Жаш къарагъан - выбор жениха — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Жаш къарагъан - выбор жениха

2020-11-02 145
Жаш къарагъан - выбор жениха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тейри, эрге береме десе, — сюймеклик берир, Бермейме десе, — сууукълукъ

берир.

Анасына къарап, къызын ал, Атасына къарап, жашына бар.

Кёп сайлагъан бек жангылыр.

Излеп алгъан аурууунга Дарман керек тюйюлдю.

 

Если Тейри желает выдать замуж,

Он дает (девушке) любовь, Если не желает — дает ей холодность.

Женись, узнав, какова мать невесты, Выходи замуж, узнав, каков отец жениха.

Кто долго выбирает, сильнее и ошибается.

От недуга, который ты сам нашел,

Лекарства не нужно. (Так говорят человеку, вступившему в брак против воли родных, а потом кающемуся.)

 

Абынмагъан аякъ жокъ, Жангылмагъан жюрек жокъ.

 Нет ноги, которая не спотыкалась, Нет сердца, которое не ошибалось.

 

Жашха сормай, къатын алма, Къызгъа сормай, эрге берме.

 Не жени сына, не спросив его, Не выдавай дочь замуж, не спросив ее.

 

Истинным, благословенным браком считался брак по любви. Это вытекает и из того, что любовь рассматривается как благословение Тейри на брак именно с избранником сердца. Разумеется, настоящая взаимная любовь встречается редко, заключались и браки по воле родителей или по сговору родственников. Но спрашивать согласия самих юноши и девушки было обязательно (это условие соблюдается и сейчас). Конечно, об этом спрашивали не сами родители, которых молодые люди стеснялись, а кто-либо из родичей или друзей. Но, после революции, когда прошлое стало рассматриваться как одно сплошное «темное царство», распространили мнение, что согласие или несогласие молодых людей якобы никого не интересовало, что девушек сплошь и обязательно выдавали замуж за стариков и т. п. (расхожий сюжет для разного рода конъюктурных произведений). Разумеется, случалось и такое, но это были единичные случаи, а не правило - потому и оставались в памяти.

Стереотип «угнетенная женщина Кавказа» был ложным, как и всякий стереотип. На Кавказе отношение к женщине всегда было высоким, никаких тяжелых работ ей не поручали, никаких гаремов здесь не было и паранджу не носили (некоторые сейчас наивно думают, что это исламский обычай, а не просто арабский), общались свободно, следуя, конечно, этикету. В домашних делах у карачаево-балкарцев слово жены всегда было веским, а дом вообще рассматривался как ее вотчина (заниматься мелочами для мужчины считалось зазорным).

Достаточно свободным было и общение молодых людей брачного возраста, обычно на различных торжествах - народных праздниках, вечеринках, свадьбах.

 

ТЮБЕШИУ - ВСТРЕЧА

 

Тепсеген жаш къызгъа къарар, Тепсеген къыз жерге къарар.

(Аркъасын бурургъа жарамайды.)

Къызны тойгъа не улан чыгъарыр (баш уруп), Не бегеуюл чыгъарыр.

 

Юноша в танце смотрит на девушку,

Девушка смотрит в землю. (Повернуться спиной к партнеру нельзя).

Девушку на танец выводит или юноша, Или бегеул (распорядитель).

           

Къызны той арада къойма, Адет бузуп, бет жойма.

Къыз бла хыны сёлешме, Къатынынг бла демлешме.

Тойгъа къара, Оюннга жара.

(Не тепсе, не къарс ур.)

 

Не оставляй девушку посреди

танца, Нарушив этикет, не позорься.

Девушке не груби,

С женой не соперничай.

Танцами любуйся, Веселью помогай.

(Танцуй или отбивай такт.)

 

Ритуал проведения различных семейных и прочих торжеств подчинялся определенным правилам, как и поведение его участников. Основной их частью были танцы.

Во время танца партнеры не могли поворачиваться спиной друг к другу, девушка никогда не смотрела в глаза партнеру. Выходила она в круг либо после легкого поклона юноши, либо ее выводил распорядитель (бегеуюл). Отказать без всякой причины означало унизить юношу, поэтому приглашенная девушка не выйти на танец не имела права. Оставить девушку одну посреди круга, прервать танец, означало оскорбить ее честь - следовало отвести ее на прежнее место и отвесить легкий поклон. Считалось признаком невежества не принимать участия в веселье, быть просто зрителем, - надо танцевать или отбивать такт хлопками в ладоши.

ТАНЫШЫУ - ЗНАКОМСТВО

 

Мал этерик — таугъа, Къатын аллыкъ — тойгъа.

 

Надумавший развести скот

идет в горы, Надумавший жениться — на

веселье.

 

Къыз тойгъа кеси бармаз, Кеси жангыз да къайтмаз.

 

Девушка одна и на веселье не

Пойдет, И одна не вернется.

 

Къызны намысы бла ойнасанг, Бёркюнгю жерде изле.

 Заденешь честь девушки — Ищи свою папаху на земле.

 

Айтыр сёзю болгъан улан Абезехни оздурмаз.

 Юноша, желающий объясниться, «Абезех» не пропустит.

 

Абезехде къыз къолун жумдурукъ этсе, Хапарынгы къысха эт.

 Если в «Абезехе» девушка сжимает пальцы в кулак, —

разговор прекрати.

 

Сюйген къызынг белги берсе, Эки юиге жол ишле.

Жашны, къызны ишленнгени Тойда туура кёрюнюр.

 

Бели любимая дает тебе

«белги»,

Прокладывай путь между двумя

домами.

Воспитанность юноши и

девушки, Видна во время торжеств.

 

На различные торжества девушки приходили обязательно в сопровождении близких родственников - двоюродных и троюродных братьев, молодых соседей, следивших, чтобы никто их не обидел, не задел их честь.

Разумеется, разговаривать с партнершей во время быстрых, темповых танцев юноши не могли. Но в некоторых танцах такая возможность появлялась (например, «Абезех» - «Под руку»). Девушка, если ей нравился этот юноша, ответа не давала, но в знак того, что она отвечает взаимностью и готова слушать его, разжимала пальцы, которые тот держал в своей. Но если она этого не делала, следовало прекратить речи. После нескольких таких встреч, когда девушка решалась на замужество, она вручала юноше какую-либо вещицу - колечко, платочек и т. п., как знак согласия и верности (белги), и он мог уже сообщить своим родителям имя избранницы, но не сам, а через одного из друзей, сестер и т.д., чтобы те могли отправить к родителям невесты сватов.

Нельзя было говорить с девушкой грубо или резко - за этим обязательно следовало наказание со стороны сопровождающего ее родственника.

Были и иные формы общения (например, на посиделках, вечеринках) -игры в загадки, состязание в импровизированном исполнении частушек (айтыш) и др. На различных торжествах по поведению молодых людей, их манере держаться, танцевать, разговаривать, одеваться судили об их воспитанности, характере и пр.

 

ЫРЫСЛА - ЗАПРЕТЫ

 

Жууугъуна баргъан къыяулу табар.

Жууугъунгу алма, Жууугъунга барма.

Жети ташдан ётген суу Жангыдан таза болур.

Арба толу хант туздан Оймакъ толу сют ауур.

 

Вышедшая замуж за родича родит калеку.

Не женись на родственнице, Не выходи замуж за родственника.

Вода, прошедшая через семь

слоев камня, (Вновь) становится чистой,

Наперсток молока Тяжелее арбы с солью.

 

Аначынгы къызын алма, Аначынгы жашына барма.

Эмчек улан аталыкъны юйюрюне

жагъылмаз.

 

Не женись на дочери своей

повитухи,

Не выходи замуж за сына своей

повитухи.

Воспитанник на дочери аталыка

не женится.

 У карачаево-балкарцев испокон веку соблюдался и соблюдается категорический запрет жениться на родственницах - будь то по материнской или отцовской линии. Считается, что от такого брака могут родиться неполноценные в каком-либо отношении дети, если не в первом поколении, то в последующих. Вероятно за этим стоит вековой опыт народа. Одинаковая наследственность приводит к тому, что какие-то изъяны отца и матери, накладываясь друг на друга, увеличивают его воздействие на потомство. Родство соблюдалось до восьмого колена -по материнской линии, по отцовской же считалось и считается вечным. Запреты на заключение брака касались и других форм родства, например, молочного. Если девочку и мальчика в младенчестве кормила одна и та же женщина, они считались братом и сестрой, и вступить в брак друг с другом не могли. Не вступали в брак и с детьми принявшей роды повитухи.

Запрет касался и детей, прошедших воспитание в другом доме. Некогда по Кавказу был распространен древний тюркский обычай, согласно которому знатные люди отдавали сыновей на воспитание в другие семьи — аталычество. Аталыкъ (букв, «заменяющий отца», воспитатель) обязан был растить и обучать мальчика до определенного возраста, по достижении которого он возвращался к родителям. Но и семья, в которой он рос, становилась для него родной. Поэтому воспитанник не мог жениться на дочери своего воспитателя - она считалась его сестрой.

КЕЛЕЧИЛЕ ИЙГЕН - СВАТОВСТВО

 

Жаш, бир къызны жаратса, Эгечине билдирир.

Къатын аллыкъ атасына-анасы-на жол излер.

Келечини игиси — анангы къарындашы.

Келечи иги болса, Кели баш эрге барыр.

 

Если юноше кто-то нравится, Он скажет об этом сестре (ей первой).

Надумавший жениться ищет путь к отцу и матери.

Лучший сват — брат матери.

Если сват хорош,

То и ступа замуж выйдет.

 

Киеулюк абынмасын

(бир терс иш этип), Келечи къарылмасын

(сёзюн айта билмей).

Келечи бир кюн сууап алыр, Бир кюн жууап алыр.

Келечини кечикгени ахшы.

 

Пусть жених не споткнется

(не оплошает),

Пусть сват не поперхнется (не сумев убедить родственников невесты).

Свату зачитывается то благодеяние, то грех

(если брак оказался неудачным).

Хорошо, когда сват

задерживается.

 

Если все складывалось удачно, в дом невесты засылали сватов, трех-четырех человек, обычно во главе с братом матери жениха. Сваты должны были быть людьми уважаемыми, знающими все тонкости этикета, общительными, красноречивыми. Если в доме девушки сватам были не рады, то сватовство было недолгим, им давали понять, что не желают этого брака, но если жених им был по душе, то старались задержать их как можно дольше. Быть сватом, успешно исполнить свою миссию считалось делом ответственным и почетным, поскольку они помогали возникновению новой семьи.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.