Нравственное сознание и нравственные ценности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Нравственное сознание и нравственные ценности

2020-10-20 125
Нравственное сознание и нравственные ценности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В системе духовных ценностей нравственность занимает особое место. Во всех сферах деятельности и в отношениях с другими людьми человек исходит из моральных норм и принципов, усвоенных из общества.

Простейшие нравственные нормы формируются в процессе возникновения общества из необходимости регулирования отношений между людьми. В животном мире отношения между особями определяются борьбой за выживание, силой, инстинктами. С развитием человеческих форм жизни (труд, сознание, речь, семья) обнаруживается недостаточность животных форм поведения. Появляется потребность в упорядоченных и осознанных критериях и оценках человеческой деятельности, принявших позднее форму морали (нравственности).

 Первоначально мораль была вплетена в процессе материальной жизни, имела стадный, дикарский характер и отличалась от животных инстинктов только тем, что была осознана. Так, добыча охотников распределялась между всеми членами рода, но женщины, дети и старики получали свою долю в последнюю очередь, что соответствовало дикарским представлениям о справедливости.

В процессе развития общества мораль претерпела длительную эволюцию. Об эволюции морали и её теоретическом осмыслении можно прочитать в учебнике [1, с. 445-452].  и самостоятельно подготовить этот вопрос к семинарскому занятию.

 Обратим внимание на периоды эволюции морали, выделенные Ф. Ницше в работе «По ту сторону добра и зла» [14, с. 355-356].

1 Доморальный период (доисторический). Мораль находится в стадии становления, и «поступок оценивали по его последствиям» (результатам). Успех или неуспех побуждал оценивать поступок как хороший или плохой, т.е. нравственная оценка зависела от степени достижения цели. Так, в древнегреческой мифологии Одиссей и другие герои добиваются целей обманом, вероломством, подкупом, и их поступки не считаются безнравственными. До наших дней дошли изречения: «победителей не судят», «Цель оправдывает средства».

2 Моральный период. О ценности поступка стали судить по его истокам, т.е. нравственным намерениям. Это был первый опыт самопознания: нравственные ценности гарантировали нравственность результата.

Во времена средневековья, руководствуясь «библейскими заповедями», совершали крестовые походы, уничтожали еретиков, сжигали на кострах ученых. В наши дни «благими намерениями» оправдываются войны, насилие, преследования инакомыслящих и т.д. Современное высказывание: «он поступил плохо, но намерения были хорошие», то есть он заслуживает снисхождения.

По мнению Ф. Ницше, мораль («намерение») – «кожа поступка», т.е. нечто внешнее, поверхностное, скрывающее внутренние мотивы и мысли. Поэтому необходимо решиться «на фундаментальный сдвиг ценностей благодаря новому самоосмыслению и самоуглублению человека».

3 Внеморальный период. Ценность поступка в том, что «непреднамеренно в нем». Это не означает проповеди аморализма, безнравственности. На смену морали как системе внешних запретов и повелений («кожа» поступка) должно придти «самоопределение» человека по отношению к ней. По мысли Ницше, мораль должна стать внутренним стержнем человека, его свободным выбором, делом его совести. Человек не убивает не потому, что это запрещено, и он боится божественного или государственного возмездия, а потому, что органически не может посягать на жизнь другого человека. Он не возьмет чужое потому, что собственность неприкосновенна, как и жизнь.

В учебной литературе традиционно принято рассмотрение эволюции морали в двух основных направлениях:

- смена типов морали в процессе экономического и социально-политического развития общества;

- изменение содержания отдельных нравственных норм и понятий без изменения формулировок.

Примером первого направления являются те изменения, которые произошли в нравственном сознании людей с началом перестройки. То, что в годы советской власти оценивалось как спекуляция («купил дешевле, продал дороже»), в настоящее время называется предпринимательство, бизнес. То, что до начала 90-х гг. называлось «расхищение государственной собственности», теперь – приватизация.

  Для иллюстрации второго направления можно проанализировать заповеди «не убей» и «не кради». В западной культуре они никогда не понимались в абсолютном виде: убивать можно было рабов, врагов, обидчиков, преступников, еретиков, причем в разные исторические эпохи это были различные социальные группы и слои. В настоящее время скопить богатство за счет грабежа, обмана, обвеса, присвоения материальных средств  других людей не считается зазорным и не оскорбляет нравственных чувств многих людей. Взяточничество и коррупция процветают в определенных сферах, и даже государственные деятели нередко заявляют, что искоренить их невозможно. Многие нравственные извращения определяются самой сутью «рыночных» отношений, основанных на частной собственности.

Американский социолог П. Сорокин, русский по происхождению, но высланный из России в 1922 г.,  выделил следующие черты современной «кризисной» морали:

1 Полезность, «утилитарность», то есть нравственным считается то, что приносит материальную выгоду, приводит к успеху.

2 Гедонизм, стремление к чувственным наслаждениям, удовольствиям. Все оценивается с гедонистической точки зрения: проповеди, лекции, филантропические действия, убийства, стихийные бедствия должны развлекать и приносить удовольствие. Некоторые журналисты превращают в шоу даже террористические акты и природные катаклизмы.

3 Денежное сумасшествие. Из всего должна быть извлечена денежная выгода, а свойства человека определяются не его индивидуальностью, а властью денег.

4 Моральный нигилизм и релятивизм, отсутствие моральных ценностей, которые считались бы абсолютными и священными. Каждый считает возможным сам себе устанавливать нравственные ценности.

5 Господство силы и принуждения в общественной жизни и в отношениях между людьми. Каждый ведет себя как господин, для которого другие – рабы.

 Как видно, П. Сорокин дает весьма мрачную, хотя и несколько преувеличенную, характеристику современного общества. Но в гуще народа всегда находятся люди, которые являются хранителями общечеловеческих нравственных ценностей и передают их потомкам, иначе общество давно бы себя самоуничтожило.

 Исходя из сказанного, можно ответить на вопрос «Что такое мораль и какова её структура?» Мораль (лат. moralis – нравственный, нравственное сознание – совокупность норм и принципов, определяющих поведение человека в обществе; один из способов нормативной регуляции поведения человека. Будучи формой духовной жизни, мораль объективируется в сфере нравственных отношений. Например, совершая добрые поступки, человек вступает в нравственные отношения с другими людьми, реализует свои представления о добре.

Мораль, нравственное сознание является показателем того, насколько человек осознает себя общественным существом и считается со своей общественной природой.

 Выделим основные элементы нравственного сознания

      1 Нравственные ценности и ценностные ориентации (нравственные установки, императивы, запреты, нормы, цели). Конфуций в качестве нравственных ценностей выделил взаимность («Не делай другим того, чего не хочешь себе»), гуманность (любовь и уважение к родителям и старшим братьям), «золотую середину» («Избегай крайностей»). В Библии нравственные заповеди выражены, главным образом, в виде запретов и повелений. В основу этики И. Канта положен категорический императив, нравственный закон личности. А. Швейцер основным принципом этики сделал «благоговение перед жизнью» в любой её форме.

2 Нравственные идеалы (представления о совершенном человеке). Согласно Б. Спинозе, совершенный человек – мудрец, устраивающий свою жизнь, руководствуясь разумом, в обществе, где юридические законы обеспечивают соблюдение нравственных норм. По К. Марксу, это всесторонне развитая личность, осваивающая мир универсально развитыми сущностными силами.

3 Нравственные чувства (нравственные переживания и настроения, сопровождающие поступки человека, придающие им эмоциональную окраску). В этике Эпикура, Аристотеля, Канта и многих других преобладают оптимистические настроения. Для этики А. Шопенгауэра характерны черты нигилизма и пессимизма. По его мнению, «цель нашего бытия вовсе не счастье». Жизнь сама по себе устроена так, что она отбивает у человека охоту жить, так как в ней царят страдания, скука, одиночество.

4 Нравственные понятия (представления). К ним относятся добро и зло, совесть, честь, долг, достоинство, справедливость, любовь, ненависть и т. д.

Философские учения сосредотачивали внимание на отдельных нравственных категориях. В этике стоиков главное внимание уделялось добру и злу. Добро – нечто объективно существующее, определяемое божественным разумом; зло – результат субъективной оценки человека. То, что в масштабах космоса оценивается как проявление добра, может восприниматься отдельным человеком как зло, ибо ущемляет его   интересы и может лишить жизненных благ. С другой стороны, зло не есть что-то безусловно дурное и отрицательное, так как его назначение – укреплять дух и жизнестойкость. Оно необходимо для совершенствования личности: неприятно, но полезно.

Этика И.Канта – это этика долга. Долг по отношению к другим – делать добро, долг по отношению к себе – сохранять свою жизнь и прожить ее достойно. Человек должен «боготворить», т.е. по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое-либо вознаграждение [1, с. 450]. Долг перед собой предполагает самосохранение, развитие своих духовных и телесных сил, «увеличение своего морального совершенства». Вместе с тем, если в жизни человека возникает противоречие между долгом и личным счастьем, следует предпочесть исполнение долга.

Понятие любви осмысливалось философами с древних времен. Различные типы любви выделялись в древней Греции. «Эрос» - стихийная, страстная, восторженная влюбленность, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет «снизу вверх». «Филия» - любовь-дружба, любовь-приязнь человека к человеку, обусловленная социальными связями и личным выбором. «Сторге» - любовь-привязанность, особенно в семейной жизни. «Агапо» - жертвенная, снисходящая любовь «к ближнему». Греки видели в любви некую космическую силу, сплачивающую, соразмеряющую энергию мироздания. Платон в диалоге «Пир» истолковывал чувственную влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшую ступень духовного восхождения к идеальной любви, предмет которой – абсолютное благо и абсолютная красота.

Христианство усмотрело в любви сущность своего Бога и одновременно главную заповедь человеку. При этом любовь к ближнему распространялась на всех людей, в том числе врагов и обидчиков.

Начиная с эпохи Возрождения, любовь стала пониматься как глубокое интимное чувство, устремленное на другую личность? Гегель объяснял любовь как «сознание моего единства с другим». «Первым моментом в любви является то, что я не хочу быть самостоятельным лицом для себя и что, если бы я был таковым, я чувствовал бы свою недостаточность и неполноту. Вторым моментом является то, что я обретаю себя в лице другого, что я обладаю в нем значимостью, которую он в свою очередь обретает во мне» [15, с.  208-209].

Любовь есть чувство общественно развитого человека. Она является своеобразным мерилом того, насколько человек в своем индивидуальном существовании стал общественным существом. Она отличается от половых инстинктов животных и существует в различных формах, изменяющихся со сменой исторических эпох. Как писал Ф. Энгельс, половая любовь современного человека существенно отличается от эроса древних. «Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу» [16].

Важным моментом любви является духовная близость, которая ощущается как постоянное мысленное присутствие любимого в любящем, соизмерение своих мыслей и поступков с другим «Я». Половая любовь человека это не просто устремленность на существо иного пола, а глубокое уважение к личности с ее уникальными интеллектуальными, эмоциональными и нравственно-эстетическими свойствами.

В работе «Человек для самого себя» Э. Фромм выделяет два типа человеческого характера: продуктивный и непродуктивный, и, соответственно, характеризует отношение к любви каждого из этих типов. Для людей непродуктивного типа характерно пассивное или эксплуататорски-накопительное отношение к любви. Они считают, что источник всех благ находится во внешнем мире. Поэтому либо пассивно ожидают любви («быть любимым», а не любить самому), либо испытывают влечение только к тем, кого можно отнять у другого («краденное всегда слаще»), либо стараются силой овладеть возлюбленным («нет ничего нового под луной»). Непродуктивной является также «рыночная ориентация», суть которой составляет отношение к себе как к товару, который следует выгоднее продать на рынке труда, семейно-брачных отношений, любви.

Истинная любовь сопряжена с продуктивностью. Она отличается от того, что часто называют этим словом. Слово «любовь» настолько путаное и двусмысленное, что им обозначают чуть ли не любое чувство, начиная от любви к мороженному до самого сильного желания близости. Люди «полагают, что нет ничего проще, чем любить, что вся трудность заключается только в том, чтобы найти подходящего партнера» [11, с. 86].  Люди считают, что любить просто, но трудно быть любимым. «С нашей рыночной ориентацией мы думаем, что нас не любят, потому что мы недостаточно привлекательны», но реальная проблема в том, что любовь – непростое дело и самое трудное – «неподдельная способность к любви». Сущность любви одинакова, будь то любовь матери к ребенку, к родителям, просто к человеку или эротическая любовь мужчины и женщины. «Хотя объекты любви различны и интенсивность ее может быть разной, тем не менее есть общие свойства, присущие всем формам продуктивной любви. Это забота, ответственность, уважение и знание» [11, с.86].

Студентам рекомендуется более основательно ознакомиться с соответствующими разделами работ Э. Фромма «Человек для себя» и «Искусство любить» и подготовить индивидуальное задание или выступление к семинарскому занятию.

Нравственное сознание в целом имеет ценностный характер. Оно представляет совокупность норм, принципов и понятий, определяющих мотивацию поступков человека и направленность человеческой деятельности, общественную и личную значимость для человека тех или иных явлений действительности.

Существует множество типов морали (нравственного сознания). Среди них: мораль рационалистическая (основанная на разуме) и сенсуалистическая (основанная на чувстве); мораль альтруистская (благо муравья и благо муравейника совпадают) и эгоистическая; мораль принуждения (заповеди Ветхого завета) и любви (заповеди Нового завета); гуманистическая и авторитарная. Гуманистическая этика антропоцентрична, критерий добра она видит в благополучии и благоденствии человека; авторитарная этика не признает за человеком способность делать добро. Она выражает интерес власть имущих, а не человека, ее цель и главная добродетель – послушание.

К современным этическим концепциям относится также этика ненасилия (М. Ганди, М. Л. Кинг) и этика благоговения перед жизнью (А. Швейцер). Данные концепции следует изучить самостоятельно по учебнику изучить [1, с. 452-460; 17; 18].

Мораль не может быть единственным регулятором поведения людей, в дополнение к ней в обществе существует право. Ф.Гегель называл синтез морали и права нравственностью или морально-правовым сознанием.

Право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Оно обусловлено экономическим строем общества, его социально-политической структурой. В определенном смысле оно представляет «возведенную в закон волю господствующего класса». Это не означает, что оно есть свободная воля государства или какой-либо социальной группы. Право законодательно оформляет экономические и неэкономические отношения, сложившиеся в обществе.

В отличие от морали, которая поддерживается в обществе силой традиции и общественного мнения и передается от поколения к поколения в процессе воспитания, право санкционируется государственными органами (милиция, суд, прокуратура, налоговая инспекция и др.) и оформляется в виде законов.

Многие правовые нормы и понятия лежат на пересечении с моралью. Одна из них – справедливость, понятие о должном, соответствующее определенным представлениям о сущности человека и его правах. Понятие справедливости содержит в себе требование соответствия между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость [10].

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.