БИЙ БЛА БИЙЧЕ - КНЯЗЬ И КНЯГИНЯ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

БИЙ БЛА БИЙЧЕ - КНЯЗЬ И КНЯГИНЯ

2020-11-02 136
БИЙ БЛА БИЙЧЕ - КНЯЗЬ И КНЯГИНЯ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Къул керилип къалыр, Бий уруп алы р.

Бийни кийими — акъ, Айтхан сёзю — омакъ.

Чынтты бий адет бузмаз.

Бий бергенин сыйырмаз. Бийни сёзю тёрели.

Эл билгенни билмеген Элге бийлик эталмаз.

 

Холоп только замахнется, Князь возьмет одним ударом.

Одежда князя — белая, Речь — красивая.

Истинный князь традиций не нарушит.

Князь подаренное не отнимет. Слово князя подобно закону.

Кто не знает того, что знает народ, Княжить не сумеет.

 

 

Бийни сёзю сёз болсун, Оноулагъа тез болсун, Кишилиги-ётю болсун, Акъылы-бети болсун.

Чынтты бийче, сабий кёрсе, Чыгъарып, саугъа берир.

Чынтты бийче ариу тилли.

Бийчени сыйы бийик.

 

Пусть слово князя будет твердым, Пусть на решения он будет скор, Пусть имеет мужество и смелость, Имеет ум и честь.

Истинная княгиня, увидев

ребенка, Непременно одарит его.

У истинной княгини — ласковая

речь.

Честь княгини высока.

 

Одно из именований князей - таубии («горский князь»). Приведем здесь слова писателя-эмигранта К. А. Чхеидзе, оставившего книгу воспоминаний «Страна Прометея», в которой он с большой любовью и теплом пишет о балкарцах и кабардинцах, среди которых у него было много друзей и знакомых:

«Балкария не была покорена. Она добровольно, хотя и в силу очевидной необходимости, признала власть Белого Царя. Это существенно отразилось на психологии населения Балкарии, особенно же ее высшего слоя таубиев. В то время как остальные народности Кавказа, признав над собой русскую власть, старались приблизиться к русским и хотя бы в некоторых отношениях походить на них, балкарские таубии смотрели на себя как на равнодостойных участников общеимперской российской жизни. Правда, они совершенно не знали этой жизни, но это не мешало им чувствовать себя вполне самостоятельными. И в самом деле, ведь психологии побежденных у них не было и не могло быть. Эта черта самочувствия балкарских таубиев сказалась, между прочим, в том, что в то время как, скажем, кумыцкие или кабардинские феодалы (а ранее того - грузинские, имеретинские, кахетинские и др.) с удовольствием и радостью переименовывали себя на русский лад в князья, балкарские таубии отказались от такого переименования и настояли на том, чтобы им и впредь называться именно таубиями, а никак иначе».

Здесь многое верно. Но писатель заблуждается, утверждая, что ни кабардинцы, ни балкарцы в русско-кавказской войне не участвовали (на Северном Кавказе народов, не принявших - в той или иной степени -участия в этой войне, нет). Балкарцы, вместе с кабардинцами, карачаевцами и дигорцами сражались с отрядами генерала Глазенаппа (1804) на реке Чегем, затем с отрядом генерала Булгакова (1810), по балкарским ущельям войска Ермолова совершили рейд в 1822 году. В результате, как пишут Р. Тебуев и Р. Хатуев в своей книге «Очерки истории карачаево-балкарцев» (которую я настоятельно рекомендую читателю), к этому времени, после нескольких опустошительных походов, Кабарда была разгромлена, а выходы из балкарских ущелий заперты восемью военными форпостами-крепостями - Каменный Мост, Баксан, Чегем, Нальчик, Мечетка, Урвань, и двумя укреплениями - Черек и Урух. Балкарские таубии, упреждая новое вторжение, в 1827 году подали прошение о принятии в российское подданство. Вместе с дигорцами балкарцы пришли на помошь карачаевцам и участвовали в сражении с войсками генерала Эмануэля (в 1828 году) в местности Хасаука. Окончательное присоединение Балкарии было утверждено Николаем II в 1852 году, на приеме балкарских князей в Петербурге; Карачай вошел в состав России в 1855 году.

ЖАЛГЪАН БИЙ - МНИМЫЙ КНЯЗЬ

 

Ырахатлыкъда — бий, Къыйын кюнде — чий.

Болумлу бий — юлгюлю, Болумсуз бий — кюлкюлю.

Къоркъакъ бийге — къул сыйы. Бийни чийи терк чыгъар.

Эшек, махтанып: «Ат бла мен бир атауулданбыз», —

дей эди.

(Иги тукъумуну бетин жойгъан-

нга айтадыла.)

Жангыз терек бау болмаз, Жангыз киши бий болмаз.

Аман бийни — ауузу аман.

Бий сёзюнден бе лги ли.

Бийни бийлиги керек кюнде

билинир.

 

В дни мира — князь,

В дни бедствий — слаб (сырой).

Деятельный князь — пример, Бездеятельный — предмет

насмешек.

Трусливому князю - почет холопа.

Недостатки князя выявляются

быстро.

Осел, похваляясь, говорил: «Я и конь — от одного предка».

(О человеке, позорящем свой

славный род.)

Одно дерево садом не станет, Одинокий мужчина князем не

станет.

У плохого князя — невыдержанная

речь.

Князя видать по речи.

Достоинство князя познается в

опасности.

 

Князь (бий) в иерархической лестнице стоял ниже хана (олия, старшего князя). Это правитель общества или даже одного селения (во втором случае его именуют элмен). В Балкарии и Карачае княжеских фамилий - их родословные восходили к нескольким предкам (Басият, Минболат, Бекмырза, Бердибий и др.) - было относительно немного, не более двух десятков. Интересно, что две фамилии - Сюйюнчевы и их ветвь, Урусбиевы, возводили свое происхождение к вещему Гылым-хану, потомку самого Чингисхана (информатор - Б. И. Урусбиев). Достоинством олия обладали (к моменту присоединения к России) только Крымшамхаловы.

Кодекс различает истинных и неистинных князей, т. е. прирожденных лидеров, и тех, кто только пытается казаться ими. Князь должен знать больше других, быть решительным, умеющим быстро принимать решения, мужественным, умным, деятельным, дорожить своей честью. Тогда его слово подобно закону, непререкаемо.

И снова мы видим, что в Кодексе нет никаких иллюзий насчет власть предержащих и самой природы власти. Князь - это слишком заметная фигура, он всегда на виду, и его недостатки выявляются быстро. Сильно снижал или вовсе лишал авторитета такой порок, как жадность. Один из признаков, по которому судили о достоинстве князя, - его речь. Если она была невыдержанна, все понимали, что князь плохой, неистинный.

В далекие, бурные, опасные времена от главы, князя, зависело слишком многое, чтобы терпеть во главе племени или народа человека, не наделенного должными качествами. За недостойное поведение - насилие, трусость, жестокость, ошибки в управлении и т. п. - его, согласно решению Большого Тёре, могли изгнать, могли лишить княжеского сана (такой случай, например, описан в древней «Песне о Бийнёгере») или даже истребить со всем его родом - за особо тяжкие преступления. Князья долго боролись за отмену этого права Тёре, вплоть до XIX века. А то, что князь должен был до мелочей придерживаться правил этикета, подразумевалось само собой.

Возможно, бывали краткие периоды безвластия (князь умер бездетным или была эпидемия и т. п.), когда вопрос о том, кто возьмет власть, решался с помощью силы, и в одиночку, не опираясь на помощь дружины или рода, добиться власти было невозможно, о чем и говорит изречение.

Княгине Кодекс каких-либо особых функций не придает и особых требований не предъявляет, отказывая ей только в праве на грубость. Но княгини, которые соответствовали народным представлениям о достойном поведении и высоких нравственных качествах супруги правителя, пользовались огромным авторитетом.

Слово бий, вероятно, означало «высокий, высокопоставленный», откуда и слово бийик «высокий, высота, высь». В общем смысле, для обозначения аристократии, применялись термины акъсюек (по народной этимологии - «белая кость», на самом деле это искаженное ахши окъ -«хороший род», или акъ сеок - «белый род»; слово «сеок» в значении «род» сохранилось, например, в алтайском языке), схылты («аристократ», откуда и искаженное название царских скифов, предков кара-чаево-балкарцев, у Геродота - «сколоты, сколты»), басият и т. д. Простонародье именовалось къара халкъ - «черный народ».

 

БИЙ БЛА ЭЛ - КНЯЗЬ И НАРОД

Бий кёзюне къарама.

Бий бергенни кёзюне бакъма.

Бийде кечим жокъ.

Бий бла тургъан — бий кёллю.

Бий бла тюйюшсенг, Къулу бла даулашма.

Бий олтуруп (айтыр), ёзден турул. (Кенгешде, къарт тюйюл эсе.)

Бий къылыкъдан а дет онглу.

Бий къысталыр, Адет къалыр.

Бий улуна — ёзден адеп.

 

Не уповай на князя.

Не дожидайся подарков князя.

Князь прощать не станет.

В приближенном князя -

княжеский дух.

Поссорившись с князем, Не спорь с его холопом.

Князь (говорит) сидя, уздень —

стоя. (Если не стар, на совете.)

Обычай сильнее княжеского

нрава.

Князь изгонится, Обычаи останутся.

Княжескому сыну — узденьское

воспитание.

 

Несмотря на готовность всячески поддержать и возвысить истинных князей, народ твердо помнил и о своих правах, достоинстве, чести. Конечно, князь стоял в иерархии выше узденей (дворян и свободных общинников), что выражалось и во внешнем виде - только князь надевал белую черкеску (акъ чепкен), красные сапоги (къызыл чурукъла) и ездил на белом коне, - и подчеркивалось во взаимоотношениях и пр. Уздень не мог что-либо передать князю через кого-либо и обязан был прийти на его подворье сам. Но княжич получал узденьское воспитание - в этом и уздень, и будущий князь были равны. Князь не имел права нарушать обычаи, введенные не им, а тем более отменять их или заменять на другие. Наоборот, одним из признаков истинного князя являлось его строгое следование традициям. (Не руководствовался ли великий Кязим положениями Кодекса, когда писал свое стихотворение «Нам нужны такие князья...»?) Народные обычаи сильнее правителей, если народ остается народом, не превращается просто в серую, покорную, бездумную массу (или пока его не превратят в таковую).

БИЙ СЫЙЫ - ЧЕСТЬ КНЯЗЯ

 

Бий айтханнга мадар жокъ. Элмен айтды — эл айтды.

Адет бир да, сый башха.

Бийге жумушунг болса, Арбазына кесинг бар.

(Сабийни иерге жарамайды.)

Бийни жери — тёр.

Бийни тою — элни тою.

(Элде болгъан эр киши ары жы-йылады.)

Бий таягъын жерге къакъса, Оноу битгеннге сана.

 

Волю князя не выполнить нельзя.

Что скажет элмен, то скажет и

село.

Этикет один, да почет разный. (Князю — один, узденю — другой.)

Если у тебя есть дело к князю Ступай на его двор сам.

(Посылать подростка было

нельзя.)

Место князя — на возвышении.

Пир князя — пир всего селения. (На него приходят все мужчины в селении.)

Когда князь ударяет посохом

о землю, Значит, решение им уже принято.

 

Волю князя не выполнить было нельзя, но не потому, что его боялись, -уздени высоко ценили свое достоинство и никому не позволили бы себя унизить. Но непослушание внесло бы разлад в жизнь общества, началась бы неразбериха. Кроме того, Кодекс по отношению к правителям разного ранга не употребляет слова «добрый, человечный» и пр., он требует от князя только то, что возможно требовать от человека, осуществляющего власть. Нельзя не выполнить его волю еще и потому, что князь такого своевольства не простит. И Кодекс его не осуждает, явно придерживаясь принципа единоначалия (эта же позиция четко и недвусмысленно высказана и в нартском эпосе; можно сказать, что и в эпосе, и в Кодексе царит монархический дух). И, конечно, каков князь, таков и его приближенный.

Считалось необходимым для решения важных вопросов собирать на совет самых достойных людей, и князь обычно играл роль председателя. Знаком, показывающим, что он выслушал все мнения и принял решение, был удар посохом о землю. Сидеть на таких советах имели право только князь и старшие, юноши слушали стоя.

Мы уже говорили, что главным символом, знаком, графически выражающим образ карачаево-балкарского мышления, является круг с точкой в центре (более поздняя модификация - ромб). Истинный правитель и является этой самой точкой в круге (хал) - в народе (халкъ).

Следует отметить, что из аристократической среды вышли многие выдающиеся представители просвещения, науки, литературы, искусства.    

           


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.