Эстетические и религиозные ценности — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эстетические и религиозные ценности

2020-10-20 523
Эстетические и религиозные ценности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эстетика (от греч. - чувственный) – отрасль философского знания, изучающая эстетическое сознание и эстетическую деятельность. Эстетическое сознание включает понятие эстетического, объяснение его природы и своеобразия в системе ценностей, дифференциацию эстетических ценностей. Эстетическая деятельность – освоение мира по законам красоты, в том числе художественное творчество (искусство) в соответствии с эстетическими ценностями.

Первая попытка изучения эстетических категорий (прекрасного, безобразного, трагического, комического и т. д.) была предпринята пифагорейцами, Сократом, Платоном. Аристотель исследовал влияние искусства на человека, его воспринимающего. Он считал, что переживание произведений искусства освобождает человека от аффектов и приводит к «катарсису» (очищению).

Средневековая эстетика объединила эстетические проблемы с религиозными. Источником красоты и гармонии был провозглашен Бог, а искусство понималось как средство выражения высшего духовного начала. Архитектура, живопись, скульптура использовались для усиления влияния и авторитета религии и церкви.

В эпоху Возрождения восторжествовали гуманистические ценности. В центре внимания оказался человек, мыслящий, чувствующий, созидающий мир красоты (Леонардо да Винчи, Микеланджело, В.Шекспир и др.).

Термин «эстетика» впервые стал использовать в середине XVIII века А. Баумгартен для обозначения учения о прекрасном и искусстве, причем красота была определена им как «совершенство чувственного познания», а искусство – как воплощение красоты.

И. Кант рассматривал категорию прекрасного в связи с целесообразностью, а творческий процесс как «свободную игру духа». Ф.Гегель анализирует прекрасное в контексте человеческой деятельности и характеризует виды искусства в их историческом развитии (искусство древнего Востока – символическая форма; античное искусство – классическая форма; западно-европейское искусство – романтическая форма).

Для XIX-XXI в. характерно разнообразие эстетических концепций. Проблематика современной эстетики многообразна: эстетическое сознание как единство эстетического чувства, вкуса и оценки, эстетическая деятельность, осмысление художественного творчества и восприятия произведений искусства, закономерности развития художественной культуры. Эстетические воззрения являются частью философских и искусствоведческих исследований, реализуются в произведениях современной литературы, живописи, музыке и т.д.

Эстетическое сознание формируется в процессе становления общества. В отличие от животных, которые  существуют в соответствии с потребностями вида, человек не только удовлетворяет потребности, но действует «по законам красоты» (К. Маркс). Он ко всему подходит с эстетической меркой, вносит в мир эстетические ценности: красоту, гармонию, оценивает явления как трагические и комические. У человека вырабатываются эстетические потребности, он украшает себя и свое жилище, предметы быта и орудия труда.

Для обозначения эстетических ценностей используется ряд понятий. Здесь, прежде всего, следует уточнить понятие «эстетическое». Эстетическое – чувственно воспринимаемое, приносящее удовольствие и наслаждение. Нередко его отождествляют с прекрасным. Можно говорить о красоте пейзажа, поступка, мысли, человека, предмета, если они гармоничны, соразмерны, совершенны.

Наряду с прекрасным существует «безобразное» - средоточие негативных характеристик бытия. Представления о нем связаны с дисгармонией, уродством, несовершенством, ущербностью. Восприятие безобразного в искусстве может принимать форму эстетического: персонаж горьковского «дна», сатана и черти в «Мастере и Маргарите», «отрицательные герои» в исполнении талантливых актеров заставляют нас переживать эмоциональные потрясения и испытывать эстетическое чувство.

Героическое – совершение выдающихся по своей общественной значимости действий, требующих от человека личного мужества, готовности к самопожертвованию. Возвышенное – идеальное, прекрасное, совершенное, не соответствующее по своему содержанию действительности. Если героическое более относится к деятельности человека, то возвышенное характеризует мысли, идеи, чувства, мотивы действий.

Возвышенному противостоит низменное, которое в искусстве, подобно безобразному, может быть источником эстетических переживаний.

Трагическое и комическое – категории-антиподы. Восприятие первого сопровождается страданием, отчаянием, страхом человека, гибелью важнейших для жизни ценностей. Трагическое проистекает из внутренней природы человека, его неразрешимого самораздвоения. Трагическое в жизни (природные катаклизмы, катастрофы, войны, революции, политические репрессии, смерть, крушение надежд и утрата жизненных ориентиров) является причиной эмоциональных потрясений, стрессов и приводит к трагическим последствиям (противоправные действия, безнравственные поступки, самоубийство).

Жизненные трагедии сопровождаются негативными эмоциями, но в искусстве трагическое приобретает черты возвышенного, прекрасного. Античные трагедии, трагедии В. Шекспира и современных авторов восхищают нас силой человеческого духа, душевным величием героев. Восприятие трагического в искусстве приводит к духовному ощущению, катарсису.

Комическое – веселое, смешное, порождающее положительные эмоции. Как правило, оно возникает при несоответствии действия и результата, формы и содержания, ожидаемого и реального. Для определения комического трудно придумать универсальную форму, так как во всем существующем можно найти нечто комическое и оно необычайно динамично и может скрываться под любой личиной. Комическое, по Аристотелю, «ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное».

Аристотель отмечал, что смеяться свойственно только человеку. У некотрых высших видов животных (обезьян и собак) наблюдаются элементы беззвучного смеха. По словам В. Гете, ни в чем так не проявляется характер людей, как в том, что они находят смешным и как они смеются.

Помимо эстетических категорий, эстетическое сознание включает в себя:

1) эстетические чувства – способность переживать, сопереживать, испытывать удовольствие;

2) эстетический вкус – способность к оценке эстетических свойств объекта, к различению прекрасного и безобразного;

3) эстетическая оценка – развернутое суждение, отражающее позитивное или негативное отношение к объекту.

Эстетическое сознание реализуется, объективируется в различных видах эстетической деятельности, которая первоначально была вплетена в сферу производства, бытовые традиции и обряды (наскальные рисунки, украшение оружия и предметов быта, ритуальные танцы и т.д.). Постепенно, в процессе освоения человеком мира и осознания самого себя, появляется особая форма эстетической деятельности – искусство, отделившаяся от производства сфера самореализации личности. Термин «искусство» происходит от греческого слова «техне» (ремесло, умение, искусство в какой-либо сфере). В широком смысле искусство – уровень мастерства в любой области деятельности, нехудожественной и художественной, то есть совершенное исполнение данной работы [10, с. 222].  Искусная деятельность, где бы она не проявлялась, прекрасна, эстетически значима.

В более узком смысле искусство – сфера художественного творчества, связанная с образным освоением действительности. Специфика искусства – воспроизведение действительности посредством художественных образов. Как и религия, искусство связано с раздвоением действительности на реальную и воображаемую. Но в отличие от религии оно не требует от человека веры в реальность художественных образов и поклонению им.

На протяжении истории философии мыслители пытались обосновать необходимость удвоения мира в искусстве. В. С. Соловьев ставил вопрос: «Зачем это удвоение красоты? Дерево, прекрасно растущее в природе, и оно же, прекрасно написанное на полотне. Не детская ли забава повторять на картине то, что уже имеет прекрасное существование в природе?» [14, с. 335]. И отвечал на этот вопрос: «искусство воспроизводит не сами предметы и явления действительности, а только то, что видит в них художник, а истинный художник видит в них лишь их  типические, характерные черты» [14, с. 335]. Эстетические моменты природных явлений, пройдя через воображение художника, освобождаются от случайностей, и тем самым усиливаются, становятся ярче. «Красота, разлитая в природе… на картине является сосредоточенною, сгущенно, подчеркнутою» [14, с. 335].  Кроме того, в изображении художника присутствует не только природное само по себе, но вносится и человеческое отношение к природе – «добро и истина».

Искусство выполняет разнообразные общественные функции. Оно удовлетворяет эстетические потребности людей и служит средством эмоциональной разрядки. Оно представляет способ проведения досуга и возможность отдыха от повседневных забот. Оно выполняет воспитательную и познавательную функции.

Предоставляя человеку дополнительный жизненный опыт (воображаемый), искусство раздвигает узкие житейские границы и способствует интеллектуальному, эмоциональному совершенствованию личности. Оно приобщает человека к мировой культуре и является мощным средством направленного воздействия на личность. Правда, это воздействие в современном обществе не всегда имеет позитивные результаты. Массовое искусство нередко оказывает негативное воздействие и ведет к стандартизации и деградации личности.

Уже отмечалось, что удвоение мира имеет место не только в искусстве, но и в религии. Религия интересует философию не сама по себе, а как одна из форм ценностного отношения к миру, коренящаяся в стремлении человека решить для себя экзистенциальные проблемы (смерть и страх перед ней, смысл жизни, вина и ответственность). Далеко не всегда человек способен решить эти проблемы рационально, нередко он ищет пути иррационального их преодоления.

Определение сущности религии и её места в духовной жизни человека и общества – непростая проблема. На вопрос «Что такое религия?» даются различные ответы по причине разнообразия религиозных вероисповеданий и культов.

Э. Тейлор понимал религию как «веру в духовные существа, которые не воспринимаются в повседневном опыте». Э. Дюркгейм определяла религию как особое социальное действие, направленное на «священный объект», а священным объектом является все то, что лежит за пределами обыденного опыта. Одно из современных определений религии: религия – комплекс верований и практических действий, посредством которых люди пытаются сообщаться с реальностью, лежащей за пределами бытия человека [19].  

По сути дела, приведенные определения исходят из факта религиозного раздвоения мира на обычный, материальный и «священный» (сакральный), духовный. Материальный мир – естественный, подчиняющийся законам природы и определяющий их. Таким образом, религия есть форма духовной жизни, связанная с раздвоением мира на естественный и сверхъестественный. Соответственно, главный признак религии – вера в реальность существования сверхъестественного. По мнению верующих, сверхъестественное (Бог, Абсолют, Всемирный разум, Небо, Сатана и т. д.) не только существует самостоятельно по отношению к природе и человеку, но составляет сущность и высший смысл бытия и постигается божественным откровением и иными иррациональными средствами.

Религия – сложная система, включающая следующие элементы:

- Религиозное сознание;

- Религиозная деятельность;

- Религиозные организации.

Религиозное сознание есть совокупность религиозных ценностей (идеи, взгляды, чувства, понятия). Религиозное сознание существует на практическом, обыденном уровне (религиозная психология верующих) и в виде теории, теологии (система идей о Боге, мире, человеке – религиозная идеология).

Центральная часть религиозного сознания и главная религиозная ценность – представления о Боге и других сверхъестественных силах, которые в разных религиях понимаются неоднозначно. В джайнизме и буддизме нет Бога как такового, а есть безличный Абсолют и верующий стремится слиться с Абсолютом, раствориться в нем, утратив личные свойства. В конфуцианстве и даосизме существует культ Неба и безличного Дао, предков и обожествленных основателей этих религий. В иудаизме, исламе и христианстве Бог наделен свойствами всесовершенной личности, но, если в двух первых религиях он един, то христианство основано на догмате о триединстве Бога. Существует множество политеистических религий (индуизм, синтоизм, африканские культы). Даже между православными и католиками существуют разногласия в понимании Бога.

Знаменательно, что каждая из религий претендует на истинность собственной системы религиозных ценностей; для стороннего наблюдателя, например инопланетянина, было бы совершенно непонятно, кто такой Бог и какая религия истинна.

Ценностным элементом религиозного сознания является религиозная вера – эмоциональная убежденность в реальном существовании сверхъестественных сил. Как правило, вера не нуждается в каких-либо доказательствах. Человек может быть верующим, не зная священных текстов и богословских концепций. Вера самодостаточна, но без веры нет религии.

Религиозная деятельность включает материальные и духовные элементы. Её задачей является внесение духовных религиозных ценностей в индивидуальное сознание верующих, постоянное поддержание и углубление религиозной веры посредством культовых действий – богослужений, обрядов, праздников. Религиозная деятельность невозможна без совокупности материальных ценностей – предметов, которым придается символический смысл (иконы, кресты, распятия, реликвии, храмы, места паломничества и т.д.). В процессе культовых действий используются произведения искусства (музыка, живопись, песнопения) с целью эмоционального воздействия на верующих.

Религиозные организации – объединения верующих, которые имеют свою структуру и вступают во взаимодействие с государством и общественными организациями. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, тайные общества. Подробнее об этом можно прочитать в учебной и методической литературе по религиоведению.

Религия сыграла значительную, но неоднозначную роль в истории общества. Её статус определялся особенностями той или иной эпохи. Религиозное сознание было доминирующим во многих цивилизациях древнего Востока и в период Средневековья; религиозные ценности сопутствовали светским в период Нового времени. В современном обществе продолжается процесс секуляризации, то есть освобождения общества от влияния религии и церкви и вместе с тем сохраняется достаточно сильное влияние религии, на общественное и индивидуальное сознание.

На протяжении тысячелетий своего существования религия выполняла и продолжает выполнять специфические социальные функции. Она способствует интеграции общества, его объединению в рамках какой-либо социальной общности, будь то религиозная община, этнос или государство. Она регулирует общественную и личную жизнь человека посредством системы религиозных ценностей. Она компенсирует практическое бессилие человека по отношению к природе и несовершенным общественным отношениям надеждами на покровительство и помощь сверхъестественных сил.

Религия выполняет психотерапевтическую функцию, она утешает человека в его негативных эмоциях и настроениях. Она способствует преодолению страха смерти надеждами на загробную жизнь. По меткому выражению К. Маркса «религия есть опиум  народа, сердце бессердечного мира», З. Фрейд рассматривал религию как своеобразный нервоз, как форму наркотического опьянения.

Не все современные философы положительно оценивают роль религии в современном обществе. Известный английский философ Б. Рассел писал, что в религии воплощены три человеческих импульса – «страх, тщеславие и ненависть” и она пытается “придать им вид благопристойности». «Церковная концепция праведности нежелательна в социальном плане, прежде всего из-за того, что она принижает разум и науку. Изъян этот унаследован от евангелий. Христос велит, чтобы мы стали малыми детьми, но малые дети не могут постигнуть дифференциального исчисления, принципов денежного обращения или современных методов борьбы с болезнями» [14, с. 403-404].  По мнению Э. Фромма, религия приучает людей к иллюзиям и накладывает запрет на критическое мышление, «она ответственна за обнищание умственных способностей». Как бы не изменялось отношение к науке со стороны религии в современном обществе, религиозные и научные ценности противоположны по своей сути и устранить эту альтернативность невозможно.

Величайшим достижением человечества являются научные ценности. Они будут рассматриваться в одной из последующих тем.

 

 

Вопросы для размышления:

1 Какое место в жизни человека занимают материальные ценности? Можно ли все купить и продать?

2 Прав ли Н. Бердяев, считающий, что человек находится во власти созданных им предметов?

3 Почему человек «обречен быть свободным» (Ж.П. Сартр)?

4 Может ли научное исследование подвергаться внешним ограничениям? Согласны ли Вы с принципом развитии техники: «нечто должно быть сделано, коль скоро это технически возможно»?

5 Что означает мысль М. Хайдеггера, что жизнь есть «бытие к смерти»? если человек имеет право на жизнь, то имеет ли он право на смерть?

6 Возможно ли достижение бессмертия?

7 В чем сущность любви? Что значит любить другого человека?

8 М. Достоевский сказал «Красота спасет мир». Что это – истина, заблуждение или парадокс? И что такое красота?

 

Индивидуальные задания по теме

1 Классификация ценностей.

2 Проблема свободы в экзистенциализме.

3 Проблема жизни и смерти в современной философии.

4 Смысл жизни: варианты решения.

5 Трагическое в жизни и искусстве.

6 Религиозные ценности и их смысл.

7 Религия и духовность: сходство и различие.

 

 

Творческие задания по теме

1 Проблема ценностей в истории философии.

2 Постструктурализм и проблема свободы.

3 И. Кант о свободе и долге.

4 Конспект работы Н. И. Трубникова «Смерть и смысл жизни».

5 Был ли Ф. Ницше аморалистом?

6 Что такое этика ненасилия и возможна ли её реализация в современном обществе?

7 Мораль гуманистическая и авторитарная.

8 Э. Фромм о типах характера и любви (по работе «Человек для себя»).

9 Любовь как жизненная ценность.

10 Смех и его природа.

11 Мода и её социальный смысл.

12 Причины существования религии в современном обществе.

13 Наука и религия: единство, конфронтация или компромисс?

14 Н. Бердяев о творчестве и свободе.

 

 

Список литературы

 

1 Кузнецов, В. Г., Кузнецова, И. Д., Миронов, В. В., Момджян, К. Х. Философия: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.].   – М.: ИНФРА, 2005.  

2 Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001.

3 Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2005.

4 История философии: учебник / Ч. С. Кирвель, [и др.].   – Минск: Новое знание, 2001.  

5 Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М.: Правда, 1989.

6   Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Республика, 1944.

7 Современная западная философия: словарь / Сост. В. С. Малахов,  В. П. Филатов. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991.

8 Декомб, В. Современная французская философия / В. Декомб. – М.: Весь мир, 2000.

9 Философия: учебник. (отв. редактор В. П. Кохановский) - Ростов  н/Д: Феникс, 1995.

10  Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.  Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

11 Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993.

12 Философия: учеб. пособие / В. С. Степин [и др.]. – Минск: РИВШ, 2006.

13 Трубников, Н. Н. Смерть и смысл жизни / Н. Н. Трубников. – М.: Политиздат, 1991.

14 Мир философии:  Хрестоматия.  - М.: Политиздат, 2000. - Ч. 2. 

15 Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1990.

16 Маркс, К., Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1965. - Т. 21.

1 7 Кинг, М. Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии. - 1992. - № 3.

18 Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. – М.: Мысль,  1992.

19 Религиоведение: социология и психология религии / С. И. Самыгин [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.