Методика запоминания словарных слов. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методика запоминания словарных слов.

2020-06-05 217
Методика запоминания словарных слов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Адаптируя программу «Школа эйдетики» И.Ю.Матюгина, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбниковой, Т.Б.Слоненко, Т.Н.Мазиной к начальной школе, автор разработал систему занятий, которая развивает у детей эйдетические способности, знакомит с методами и приёмами эйдетики и мнемотехники. Преимущество на таких занятиях отдаётся работе со словарными словами по программе русского языка 1,2,3,4,5 классов, а также словам, к которым трудно подобрать проверочные слова в силу того, что дети имеют маленький словарный запас. С помощью игр, рисования ассоциограмм, составления ребусов дети могут значительно повысить свою грамотность.

При формировании письменного навыка в первом классе, как только дети начинают записывать первые слова, они сталкиваются с трудностью: некоторые слова пишутся не так как слышаться. Анализируя простые слова, например, слоны, учитель обращает внимание детей, что это слово можно проверить словом «слон». Дети делают вывод, что надо писать «слоны», потому что есть такое слово «слон», в котором [о] слышится чётко. На каждом следующем уроке обучения грамоте учитель вместе с учениками активно продолжает анализировать такие слова: леса – лес, кроты – крот, земля – земли и так далее. Дети привыкают подбирать к слову проверочные слова, проверять безударный гласный в корне.

Но вскоре начинают попадаться слова, к которым нельзя подобрать проверочные слова. Возникает коллизия. Тогда преподаватель предлагает детям быть внимательными и попытаться запомнить это слово, его правописание. На определённом этапе, когда педагог почувствует, что дети готовы понять мои объяснения, он предлагает им запомнить написание слова с помощью рисунка и сказки: 

- Дети, посмотрите на этот рисунок. Здесь написано крупными буквами слово «собака», только вот вместо буквы о нарисована сама собака, свернувшаяся калачиком, похожим на букву о. Послушайте такую коротенькую сказку. «Жила-была собака, она любила много спать, поэтому её прозвали Соня». Запомните: собака Соня, поэтому надо писать собака. 

Дети с удовольствием на следующих уроках вспоминают эту сказку и правильно пишут слово «собака».

Теперь, когда на страницах прописи встречается слово с безударным гласным в корне и дети не могут подобрать проверочное слово, учитель говорит: «Нам на помощь приходит рисунок и сказка».

                 

Психологи утверждают, что информация, подкреплённая эмоциями, фиксируется в памяти лучше. А сколько эмоций возникает на уроке при поиске слов-подсказок. Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. Поэтому, когда учитель в первом классе предложил запомнить написание слова заяц, у детей появилась масса интереснейших идей. Например, одни сразу увидели, что сама буква «Я» очень похожа на зайца, если ей пририсовать ушки, носик, глазки и хвостик. Другие настаивали, что надо придумать мини-сказку: «Жил-был заяц-хваста. Он очень любил хвастаться и всегда говорил: «Я – самый храбрый, я – самый быстрый, я – самый умный! Я, я, я…». А вот третьи, уже с помощью учителя, нарисовали ребус Яц (за буквой я спряталась буква ц).

И так можно фантазировать до бесконечности, используя различные приемы эйдетики и мнемотехники. Например, уже будучи во втором классе дети придумали более пятнадцати способов, как запомнить правильное написание слова город. И это не предел.

По мнению психолога Л.С.Выгодского, эйдетической способностью обладают в разной мере все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов.

Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

Порой у детей появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Даже если этот образ неправильный, опираясь на него, можно легко привести детей к правильному выводу. Например, при обращении к словарному слову пассажир, дети сразу видят легко выделяемое слово жир. Возникает проблемная ситуация: что именно в этом слове надо запоминать. И учитель с детьми приходят к выводу, что «и» здесь не опасное место, а вот «асса» надо запомнить. Затем постепенно вместе приходят к составлению мини-сказки: пассажир перед поездкой берет билет в кассе. Получается ребус. Дети обязательно должны его нарисовать. Это может быть их домашним заданием.

                                      К

                                  П АССА ЖИР

Теперь у детей есть на что опереться для правильного написания этого слова.

    «Подсказка-образ» должен быть ярким, смешным, нереальным, фантастическим, даже несуразным, например, салют из сала. Лучше, если дети представят какое-то действие, запах, включат тактильные и вкусовые ощущения (этому они учатся на кружке).

Например, мини-сказка: «Женщина варит щи. Она хорошая хозяйка. Дома вкусно пахнет щами. Они горячие. Идет пар. Семья любит кушать щи».

Кроме всего прочего, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом. Но могут встречаться и ошибки при подборе слов-подсказок, дети могут путать слова-подсказки и проверочные слова, например, думая, что белая и береза – это родственные слова. Но учитель поясняет (делает это терпеливо, много раз, пока дети не перестают путать), что слово-подсказка это не родственное слово, а просто подходящее к данному слову слово-образ. При умелом направлении мыслительного процесса у детей все недоразумения легко устраняются, а в споре рождается истина.

Приемы и методы запоминания слов я разделила на несколько групп:

1. Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»

Базар – бабы на базаре

Береза – белая береза

Билет – автобус сигналит: «Би-би, купи билет!»

Герой – Гена – герой (или у героя герб на щите)

Деревня – дед в деревне

Железо – железо режу еле-еле

Запад – на западе солнце падает

Инженер – Женя – инженер

Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап

Комната – комната у Наты

Лопата – лопата лопнула

Магазин – магазин под названием «Ага»; маг в магазине продает маги-маги

Мебель – мебель белая

Пассажир – Пассажир дал пас Саше; пассажир берет билет в кассе

Паук – у паука папа

Пенал – пенал моют пеной

Ребята – ребята решают ребус

Сапоги – Саша в сапогах

Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня

Тарелка – тарелка-это тара

Улица – на улице встречаю знакомые лица

Чувство – уважай чужие чувства


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.