Гигиенической оценки условий обучения и организации учебного процесса — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Гигиенической оценки условий обучения и организации учебного процесса

2020-10-20 186
Гигиенической оценки условий обучения и организации учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АКТ

Гигиенической оценки условий обучения и организации учебного процесса

Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 86» (МОАУ «СОШ № 86»)

дата проведения: «8»ноября 2018 г.

Выполнил:  
  ФИО - Музыченко Е.А.         Аблеева. А. А.         Батыршинова Ю.М.
  курс - 4 факультет – педиатрический
Проверил: ФИО - Булычева Е.В
  Ученая степень - к.мед.н Ученое звание - доцент Должность - доцент Подпись_________________________ Дата_____________________________

Оренбург 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Общие сведения об образовательном учреждении…………….    
2. Методы исследования…………………………………………… 2.1. Методика оценки условий обучения………………… 2.1.1. Методика исследования воздушно-теплового режима……………………………………………………… 2.1.2. Методика оценки освещения……………………… 2.1.3. Методика оценки укомплектованности учебного кабинета мебелью и её расстановки...……………………. 2.1.4. Методика оценки подбора мебели учащихся и рассаживания………………………………………………. 2.2. Методика оценки организации учебного процесса……... 2.2.1. Методика гигиенической оценки учебного расписания…………………………………………………. 2.2.2. Методика гигиенической оценки структуры урока……………………………………………………….. 2.2.3. Методика гигиенической оценки плотности урока………………………………………………………… 2.2.4. Методика гигиенической оценки напряженности учебного процесса………………………………………….  2.3. Методика оценки умственной работоспособности учащихся на уроках………………………………………………. 2.4. Методика оценки школьного питания учащихся…………..    
3 Результаты обследования ………………………………………….. 3.1. Гигиеническая оценка условий обучения 3.1.1. Воздушно-тепловой режим учебных помещений…......... 3.1.2. Освещение в учебных помещениях………………………   3.1.2.1. Естественное освещение……………………………   3.1.2.2. Искусственное……………………………………… 3.1.2.3. Укомплектованность учебного кабинета мебелью и её расстановка………………………..…………………… 3.1.2.4. Оценка подбора мебели учащихся и их рассаживание………………………………………………. 3.2. Гигиеническая оценка организации учебного процесса… 3.2.1. Гигиеническая оценка учебного расписания…………………………………………………. 3.2.2. Гигиеническая оценка структуры урока………….. 3.2.3. Гигиеническая оценка плотности урока…………… 3.2.4. Гигиеническая оценка напряженности учебного процесса………………………………………….  2.3. Оценка умственной работоспособности учащихся на уроках…………………………………………………………………..    
4 Заключение    
5 Список используемой литературы и нормативно-методической документации……………………………………………………………    
6 Приложения…………………………………………………………….    
  6.1. Протоколы регистрации показателей воздушно-теплового режима…………………………………………………………………… 6.2. Протоколы регистрации показателей освещения………………... 6.3. Протоколы регистрации плотности урока массовым хронометражем………………………………………………………….. 6.4. Протоколы регистрации напряженности урока………………….. 6.5 Протоколы тестирования учащихся и расчётов работоспособности по методике «кольца Ландольта»………………..     

 

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ [1]

Название учреждения: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 86» (МОАУ «СОШ № 86»)

 

Юридический адрес: 460052, г. Оренбург, ул.Салмышская, д.43/6

ФИО директора ОУ: Сапкулова Елена Владимировна

Режим и график работы: понедельник – пятница - 8.00 - 18.00; суббота - 8.00 - 15.00

 

Проектная мощность ОУ: 1300

Фактическая наполняемость ОУ: 1200

 

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Этот раздел должен содержать описание методик и указание нормативных актов, в соответствии с которыми проводилась оценка исследуемых факторов школьной среды.

Методика оценки условий обучения

Условия обучения в МОАУ «СОШ № 86» в кабинетах химии и алгебры были оценены путем исследования воздушно-теплового режима, освещения, укомплектованности учебного кабинета мебелью, её расстановки и оценки подбора мебели учащихся и рассаживания

Методика исследования воздушно-теплового режима

Воздушно-тепловой режим в учебных кабинетах исследован по показателям температуры, влажности и скорости движения воздуха в соответствии с СанПиНом № 189 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. Измерения проводились с помощью термоанемометра ТКА – ПКМ (60), волосного гигрометра, и регистрировались в протоколах (Приложение 1). Полученные результаты сравнивались с гигиеническими нормативами, указанные в главе VI «Требования к воздушно-тепловому режиму», п. 6.2.  

 

Методика оценки освещения

Освещение в учебных кабинетах исследован по показателям естественного и искусственного освещения в соответствии с СанПиНом № 189 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. Измерения проводились с помощью люксметра «ТКА-ПКМ» (60) и регистрировались в протоколах (Приложение 2).

Естественно освещение в учебных кабинетах оценивалось по:

- коэффициенту естественного освещения по формуле (1):

КЕО = EM \ EN * 100%, где EM – естественная освещенность внутри помещения, EN – наружная освещенность в этой же точке.

 

  - световому коэффициенту по формуле (2):

СК = S1\S2, где СК – световой коэффициент, S1- площадь окон, S2 – площадь пола.

Искусственное освещение измерялось в шести точках: в центре комнаты (А), во внешних (Б, В) и внутренних углах (Г, Д), у доски (Е):

окно
окно
            

А
В
Д
Г
Б

 

 


В связи с тем, что освещение измерялось в дневное время, для получения результатов искусственного освещения, параметры регистрировались при совмещённом освещении, от которых отнимались параметры освещения, зарегистрированные прибором при естественном освещении. Все измерения регистрировались в протоколах (Приложение 3).

Полученные результаты естественного и искусственного освещения сравнивались с гигиеническими нормативами, указанные в с главой VII. «Требования к естественному и искусственному освещению» п. 7.1.6.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Учебный класс

Температура воздуха, оС

Относительная влажность, %

Кабинет химии

1. 24,5 24,5 24,5 24,5 24,9 0,6

55

0,2

2. 24,9 24,9 25,0 24,9 24,5 0,6 3. 25,1 25,0 24,9 25,1 25,4 0,5 * 0,4 0,1 0,4          

Кабинет математики

1. 17 17 18 18 20 2 50 0,3 2. 20 20 21 21 22       3. 18 18 20 20 21       * 3              

* колебания температуры по вертикали

** колебания температуры по горизонтали

Уровни измерения температуры:

1 – 0,7м.

2 – 1,0м.

3 – 1,5м.

А, Б – внешний угол кабинета

С, Д – внутренний угол кабинета

Е – центр кабинета

 

Искусственное освещение, лк

Естественное освещение

  А Б С Д Е КЕО,% СК Кабинет химии 150 150 250 250 400 2,4 1/5 Кабинет алгебры 150 150 250 250 400 2,4 1/5

Точки измерения освещения:

А, Б – внешний угол кабинета

С, Д – внутренний угол кабинета

Е – центр кабинета

 

Установлено, что искусственное освещение составляет:   

Удельная мощность = общая мощность ламп / площадь пола

Удельная мощность=12 х40Вт / 49,0м2=9,7 Вт/м2. (N=27 Вт/м2).

Коэффициент аэрации = площадь фрамуг / площадь пола

КА=1,4*3 / 50,0=0,084 (N не менее 0,012) что соответствовало требованиям п. 7.1.6 СанПин 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010г.

Сведения об учащихся

Номер учащегося Рост Нарушение зрения Нарушение слуха ЧБД, ДБД 1 167 - - - 2 164 - - - 3 170 - - - 4 173 - - - 5 175 - - - 6 177 - - - 7 163 - - - 8 166 - - - 9 161 + - - 10 169 - - - 11 167 - - - 12 166 - - - 13 168 - - - 14 166 - - - 15 172 - - - 16 170 - - -

 

Рисунок 1 – Фактическое рассаживание учащихся 10А класса

Рисунок 2 -

Заключение: Мебель для 16 учащихся (100%) подобрана правильно.

 

А кл.

ВТОРНИК

1

Физкультура 1

2

Алгебра11

3

Литература 8

4

Биология 7

5

Иностранный язык 10

6

География6

Итого: 47

12            
10            
8            
6            
4            
2            
0            
  1 урок 2 урок 3 урок 4урок 5урок 6 урок

Заключение: более сложные предметы 2 и 5 уроки, 1 и 3 уроки легкие предметы,а 4 и 6 уроки сложные, что не соответствует нормам. График учебной нагрузки не соответствует физиологической кривой работоспособности.

А кл.

СРЕДА

1

Технология 4

2

Технология 4

3

Физика 9

4

Алгебра 11

5

Химия 9

6

Физкультура 5

Итого: 42

12            
10            
8            
6            
4            
2            
0            
  1 урок 2 урок 3 урок 4урок 5урок 6 урок

Заключение: первые 2 и 6 уроки являются легкими предметами, 4 урок более сложный, 3 и 5 уроки сложные предметы, что не соответствует нормам. График учебной нагрузки не соответствует физиологической кривой работоспособности.

А кл.

ЧЕТВЕРГ

1

Биология 7

2

Химия 11

3

Алгебра 10

4

Обществознание 5

5

Литература 8

6

Алгебра 10

Итого: 51

12            
10            
8            
6            
4            
2            
0            
  1 урок 2 урок 3 урок 4урок 5урок 6 урок

Заключение: график учебной нагрузки не соответствует физиологической кривой работоспособности, т.к. в период низкой работоспособности стоит сложный предмет (6 урок алгебра)

А кл.

ПЯТНИЦА

1

Биология 7

2

История 8

3

Иностранный язык 8

4

Геометрия 11

5

Обществознание 5

6

Физкультура 1

Итого: 40

12            
10            
8            
6            
4            
2            
0            
  1 урок 2 урок 3 урок 4урок 5урок 6 урок

Заключение: Учебное расписание на пятницу у учащихся 10 А класса составлено рационально с учетом динамики физиологической кривой работоспособности.

А кл.

СУББОТА

1

 Физика 12

2

Физкультура 1

3

Химия 11

4

Электив по математике 10

Итого: 34

 

12        
10        
8        
6        
4        
2        
0        
  1 урок 2 урок 3 урок 4урок

Заключение: Учебное расписание на субботу у учащихся 10 А класса составлено нерационально с учетом динамики изменения физиологической кривой работоспособности, т.к. в период низкой работоспособности поставлен трудный предмет (химия, электив по математике)

Урок: Химия

Какой по счёту: 2

Продолжительность урока: 45 мин.

Хронометраж урока:

Действия учителя Продолжительность действия, мин. Часть структуры урока
Перекличка 10 вводная
Объяснение темы 25 основная
  10 заключительная
     

    Установлено, что урок имеет все составные части: вводная,основная, заключительная,продолжительность которых составила:

- вводная часть 10 мин.

- основная часть 25 мин.

- заключительная часть 10 мин.

В соответствии с требованиями _СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010г. продолжительность урока не нарушена

 

Урок: Алгебра

Какой по счёту: 3

Продолжительность урока: 45 мин.

Хронометраж урока:

Действия учителя Продолжительность действия, мин. Часть структуры урока
Перекличка 10 вводная
Объяснение темы 25 основная
  10 заключительная
     

    Установлено, что урок имеет все составные части: вводная,основная, заключительная,продолжительность которых составила:

- вводная часть 10 мин.

- основная часть 25 мин.

- заключительная часть 10 мин.

В соответствии с требованиями _СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями от от 29 декабря 2010г. продолжительность урока не нарушена

 

Гигиеническая оценка плотности урока(Приложение 7)

Урок: Химия

Какой по счёту:2

Продолжительность урока 45 мин.

Массовый хронометраж урока:

«+» - 338 отметок

«-» - 30 отметок

«0» - 0 отметок

Расчет плотности урока: ОП= =  = 77%

Рассчитанная плотность урока (77%) соответствует гигиеническим требованиям

 

Урок: Алгебра

Какой по счёту:3

Продолжительность урока 45 мин.

Массовый хронометраж урока:

«+» - 343 отметок

«-» - 25 отметок

«0» - 0 отметок

Расчет плотности урока: ОП= =  = 77%

Рассчитанная плотность урока (77%) соответствует гигиеническим требованиям

 

 

Гигиеническая оценка напряженности учебного процесса (Приложение 8)

Проводится описание полученных данных по напряженности учебных уроков, где после этого идет таблица (пример ниже)

Таблица 3 – Показатели напряженности учебного процесса (баллы)

Показатели

Урок

Алгебра Химия Интеллектуальные нагрузки 11 10 Сенсорные нагрузки 8 9 Эмоциональные нагрузки 4 4 Монотонность учебного процесса 8 8 Режим работы на учебных занятиях 4 4

 

Таблица 4 – Критерии интеллектуальных нагрузок уроков

Показатели

Урок

Алгебра Химия
Содержание работы 3 3
Восприятие сигналов и их оценка 3 3
Распределение функций по степени сложности задания 3 2
Характер выполняемой учебной деятельности 2 2

 

 Таблица 5 – Критерии сенсорных нагрузок на уроках

Критерии

Урок

Алгебра Химия
Длительность сосредоточенного наблюдения 2 2
Плотность информационных сообщений 2 2
Размер объекта различения 1 2
Тип и количество используемых в течение урока средств обучения 1 1
Работа с оптическими приборами - -
Наблюдение за экранами видеотерминалов - -
Нагрузка на слуховой анализатор - -
Нагрузка на голосовой аппарат 2 2

 

Таблица 5 – Критерии эмоциональных нагрузок на уроках

Критерии

Урок

Алгебра Химия
Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки 1 1
Степень риска для формирования негативной ситуации 1 1
Степень ответственности формирования негативной ситуации для других лиц 1 1
Количество конфликтных ситуаций, обусловленных учебной деятельностью 1 1


Таблица 6 – Критерии монотонности нагрузок на уроках

Критерии

Урок

Алгебра Химия
Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях 2 2
Продолжительность выполнения простых заданий или повторяющихся операций 2 2
Время активных действий 3 2
Монотонность учебной обстановки 1 2

 

Таблица 7 – Критерии режима учебной работы на уроках

Критерии

Урок

Алгебра Химия
Фактическая продолжительность учебного времени 1 1
Сменность учебы 2 2
Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность 1 1

 

Суммарная напряженность урока - химии составила 1,5 балов и являлась - оптимальной.

Суммарная напряженность урока - алгебры составила 1,5 балов и являлась - оптимальной.

Интерпретация значений

=485      

9

0.397                            Низкая скорость переработки информации

                                         Высокий уровень продуктивности

%                                               Средний уровень выносливости

                                             Уровень точности выше среднего

                          Умеренный допустимый уровень изменений

                      Незначительная амплитуда колебаний продуктивности

 

4.Ф.И.О: Слопинцева Арина

Возраст 17 лет

Дата 8 ноября 2018г

До 1 урока

 

№ n/n Время Q N M A= M-N/ M P=A x Q
1 1 мин 420 3 78 0,96 403
2 2 мин 419 2 76 0,97 406
3 3 мин 422 7 74 0,90 379
4 4 мин 423 5 79 0,93 393
5 5 мин 424 5 80 0,93 394

    

Р

А

Qt = Q1+Q2+Q3+Q4+Q5=420+419+422+423+424=2108

Nt=N1+N2+N3+N4+N5=3+2+7+5+5=22

S = =1,8           высокая скорость переработки информации

 

Pt= = 395   высокий уровень продуктивности

Kp= *100%= *100%=2,2% средний уровень выносливости

Аt= = =0,93   уровень точности выше среднего

Ta=  *100%= *100%=3%  допустимый уровень изменений

Pmax – Pmin =406-393=13    незначительная амплитуда колебаний

После 1 урока

№ n/n Время Q N M A= M-N/ M P=A x Q
1 1 мин 420 3 78 0,96 403
2 2 мин 419 2 76 0,97 406
3 3 мин 422 7 74 0,90 379
4 4 мин 423 5 79 0,93 393
5 5 мин 424 5 80 0,93 394

    

 

Р

 

А

Qt = Q1+Q2+Q3+Q4+Q5=420+419+422+423+424=2108

Nt=N1+N2+N3+N4+N5=3+2+7+5+5=22

S = =1,8           высокая скорость переработки информации

 

Pt= = 395   высокий уровень продуктивности

Kp= *100%= *100%=2,2% средний уровень выносливости

Аt= = =0,93   уровень точности выше среднего

Ta=  *100%= *100%=3%  допустимый уровень изменений

Pmax – Pmin =406-393=13    незначительная амплитуда колебаний

3.Ф.И.О. Фурион Екатерина

Возраст 17 лет

До 1 урока

 

№ n/n Время Q N M A= M-N/ M P=A x Q
1 1 мин 520 2 83 0,97 504
2 2 мин 519 6 84 0,92 477
3 3 мин 522 1 86 0,98 511
4 4 мин 523 5 87 0,94 491
5 5 мин 524 6 89 0,93 487

 

 

Р

 

А

Qt = Q1+Q2+Q3+Q4+Q5=520+519+522+523+524=2608

Nt=N1+N2+N3+N4+N5=2+6+1+5+6=20

S = =2,2         высокая скорость переработки информации

 

Pt= = 494 высокий уровень продуктивности

Kp= *100%= *100%=3% средний уровень выносливости

Аt= = =0,94    уровень точности выше среднего

Ta=  *100%= *100%=4%  допустимый уровень изменений

Pmax – Pmin =511- 477=34     незначительная амплитуда колебаний

 После 1 урока

 

№ n/n Время Q N M A= M-N/ M P=A x Q
1 1 мин 520 2 83 0,97 504
2 2 мин 519 6 84 0,92 477
3 3 мин 522 1 86 0,98 511
4 4 мин 523 5 87 0,94 491
5 5 мин 524 6 89 0,93 487

 

Р

 

А

Qt = Q1+Q2+Q3+Q4+Q5=520+519+522+523+524=2608

Nt=N1+N2+N3+N4+N5=2+6+1+5+6=20

S = =2,2         высокая скорость переработки информации

 

Pt= = 494 высокий уровень продуктивности

Kp= *100%= *100%=3% средний уровень выносливости

Аt= = =0,94    уровень точности выше среднего

Ta=  *100%= *100%=4%  допустимый уровень изменений

Pmax – Pmin =511- 477=34     незначительная амплитуда колебаний

 

          5.Ф.И.О.Слепухин Александр

          8 ноября 2018 года

Возраст: 17 лет

До 1 урока

№ n/n Время Q N M A= M-N/ M P=A x Q
1 1 мин 420 3 78 0,96 403
2 2 мин 419 2 76 0,97 406
3 3 мин 422 7 74 0,90 379
4 4 мин 423 5 79 0,93 393
5 5 мин 424 5 80 0,93 394

             

Р

А

Qt = Q1+Q2+Q3+Q4+Q5=420+419+422+423+424=2108

Nt=N1+N2+N3+N4+N5=3+2+7+5+5=22

S = =1,8           высокая скорость переработки информации

 

Pt= = 395   высокий уровень продуктивности

Kp= *100%= *100%=2,2% средний уровень выносливости

Аt= = =0,93   уровень точности выше среднего

Ta=  *100%= *100%=3%  допустимый уровень изменений

Pmax – Pmin =406-393=13    незначительная амплитуда колебаний

 

После 1 урока

 

№ n/n Время Q N M A= M-N/ M P=A x Q
1 1 мин 420 3 78 0,96 403
2 2 мин 419 2 76 0,97 406
3 3 мин 422 7 74 0,90 379
4 4 мин 423 5 79 0,93 393
5 5 мин 424 5 80 0,93 394

 

          Р

А

Qt = Q1+Q2+Q3+Q4+Q5=420+419+422+423+424=2108

Nt=N1+N2+N3+N4+N5=3+2+7+5+5=22

S = =1,8           высокая скорость переработки информации

 

Pt= = 395   высокий уровень продуктивности

Kp= *100%= *100%=2,2% средний уровень выносливости

Аt= = =0,93   уровень точности выше среднего

Ta=  *100%= *100%=3%  допустимый уровень изменений

Pmax – Pmin =406-393=13    незначительная амплитуда колебаний

 

6.Ф.И.О. Фурион Екатерина

Возраст 17 лет

8 ноября 2018 года

До 1 урока

 

№ n/n Время Q N M A= M-N/ M P=A x Q
1 1 мин 520 2 83 0,97 504
2 2 мин 519 6 84 0,92 477
3 3 мин 522 1 86 0,98 511
4 4 мин 523 5 87 0,94 491
5 5 мин 524 6 89 0,93 487

 

 

Р

 

А

Qt = Q1+Q2+Q3+Q4+Q5=520+519+522+523+524=2608

Nt=N1+N2+N3+N4+N5=2+6+1+5+6=20

S = =2,2         высокая скорость переработки информации

 

Pt= = 494 высокий уровень продуктивности

Kp= *100%= *100%=3% средний уровень выносливости

Аt= = =0,94    уровень точности выше среднего

Ta=  *100%= *100%=4%  допустимый уровень изменений

Pmax – Pmin =511- 477=34     незначительная амплитуда колебаний

 После 1 урока

 

№ n/n Время Q N M A= M-N/ M P=A x Q
1 1 мин 520 2 83 0,97 504
2 2 мин 519 6 84 0,92 477
3 3 мин 522 1 86 0,98 511
4 4 мин 523 5 87 0,94 491
5 5 мин 524 6 89 0,93 487

 

Р

 

А

Qt = Q1+Q2+Q3+Q4+Q5=520+519+522+523+524=2608

Nt=N1+N2+N3+N4+N5=2+6+1+5+6=20

S = =2,2         высокая скорость переработки информации

 

Pt= = 494 высокий уровень продуктивности

Kp= *100%= *100%=3% средний уровень выносливости

Аt= = =0,94    уровень точности выше среднего

Ta=  *100%= *100%=4%  допустимый уровень изменений

Pmax – Pmin =511- 477=34     незначительная амплитуда колебаний

 

7.ФИО: Белогориева В.Р.                                           

 Дата: 8 ноября 2018

Возраст: 17                                                           

Пол: Ж

До 1 урока

 

Время Q N M
1 1 мин 96 1 33 0.9 86,4
2 2 мин 133 1 28 0.9 119,7
3 3 мин 120 0 23 1 120
4 4 мин 121 1 35 0.9 108,9
5 5 мин 120 0 29 1 120

Интерпретация значений

=590      

3

0.39                            Низкая скорость переработки информации


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.268 с.