Работа над декоративной композицией — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Работа над декоративной композицией

2020-06-05 119
Работа над декоративной композицией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Варианты работы.     Узор в полосе для росписи сосудов. Узор в вертикальном формате для вышивки, аппликации.

 Данная тема связана с работой над композицией отдельных объектов в определенном формате. В беседе на предыдущем занятии учащиеся получили представление о разнообразии вариантов формы в плане ее пространственной протяженности (вертикальной, горизонтальной, уравновешенной в пропорциях по вертикали и горизонтали) и о связи формы сосуда с ее функциональным назначением. Теперь детям нужно дать представление о взаимосвязи формы и декора (украшения формы узором).

Учитель заранее подготавливает таблицы с разными мотивами (растительными, геометрическими), соответствующими тем или иным национальным промыслам. При этом он использует популярные детские книжки, книжки-раскраски, знакомящие детей с работами мастеров народного творчества, национальных промыслов.

В подборе мотивов желательно учесть разную степень их сложности, ее соответствие изобразительным возможностям учащихся класса.

Используя наглядный материал, дети самостоятельно составляют узор для формы сосуда, который они нарисовали по воображению.

Другой вариант работы над декоративной композицией - составление узора для коврика или панно в вертикальной полосе или квадрате. Сначала детей знакомят с разными вариантами работ декоративно-прикладного искусства и народного творчества. Примерами могут послужить национальные ковры (курские, узбекские, туркменские или др.), ткацкие работы (рушники) мастериц Курской области, работы учащихся Московской школы художественных ремесел. Далее дети работают, используя традиционные национальные мотивы, которые учитель предлагает на приготовленных заранее таблицах.

В процессе этих уроков закрепляется значение слов: ритм, повторение, чередование, элемент узора, ритм формы, ритм цвета.

               Работа над композицией в тематическом рисовании

Вариант работы. Композиция «Зимние игры детей». Строя свою работу, учителю нужно принимать во внимание следующие обстоятельства: изображение отдельного предмета предполагает установление отношений между объектом и изобразительной плоскостью, а в тематическом рисунке количество связей и отношений увеличивается и определяется числом объектов, произвольно определенных рисующим в соответствии с темой замысла (в отличие от сюжетного рисунка, где они обусловлены заданным в тексте содержанием). Выбор формата и композиция определяются замыслом художника.

В работе с учащимися нужно уделить внимание формированию замысла и отработке приемов компоновки многопредметного изображения на соответствующую тему, правильному воспроизведению связей и отношений между объектами. В 1 классе учащиеся искали оптимальный вариант композиции с помощью подвижной аппликации; во II классе при решении композиционных задач нецелесообразно совсем отказываться от использования этой формы работы, так как некоторые дети не могут представить композицию в целом со всеми сложными связями, смысловыми и пространственными отношениями и поэтому нуждаются в наглядно-действенном способе планирования задуманного.

Как показывает практика, прямой переход к предварительной компоновке целой композиции в форме эскиза у детей этого возраста не дает положительных результатов: они увлекаются и начинают рисовать отдельные объекты композиции, упуская целое, нарушая при этом смысловые и пространственные отношения. Поэтому целесообразно учить их пользоваться при компоновке рисунка условным обозначением объектов (например, вместо дома, дерева, человека и т. д., рисовать тонкой вспомогательной линией прямоугольник, треугольник, овалы или близкие к ним обозначения). Это еще не эскиз, но то планирование, которое помогает наглядно представить будущую композицию со всеми выраженными в ней отношениями. Закончив таким образом компоновку, дети затем приступают к прорисовке и уточнению изображений объектов.

Постепенно во II и III классах все учащиеся переходят к такому способу планирования, напоминающего эскиз. Таким образом, осуществляется постепенный переход от наглядно-действенного способа работы над композицией к наглядно-образному решению изобразительной задачи.

Определению замысла рисунка на тему «Зимние игры детей» должна помочь беседа с использованием прочитанных текстов и стихов на уроках чтения, демонстрация репродукций, показ слайдов. Например, можно прочитать стихотворение «Зима»:

Снег пушистый, белый, чистый

Вьется над землей с утра.

Эй, ребята, за лопаты!

                  Строить снежный дом пора!

В беседе нужно обговорить возможные варианты композиций на заданную тему: зимой дети играют в городском саду, и во дворе, и за городом, в деревне. В какие игры они играют? Катаются на санках, лыжах, коньках; лепят снеговика, строят снежный городок, играют в снежки. В процессе беседы рекомендуется демонстрация слайдов или репродукций с картин известных художников: И. Шишкина «Зима», Б. Кустодиева «Масленица», В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Успешность работы по композиции на заданную тему зависит от ее сочетания с уроками изображения с натуры (например, зарисовками вылепленного из пластилина человечка в несложном движении, наблюдениями движения формы на подвижной модели

человека и т. д.).

В процессе беседы и в начале практической работы, когда дети только приступают к реализации своего замысла, учитель закрепляет речевой материал, соответствующий теме урока (например, учащиеся рассказывают свой сюжет, используя следующие слова и словосочетания: нарисую в центре листа; слева на рисунке будет расположен..., у левого края изображу...; дом загораживает...;.., стоит рядом с домом; за деревьями нарисую...

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.