Понятие ценности и аксиологии. Проблема ценностей в контексте историко-философских концепций — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие ценности и аксиологии. Проблема ценностей в контексте историко-философских концепций

2020-10-20 114
Понятие ценности и аксиологии. Проблема ценностей в контексте историко-философских концепций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

1 Понятие ценности и аксиологии. Проблема ценностей

в контексте историко-философских концепций.

2 Философское понимание свободы. Свобода и ответственность.

3 Проблема жизни, смерти и смысла человеческой жизни.

4 Нравственное сознание и нравственные ценности.

5 Эстетические и религиозные ценности.

6 Список литературы

 

Список литературы

 

1 Кузнецов, В. Г., Кузнецова, И. Д., Миронов, В. В., Момджян, К. Х. Философия: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.].   – М.: ИНФРА, 2005.  

2 Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001.

3 Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2005.

4 История философии: учебник / Ч. С. Кирвель, [и др.].   – Минск: Новое знание, 2001.  

5 Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. – М.: Правда, 1989.

6   Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Республика, 1944.

7 Современная западная философия: словарь / Сост. В. С. Малахов,  В. П. Филатов. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991.

8 Декомб, В. Современная французская философия / В. Декомб. – М.: Весь мир, 2000.

9 Философия: учебник. (отв. редактор В. П. Кохановский) - Ростов  н/Д: Феникс, 1995.

10  Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.  Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев. – М.: Советская энциклопедия, 1983.

11 Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. – М.: Республика, 1993.

12 Философия: учеб. пособие / В. С. Степин [и др.]. – Минск: РИВШ, 2006.

13 Трубников, Н. Н. Смерть и смысл жизни / Н. Н. Трубников. – М.: Политиздат, 1991.

14 Мир философии:  Хрестоматия.  - М.: Политиздат, 2000. - Ч. 2. 

15 Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1990.

16 Маркс, К., Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1965. - Т. 21.

1 7 Кинг, М. Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии. - 1992. - № 3.

18 Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. – М.: Мысль,  1992.

19 Религиоведение: социология и психология религии / С. И. Самыгин [и др.] – Ростов н/Д: Феникс, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1 Понятие ценности и аксиологии. Проблема ценностей

в контексте историко-философских концепций.

2 Философское понимание свободы. Свобода и ответственность.

3 Проблема жизни, смерти и смысла человеческой жизни.

4 Нравственное сознание и нравственные ценности.

5 Эстетические и религиозные ценности.

6 Список литературы

 

Понятие ценности и аксиологии. Проблема ценностей в контексте историко-философских концепций

 

Человек живет и действует в соответствии с представлением о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и долге, справедливости и несправедливости. Он отделяет значимое, существенное для себя от незначимого, несущественного, вырабатывает совокупность ценностей, составляющих стержень его личности и лежащих в основе его поведения. Усвоенные в процессе воспитания ценностные нормы и принципы преломляются в его сознании в личностной, субъективной форме.

Философское учение о ценностях как общезначимых принципах, определяющих мотивацию поступков и направленность человеческой деятельности, называют аксиологией (от гр. аxios – ценность, logos - учение, понятие).

Ценности многообразны по своим видам. Они могут быть объективные и субъективные, материальные и духовные, общезначимые и личные. Материальные ценности обеспечивают условия жизни и духовного развития, общественную свободу и законность, семейное благополучие. К ним можно отнести здоровье, уровень материального достатка, доступность образования, профессиональное мастерство и др. К духовным ценностям традиционно относят научные, нравственные, правовые, эстетические, религиозные ценности.

Проблема ценностей интересовала людей с древних времен. В предельно широком смысле ее сформулировал Сократ: «Что есть благо?».

Классическая философия от Платона до Гегеля отличалась нерасчлененностью онтологии и аксиологии, учения о бытии и учения о ценностях. Этико-эстетические и религиозные ценности включались в понятие истинного бытия.

Аксиология как самостоятельная сфера исследования формируется в конце XVIII в., когда понятие бытия разделялось на реальность и ценности как объекты желаний и стремлений человека.

Понятие ценности впервые появляется у И. Канта, который противопоставил нравственную свободу природной необходимости. Ценности, по Канту, суть значимые для человека требования, обращенные к воле; цели, поставленные перед ней. Высшая нравственная ценность – категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства», - предполагает наличие свободы воли как  внутреннего основания поступков человека.

Немецкий философ В. Виндельбанд (1848-1915 гг.) определял философию как «учение об общезначимых ценностях», а ценности как нормы лежащие в основе культуры. Высшие ценности – истина, добро, красота, святость являются вневременными, внеисторическими принципами, определяющими деятельность человека и отличающими ее от процессов природы. Ценность - это не реальность, а идеал, носителем которого является трансцендентальный субъект – «сознание вообще» - источник и причина всяких норм. Конкретный человек осознает их как нормы безусловного долженствования и следует им в своих поступках.

В противовес И. Канту и неокантианцам (В. Виндельбанд и др.), признававшими разумную волю и долженствование в качестве основания аксиологии, в конце XIX в. возникает направление, представители которого связывают ценности  с  чувствами. Так,  австрийский  философ  Ф. Брентано (1838-1917гг.) считает, что позитивные ценности коренятся в эмоциональных актах предпочтения (любовь), а  негативные  ценности  возникают  из  акта  отвращения  (ненависть).

Согласно М. Шелери (1874-1928 гг.), структура ценностей не зависит от воли субъекта. Она определяется интуитивным предпочтением, в соответствии с которым устанавливаются «ранги ценностей». Ценности тем выше, чем они долговечнее и глубже по удовлетворению, которое они дают. В этом смысле наименее долговечными и мимолетными являются ценности «приятного», связанные с «материальными благами». Намного выше рангом ценности    «прекрасного» или «познавательные ценности», так как все, участвующие в созерцании красоты и познании истины, получают объединяющую радость. Высшей, по Шелеру, являются религиозные ценности, которые дают наиболее глубокое удовлетворение.

Можно обратить внимание также на аксиологический плюрализм, представляющий множество равноправных ценностных систем, каждая из которых имеет относительный характер (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.).  М. Вебер использовал понятие ценности при характеристике типов социального действия. Многообразие подходов к изучению проблемы ценностей свидетельствует о сложности аксиологической проблематики и многоаспектности ценностных  представлений и ориентаций.

Термин «ценность» широко используется в современной философской литературе для обозначения общественной и личностной значимости для человека тех или иных явлений действительности. В широком смысле ценностями могут быть предметы, общественные отношения, природные объекты, достижения культуры. В узком смысле выделяют духовные ценности. Общезначимые ценности переживаются и осмысляются личностью как ценностные ориентации, определяющие нормы и принципы различных проявлений жизнедеятельности.

Ценности не являются врожденными и априорными. Они передаются от поколения к поколению в процессе воспитания и образования. Они формируются и трансформируются в историческом развитии общества. В данных методических  указаниях акцентируется внимание на некоторых, на наш взгляд, основных ценностях, представляющих интерес для современного человека.

Начиная с эпохи Возрождения, в философии развивается гуманистическая тенденция, согласно которой высшей ценностью и смыслом  общественной жизни рассматривается человек во всем многообразии его сущностных сил и отношений к миру. Человек понимается как самоцель, а не средство достижения иных целей. Духовное начало человека, его мышление, самосознание, познавательные и практические способности, природные и общественные условия его жизни теоретически осмысляются в различных философских учениях. Человек интерпретируется как природное, духовное или социальное существо, но в любом случае признается тот очевидный факт, что человек живет в обществе и тысячами нитей связан с ним.

Будучи общественным существом, человек является частью природы, он произошел из природы и функционирует как биологическое существо. Биологическое в человеке не самостоятельно: оно социально-обусловлено и социально-организовано. Как биологическое существо, человек может испытывать голод, холод, жажду, был подверженным  заболеваниям, но преодолевает эти состояния по-человечески, т. е. способами и средствами, выработанными в обществе на протяжении истории.

Материальные ценности обеспечивают условия жизни и деятельности человека. Одна из высших материальных ценностей – здоровье. Нельзя не согласиться с А. Шопенгауэром, который писал, что «девять десятых нашего счастья основаны на здоровье. При нем все становится источником насаждения, тогда как без него решительно никакое высшее благо не может доставить удовольствия… Отсюда вывод тот, что величайшей глупостью было бы  жертвовать своим здоровьем … ради богатства, карьеры, образования, славы, не говоря уже о чувственных и мимолетных наслаждениях; вернее, всем этим можно пожертвовать ради здоровья» [2, с. 423]. Как следует из сказанного, человек должен сознательно относиться к своему здоровью, ограждать себя от вредных привычек, исходить из своих личных возможностей, вести активный образ жизни.

В качестве примера можно обратить внимание на жизнь великого философа И. Канта, который родился слабым и болезненным ребенком (как и      И. Ньютон), но сумел так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им же сформулированным правилам, что прожил 80 лет и многого достиг не только в философии, но и в науке. И. Кант говорил, что лучший способ наслаждаться жизнью – труд. Его работоспособность была феноменальной, теоретическое наследие огромным  [2, с. 143].

Материальный уровень жизни человека и семейное благополучие еще в большей степени, чем здоровье, определяется личными свойствами, зависит от индивидуальных способностей, целеустремленности, трудолюбия, энергичности, упорства в достижении целей. Смысл жизни человека состоит в том, чтобы самостоятельно, усилием воли стремиться  преодолевать внешние трудности и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. Выбирая свою судьбу и достигая поставленных целей, человек действует как свободное существо.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.