Сыфат, юсю-бусу - облик, внешний вид — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Сыфат, юсю-бусу - облик, внешний вид

2020-11-02 146
Сыфат, юсю-бусу - облик, внешний вид 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сыфаты болмагъанны адамлыгъы болмаз.

Эр кишиге тёрт айып:

Быдыры женнген, аякъ кийими

седиреген,

Тырнагъы узун, желкеси жетген.

Тиширыугъа. тёрт айып: Чачы тозурагъан, тырнагъы

узун,

Этеклери шимир, аякъ кийими

кир.

Тизгинин жыялмагъан

акъылын да жыялмаз.

Жерни чырайы — сабан, Эрни чырайы — сакъал.

Кирли адам ким да болсун.

Тизгинлини миннген аты арымаз, Кийген тону тозурамаз.

 

У кого нет вида, нет и

достоинства.

Для мужчины постыдны четыре вещи:

Обвисшее брюхо, порванная

обувь, Длинные ногти, заросший

затылок.

Для женщины постыдны четыре вещи:

Непричесаные волосы, длинные

ногти,

Замызганный подол, грязная

обувь.

Несобранный внешне

не соберется и с умом.

Краса земли — (ухоженная) нива, Краса мужчины — (ухоженная)

борода.

Грязнуля, кем бы ни был, —

лишь грязнуля.

У собранного человека конь не

притомится, Шуба не истреплется.

 

На выставке дореволюционных фотографий «Балкария в лицах. XIX - начало XX века» среди нескольких сот запечатленных людей -детей, женщин, девушек, юношей, мужчин, стариков и старух - нет ни одного, одетого неряшливо, при том, что многие были сфотографированы, видимо, случайно. Нет и ни одного мужчины с обвисшим брюхом или сутулого - ни князей, ни простолюдинов. У всех открытые, ненапряженные лица, прямой взгляд, свободная, прямая осанка, лихо закрученные усы, аккуратно подстриженные бороды. Крепкие ладони на рукоятях кинжалов или сабель. Уверенные в себе, гордые люди.У многих плечистых юношей талии тоньше, чем у балерин. Очень выразительны и полны достоинства лица девушек и женщин, одетых в аккуратно подогнанные длинные платья, в расшитых шапочках, шалях или легких платках. Сосредоточенны спокойны лица представителей духовенства. Не думаю, что все эти люди перед съемкой пытались приосаниться или изменить обычное выражение лица.

После революции в Балкарии и Карачае последовательно начались репрессии против аристократии, затем духовенства, затем кулаков. Покончив с ними, принялись за тех, кто получил образование при Советской власти. Уже во время войны, в 1942 году, войска НКВД уничтожили население двух сел в Черекском ущелье - Сауту и Глашево, около 700 человек - стариков, женщин, детей (мужчины были на фронте), а затем это зверство объявили делом рук немцев. По фотографиям тех лет можно проследить, как с лиц некогда прочно стоявших на родной земле людей постепенно исчезали гордость и уверенность, в них уже читаются тревога, скорбь, заботы, печаль, предчувствие огромной беды. Оно и понятно - в 1943-1944 годы весь карачаево-балкарский народ, от мала до велика, бросили в вагоны и повезли на погибель в Среднюю Азию и Казахстан, где им было суждено оставаться почти полтора десятка лет и откуда не вернулись на родину очень многие.

Вплоть до XX века все карачаево-балкарцы были бородаты (ношение бороды, предписывалось и шариатом). Интересно наблюдение ученого А. Т. Вотякова. Рассматривая древние изображения, он заметил, что все свободные мужчины бородаты и имеют оружие, в то время как рабы безбороды и оружия не имеют (вероятно, они подвергались кастрации). Следовательно, ношение бороды (как, разумеется, и обладание оружием) было привилегией свободных людей. Отсюда и речение, согласно которому одним из признаков мужской красоты является ухоженная борода. Ношение оружия считалось само собой разумеющимся.

Народ, в языке которого красота ассоциируется с чистотой (слово ариу означает и «чистый», и «красивый»), не мог воспринимать нерях и грязнуль как достойных людей. Если человек не умеет привести в порядок свой внешний вид, нельзя считать что он обладает умом и достоинством? - такова логика. Более того, появление в обществе (или даже просто на улице) в затрапезном виде считалось проявлением неуважения к окружающим и вызывало нарекания или насмешки. По рассказам стариков, особенно тщательно готовили одежду, а также сбрую коней при поездке в другое селение, чтобы не быть осмеянным. Отсутствие внешнего порядка говорит об отсутствии внутреннего.

Понятия народа остались прежними, но нет уже той строгости, нет чувства ответственности. Многие стали одеваться небрежно (включая даже некоторых артистов, выходящих к публике).

 

АШ ЮСЮНДЕ - ЗА ЕДОЙ

 

Сёлеше туруп, ашама, Ашай туруп, сёлешме.

 Ашай туруп аш сайлама.

Аш юсюне чючгюрме, Юй тюбюне тюкюрме.

Ашасанг - ашыкъмай, Сёлешсенг — ыйлыкъмай.

Узакъ ашха узалма.

Бир ашны бошамай, Башхасына къадалма.

 

Когда разговариваешь — не ешь, Когда ешь — не разговаривай.

Во время еды блюда не

перебирай.

Над едой не чихай, На пол не плюй.

Ешь не спеша, Говори не робея.

Не тянись к блюду, если оно

далеко.

Не съев одно блюдо,

Не принимайся за другое.

 

АШ-ИЧГИ - ПИЩА

 

Адамны ашы бла ойнагъан Башы бла ойнар.

 Аллынга аш салсала, Хапар-кюлкюню къой.

 Учагъа олтургъан бичакъсыз

болмаз.

Сый ашланы саны жети.

(Ётмек, уча, сохта-жёрме, хы-чинле, шишлик, къурманлыкъ эт, шорпа. Тузлукъ, кёгет, лёкъум д. а. к. саннга кирмейдиле.)

Таулуну тою къыйынды: Онглугъа — оноуду, Онгсузгъа — тоноуду.

Къулдан къулакъ къыйыры

къалыр.

(Ашны зыраф этген, табагъын-да ашын бошамагъан адамгъа айтадыла.)

 

Кто хулит угощение,

Тот задевает честь хозяина.

Когда перед тобой ставят еду, Разговор и шутки прекращай.

 Собирающийся есть уча имеет

нож.

(Уча — туша животного, зажаренная целиком, подавалась гостям в начале пира.)

 На пиру — семь видов пищи. (Хлеб, туша, два вида вареной колбасы — сохта, жёрме; шашлык, отварное мясо, мясной бульон - шорпа. Приправы, фрукты, пышки и т.д. в число блюд не входят.)

Пир горца — дело сложное: Для имущего — это правило, Для неимущего - разорение. От холопа остается кусочек овечьего уха.

(О человеке, оставляющем блюдо недоеденным.)

           

Сый сырадан (бозадан)

башланыр.

Таулуну ичгиси юч. (Сыра, боза, бал боза.)

Кел демек барды,

Кет демек жокъду.

(Къонакъ кесин адепсиз жю-рюте башласа да, ол юйню, ол тукъумну адамларыны анга кет дерге онглары жокъду.)

Ашдан-суудан алгъыш сыйлы. (Алгъыш айтылгъан заманда сёлеширге, ашаргъа да жара-майды.)

Бий бергинчи, къул тёзмез. (Ашха, ичгиге таматадан алгъа узалгъан адамгъа айтадыла.)

 

Пир начинается с пива (или бузы).

У горца (на пиру) три напитка. (Сыра — пиво, боза — брага, медовая буза.)

Есть слово «приходи»,

Но нет слова «уходи».

(Если гость начинает вести себя неподобающе, хозяева дома или члены его рода не имеют права выпроводить его. Это должны сделать другие — соседи или друзья.)

Благопожелание святее пищи (Во время тоста есть или разговаривать нельзя.)

Пока господин даст, холоп не

утерпит.

(О человеке, который начинает трапезу раньше тамады.)

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.