Методы и приемы обучения реалистическому изображению предметов — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методы и приемы обучения реалистическому изображению предметов

2020-06-05 262
Методы и приемы обучения реалистическому изображению предметов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В а р и а н т    р а б о т ы 1. Рисование круга в перспективе.

Для того чтобы не обучать детей приему изображения каждого из предметов округлой формы (шарообразных, цилиндрических, конических), следует систематизировать их наблюдения и показать общие способы изображения этих предметов. Предварительно важно познакомить детей с разнообразными предметами этой группы и попросить их найти общее (например, показывая кастрюлю,  кружку, вазу, сковородку, предложить им назвать предметы,и найти, в чем они похожи, что у них общее), Если учащиеся затрудняются в ответе, нужно обратить их внимание на форму краев и дна чашки, кастрюли и т. д., показав детям эту часть предмета во фронтальном положении. Затем предложить учащимся наблюдать, как визуально изменяются края и дно предметов при повороте на 30, 60, 90, 180, любой из демонстрировавшихся предметов следует показать каждому ученику в положениях выше уровня глаз, ниже уровня глаз, на уровне глаз.

Вслед за этим нужно показать изменения формы круга. Наблюдения за изменениями круга целесообразно проводить, используя модель-«окошко». Демонстрация положений круга производится на уровне глаз учащихся. После этого учитель зарисовывает на доске круг в нескольких положениях (рис. 57). Учащиеся выполняют это упражнение вслед за учителем.

После упражнения рекомендуется выполнить зарисовку каких-либо предметов округлой формы (с натуры или после наблюдения по памяти). Зарисовку нужно сделать быстро, поэтому целесообразно использовать такие художественные материалы, как мягкий карандаш, уголь.

В процессе работы используются слова, словосочетания, фразы: округлые предметы, уровень глаз, выше уровня глаз, ниже уровня глаз, предмет расположен, круг изменяется; предмет рисуют так, как его видят; овал.

На следующем уроке учитель может запланировать работу по композиции, в которой будут предусмотрены зарисовки округлых предметов.

 В а р и а н т    р а б о т ы  2. Знакомство с явлениями света и тени.

Выявление формы изображаемого предмета светотенью.

Обдумывая план урока, учитель ставит перед собой следующие задачи: 1) показать учащимся в явлении освещенности наличие определенных признаков (источник света собственная и падающая тень у предмета) их взаимосвязь (падающая тень начинается от основания предмета и располагается в направлении от источника света); 2) познакомить учащихся с вариантами освещенности предметов (освещенность справа, слева, спереди, сзади); 3) научить детей использовать светотень для выявления объема формы.

Прежде всего на уроке проводится работа над понятиями «свет» и «тень». В качестве наглядного материала для демонстраций используется лампа (как источник света) и любой объект наблюдения (рис. 58).  Поскольку учащиеся III класса изучают приемы изображения округлых предметов, лучше всего взять для наблюдения кринку, кружку, яблоко.

Демонстрация освещения предметов позволяет учителю выполнить две первые поставленные задачи. Однако этого недостаточно для самостоятельного выполнения рисунка с натуры, где используется светотень. Учителю нужно показать способы воспроизведения светотени, позволяющей передать объем предмета и глубину пространства, в котором находится этот предмет. Он демонстрирует на белой бумаге приемы наложения штрихов по форме изображенного предмета: на горловине кринки они прямые, вертикально расположенные, а на широкой части (тулове) - кривые, подчеркивающие ее округлость (рис. 59). Рисунки исполняются мягким карандашом, углем, однотонной акварелью.

Перед самостоятельной работой можно использовать дидактическую игру: расставлять варианты силуэтных изображений вазы, яблока с учетом воображаемого освещения со стороны лампы.

В а р и а н т  р а б о ты   3. Работа над выявлением характерной формы предмета.

Характерная форма предмета проявляется в особом соотношении частей и целого (в пропорциональных отношениях). Точное выявление пропорций позволяет передать сходство предмета и натуры. С целью выявления конструкции объекта и соотнесения его частей обычно используется метод сравнения.

В соответствии с программой третьеклассники должны научиться рисовать предметы довольно сложной конструкции (утюг, машинки, детскую железную дорогу). Учитель выбирает для изображения объект характерной формы, готовит таблицу с пятью вариантами силуэтных рисунков, из которых один верный (рис. 60, в), два изображения с ошибками, в них нарушены пропорции частей, но близки к правильному воспроизведению (рис. 60, а, б); в остальных (рис. г, д) - большие нарушения в конструкции и соотнесении частей (утеряны или изменены отдельные признаки, например, в воспроизведении ручки утюга, или признаки заметно преувеличены, например в воспроизведении корпуса утюга). Учащимся предлагается определить, где на таблице верные изображения, где - с ошибками, и объяснить ошибки в изображении.

. На уроке используются знакомые и новые слова, словосочетания, фразы: силуэт, форма, части (детали); рисуй предмет, как его видишь. Весь этот речевой материал выписан на табличках.

После фронтальной работы с таблицей, которая проводится в форме игры, учитель демонстрирует на доске последовательность изображения предмета (например, утюга, машинки, паровозика или др.(см. рис. 61). Вслед за демонстрацией учащиеся рисуют объект с натуры.

Хорошо рисующим детям учитель предлагает избрать для изображения объекты посложнее, изобразить их в  композиции  с другими. Учащимся предлагается передать в рисунке объем средствами линейной перспективы и светотени.

Завершается урок анализом выполненных работ, во время которого учитель стремится закрепить новый речевой материал.

В а р и а н т    р а б о т ы   4. Выявление и воспроизведение характерных признаков движения формы.

В I и  2 классах учащиеся лепили человечка в статической позе и в несложном движении, делали зарисовки этих объемных изображений. В 3 классе продолжается работа над совершенствованием изображения человека. Третьеклассники к концу учебного года должны научиться  рисовать человека в движении с учетом трехчастного деления его конечностей. Целесообразно познакомить учащихся с произведениями художников (А. Венецианов. «На пашне», «Спящий пастушок»; И. Репин. «Бурлаки»; В. Суриков. «Взятие снежного городка»; В. Васнецов. «Богатыри»; П. Корин. «Александр Невский»; Т. Яблонская. «Сбор урожая»; А. Матисс. «Танец» или др.). При демонстрации сначала нужно обратить внимание детей на то, что статическое изображение формы или движение формы обусловлены задачами содержания изображаемого (например, сопоставить изображение в статических позах защитников Родины в картинах «Богатыри» В. Васнецова и «Александр Невский» П.Корина, стоящих на страже Русской тверди, на границе нашей земли русской,- с динамикой наступления в картинах М. Грекова «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии»).

Сравнивая изображения человека, нужно помочь детям увидеть способы передачи статики и движения в изображении, пользуясь при этом сравнительным анализом.

Учителю нужно также использовать детские рисунки, в которых удачно передан какой-либо  сюжет; обратить внимание учащихся на то, как удалось замысленное содержание выразить в каждой композиции; какую роль при этом сыграли изображения людей в точно переданной той или иной позе, в движении. Демонстрация художественных произведений, беседа по ходу демонстрации, включающая сравнительный анализ картин, детских рисунков, преследует цели: показать связь формы и содержания изображаемого; заинтересовать учащихся и обнадежить возможностью совершенствования их изобразительных способностей, довести до их понимания, что, используя разные способы изображения можно добиваться его выразительности.

После такой беседы можно приступать к практическому усвоению приемов изображения, их совершенствованию. Для этого целесообразно использовать изображение человека в виде подвижной аппликации (рис. 62), с которой дети уже работали во 2  классе. В работе эффективно применение сразу двух таких одинаковых аппликаций: это позволяет использовать прием сравнения одновременно присутствующих изображений. Так одна аппликация изображает стоящего человека (статика, исходное положение), на другой учитель демонстрирует появляющееся движение, т. е. преобразует пространственное положение частей конструкции.

Установленные положения фигуры в движении (человек идет, человек бежит) нужно сравнить. Привлекается внимание детей к изменению пространственного положения частей фигуры: «Посмотрите, как теперь расположено туловище (оно наклонилось); как расположены теперь голова, руки, ноги и т. д.».

В процессе сравнения учитель делает на доске схемы - наброски различных положений фигуры (рис. 63). После этого учащимся предлагается зарисовать схемы сравниваемых силуэтов.

Завершается работа выполнением набросков с натуры (один из учащихся встает в позу движущегося лыжника или принимает позу гимнаста, выполняющего определенное упражнение). Учащиеся работают мягким карандашом или углем. При анализе работ учитель выделяет те из них, в которых наилучшим образом передано движение человека.

 

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ  УМЕНИЙ ВИДЕТЬ ЦВЕТ ПРЕДМЕТОВ И ПЕРЕДАВАТЬ ЕГО В ЖИВОПИСИ С ПОМОЩЬЮ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ КРАСКАМИ

Теоретические сведения о сочетаниях цветов (1, 11, VI)

Одной из многообразных классификаций цветов является цветовой круг. В нем каждому цвету строго определено свое место.

Цветовой круг можно разделить на две части: т е п л у ю   и   х о л о д н у ю. Теплые цвета (цвета огня и солнца)- красные, оранжевые, желтые, желто-зеленые; холодные цвета (света луны, цвета льда)- сине-зеленые, синие, фиолетовые.

В природе окраска любого предмета воспринимается не изолированно, а в сочетании с другими цветами, потому что предмет всегда расположен на каком-то фоне, находится в цветовом окружении.

Восприятие цветовых сочетаний вызывает у человека те или иные ощущения, которые позволяют одни сочетания называть яркими, контрастными, другие - нежными, спокойными. Резкость или мягкость цветовых сочетаний определяет их заметность. Это свойство используется не только в изобразительном искусстве, но и в повседневной жизни. Так, где цветовой раздражитель является длительным, постоянным, целесообразны мягкие сочетания, чтобы не вызывать утомления.

Для создания резкости в цветовых сочетаниях необходимо учитывать три условия: 1) должно быть резко выраженное светлотное различие, 2) резко выраженное цветовое различие, 3) ярко выраженная цветовая насыщенность.

Условиями мягкости цветовых сочетаний являются: 1) смягчение светлотного различия, 2) смягчение цветового различия, 3) Смягчение цветовой  насыщенности.

В 1, II и 3 классах изучение свойств цвета (цветовой фон, яркость или светлота, насыщенность) выдвигается как отдельная задача. Первоклассников учат различать цвета только по тону, второклассников знакомят с другим свойством цвета - его светлотой, яркостью.  В 3 классе детей необходимо подвести к изучению нового свойства цвета - насыщенности, которая определяет яркость цветового тона.

На третьем году обучения в связи с изучением свойств цвета детей предстоит подвести к изучению сложных цветовых явлений: теплой и холодной гаммы, сочетания цветов и пространственного изменения видимого цвета.

В начале учебного года проводится работа над понятиями «основные цвета» и «составные цвета». Поскольку в предыдущем классе дети осуществляли практически получение составных цветов, в III классе предстоит лишь обобщить полученные знания и умения и добиться того, чтобы учащиеся, выполняя практические действия по составлению цветов, умели словесно их обозначить (например, получая зеленый цвет, могли сказать: «Зеленый цвет получается, если смешать краску желтого и синего цвета»).

На следующем этапе обучения дети должны усвоить условное деление цветов на группу холодной и теплой гаммы. Этот учебный материал обычно легко и прочно усваивается детьми при наличии большого числа наглядных пособий (работа проводится фронтально). Вслед за этим на практике дети учатся составлять цвета более холодного и более теплого оттенка.

Получая эти знания, учащиеся осваивают практические приемы работы акварельными красками по мокрой бумаге («по-мокрому») и совершенствуют навыки работы по сухой бумаге («по-сухому»).

Только после усвоения указанного выше учебного материала можно начинать работу над понятием «сочетания цветов». Изучаются сочетания ахроматических и хроматических цветовых тонов.

Сначала на основе использования наглядного материала до понимания учащихся доводится значение понятия «сочетание цветов».

После проведенной работы сочетания цветов дифференцируются на две группы: яркие, резкие, контрастные и блеклые, спокойные, нежные.

Учащимся демонстрируется использование цветовых сочетаний в жизни и в искусстве. Работа по изучению свойств цвета, цветовых сочетаний завершается в 3 классе знакомством учащихся  с пространственным изменением видимого цвета. Дети должны  получить сведения об ослаблении цвета изображаемых предметов на дальних планах. В практической работе они должны уметь окрашивать изображенные на задних планах предметы посветленной краской.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.