Молла, устаз - мулла, учитель — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Молла, устаз - мулла, учитель

2020-11-02 141
Молла, устаз - мулла, учитель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Молланы этгенине къарама да, Айтханына къара.

Молла да билгенин айтады.

Тынгылауукъ тын бузар, Жарты молла дин бузар.

Ахгаы эфенди элни ауузуна

къаратыр.

Эфенди осалды деп, намазынгы

къойма.

Эфендиле кёп болсала, Арада бус хам чыгъар.

Адамлыгъы болмагъанны Моллалыгъы — тюнгге дери.

Устазын сохта озар.

Биле эсенг — ашырма, Билмей эсенг — жашырма.

Акъыллыгъа билдирсснг, Билимин чыракъ этер, Акъылсызгъа билдирсенг, Билимин бичакъ этер.

 

Смотри не на дела муллы, А на его слова.

Мулла тоже говорит только то, что знает.

Покой нарушает молчун, Религию нарушает мулла-полузнайка.

Хорошему мулле весь аул в рот

смотрит.

Из-за плохого муллы молитву

не оставляй.

Когда мулл становится слишком

много, В их среде возникает ересь.

Святость недостойного Длится до обеда.

Наставника превосходит ученик.

Бели знаешь — не выпроваживай, Если не знаешь — не скрывай.

Научишь умного —

Он свои знания сделает

светильником, Научишь глупого — Сделает его ножом.

 

 Адам юйретир, жашау тюзетир.        

Человек научит, жизнь поправит.

 

Особую прослойку составляли в традиционном карачаево-балкарском обществе представители духовенства (молла, эфенди), исполнявшие также и обязанности учителей. Трудно сказать, каков был социальный состав священников до реформы 1866 года, но позже среди них были выходцы из всех сословий. Статус священнослужителя высок и сейчас, несмотря на тяжкий период государственного атеизма, когда репрессировали многих выдающихся представителей духовенства, а те, кому пришлось нести их обязанности, редко соответствовали предъявляемым к ним требованиям, не зная арабского и не имея богословской подготовки. Ислам был принят карачаево-балкарцами относительно поздно, не ранее конца XVIII века, причем без насилия, но быстро и прочно укоренился в народном сознании. Почва для него была давно уже подготовлена древней прамонотеистической религией (тенгрианством) и христианством, рано принятым тюрками-аланами из Византии. (Исследователи, считающие, что ислам является только тонкой поверхностной пленкой над сохранившимися языческими верованиями, путают хорошую сохранность мифологии с приверженностью язычеству. Но это совершенно разные вещи.)

Одежда духовенства, судя по фотографиям конца XIX века, продолжала оставаться такой же, как и у всех других, - чекмень, газыри, папаха, пояс с подвешенным на нем кинжалом, рубаха с высоким воротом. Отличительным признаком был только сарых - намотанная на папаху полоса белой или зеленой ткани.

Как мы уже говорили, вера входит в число даров Бога, поэтому ей научиться нельзя, она или есть или ее нет. Это убеждение настолько сильно сидит в народном сознании и настолько в характере типичного карачаево-балкарца, что не позволяет ему превратиться в фанатика, стремящегося навязать свои взгляды другому, как он и не думает, что можно научиться таланту или перенять его. В таких случаях обычно говорят: Аллах бермегеннге не этериксе? - «Что поделать с тем, чего Бог не дал?» Поэтому, если карачаево-балкарец верует, то спокойно и твердо, а если не верует, то так же спокойно, не впадая в «воинствующий атеизм». Но немало и стоящих посередине, не знающих даже, веруют они или нет (но мало кто из них в этом признается).

Мулла пользовался в обществе почетом и уважением, его слово было веским, если он вел себя как подобает священнослужителю, имел высокую мораль и знания. В противном случае к нему относились равнодушно, не ценили и не уважали, и даже открыто насмехались - ведь он же самозванец, его вера - только притворство. Но это не означало, что в аморализме муллы винили религию, от имени которой он выступал. Он не пророк, он только один из массы, и следовать нужно не тому, что он делает, а тому, что он говорит. Он отвечает за себя и свои поступки, как и каждый. Если же мулла был не очень знающим, но не нарушал правила морали, его прощали - «способностей у него нет, но ведь свои обязанности исполняет». Не всем дано быть святыми или мудрецами.

Тюрки, как отмечал в одной из своих работ великий ученый Николай Трубецкой, не склонны к сектантству, как и к фанатизму. Это справедливо и в отношении карачаево-балкарцев. Причину возникновений ересей (бусхам, вероятно от буз - «разрушать, нарушать») Кодекс видит в соперничестве мулл: когда их становится слишком много, их человеческое тщеславие, честолюбие, мирское ставят сакральное, божественное на службу себе.

Следует обратить внимание на последнее изречение. Придавая большое значение знанию, ученью, призывая уважать учителей, Кодекс, тем не менее, главным наставником считает саму жизнь, личный опыт. Знание, полученное из уст другого человека, неизбежно искажается. Один и тот же предмет в разных зеркалах отражается по-разному.

 

ШЫЙЫХ, ШАЙЫХ - СВЯТОЙ

 

Шыйых байлыкъ излемез.

Малынгы алып кетсе да, Шайых адамгъа айып салма.

Шыйых махтаудан узакъ. Шыйыхны ашы — намаз.

Шыйыхны айтханы — керти, Этгени — тюз.

Жалгъан шайых жалгъан айтыр, Ийнанмасанг — аман айтыр.

 

Святой богатства не ищет.

Святому не пеняй,

Даже если он уведет твой скот.

Святой от тщеславия далек. Пища святого — молитвы.

Слова святого — верные, Дела — праведные.

Лжесвятой изречет ложь, Не поверишь — обругает.

 

Святой - это человек, живущий сразу в двух мирах - здешнем и вышнем, горнем, он уже слился духом с небесами. Если благородному все же нужны земные богатства (пусть он ими и не дорожит), если мудрец погружен в размышления и занят учением, то для святого это уже пройденные этапы, он полностью свободен от всех привязан-ностей к земному. Ему не нужны ни власть, ни богатство, ни слава, его пища чисто духовного свойства (о некоторых людях, признаваемых народом за святых, рассказывают, что они обходились стаканом молока в сутки или даже вовсе не принимали пищи, но выглядели здоровыми и сильными людьми). И только по этим признакам и по способности творить чудеса можно отличить настоящих святых от тех, кто желает стяжать славу праведника. Святой обладает иной логикой, поскольку провидит будущее, и часто смысл его поступков становится ясен спустя долгое время. Остается только верить ему. Его помощь людям - милосердие.

Слово шыйых, шайых считается арабизмом. Но в арабском шейх означает вождя племени, общины или клана, а не святого. Поэтому, вероятно, это слово исконно тюркское и происходит от корня сай, шай, шан - «избирать, почитать, доверять»; «избранник», откуда и сыйлы «святой, почитаемый, священный».

 

БАЧАМА - ВОЖДЬ

Халкъ бачама халкъдан чыгъар.

Эр бачама сау халкъны бирге

жыяр,

Сер бачама сау халкъны бетин

жояр.

 

Народный вождь появляется из

народа.

Вождь-герой весь народ

объединит, Глупый вождь весь народ

опозорит.

 

Жыйын башчы къаргъа болса, Жыйынын бокъгъа элтир.

Элине жарсымагъан Бачамалыкъ эталмаз.

Элге бачама керек, Бачамагъа эл керек.

Бачаманы сёзю — тёре.

 

Бели предводитель дружины —

ворона, Она приведет ее к навозной куче.

Кто не печалится о своем народе, Быть вождем не сможет.

Народу нужен вождь, Вождю нужен народ.

Слово вождя — закон.

 

Не следует путать вождя (бачама) с князем, ханом, падишахом или другими правителями. Они могут быть какими угодно - добрыми, злыми, талантливыми, глупыми, умными и т. д. Вождем же народ называет только харизматическую личность, которая появляется в трудную, опасную, критическую для нации пору, личность, в которой воплощены многие лучшие черты народа, а главное - его устремления и воля. Обычных правителей народ рано или поздно забывает, имена некоторых остаются в песнях, но вождей он помнит всегда, независимо от того, достигли они успеха в начатом деле или нет. Таковы, например, Карча, стремившийся объединить Балкарию и Карачай в единое княжество (XV век), и Сосуран Абаев, пытавшийся объединить Балкарию (XVII-XVIII вв.). Оба потерпели неудачу, но остались в памяти народа как выдающиеся личности. Подлинный вождь и народ нужны друг другу -ведь речь идет о жизни и судьбе. И только человек, который действительно печалится о народе, может стать ему вождем, и только его слова нужно воспринимать как закон.

Вероятно, в истории не раз случалось, что народ обманывался в своих надеждах, вознося людей, которые качествами вождя не обладали. Примечательно, что итог их «деятельности» народ оценивает как свой позор (а не только позор «вождя»), не снимает ответственности с себя.

 

АКЪЫЛМАН - МУДРЕЦ

 

Акъыл бла адамлыкъ — бирди.

Къолу артыкъны - къолу ортакъ, Акъылы артыкъны — акъылы

ортакъ.

Акъылманны айтхан сёзю Игилеге анг къошар.

Акъылман айтыр, Эл къатлар.

 

Разум и человечность — одно и то же.

Руки умельца и разум мудреца — Общее достояние.

Каждое слово мудреца Достойным прибавляет понимания.

Мудрец скажет, Народ повторит.

        

Акъыл сёзню акъылман эшитир.      

Мудрое слово расслышит мудрец.

Акъылманны эси - къыбламан.      

Разум мудреца - компас.

 

Акъыл бир да, иннет башха. Акъылманны эсли озар.

 Ум один, да помыслы разные. Мудрого превзойдет внимательный.

 

Если святой является высшим воплощением нравственности, вождь -политической воли народа, то мудрец - воплощение его разума, т. е. соединяет в себе ум и нравственность. Задача и счастье мудреца в том, чтобы понять суть происходящего или явлений, обобщить их новые знания и сообщить людям. Но вложить в души людей понимание не под силу никому. Понять до конца слово мудрого может только тот, кому дано, -другой мудрец. Однако и обычным людям оно прибавляет ясности, указывает направление. Поэтому народ и помнит их изречения, пусть и позабыл их имена (этот Кодекс - полное тому свидетельство). Замечательно, что здесь подчеркивается значение внимания - только благодаря ему и возможно знание и сама мудрость. Внимательный замечает то, что происходит у всех на глазах, но чему другие не придают значения, и тогда открываются новые грани жизни, природы, человеческой души.

 

IX. МЮЛК - ИМУЩЕСТВО

 

АМАНАТ - ДОВЕРИЕ

 

Къазауатха — атлы, Аманатха — антлы.

Ташдан аманат ауур.

Аманатын унутхан Осуятны эшитмез.

Ышаныуунг жокъ эсе, Аманатдан хайыр жокъ.

Сен ышаннган бар эсе, Санга ышаннган да бар.

Адамны ышандырма, Ышандырсанг — сындырма.

Ышанмагъан — сынам аз, Сынаса да, ийнанмаз.

 

Для битвы хорош всадник, Для вверения — побратим.

Вверенное тяжелее камня.

Кто забывает о наказе, Не услышит и завещания.

Если не надеешься (на человека), Вверении проку нет.

Если ты кому-то доверяешь, Есть и тот, кто доверяет тебе.

Человека не обнадеживай, А обнадежил — не подводи.

Недоверчивый не испытывает

(другого), А если и испытает, не поверит.

 

Раздел посвящен этике деловых отношений, в которые каждодневно вступают люди, сотрудничеству в сфере хозяйственной деятельности. Дабы порядок не нарушался, эти отношения обязательно должны зиждиться на прочной основе принципов, о фиксации которых в народной памяти и заботится Кодекс. Его творцы считали, что речь прежде всего должна идти о доверии. Но доверие вызывает не всякий человек, а только испытанный или близкий (побратим). Присвоить доверенное - все равно, что изменить клятве. Способный на такое останется глух и к завещанию родича (или родителей), его последней воле. Необходимость чувствовать ответственность за вверенное подчеркивается, она тяжелее камня. И, простой совет - если нет доверия к человеку, незачем и поручать ему имущество или заботу о ком-либо. Но доверять нужно, пусть и не всем, в этом выражается и доверие к жизни. Если ты сам честен, будь уверен, что есть и другие, не менее честные люди, и кто не доверяет себе, не доверяет и другим, поскольку человек обычно судит по себе. Даже испытав другого на честность, он все равно ему верить не будет, полагая, что это уловка. Такая тотальная недоверчивость не имеет другого основания, кроме неверия человека в себя и в свою нравственность.

Одно из самоназваний карачаево-балкарцев - таулула - «горцы». Интересно, что производный от него термин таулулукъ (букв, «кара-чаево-балкарство», «горство») имеет значение «доверчивость, простодушие, наивность». Например, человеку, доверившемуся незнакомому и наказанному обманом, могут сказать: Эй, шуёхум, бу жол а таулулукъ этдинг! - «Э, приятель, в этот раз ты проявил «таулулукъ!» Но тот, кто доверяет себе, доверяет и другому. Отсюда происходит и другая психологическая особенность карачаево-балкарцев - в глубине души они непоколебимо убеждены, что зло, подлость, низость можно совершить только по ошибке, по незнанию, в состоянии аффекта, но нельзя совершить холодно, расчетливо, сознательно.

 

САУДА - КОММЕРЦИЯ

 

Таный билсенг — танып ал, Билмей эсенг — талгъыр ал.

Сата билген ала билир.

Сатыу хатерни сюймез. Базар хуржунунгу къазар.

Сатыучуну сёзю жютю, Алыучуну кёзю жютю.

Алдап сатхан — урлап сатхан. Саудюгерчи, эсеп этмей, эснемез.

 

Если ты знаток, покупай по знанию, Если нет, покупай каурого.

Кто умеет продавать, умеет и

покупать.

Торговля благотворения не

любит.

Базар заставит рыться в

кармане.

У продавца остра речь, У покупателя - глаза.

Продавать обманывая — продавать

ворованное.

Купец без расчета и зевать не

станет.

 

Торговля, посредническая деятельность, необходима для любого народа. Другое дело, что не все народы имеют к этому природную склонность (достаточно отметить, что в нартском эпосе карачаево-балкарцев почти не встречается слово «купец»). Поэтому и купле-продаже Кодекс особого внимания не уделяет (в том смысле, что изречений об этом не очень много). Отметим только объяснение того, почему продавать, обманывая, нельзя - это все равно, что продавать ворованное (а воровство в Кодексе и в самом народе осуждается безоговорочно и никакие оправдания не принимаются).

 

ХАУХ - НАПРОКАТ

Хаух бермесем — мен антсыз. Мен бергенча келтирмесенг —

сен антсыз.

 

Не дам тебе напрокат - я

бесчестен,

Не вернешь в том же виде - ты

бесчестен.

Хаух алгъанынг — аяулу.

Айтып алгъанынгы айтдырмай

бер.

Сенде болгъан менде жокъ, Менде болгъан сенде жокъ.

Саугъаны саугъалама, Хаухну хаухлама.

 

Взятое напрокат — берегут особо.

Взятое на время верни без напоминания.

Что есть у тебя, того нет у меня, Что есть у меня, того нет у тебя.

Дареное не дари, Одолженное не одалживай.

 

Хаухну хатерлигин аманат бузар.       

 Цену одолжения снижают наказы.

 

Хаухну сатма, Ёнкючню атма.

 Взятое напрокат — не продавай, Долг — не забывай.

 

Старались воспитывать ответственное отношение к чужому, взятому напрокат, например, к сельскохозяйственным орудиям, рабочему скоту и т. д. К ним требовалось относиться бережнее, чем к своему. Если орудие было сломано, следовало до возвращения починить его, а не взваливать эту заботу на владельца. Особенно постыдным считалось задерживать вещь или возвращать ее только после напоминания, ставя хозяина в неловкое положение просителя своей же собственности. Нельзя было без извещения хозяина и передавать одолженное третьему человеку. Но и тот, у кого брали что-либо напрокат, не должен был наставлять, указывать, остерегать - только условиться о сроке возвращения.

 

БОЛЖАЛ - СРОК

 

Озду-кетди деме да, Ычхындырдым де.

Болжаллы ишни бёрю ашар.

Иги ишни болжалгъа салма, Аман ишни болжалдан алма.

 

Не говори: «Ушло, прошло», Говори: «Упустил (время и

возможность)».

Отложенное дело волк съедает.

Доброму делу срока не назначай, Недоброе — откладывай.

 

Болжал не ашыкъмаз, не мычымаз.       

 Срок не поспешит и не промедлит.

 

Болжал салгъан болдурур, Салалмагъан олтурур.

 

Кто назначает срок, тот выполнит, Кто не назначает — просидит впустую.

 

Волжалны амал айтыр.

Онглугъа — болжал, Онгсузгъа — ажал.

 

Срок зависит от возможностей.

Для деятельного — срок,

Для беспомощного — погибель.

 

Эти изречения напоминают об очень важной стороне хозяйственной деятельности - сроке выполнения работы или договора, поездки и т. п. Основной смысл заключен в шестом изречении. Всякий взятый на себя труд требует назначения срока, хотя бы приблизительного. Это повышает чувство ответственности, а в случае точного исполнения в срок - вызывает и доверие, позволяет расчитать время и возможности, наметить новые планы.

 

БОРЧ - ДОЛГ

 

Борчну а малы — бер да, къутул.

Избавление от долга одно - вернуть.

Алгъанда — ёнкюч, Къайтаргъанда — кюч.      

Когда берешь — это долг, Когда отдаешь — тягота.

Борчу барны жюгю бар.     

У кого есть долги, у того есть и ноша.

Борчха кирме, Кирсенг — керилме.        

В долги не влезай, А влезешь — не разгуливай.

Хауле борчун саугъа сунар.          

Взятое в долг беспутный считает подарком.

Борчларына борч къошхан Телеуледен къутулмаз.       

Кто к долгам прибавляет долги, От выплат не избавится.

Борчха берсенг, тенг болурса, Артха десенг, кенг болурса.     

Когда даешь в долг, считают тебя другом, Когда требуешь вернуть, считают чужаком.

Ёнкючюнгю тюшге дери къайтар.

Долг возвращай до обеда. (Так принято.)

 

Жизнь рассматривается в Кодексе как одно великое испытание, и за совершением ошибки, проступка или преступления неотвратимо следует наказание (не обязательно в виде мести или приговора суда). Не помня об этом, в «Ёзден Адет» ничего понять нельзя. Одно из таких испытаний - взять в долг деньги или другое имущество. Отдавать следует в срок, даже если ты сам в этих деньгах нуждаешься. Только беспутный, недостойный человек, имея долг, не будет заботиться о его возвращении. Или беспечный, о котором говорится в поговорке Тогъуз жесир тёлеую болгъан ныгъышда am ойната эди - «Задолжавший девять пленников джигитовал на сельской площади». Иное, ответственное и честное отношение к долгам у тех, о ком говорится: Борчлуну берчи къурумаз - «У задолжавшего мозоли не проходят».

Отметим, что в изречениях очень точно выражается отношение народа к долгам. Типичный карачаево-балкарец тяжело воспринимает необходимость брать в долг и идет на это в крайнем случае.

 

САУГЪА - ПОДАРОК

 

Бергенде — саугъа, Дауласанг — ултха.

Итге сюек атсала, Саугъа сунуп, къууаныр.

Жауунг саугъа келтирсе, Ызындан къаугъа келир.

Бергенинге сокъуранма, Алгъанынга сокъуран.

Хадакъ деген — кюбюрден, Саугъа деген — жюрекден.

Саугъа берсенг, ызын сорма.

Саугъа сайлай билмесенг, Адамны кёлю къалыр.

 

Даришь — это подарок, Укоришь им — взятка.

Когда собаке бросают кость, Она радуется, принимая это за

подарок.

Если враг приходит с дарами, Следом приходит беда.

Не жалей о том, что отдал, Жалей о том, что взял

(присвоил).

Подношение — из сундука, Подарок - из сердца.

Подарив, потом не спрашивай, где подарок.

Не умея выбрать подарка, Можно нанести обиду.

 

Подарок - также испытание для обоих - дарителя и одариваемого. Нужно уметь выбрать его, соответственно времени, месту, ситуации, человеку, т.е. учесть все. Но, подарив, следует забыть о подарке, не спрашивать, что с ним сталось, - это постыдно. Не следует принимать подарков от врага - в этом таится подвох. Если человек имеет чувство собственного достоинства, он легко отличит подарок от подношения. Истинная ценность подарка не в его стоимости, а в том, что он дарится от всегосердца; отказываться от такого подарка нельзя. Сожалеть, говорится в Кодексе, стоит не о том, что ты отдал, а о том, что ты взял (не по праву, присвоил).

 

КЪОРАНЧ - ЗАТРАТА

 

Тёлеген даулар, Тёлемеген сакълар.

Къоранчсыз хайыр тюшмез. Тёрели тёлеу этмез.

Ишлесенг — терлерсе, Урласанг — тёлерсе.

Адамладан аягъанынг Шайтаннга юлюш болур.

Ахча къорар, бет къалыр.

 

Кто платит, тот требует, Кто не платит — ждет.

Без затрат не получишь прибыли.

Верный закону растрату не сделает.

Потрудишься — вспотеешь, Украдешь — заплатишь.

Что пожалел отдать людям, То станет долей беса.

Деньги уйдут, честь останется.

 

Азны къызгъансанг, Кёпню жояргъа тюшер.

 Пожадничаешь в малом Потратишь много.

 

Особенное презрение вызывала в творцах Кодекса мелочность, скаредность, как и любая форма скупости, когда человек, не взаимодействуя с другими людьми, прячет свое состояние и не понимает, что смертен и что после его смерти все это никому не достанется или будет ни к чему непригодным. Отданное людям отдается жизни, Богу, спрятанное от них достается бесу, тлению, смерти, фактически украдено у жизни (такой случай великолепно описан Оноре де Бальзаком в повести «Гобсек»). Нельзя быть мелочным - деньги все равно уйдут на что-либо, а потерянную честь уже не вернешь. Или хотя бы из соображений практики - пожадничаешь в малом, проиграешь во многом, и без затрат не бывает и прибыли. В деле важно время, поэтому лучше заплатить и получить нужное раньше, чем дожидаться, когда подешевеют услуги, товары и т. п.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.