе), подтверждающих (опровергающих) неправомерность действий сотрудника правоохранительного органа

 

- получение объяснений сотрудника правоохранительного органа, его сослуживцев, руководителя структурного подразделения конкретного правоохранительного органа;

- осмотр места, в ходе которого решить вопрос об изъятии записей камер наблюдения и необходимых документов, подтверждающих (опровергающих) неправомерность действий сотрудника правоохранительного органа.

2. Основу первичных данных о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа, с момента которого прошло значительное время (месяц и более) составляют: 1) материалы проверки контролирующего или надзорного органа (службы собственной безопасности; прокуратуры; органов, контролирующих финансово-хозяйственную деятельность и др.); 2) результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Комплекс проверочных мероприятий, проводимых в данной следственной ситуации:

- изучение, анализ и оценка материалов проверки контролирующего или надзорного органа либо результатов ОРД. При наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки анализируемого преступления, незамедлительное возбуждение уголовного дела. При отсутствии таких данных либо их недостаточной полноте проведение следующих мероприятий:

- получение объяснений лица (лиц), в отношении которого, возможно, совершено злоупотребление и очевидцев происшедшего события;

- получение объяснений сотрудника правоохранительного органа, его сослуживцев, руководителя структурного подразделения конкретного правоохранительного органа;

- опрос незаинтересованных лиц, участвовавших в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

3. Первичная информация о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа, с момента совершения которого прошло значительное время (месяц и более), выявлена в ходе расследования иного преступления.

Данная следственная ситуация характеризуется тем, что сведения о важнейших обстоятельствах происшедшего события, содержащего признаки рассматриваемого преступления и лицах, причастных к нему находятся в материалах уголовного дела: протоколах допроса потерпевших, свидетелей, протоколов иных следственных действий (осмотра места происшествия, опознания, очной ставки).

Комплекс проверочных мероприятий, проводимых в данной следственной ситуации:

- изучение, анализ и оценка информации, выявленной при расследовании иного преступления и содержащейся в материалах уголовного дела;

- проверка соблюдения требований ст. 154, 155 УПК РФ при выделении в
отдельное производство материалов уголовного дела либо выделении уголовного дела;

- дополнительные опросы пострадавших и осведомленных о преступлении лиц, направленные на уточнение обстоятельств происшедшего события.

Подводя итог рассмотрению особенностей возбуждения уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов, важно отметить, что задача проверки сообщения о преступлении заключается в установлении любых фактических данных, свидетельствующих о возможно совершенном деянии. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа достаточными являются следующие признаки:

- факт наступления последствий, указанных в ст. 285 УК РФ (нарушение прав и законных интересов гражданина (граждан) или организации (организаций) либо охраняемых законом интересов общества и государства);

- факты, свидетельствующие о том, что конкретное действие (бездействие): а) повлекло наступление этих последствий; б) совершено должностным лицом правоохранительного органа;

- факты, свидетельствующие об использовании указанным должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в конкретном правоохранительном органе;

- факты, свидетельствующие о наличии причинной связи между действиями (бездействием) этого должностного лица и наступлением последствий, указанных в ст. 285 УК РФ;

- факты, свидетельствующие о том, что указанное должностное лицо действовало (бездействовало) из корыстной или иной личной заинтересованности.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении может быть принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом. При этом все утверждения, содержащиеся в описательной и резолютивной части постановления, должны быть обоснованными, а принимаемое процессуальное решение — вытекать из обстоятельств, признанных установленными и отраженных в описательной части документа. Несоблюдение этих требований влечет как необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, так и его возбуждение без достаточных на то оснований.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.