Характеристика способов злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов и общественно опасных последствий — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Характеристика способов злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов и общественно опасных последствий

2020-11-03 135
Характеристика способов злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов и общественно опасных последствий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большинство ученых под способом преступления понимают детерминированную особенностями личности субъекта противоправного деяния, предметом посягательства систему взаимосвязанных действий указанного лица или воздержания от них, либо совокупность тех и других, направленных на достижение преступной цели[30]. Наряду с этим отметим, что результаты анализа судебно-следственной практики подтверждают обоснованность позиции, согласно которой способ преступления представляет собой объективную характеристику действия (бездействия) виновного лица.

Как правило, злоупотребление должностными полномочиями сотрудниками правоохранительных органов совершается путем действий (86,5%). В 7% изученных материалов уголовных дел указанные лица злоупотребляли своими должностными полномочиями путем бездействия, в 6,5% — форма совершения злоупотребления нами определена как смешанная (путем действий и бездействия).

К способам совершения злоупотребления должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа в активной форме относятся:

- принятие указанным лицом какого-либо решения, которое содержит властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций (например, вынесение и утверждение незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (6,5 %); незаконная выдача водительских удостоверений, талонов техосмотра, паспортов (3,5%); незаконное распоряжение о выводе арестованных для производства хозяйственных работ (3%); распоряжение о заключении незаконного государственного контракта, одной из сторон которого выступает правоохранительный орган (1,2%); незаконное распоряжение о сокрытии материалов уголовного дела, предварительных проверок (2,6 %);

- совершение действия (действий), являющегося властным волеизъявлением, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению (например, уничтожение заявлений, объяснений, протоколов следственных и процессуальных действий, материалов административного производства, материалов оперативно-розыскной деятельности, исполнительных производств, личных дел осужденных, справок о доходах (56,5%); внесение ложных сведений в специальные базы данных правоохранительного органа (12 %); принуждение к отказу от написания заявления о преступлении путем уговоров, угроз (3%); незаконное доставление в УВД (0,8%); незаконное приобретение, изъятие и распространение запрещенных к обороту предметов — наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, порнографических материалов (10%); неправомерное изъятие или использование денежных средств правоохранительного органа, его сотрудников, должников, граждан (3 %); неза­конная реализация вещественных доказательств (0,8%); вступление во внеслужебные отношения с осужденными, организация азартных игр в режимных учреждениях (0,9 %).

Наиболее типичными способами злоупотребления должностными полномочиями путем бездействия являются: непроведение проверки в порядке ст. 144 УПК РФ с вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (36 %); сокрытие факта совершения преступления, правонарушения (17 %); неорганизация проведения оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий на месте происшествия (14 %); несоставление заявлений, нерегистрация сообщений, не составление протоколов (14 %); сознательное попустительство совершению преступления, административного правонарушения, не принятие мер по их пресечению (9 %); непринятие процессуального решения по материалам проверки сообщения о преступлении (5 %); непроведение таможенного досмотра (5 %).

Особенности способа анализируемого деяния обусловлены спецификой деятельности конкретного правоохранительного органа. Проведенным исследованием установлена взаимосвязь между способом злоупотребления должностными полномочиями и видом правоохранительного органа, выражающаяся в том, что конкретный способ преступного деяния обусловлен основными направлениями деятельности правоохранительного органа. Учитывая разнообразие правоохранительных органов, множественность направлений деятельности каждого из них, а также специфичность должностных полномочий их сотрудников, способы злоупотребления должностными полномочиями могут быть дифференцированы по такому основанию как направленность интересов службы конкретного правоохранительного органа, сформулированных в нормах федеральных законов, регламентирующих его деятельность (например, ст. 1 Федерального закона «О полиции», ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» и т.д.). По этому основанию можно выделить способы злоупотребления, характерные для каждого из существующих правоохранительных органов.

Так, для сотрудников полиции типичными способами анализируемого преступления являются следующие: злоупотребление должностными полномочиями при осуществлении деятельности по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства; при противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и при обеспечении общественной безопасности; при оказании содействия государственным органам, органам местного самоуправления, муниципальными органам, общественным объединениям, организациям независимо от форм собственности, должностных лиц этих органов и организаций в защите их прав.

Для сотрудников прокуратуры - использование служебных полномочий вопреки интересам службы, заключающимся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Для сотрудников Следственного комитета РФ — злоупотребление в сфере уголовного судопроизводства и злоупотребления, не связанные со сферой уголовного судопроизводства.

Несмотря на достаточное многообразие способов злоупотребления должностными полномочиями сотрудником правоохранительного органа, им присущи определенные особенности, имеющие криминалистическое значение. Наиболее существенными из их числа являются: 1) рассматриваемое преступление может совершаться путем действий и (или) бездействия; 2) эти действия и (или) бездействие определены кругом должностных полномочий сотрудника правоохранительного органа; 3) злоупотребление должностными полномочиями всегда выражается в нарушении установленных федеральным законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами норм, касающихся интересов службы в правоохранительном органе, механизма и порядка осуществления сотрудником своих должностных полномочий; 4) наступление общественно опасных последствий злоупотребления должностными полномочиями, как правило, совпадает со временем и местом совершения деяния; 5) для способа исследуемого преступления, как и для других умышленных преступлений, характерно наличие подготовительного этапа.

Последствия злоупотребления должностными полномочиями объективируются в причиняемом этим деянием вреде:

— материальном — имущественный вред (реальный ущерб либо неполучение должного), физический вред (причинение вреда жизни или здоровью человека);

— нематериальном — нарушение прав и законных интересов граждан,
организаций (ограничение, умаление, ущемление, лишение возможности
реализации права, которым обладает человек, организация), охраняемых законом
интересов общества и государства (интересов, связанных с обеспечением
законности и поддержанием правопорядка, интересов службы).

Результаты анализа судебно-следственной практики показывают, что вред, причиненный рассматриваемым преступлением, как правило, является исключительно нематериальным (92% изученных материалов уголовных дел). В 7,5% последствия характеризовались сочетанием материального и нематериального вреда. Причинение исключительно материального вреда характерно только для 0,5% уголовных дел.

Нельзя обойти вниманием еще одну составляющую характеристики последствий рассматриваемого деяния - «существенность причиненного вреда». Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе право на эффективное средство правовой защиты в го­сударственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением).

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.