Работа с учащимися над воссозданием пространственных отношений в тематическом рисунке — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Работа с учащимися над воссозданием пространственных отношений в тематическом рисунке

2020-06-05 136
Работа с учащимися над воссозданием пространственных отношений в тематическом рисунке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема  передачи пространственных отношений в рисунке и композиционная деятельность неразрывно, взаимосвязаны. Работая над композицией, художник непременно использует среди ее выразительных средств приемы передачи глубины пространства, соответствующие закону линейной и воздушной перспективы: разноплановое изображение предметов на плоскости (ближние изображаются ниже, дальние - выше по листу); уменьшение по мере удаления примерно равных по размерам, но по-разному удаленных от наблюдателя предметов; загораживание предметов в рисунке; изображение линии горизонта; изменение яркости, насыщенности цвета предметов и четкости их очертаний по мере удаления.

Использование глухими учащимися приемов передачи глубины пространства в рисунке начинается только в результате целенаправленного обучения. Его нужно построить таким образом, чтобы дети осознали необходимость использования того или иного приема. Для этого учителю целесообразно опираться как на имеющийся у детей жизненный опыт, так и на новые, свежие наблюдения, которые учитель проводит вместе с учащимися. Целесообразно занятия, на которых учитель будет заниматься проблемой отражения пространственных отношений в рисунке, строить в следующей последовательности: предварительные наблюдения на прогулке во внеклассное время (с воспитателем по заданию учителя); рассматривание иллюстраций, репродукций, просмотр слайдов и т. п.; работа с подвижной аппликацией; выполнение учащимися самостоятельного рисунка на тему. Такие формы работы позволят детям глубже усвоить учебный материал.

 

Вариант работы. Рисование по памяти и по наблюдению на тему «Строят новый дом».

Прежде чем дать такое задание, учитель должен уточнить представления детей об основных направлениях: вертикальном, горизонтальном, наклонном. Предварительные наблюдения можно провести в классе таким образом: учитель рисует на доске вертикально расположенную линию и просит детей назвать предметы, основные поверхности которых расположены тоже вертикально. На доску вывешивается табличка со словом вертикально. Дети называют классную доску, шторы, боковые поверхности шкафа, деревья, которые видно из окон класса и т. д. Потом учитель рисует горизонтально и наклонно расположенные линии, вывешивает таблички со словами горизонтально, наклонно. Дети называют предметы или их поверхности, имеющие в пространстве комнаты аналогичное направление.

После этого выполняется упражнение, в котором учащиеся тренируются в проведении линий в разных направлениях. Учитель рисует на доске лестницу, забор, шары (рис. 31) и просит в этих изображениях назвать направление линий. Учащиеся выкладывают нужные таблички, называют направления. Вслед за этим дети делают в альбомах зарисовки тушью или гуашью, палочкой или кистью этих же или других объектов.

Оставшуюся часть урока нужно отвести для беседы о стройке. Дети могут обменяться впечатлениями от экскурсии, поделиться своими наблюдениями. Беседу следует подкрепить анализом иллюстраций, репродукций, слайдов и закончить просмотром хороших образцов детских рисунков. Разбор детских работ очень важен, так как приблизительно на этом уровне второклассники будут решать изобразительную задачу. В беседе может быть использован текст рассказа, раскрывающий тему стройки, профессии строителя.

После беседы и анализа наглядного материала учащимся предлагается составить свой вариант композиции с помощью подвижной аппликации. В этой работе они должны учесть не только разнообразные пространственные характеристики направления, но и использовать приемы передачи глубины пространства: планы (передний, задний), уменьшение объектов на дальних планах, загораживание, линию горизонта. Для коллективного составления аппликации учитель должен приготовить по три изображения большое, поменьше и совсем маленькое), дома, крана, машины (рис. 32), заранее написать таблички с речевым материалом: дом, машина, кран, дерево; расположен, расположена, расположено; близко, далеко, очень далеко; большой, поменьше, совсем маленький; выше, ниже; спереди, сзади; рядом, загораживает, линия горизонта.

Руководя коллективным составлением аппликации, учитель проводит работу в двух направлениях: дает установку, как выполнить работу (например: «Расположи на аппликации два больших дома, один поменьше и два совсем маленьких. Перед большим домом  расположи машину. Какую по размеру ты выберешь машину?»), и просит учащихся обосновать выбор (например: «Почему маленький дом расположен далеко? Почему ты выбрал большую машину?»).

Таким образом, работа с учащимися проходит от слова к действию и от действия к слову, что очень важно для прочного усвоения, учебного материала.

На следующем уроке дети рисуют выполненную ранее аппликацию по памяти. Учитель предлагает учащимся привносить в нее свои наблюдения. В начале урока он еще раз обращает внимание детей на приемы передачи глубины пространства и предлагает использовать их в своей работе. Выполненный карандашом рисунок раскрашивается гуашью.

Вариант работы. Рисунок на тему «Зимние каникулы» или «Зимой в деревне». Эта тема требует знаний о деревне и ее приметах. Представления учащихся о внешнем облике деревенских построек и способах их изображения могут оставаться на уровне сложившегося в раннем детстве штампа, невыразительной схемы, если в их практике отсутствовали целенаправленные наблюдения натуры, изучение книжной иллюстрации. Поэтому предложенная тема рисунка - «Зимой в деревне»- является хорошим поводом не только для усвоения учащимися знаний и графических умений в передаче на изобразительной плоскости глубины пространства, но и для обогащения их представлений о поселениях наших предков, например о некоторых постройках, относящихся к русскому деревянному зодчеству XVIII-XIX вв.

В краткой беседе, сопровождающейся показом сохранившихся образцов деревянных строений (из книжных иллюстраций, спроецированных на экран через кодоскоп, с помощью слайдов, подготовленной самим учителем таблицы (рис. 33), можно в доступной форме рассказать учащимся о старинной русской деревне, подчеркнув при этом связь целесообразности, рациональности и красоты (красоты и пользы) старых построек, выраженную в пропорциональном облике деревянных строений, декоративных элементах (рис. 34), разумном, согласованном с окружающей природой расположением деревенских домов (на горке, вдоль берега реки или озера, на опушке леса).

После беседы учащиеся делают зарисовки творческого характера. Они выполняются на основе хорошо проанализированного материала и при наличии зрительных опор в виде таблицы, где наряду с целостным обликом построек особо выделены отдельные их части (крыльцо, наличники оконных проемов) и их декоративные элементы. Детям предлагается сделать эскизы вариантов деревянных строений старой русской деревни, украсить их деревянной резьбой. На этом заканчивается первый этап подготовительной работы.

Дальше нужно с помощью фронтального опроса проконтролировать знание учащимися приемов передачи глубины пространства: учитель предлагает найти на заранее выполненной картине или на подвижной аппликации ошибки («Где художник нарисовал неправильно? Как нужно нарисовать правильно?»). Если в этой игре используется подвижная аппликация, вызванные по очереди учащиеся могут исправить допущенные ошибки под контролем остальных. После этого можно прочитать отрывок из стихотворения И. З. Сурикова «Деревня»:

Вот моя деревня,                                       

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

   Вот свернули санки,

   И я на бок - хлоп!  

   Кубарем качуся

   Под гору в сугроб.        

Обсудив, что можно нарисовать на эту тему (или на сюжет стихотворения), учитель показывает детям прием планирования рисунка, напоминающий эскиз: сначала схематично рисует, где и что будет изображаться, а потом показывает, как будут прорисовываться схемы (рис. 35, 36). Такая последовательность содействует подготовке учащихся к работе над композицией в плане реализации замысла в эскизе. На третьем этапе учащимися осуществляется самостоятельная работа творческого характера, к которой они хорошо подготовлены.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.