Краснокамский район, с. Шушнур, 2007 г. Фото Р.Р. Садикова. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Краснокамский район, с. Шушнур, 2007 г. Фото Р.Р. Садикова.

2020-10-20 271
Краснокамский район, с. Шушнур, 2007 г. Фото Р.Р. Садикова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кресты на кладбище. Группа крэшин мари.


[1] Национальный состав и владение языками, гражданство населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический сборник. В 2 ч. Ч. 2. Уфа, 2013. С. 39-43.

[2] Там же. С. 13.

[3] Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола, 2013. С. 5-6.

[4] Гареев И.С. Марийские крестьяне Прикамья и Приуралья в XVII – первой половине XIX века. Бирск, 2014. С. 57-58.

[5] Марийцы. Историко-этнографические очерки. С. 139.

[6] Сепеев Г.А. Восточные марийцы: Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина 19 – начало 20 вв.). Йошкар-Ола, 1975. С. 12-13.

[7] Он же. История расселения марийцев. Йошкар-Ола, 2006. С. 98-99.

[8] Он же. Восточные марийцы… С. 13-14.

[9] Марийцы. Историко-этнографические очерки. С. 7.

[10] Лаллукка С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб., 1997. С. 128.

[11] Сепеев Г.А. Восточные марийцы… С. 17.

[12] Марийцы. Историко-этнографические очерки. С. 139, 143;Сепеев Г.А. Восточные марийцы… С. 17.

[13] Национальный состав населения Республики Удмуртия // http://udmstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/udmstat/resources/a03e36804fde2c7d8d17ff6be9e332ec/pub-04-01_Терр%3D94000000.pdf

[14] Национальный состав населения Пермской области // http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/resources/93f4ab804f8b380f973abf9b972d8349/pub-04-01_Национальный+состав+населения.pdf

[15] Национальный состав населения Свердловской области // http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/adg/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/score_2010/

[16] Национальный состав населения Республики Татарстан // http://www.tatstat.ru/VPN2010/DocLib8/нац%20состав.pdf

[17] Там же.

[18] Лаллукка С. Восточно-финские народы России… С. 131-133.

[19] Национальный состав и владение языками, гражданство… С. 82, 84, 99, 109, 110, 113, 114, 117, 124, 125, 135, 136, 139, 147, 149, 168, 169.

[20] Там же. С. 85, 98, 100, 101, 131, 154, 155, 163, 167.

[21] Там же. С. 81.

[22] Садиков Р.Р. Восточные марийцы: становление и развитие национально-культурного движения //Этнокультурные процессы на Южном Урале в XX–начале XXI в. / Под ред. Ф.Г. Галиевой. СПб, 2015. С. 96.

[23] Он же. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа, 2016. С. 16.

[24] Матвеев С. О крещеных инородцах Уфимской епархии. Доклад Миссионерскому съезду в г. Казани по вопросу о христианском просвещении инородцев Уфимской епархии. Уфа, 1910. С. 55.

[25] Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан… С. 17.

[26] Верт П. Православие, инославие, иноверие: Очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. М., 2012. С. 17-18.

[27] Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан… С. 18.

[28] Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан… С. 20.

[29] Там же. С. 19.

[30] Развитие финно-угроведения в Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1970. С. 74.

[31] Иванов А.Г., Сепеев Г.А. Материалы анкеты В.Н. Татищева о марийцах Приуралья 30-х годов XVIII века // Марийский археографический вестник. 1994. № 4. С. 83-105.

[32] Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко то черемис, чуваш и вотяков... СПб., 1791. С. 78-80.

[33] Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799. С. 34-35.

[34] Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Т. 3. Ч. 2. СПб, 1788.

[35] Рычков П.И. Топография Оренбургская. Ч. 2. СПб., 1762.

[36] Рычков Н.П. Журнал или путевые записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства, 1769 и 1770 году. СПб., 1770.

[37] Там же. С. 89-92.

[38] Фукс А.А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань, 1840. С. 233-244.

[39] Гакстгаузен А. Исследование внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. Т. 1. М., 1870. С. 304.

[40] Риттих А. Материалы для этнографии России. Ч. II. Казанская губерния. Казань, 1870. С. 192-194.

[41] Соммье С. О черемисах. Этнографо-антропологический очерк // Записки Уральского общества любителей естествознания. Т. XVII. Вып. 1. Екатеринбург, 1896. 117 с.

[42] Золотницкий Н.И. Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис. Казань, 1877. 28 с.

[43] Вишневский В.П. О религии некрещеных черемис Казанской губернии // КГВ. 1856. 27 февраля. № 9. С. 63-66; 5 марта. № 10. С. 71-73.

[44] Нурминский С. Очерк религиозных верований черемис // Православный собеседник. Ч. III. Казань, 1862. С. 239-296. (НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 5. Д. 36.)

[45] Семенов Т. Черемисы: этнографический очерк // Православный благовестник. 1893. № 9. С. 33-37; № 10. С. 34-37.

[46] А.Н. Черемисы и языческие верования их. Казань, 1910

[47] Моляров И.Я. Похоронные обычаи и поверья горных черемис Казанской губернии Козмодемьянского уезда // ИКЕ. 1876. № 24. С. 740-747.

[48] Рождественский М. Быт горных черемис Козмодемьянского уезда в религиозно-нравственном отношении // ИКЕ. 1873. № 1. С. 22-23.

[49] Яблонский И. О горных черемисах второй половины XIX в. Подготовка текста, предисловие и примечание Т.Н. Айплатова и Г.А. Сепеева // Марийский археографический вестник. 1997. № 7. С. 178-199.

[50] Рябинский К.С. Ардинский приход Козмодемьянского уезда // ИОАИЭ. Т. XVI. Вып. 2. 1900. С. 176-212.

[51] Троицкая Н. Черемисы Арбанской волости // ИОАИЭ. Т. 11. Вып. 1. 1893. С. 82-85. (НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 448.)

[52] Иванов А.Г., Николаев Г.А. Верования и быт марийцев Изикугунурского прихода Царевококшайского уезда в описании И. Беляева начала XX века // Марийский археографический вестник. 2009. № 19. С. 175-178.

[53] Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887. С. 51-77.

[54] Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис. Вятка, 1907. 76 с.; Очерки из быта черемис // Древняя и Новая Россия. 1877. № 8. С. 346-358.

[55] В.З. Похоронные обряды и поверья луговых черемис Казанской губернии // ИКЕ. 1877. № 9. С. 246-250.

[56] Городской Г. О марийцах, проживающих в Красноуфимском уезде Пермской губернии. // Этнографический сборник РГО. Вып. VI. СПб., 1864. С. 23-34.

[57] Попов И.С. Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному состоянию в отношении к земледелию, многочисленным рудным заводам, промышленности и домоводству, сочиненное по начертанию Императорского Вольного Общества. СПб, 1813. С. 45.

[58] Иванов М. Погребение у черемис Вятской губернии // ИОАИЭ. 1891. Т. IX. Вып. 3. С. 17-18.

[59] Лосиевский В.С. Обряд черемисских похорон // ОГВ. 1852. № 19. Часть неофициальная. С. 117-119.

[60] Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении. Уфа, 1859. С. 190-192.

[61] Комов А.Ф. Черемисы и вотяки середины северной половины (второй стан) Бирского уезда. Этнографические очерки. // УГВ. 1889. № 37, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48.

[62] Ерусланов П. Очерки быта и преданий восточных черемис // Известия Оренбургского отдела ИРГО. Вып. 4. 1894. С. 1-8.

[63] Никольский Н.В. Из поездки к восточным черемисам (доклад) // Известия ИРГО. Т. 31. 1895. С. 84. (НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 450.)

[64] Филоненко В.И. Погребальные и свадебные обряды черемис Уфимской губернии // Вестник Оренбургского учебного округа. № 2. 1912. С. 36-42; Его же. Языческие верования черемис Уфимской губернии. Уфа, 1912

[65] Иванов П. Верования и обряды черемис Бирского уезда // Вестник Оренбургского учебного округа. 1915. № 4. С. 172-182.

[66] Этнография. Мордва и черемисы Оренбургской губернии // ОГВ. 1845. № 42. С. 24-26.

[67] Лосиевский В.С. Быт и праздники черемис Оренбургской губернии // ОГВ. 1848. № 41. С. 279-282; № 42. С. 288-291.

[68] Ерусланов П. Жертвоприношения черемис Бирского уезда (Уф. губ.) по случаю неурожая // Известия Оренбургского отдела ИРГО. Вып. 4. 1894. С. 9-19.

[69] Ерусланова П. Краткий отчет о поездке к черемисам Уфимской губернии летом 1896 года // ЭО. 1896. № 2-3. С. 327.

[70] Колесников М.В. Черемисы-язычники в Белебеевском уезде // УГВ. 1897, № 87. С. 2; № 89. С. 2-3; № 90. С. 2; № 91. С. 2.

[71] Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань, 1889. С. 121-172.

[72] Васильев В.М. Черемисы-язычники // Инородческое обозрение. Казань, 1915. Книга X. С. 703-729.

[73] Он же. Весенние праздники у черемис // ИКЕ. 1904. № 23 С. 768-781.

[74] Ямурзина Л.В. Семейные обряды марийцев в контексте обрядов перехода (на примере восточных мари). Dissertationes Ethnologiae Universitatis Tartuensis. Tartu, 2011. С. 19.

[75] Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. Краснококшайск, 1927.

[76] Евсевьев Т.Е. Обычаи, верования и суеверия марийцев // Марий Эл. 1927. № 10. С. 150.

[77] Маркелов М.Т. Культ умерших в похоронном обряде волго-камских финнов. Мордва, мари и вотяки // Религиозные верования народов СССР. Т. II. М.-Л., 1931. С. 269-281.

[78] Ярыгин А.Ф. Современные проявления дохристианских верований марийцев. Йошкар-Ола, 1976.

[79] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. // Труды МарНИИЯЛИ. Вып. 48. 1981. С. 154-173.

[80] Бабенко В.Я., Гимаев Р.Н., Ковязин С.А. Семейные праздники и обряды марийцев Башкирской АССР. Уфа, 1980. 60 с.

[81] Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000. 579 с.

[82] Марийцы: историко-этнографические очерки. Коллективная монография. Йошкар-Ола, 2005. 336 с.

[83] Календарные праздники и обряды марийцев // Этнографическое наследие. Вып.1: Сб. материалов. Йошкар-Ола, 2003. 286 с.

[84] Федянович Т.П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (конец XIX – 1980-е гг.). М., 1997. 183 с.

[85] Степанова А.А. Религиозно-культурные связи чувашей и марийцев по материалам языческих похоронно-поминальных обрядов: XVI – начало XX вв.: Дис.... канд. истор. наук: 07.00.07. Саранск, 2003. 365 с.

[86] Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Йоенсуу, 1997; Она же. Марийская мифология: этнографический справочник. Йошкар-Ола, 2007. 312 с.

[87] Попов Н.С. Марийский народный праздник «Кугече» // Археология и этнография Марийского края. Вып. 22. Полевые материалы Марийской этнографической экспедиции 80-х годов. Йошкар-Ола, 1993. С. 52-76; Он же. Представления марийцев о загробном мире и путешествии души на тот свет // Марийский архивный ежегодник. 2013. С. 148-152.

[88] Молотова Т.Л. Концепция «картины мира» у марийцев (анализ традиционных взглядов на рождение и смерть) // Расы и народы: Современные этнические и расовые проблемы / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Вып. 29. / Отв. ред. А.Д. Коростелев. М., 2003. 315 с. С. 34-61; Она же. Погребальный обряд и народный костюм марийцев (по данным этнографических исследований) // К истории межконфессионального согласия: Матер. Респ. науч.-практ. конф. «Межконфессиональное согласие как фактор общественной модернизации». Йошкар-Ола, 2007. 216 с. С. 79-87; Она же. Этнические особенности поведения марийцев по отношению к умершим предкам // История и культура марийского народа: прошлое и настоящее: материалы научно практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В.А. Мухина. Йошкар-Ола, 2000. 80 с. С. 61-64; Она же. Праздник Семык в культуре современных марийцев // ЭО. 2011. № 4. С. 40-47.

[89] Шутова Н.И. Погребальная обрядность финно-язычных народов Среднего Поволжья и Приуралья в XVI-XIX вв. // Археология и этнография Марийского края. Вып. 21. Средневековые древности Волго-Камья. Йошкар-Ола, 1992. С. 83-97.

[90] Никитина Т.Б. Марийцы в эпоху средневековья по археологическим материалам. Йошкар-Ола, 2002. С. 61-88.

[91] Михеев А.В. Погребальный обряд марийцев по материалам археологии (рукопись). Йошкар-Ола, 2005. С. 2.

[92] Дроздова Г.И. Погребальный обряд народов Волго-Камья XVI-XIX веков (по археологическим и этнографическим материалам): Дис. … канд. ист. наук: 07.00.06. Казань, 2007. 307 с.

[93] Шитова С.Н. Марийцы // Народы Башкортостана. Историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. С. 347-384; Шитова С.Н., Ибулаев Г.И. Марийцы // Ватандаш. 1999. № 1. С. 161-179.

[94] Ибулаев Г.И. Марийцы // Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014. С. 165-184.

[95] Мурзабулатов М.В. Финно-угорские народы Башкортостана. Уфа, 2010. 112 с.

[96] Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа, 2016. 276 с.

[97] Молотова Т.Л. Религиозный фактор в сохранении идентичности восточных марийцев // ЭО. 2010. № 6. С. 81-92.

[98] Она же. Межэтнические контакты марийцев в Башкирии // Мы и как удмурты, и как чуваши… Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных селениях. Сборник статей. М., 2007. С. 93-111.

[99] Фатыхова Ф.Ф. О некоторых особенностях погребального обряда марийцев Мишкинского района Башкортостана // Узловые проблемы современного финно-угроведения. Йошкар-Ола, 1995. 513 с. С. 183-185.

[100] Каранаев Ю.Т. Представления о загробной жизни и погребальный обряд восточных марийцев // Этносы и культуры Башкортостана: история и современность: Материалы научно-практической конференции молодых ученых. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. С. 46-53; Он же. Поминальные обряды восточных мари // Этнос. Общество. Цивилизация: Кузеевские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. С. 159-164.

[101] Ямурзина Л.В. Семейные обряды марийцев в контексте обрядов перехода (на примере восточных мари). Dissertationes Ethnologiae Universitatis Tartuensis. Tartu, 2011. 219 с.

[102] Олеарий А. Путешествие в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб, 1906. С. 364.

[103] Садиков Р.Р. Археография финноугроведения: материалы о закамских удмуртах и восточных марийцах в архивах Финляндии // Археография Южного Урала. Материалы VIII Межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 2008. С. 159.

[104] Загребин А.Е. Этнографическое изучение финно-угорских народов России в XVIII – начале XX вв.: история, теория и практика: Дис. … док. истор. наук: 07.00.07. Чебоксары, 2009. С. 344; Садиков Р.Р. Археография финноугроведения: материалы о закамских удмуртах и восточных марийцах в архивах Финляндии. С. 163.

[105] Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Холмберга 1911 и 1913 гг. Под редакцией С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхметовой, Р.Р. Садикова. СПб., 2014. 224 с.

[106] Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: этнографический справочник. С. 11-12.

[107] Lallukka S. The east finnic minorities in the Soviet Union. Helsinki, 1990.

[108] Лаллукка С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб, 1997. 392 с.

[109] Lallukka S. From Fugitive Peasants to Diaspora. The Eastern Mari in Tsarist and Federal Russia. Helsinki, 2003.

[110] Традиции и инновации. Современное культурное наследие восточных марийцев. Этнографические очерки. Сост. И. Лехтинен. Йошкар-Ола, 2017. 168 с.

[111] Иванов А.Г., Сепеев Г.А. Материалы анкеты В.Н. Татищева о марийцах Приуралья 30-х годов XVIII века // Марийский археографический вестник, 1994, № 4. С. 83-105.

[112] Марийский фольклор: мифы, легенды, предания. (сост. В.А. Акцорин). Йошкар-Ола, 1991. 285 с.

[113] Эрвел марий муро-влак. Песни восточных марийцев: Свод марийского фольклора / Сост. Г. Гадиатов. Йошкар-Ола, 1994. 318 с.

[114] Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари. Феноменология традиционного мировосприятия. Йошкар-Ола, 2003. 216 с.

[115] Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. Joensuu, 1997. 397 с.

[116] Она же. Марийская мифология: этнографический справочник. Йошкар-Ола, 2007. 312 с.

[117] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 448.

[118] Там же. Оп. 1. Д. 450.

[119] Там же. Оп. 5. Д. 36.

[120] Там же. Оп. 5. Д. 56.

[121] Там же. Оп. 1. Д. 84, 91, 886.

[122] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 5. Д. 52.

[123] Там же. Оп. 1. Д. 15.

[124] Там же. Оп. 1. Д. 90.

[125] Там же. Оп. 5. Д. 46.

[126] Там же. Оп. 2. Д. 1057.

[127] Там же. Оп. 1. Д. 573.

[128] Там же. Оп. 2. Д. 469, 722, 783.

[129] Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан… С. 34.

[130] SUSTа. Kotelo 789. Челпаков, протоиерей. Сведения о вере черемис Бирского уезда Уфимской губернии. S. 30-32.

[131] Там же. Kotelo 197. Jarmitov T. Marilaisaineistoa. Käsikirjoitus ja suomennos. S. 169-181, 201.

[132] SUSTа. Laatikko 206. Евсевьев Т. Этнографический отчет, записанный у восточных марийцев из уездов Бирского и Красноуфимского в 1924 году за время с 21/IX – 2/XI – 1924 года. S. 116-130.

[133] Вопросы интервью смотрите в приложении 5.

[134] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С. 172.

[135] Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992. 347 с.

[136] Сепеев Г.А. Восточные марийцы… С. 17.

[137] Геннеп А. ван Обряды перехода: Системное изучение обрядов. М., 1999. 198 с.

[138] Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. 622 с.

[139] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. 608 с.; Язычество Древней Руси. М., 1987. 784 с.

[140] Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. 384 с.

[141] Салмин А.К. Система религии чувашей. СПб, 2007. 654 с.

[142] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 154-173; Он же. Представления марийцев о загробном мире и путешествии души на тот свет. С. 148-152.

[143] Молотова Т.Л. Концепция «картины мира» у марийцев… С. 34-61; Она же. Погребальный обряд и народный костюм марийцев. С. 79-87.

[144] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари…

[145] Черных А.В., Голева Т.Г., Щукина Р.И. Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии. Пермь, 2013. 530 с.

[146] Федянович Т.П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (конец XIX – 1980-е гг.).

[147] Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1998. 150 с.

[148] Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа, 2008. 232 с.

[149] Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. М.: Наука, 1991. 192 с.

[150] Миннияхметова Т.Г. Традиционные обряды закамских удмуртов: Структура. Семантика. Фольклор. Disseratationes Folkloristicae Universitatis Tartuensis. Tartu, 2003. 260 с.

[151] Семенов В.А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера: к реконструкции мифопоэтических представлений коми (зырян). СПб, 1992. 152 с.

[152] Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 2000. 150 с.

[153] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 155; Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 130.

[154] ПМА 4: Калтасинский р-н, д. Калмаш, А.И. Исинбаева, 1924 г.р.

[155] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 156.

[156] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 156-157.

[157] Там же. С. 157.

[158] Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002. С. 213.

[159] Егорова О.В. Представление о душе в родильной обрядности чувашей // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2009. Т. 63. № 1-2. С. 249.

[160] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 131.

[161] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 84. Л. 2.

[162] Ярыгин А.Ф. Современные проявления дохристианских верований марийцев. С. 19.

[163] SUSTа. Kotelo 197. S. 201.

[164] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 156.

[165] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 84. Л. 3.

[166] Эрвел марий муро-влак. Песни восточных марийцев: Свод марийского фольклора. С. 283.

[167] Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов… С. 126; Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М., 2005. С. 251.

[168] Фатыхова Ф.Ф. Традиционные обряды и обычаи башкир, связанные с рождением и смертью. Автореф. дис. … кан. ист. наук. СПб, 1994. С. 7.

[169] Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. С. 227.

[170] Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. С. 77.

[171] Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. С. 417.

[172] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 132.

[173] ПМА 4: Калтасинский р-н, д. Калмаш, А.И. Исинбаева, 1924 г.р.

[174] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 84. Л. 3.

[175] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 156.

[176] Напольских В.В. Очерки по этнической истории. Казань, 2015. С. 421, 426.

[177] Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998. С. 7.

[178] Федорова Е.Г. Представления о смерти, мире мертвых и погребальный обряд обских угров // Мифология смерти: Структура, функции и семантика погребального обряда народов Сибири: Этнографические очерки / Науч. ред. Л.Р. Павлинская. СПб., 2007. С. 207, 211.

[179] Напольских В.В. Очерки по этнической истории. С. 421.

[180] Напольских В.В. Очерки по этнической истории. С. 421, 429.

[181] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 130.

[182] Minniyakhmetova T. Élők és holtak, testek és lelkek: Baskortosztán népeinek lélekképzetei // Test, lélek, szellemek és természetfeletti kommunikáció. Tanulmányok a transzcendensről VIII. Szerkesztette Pócs Éva. Budapest, 2015. С. 38.

[183] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 130.

[184] Там же.

[185] ПМА 4: Калтасинский р-н, д. Калмаш, С.С. Валтиева, 1936 г.р.

[186] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 84. Л. 2-3.

[187] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 162.

[188] ПМА 2: Калтасинский р-н, д. Малое Куразово, Р.А. Алексеева, 1941 г.р.

[189] Михеев А.В. Мировоззрение марийцев (реконструкция представлений связанных с «миром умерших») // К истории межконфессионального согласия: Материалы Респуб. науч.-практич. конф. Йошкар-Ола, 2007. С. 33-34.

[190] ПМА 1: Краснокамский р-н, д. Крым-Сараево (ныне в черте г.Нефтекамск), С.П. Васинкина.

[191] ПМА 1: Краснокамский р-н, д. Кутлинка, Л.М. Имаева, 1951 г.р.

[192] Евсевьев Т.В. Обычаи, верования и суеверия марийцев. С. 150.

[193] Михеев А.В. Мировоззрение марийцев (реконструкция представлений связанных с «миром умерших»). С. 50.

[194] ПМА 2: Дюртюлинский р-н, д. Искуш, В.В. Шаяхметова, 1951 г.р.

[195] Уральские марийцы также сохраняют представления о двух душах человека. См. Черных А.В., Голева Т.Г., Щукина Р.И. Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии. Пермь, 2013. С. 319.

[196] Напольских В.В. Очерки по этнической истории. С. 422.

[197] Там же.

[198] Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых чермис. С. 64.

[199] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 134.

[200] Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари… С. 15.

[201] Там же. С. 17.

[202] См. Приложение 2.

[203] Напольских В.В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции (прауральский космогонический миф) / Материалы к серии «Народы Советского Союза». Вып. 5. Народы уральской языковой семьи. М., 1991. С. 89; Он же. Очерки по этнической истории. С. 361.

[204] Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари… С. 23.

[205] См. Приложение 2.

[206] Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари… С. 28-29.

[207] Данный мотив встречается у селькупов, украинцев, коми, чувашей, мордвы, ненцев, манси, хантов, кетов, якутов, эвенков, эвенов, алтайцев, кумандинцев, шорцев, тофаларов, тубаларов, хакасов, бурятов, монголов, негидальцев, орочей. См. Березкин Ю.Е. Черный пес у слезной реки. Некоторые представления о пути в мир мертвых у индейцев Америки и их евразийские корни // http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin6.htm

[208] Данный мотив присутствует в мифологии негидальцев, коряков, эвенков и тюрков Южной Сибири. См. Павлинская Л.Р. Мифы о «происхождении» смерти у народов Сибири // Мифология смерти: Структура, функции и семантика погребального обряда народов Сибири: Этнографические очерки / Науч. ред. Л.Р. Павлинская. СПб., 2007. С. 9-10.

[209] Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари… С. 27.

[210] Павлинская Л.Р. Мифы о «происхождении» смерти… С. 11.

[211] См. Приложение 2.

[212] Березкин Ю.Е. Происхождение смерти – древнейший миф // ЭО. № 1. 2007. С. 85-86.

[213] Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. С. 301.

[214] Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. С. 124.

[215] Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов… С. 154.

[216] Салмин А.К. Система религии чувашей. С. 286.

[217] Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола, 2003. С. 145.

[218] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 157.

[219] Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. С. 115-116.

[220] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 2. Д. 722. Л. 53.

[221] ПМА 2: Калтасинский р-н, д. Малое Куразово, Р.А. Алексеева, 1941 г.р.; Дюртюлинский р-н, д. Искуш, А. Ипаева, 1929 г.р.

[222] ПМА 2: Бирский р-н, д. Кузово, Л.Ф. Янсубаева, 1964 г.р.

[223] Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. С. 71.

[224] Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: этнографический справочник. С. 142-143.

[225] Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис. С. 18.

[226] Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони, как принадлежности похоронного обряда // Древности. 1890. Т. XIV. С. 2-3.

[227] Д.Н. Анучин отмечает данный обычай у самоедов, остяков, тунгусов, вогулов, эскимосов, итальянцев, немцев, скандинавов, древних римлян, в Африке у готтентотов, бушменов, бечуанов, кимбунда и других племен, а также у народов Полинезии, о-вов Фиджи, Индии, Лаоса, Сиама, Тибета, Китая и о-вов Бали. См. Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони, как принадлежности похоронного обряда. С. 8-11.

[228] ПМА 1: Калтасинский р-н, д. Малое Куразово, Л.Л. Васина, 1951 г.р.; ПМА 4: Калтасинский р-н, д. Кушня, З.А. Вайтиева, 1942 г.р.; Илишевский р-н, с. Андреевка, Л.П. Васинкин, 1946 г.р.; Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 158.

[229] Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: этнографический справочник. С. 139.

[230] Бабенко В.Я., Гимаев Р.Н., Ковязин С.А. Семейные праздники и обряды марийцев Башкирской АССР. С. 32; ПМА 2: Калтасинский р-н, д. Малое Куразово, Р.А. Алексеева, 1941 г.р.

[231] ПМА 4: Калтасинский р-н, д. Кушня, З.А. Вайтиева, 1942 г.р.; д. Калмаш, А.И. Исинбаева, 1924 г.р.

[232] Юзиева К.C. Марийская орнитонимическая лексика в этнолингвистическом освещении. Tartu, 2016. С. 180.

[233] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 137.

[234] Черных А.В., Голева Т.Г., Щукина Р.И. Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии. С. 303.

[235] Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: этнографический справочник. С. 170; Бирючев В.Г. Народная медицина среди горных мари. Йошкар-Ола, 1934. С. 11.

[236] Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. С. 285; Бирючев В.Г. Народная медицина среди горных мари. С. 16.

[237] Подробнее смотрите ниже, в пункте 1.3.

[238] Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: этнографический справочник. С. 253.

[239] ПМА 4: Мишкинский р-н, д. Староакбулатово, Т.А. Ишмаева, 1937 г.р.; Бабенко В.Я., Гимаев Р.Н., Ковязин С.А. Семейные праздники и обряды марийцев Башкирской АССР. С. 32.

[240] ПМА 4: Калтасинский р-н, д. Калмаш, С.С. Валтиева, 1936 г.р.

[241] Молотова Т.Л. Концепция «картины мира» у марийцев… С. 51.

[242] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 90. Л. 1.

[243] См. Приложение 3.

[244] Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. С. 302.

[245] С.С. Сатуков – бывший учитель, пенсионер из Калтасинского района БАССР. В НРФ МарНИИЯЛИ хранятся одиннадцать его полевых тетрадей с богатым фольклорным и этнографическим материалом, датированные концом 50-х и началом 60-х годов XX века.

[246] См. Приложение 3.

[247] Зеленин Д.К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и финнов) // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-13 гг. М., 1994. С. 231.

[248] Гакстгаузен А. Исследование внутренних отношений… С. 304.

[249] Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис. С. 23.

[250] ПМА 3: Бирский р-н, д. Малосухоязово, Г.Ш. Баймурзина, 1935 г.р.; ПМА 4: Шаранский р-н, д. Акбарисово, С.Г. Ибядуллина, 1926 г.р.

[251] Бабенко В.Я., Гимаев Р.Н., Ковязин С.А. Семейные праздники и обряды марийцев Башкирской АССР. С. 41.

[252] Молотова Т.Л. Концепция «картины мира» у марийцев… С. 52.

[253] SUSTа. Kotelo 197. S. 169.

[254] ПМА 4: Шаранский р-н, д. Акбарисово, С.Г. Ибядуллина, 1926 г.р.; д. Янгаулово, А.А. Асмаев, 1947 г.р.

[255] Ученый зафиксировал случаи в Бессарабской, Екатеринославской, Казанской, Киевской, Курской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Пензенской, Подольской, Уфимской губерниях. См. Зеленин Д.К. К вопросу о русалках… С. 255-260.

[256] Зеленин Д.К. Древнерусский языческий культ «заложных» покойников // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917-34 гг. М., 1999. С. 29.

[257] Там же.

[258] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 354; Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. С. 78.

[259] Скурыдин С.В. Марийцы Свердловской области. Этнографические материалы, сб. Екатеринбург, 2002. С. 394; Черных А.В., Голева Т.Г., Щукина Р.И. Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии. С. 311-312.

[260] ПМА 4: Калтасинский р-н, д. Бабаево, Л.И. Ахмадиева, 1946 г.р.; Шаранский р-н, д. Уялово, Л.Ш. Шуматбаева, 1937 г.р.; Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. С. 211.

[261] Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: этнографический справочник. С. 70-71.

[262] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 5. Д. 46. Л. 11; Петров В.Н. Марийская народная медицина. Йошкар-Ола, 2000. С. 9.

[263] Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. С. 30.

[264] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 2. Д. 722. Л. 56.

[265] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 133.

[266] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. С. 420; Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991. С. 44.

[267] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 2. Д. 469. Л. 56.

[268] ПМА 4: Мишкинский р-н, д. Сосновка, И.С. Иленбаева, 1968 г.р.

[269] ПМА 4: Бирский р-н, д. Шелканово, М.Б. Сайпанова, 1943 г.р.

[270] ПМА 3: Мишкинский р-н, с. Мишкино, О.Я. Танситова, 1955 г.р.

[271] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 162.

[272] ПМА 4: Мишкинский р-н, д. Новокильметово, А.А. Ямаева, 1962 г.р.; Молотова Т.Л. Концепция «картины мира» у марийцев… С. 50.

[273] Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 162; Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 152-153.

[274] Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. С. 214-215.

[275] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 1. Д. 886. Л. 2.

[276] Там же. Оп. 5. Д. 56. Л. 5.

[277] Там же. Л. 3.

[278] Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. С. 179.

[279] Там же.

[280] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 5. Д. 52. Л. 21.

[281] Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология: этнографический справочник. С. 220-221.

[282] Она же. Марийская языческая вера и этническое самосознание. С. 180.

[283] Там же. С. 181.

[284] ПМА 4: Шаранский р-н, д. Акбарисово, С.Г. Ибядуллина, 1926 г.р.

[285] Каранаев Ю.Т. Представления о загробной жизни и погребальный обряд восточных марийцев. С. 52.

[286] SUSTа. Kotelo 197. S. 169.

[287] Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамский удмуртов. С. 185.

[288] Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. С. 119.

[289] Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. М., 1989. С. 667.

[290] Татарско-русский словарь. М., 1966. С. 581; Хисамитдинова Ф.Г., Муратова Р.Т. Русско-башкирский, башкирско-русский словарь. Уфа, 2007. С. 129.

[291] ПМА 4: Мишкинский р-н, с. Мишкино, О.Я. Танситова, 1955 г.р.

[292] Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. С. 151.

[293] ПМА 1: Калтасинский р-н, д. Малое Куразово, Л.Л. Васина, 1951 г.р.

[294] ПМА 1: Краснокамский р-н, д. Кутлинка, Л.М. Имаева, 1951 г.р.

[295] НРФ МарНИИЯЛИ. Оп. 2. Д. 469. Л. 51.

[296] Попов Н.С. Представления марийцев о загробном мире и путешествии души на тот свет. С. 151.

[297] ПМА 2: Дюртюлинский р-н, д. Искуш, А. Ипаева, 1929 г.р.

[298] Мотив «загробной собаки» присутствует в мифологических представлениях финнов, марийцев, чувашей, коми, тофаларов, тувинцев, алтайцев, шорцев, нанайцев, удэгейцев, орочей, нивхов, айну, чукчей, коряков, древних греков, египтян, а также в «Ригведе», «Авесте» и у американских индейцев. См. Березкин Ю.Е. Черный пес у слезной реки… // http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin6.htm

[299] Там же.

[300] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 140.

[301] ПМА 3: Бирский р-н, д. Малосухоязово, Г.Ш. Баймурзина, 1935 г.р.

[302] Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари… С. 60.

[303] См. миф об осквернении неба в Приложение 2.

[304] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 139.

[305] Михеев А.В. «Мир умерших» как часть мировоззрения // Музейный вестник. № 2. Йошкар-Ола, 2008. С. 242.

[306] Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. С. 67.

[307] ПМА 4: Мишкинский р-н, д. Новоакбулатово, М.М. Яметова, 1949 г.р.

[308] ПМА 3: Мишкинский р-н, с. Мишкино, И.Ш. Байбулатова, 1953 г.р.; ПМА 4: Бирский р-н, д. Бахтыбаево, З.И. Айдимирова, 1933 г.р.; Янаульский р-н, д. Старый Сусадыбаш, Л.П. Мингареева, 1943 г.р.

[309] Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари… С. 34.

[310] Михеев А.В. «Мир умерших» как часть мировоззрения. С. 242.

[311] ПМА 2: Дюртюлинский р-н, д. Искуш, А. Ипаева, 1929 г.р.

[312] ПМА 1: Краснокамский р-н, д. Кутлинка, Л.М. Имаева, 1951 г.р.; ПМА 2: Балтачевский р-н, д. Верхнеиванаево, К.Я. Акитова, 1923 г.р.; Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов… С. 119.

[313] Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. С. 115-116.

[314] Ямурзина Л.В. Обряды семейного цикла мари… С. 141; Садиков Р.Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов… С. 155.

[315] Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари… С. 33.

[316] См. Приложение 2.

[317] Калиев Ю.А. Мифологическое сознание мари… С. 33.

[318] ПМА 2: Балтачевский р-н, д. Верхнеиванаево, К.Я. Акитова, 1923 г.р.; Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. С. 159.

[319] Михеев А.В. Преемственность в погребальном обряде марийцев IX-XVIII вв. // Проблемы первобытной и средневековой археологии: Тезисы докладов Первых халиковских чтений. Казань, 1999. С. 103-104.

[320] Напольских В.В. Очерки по этнической истории. С. 361.

[321] Аналогичные поверья и традиции характерны удмуртам. См. Анисимов Н. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов. Tartu, 2017. С. 48.

[322] ПМА 2: Калтасинский р-н, д. Малое Куразово, Р.А. Алексеева, 1941 г.р.

[323] ПМА 2: Мишкинский р-н, д. Яндыганово, А.Я. Ярмиева, 1934 г.р.; Бирский р-н, д. Кузово, Л.Ф. Янсубаева, 1964 г.р.

[324] Каранаев Ю.Т. Представления о загробной жизни и погребальный обряд восточных марийцев. С. 50; Семенов В.А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера… С. 32.

[325] Филоненко В.И. Погребальные и свадебные обряды черемис Уфимской губернии. С. 38.

[326] ПМА 3: Бирский р-н, д. Малосухоязово, Г.Ш. Баймурзина, 1935 г.р.; ПМА 4: Шаранский р-н, д. Акбарисово, И.К. Султангареева, 1932 г.р.; д. Енахметово, Г.А. Шафеева, 1946 г.р; д. Чупаево, А.А. Асылбаев, 1936 г.р.

[327] Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. С. 68-69.

[328] ПМА 4: Мишкинский р-н, д. Чебыково, М.А. Гареева, 1948 г.р.; Шаранский р-н, д. Уялово, Г.Б. Ильгузина, 1946 г.р.

[329] Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола, 1992. С. 79.

[330] Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. С. 156.

[331] ПМА 2: Бирский р-н, д. Кузово, Л.Ф. Янсубаева, 1964 г.р.

[332] Никитина Т.Б. Марийцы в эпоху средневековья по археологическим материалам. С. 61, 87.

[333] ПМА 4: Калтасинский р-н, д. Бабаево, Л.И. Ахмадиева, 1946 г.р.

[334] ПМА 2: Дюртюлинский р-н, д. Искуш, В.В. Шаяхметова, 1951 г.р.; ПМА 4: Бирский р-н, д. Старобазаново, Н.В. Файрушина, 1962 г.р.; д. Акуди, С.И. Фазлиева, 1955 г.р.

[335] ПМА 4: Бирский р-н, д. Акуди, С.И. Фазлиева, 1955 г.р.

[336] Березкин Ю.Е. Черный пес у слезной реки… // http://www.ruthenia.ru/folklore/berezkin6.htm; Федорова Е.Г. Река в погребальной обрядности народов Сибири // Реки и народы Сибири. СПб., 2007. С. 234.

[337] Попов Н.С. Представления марийцев о загробном мире и путешествии души на тот свет. С. 148-152.

[338] Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. С. 65.

[339] ПМА 4: Балтачевский р-н, д. Верхнеянактаево, А.М. Галлямшин, 1948 г.р.

[340] Семенов В.А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера… С. 5.

[341] ПМА 4: Илишевский р-н, с. Андреевка, Л.П. Васинкин, 1946 г.р.

[342] ПМА 4: Нуримановский р-н, с. Павловка, Л.Я. Салеева, 1937 г.р.

[343] Черных А.В., Голева Т.Г., Щукина Р.И. Марийцы Пермского края: очерки истории и этнографии. С. 303.

[344] ПМА 2, 3: Балтачевский р-н, д. Верхнеиванаево, д. Нижнеиванаево; Бирский р-н, д. Малосухоязово, д. Усаково; Мишкинский р-н, д. Новоакбулатово, д. Митряево, с. Большесухоязово.

[345] ПМА 4: Мишкинский р-н, с. Ленинское, Д.Б. Яшкузина, 1937 г.р.

[346] ПМА 2, 3: Бирский р-н, д. Малосухоязово, Г.Ш. Баймурзина, 1935 г.р., А.Б. Кибаева, 1926 г.р.

[347] ПМА 4: Шаранский р-н, д. Новый Кичкиняш, М.А. Латыпова, 1946 г.р.

[348] Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. С. 66; Попов Н.С. Погребальный обряд марийцев в XIX-XX вв. С. 159.

[349] ПМА 2: Калтасинский р-н, д. Малое Куразово, Р.А. Алексеева, 1941 г.р.

[350] Кузнецов С.К. Культ умерших и загробные верования луговых черемис. С. 11.

[351] Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. С. 118; Мокшин Н.Ф. Религиозные верован


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.219 с.