Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2020-06-05 | 320 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Эйдетика – наука об образной памяти. Эйдотехника.
Проводится в форме рассказа и беседы о деятельности детского объединения.
Формы проведения занятий: беседа, практические работы, тестирование
Методы: наблюдение, подражание, эксперимент, рисование, беседа, рассказ, практическая работа.
Оборудование: тесты, орфографический словарь соответствующего класса, карандаши, фломастеры, маркеры, альбомы для рисования, готовые рисунки-ассоциограммы для показа.
Формой подведения итогов темы является выставка детских рисунков-ассоциограмм к словарным словам, демонстрация продуктов запоминания (номера телефонов, пиктограммы и т.д.)
Комбинированные способы запоминания. Мнемотехника.
Формы проведения занятий: словесное объяснение, практические работы.
Методы: наблюдение, звуковое подражание, эксперимент, рисование, беседа, рассказ, практическая работа.
Оборудование: русско-английский словарь, орфографический словарь соответствующего класса, карандаши, фломастеры, маркеры, альбомы для рисования, готовые рисунки-ассоциограммы для показа.
Формой подведения итогов темы является выставка детских рисунков-ассоциограмм к словарным и английским словам, демонстрация продуктов запоминания
Развитие внимания и сосредоточения.
Игры на внимание и сосредоточение. Занятия проходят в форме коллективных игр.
Методы: игровые
Формой подведения итогов темы является демонстрация детьми изученных игр.
Способы запоминания словарных слов
Занятия проводятся в виде практических работ – рисование рисунков-ассоциограмм к словарным и трудно проверяемым словам.
Оборудование: орфографический словарь соответствующего класса, карандаши, фломастеры, маркеры, альбомы для рисования.
|
Формой подведения итогов темы является выставка детских рисунков-ассоциограмм к словарным словам
Методы психокоррекции на основе образной памяти
Форма проведения занятий: беседа, тренинг.
Оборудование: аудиозаписи классической (расслабляющей) музыки, карандаши, фломастеры, маркеры, альбомы для рисования, личные фотографии детей
Формой подведения итогов является изображение на листе бумаги собственного талисмана.
Разгадывание и составление цифровых ребусов с помощью образного мышления.
Форма проведения занятий: беседа, дискуссия, самостоятельная работа по рисованию ребусов по собственному замыслу, мини-выставки в классе, обсуждение, проектная деятельность
Экскурсии, посещение выставок для развития образного мышления, внимания и памяти
Форма занятий: экскурсии, дискуссии
Состав слова.
Воскресенье – приставка вос-
Автобус, автомобиль – приставка авто-
Агроном – приставка агро-
Понедельник – приставки по- и не-
Пятница – суффикс –иц-
Девочка – суффикс –очк-
Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о-
Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова.
Аптека – там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о
Погода – погоду наблюдают по годам
Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог!
Библиотека – библия
Сегодня – сего дня (при Петре I)
Урожай – земля рожает урожай
Нахождение проверочного слова.
Берег – брег /у Пушкина/
Лисица – лис
Ботинки – боты
Воскресенье – воскрес
Впереди – перед, передний
Пшеница – пшёнка
Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.
/ /
Магазин – магазин
/ /
Портфель – портфель
/ /
Библиотека- -библиотека
/ /
Щавель – щавель
/ /
Творог – творог
|
Как звучат слова на других языках.
/
Арбуз – арбуз (укр.)
/
Морковь – морква (укр.)
Вчера – вчёра (укр.)
/
Металлический – металл (англ.)
/
Москва – Москоу (англ.)
/
Портрет – портрит (англ.)
Составление ребусов.
Восемь – во7
Заяц - Яц (за буквой я буква ц)
Вокзал - вокзал 4 5 (отгадка: волк)
А К К У Р А Т Н О (Катя и Коля аккуратные)
А О
Т Л
Я Я
С У Б Б О Т А (в субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости)
А А
Р Б
Б Е
А Т
Р Т
А А
Таких способов запомнить словарные слова у каждого учителя накоплено сотни. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой работы является 100% запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.
Данный опыт работы опубликован в методическом журнале «Начальная школа» 12/1999 и 8/2007 годах, а также размещён в Интернете на сайтах: http://festival.1september.ru и http://www.ipkps.bsu.edu.ru известен в районе и области.
Условные фразы
1. Цвета спектра: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
2. Планеты Солнечной системы: «Мой весёлый звонкий мяч юрко скачет у него плач»
3. Буквы глухих звуков: «Стёпка хочешь щец? Фи!»
4. Обозначение римских цифр: «Мы (M=1000) даём(D=500) сочные(C=100) лимоны(L=50), хватит(X=10) всем(V=5) их(I=1)»
5. Перечень падежей русского языка: «Иван «родил» девчонку, велел тащить пелёнку» - И.п., Р.п., Д.п., В.п., В.п., Т.п., П.п.)
6. Слова, в которых пишется «цы»: «Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и цыкнул «цыц»!», другие фразы грамматики русского языка «Уж замуж невтерпёж», «Здесь здание здоровья».
7. Число «пи» со знаками после запятой: «Что я знаю о кругах?» (π ≈ 3,1416); «Вот и знаю я число, именуемое Пи. – Молодец!» (π ≈ 3,1415927);
«Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать»
(π ≈ 3,14159265359).
Образы цифр.
Состав числа 7
Состав числа 8
Материалы выставок.
Пояснение: выставки проводятся в конце каждой четверти. К каждой выставке дети придумывают игру. Здесь приводятся примерное содержание наиболее удачных выставок.
Выставка-игра «Угадай наши имена»
|
Данил Олеся
Женя Аня
Никита Максим
Влада Алина
Выставка - игра «Отгадай новогодние ребусы»
Снерирь
пчёлка косуля
смех каска
пружина подковка
Выставка - игра «Музыкальные ребусы»
ноты
фамилия Миша
сирень домик
помидор фасоль
Конспекты занятий
Конспект занятия по теме
«Пиктограмма. Обучение методу графических рисунков
для запоминания стихотворений»
(2-й год обучения)
Цель: создать условия для запоминания стихотворений по графическим рисункам
- развивать образную память и воображение
- тренировать внимание
- тренировать запоминать слова с помощью метода последовательных ассоциаций
- учить запоминать стихотворения по графическим рисункам
Оборудование: карточки для фотографирования, опоры для запоминания стихов.
Ход урока.
1. Игра на внимание. Фотографирование палочек за 1 секунду.
Дети должны после предъявления всех карточек с полосками зарисовать их, как запомнили. Потом проверяем и выбираем самого внимательного.
Самостоятельная работа детей.
Учитель: «Придумайте зарисовки-пиктограммы к следующему стихотворению:
Жил-был львёнок в зоопарке.
Он по маме так грустил,
Что директор зоопарка
Его к маме отпустил.
|
Удачные примеры выполнения самостоятельной работы:
Жил-был львёнок в зоопарке.
Он по маме так грустил,
Что директор зоопарка
Его к маме отпустил.
Рефлексия.
Учитель: «Дети, понравилось ли вам рисовать пиктограммы к стихотворениям? Как вы считаете так лучше запоминать стихотворения?
Обмен мнениями.
8.Домашнее задание: нарисовать пиктограммы к стихотворению А.Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
Пример домашней работы по запоминанию стихотворения А.Пушкина:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Конспект занятия по теме
«Способы запоминания написания словарных слов. Повторение комбинированного способа запоминания»
(3-й год обучения)
Цель: создать условия для повторения комбинированного способа запоминания написания словарных слов.
Задачи:
- развивать образную память и воображение
- тренировать внимание
- тренировать запоминать слова с помощью составления фильма-сказки (метод последовательных ассоциаций)
- учить запоминать написание словарных слов комбинированным способом
Оборудование: карточки для фотографирования, рисунки-ассоциограммы словарных слов обучающихся прошлых лет для примера
Ход урока.
1.Игра на внимание. Фотографирование с подсчётом палочек палочек за 1 секунду.
Игра на запоминание слов.
Учитель: «Дети, давайте вспомним метод последовательных ассоциаций для запоминания списка слов»
Дети вместе с учителем вспоминают. «Это метод, в основе которого лежит приём составления рассказа, когда первое слово яркой и смешной ассоциативной связью соединяется со вторым, а второе с третьим и т.д. если забыли какое-нибудь слово, то связь была неяркой (незапоминающейся). Надо учитывать, что хорошо запоминается объект в движении. Вспоминаем первое слово, оно тянет за собой второе и т.д., пока не вспомним весь фильм-сказку. Лучше запомниться фильм, если сделать себя героем этого фильма»
Воспоминание игры «Книга», в котором такой набор слов: книга, цыплёнок, занавеска, картон, сирень, гном, свисток, сквозняк, комната, песок, очки, город, шар.
«Я открываю книгу. Она пыльная – я чихаю. Из неё выпрыгивает жёлтый маленький цыпленок. Он пушистый, тёплый, я слышу, как бьётся его сердце. Цыплёнок прячется за занавеску. Она колышется и вдруг застывает как картон. Я бью кулаком сквозь прочный картон – и передо мной вдруг оказывается сирень. Чувствую её душистый запах такой, что щекочет в носу, и я чихаю. Вдруг, откуда ни возьмись, выскакивает гном, маленький, но юркий, надувает щёки и свистит в свисток. Я потираю уши от резкого свиста, который превращается в мощный поток воздуха, в сквозняк. Он уносит меня как Эли из Изумрудного города в комнату. В ней песок, на который я падаю, пытаюсь выбраться. Копаю судорожно песок и натыкаюсь на очки и сквозь их огромные толстые линзы вижу город. Смотрю дальше и внезапно ощущаю себя летящим на воздушном шаре. Я падаю на нём прямо в город».
|
При проверке обнаруживается, что забыли слово «комната». Возвращаемся к сказке и добавляем: «Он уносит меня как Эли из Изумрудного города в комнату. Я внимательно разглядываю комнату, обои на стенах падают и превращаются в песок…»
Новая игра «Тир» - новый набор слов: тир, кошелёк, виноград, снеговик, мост, река, кактус.
Самостоятельное придумывание фильма-сказки, где сам – главный герой.
Пример: «Я зашёл в тир, он большой. Я начал стрелять и попал в мишень в виде кошелька. Кошелёк от выстрела раскрылся и из него посыпался крупный, зелёный, сочный виноград. Я беру несколько виноградин и леплю из них снеговика. Оглядываюсь, куда его поставить. Вижу мост. Ставлю, он проваливается в реку, летит несколько метров и падает прямо на кактус. Виноградины от снеговика попадают прямо на острые иголки кактуса. Я ощущаю на языке вкус виноградного сока»
3. Повторение способов запоминания написания словарных слов.
Учитель: «Дети, давайте вспомним, какие способы запоминания словарных слов вы уже знаете. Расскажите, пользуясь нашим рисуночным орфографическим словарём»
Дети вспоминают способы: графические ассоциации (по схожести изображения), фонетические ассоциации (по схожести звучания), слова-подсказки, рисунки-ассоциограммы, в слове спряталось другое слово, разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова, нахождение проверочного слова, подкрепление, игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно по-разному может звучать.
Самостоятельная работа.
- Нарисуйте ассоциограммы к словарному слову «дятел», пользуясь комбинированным способом запоминания написания словарных слов.
Презентация своих работ. Обсуждение.
Примеры полученных рисунков-ассоциограмм на слово «дятел»:
Графическая ассоциация: сам дятел похож на букву «е», звуковая ассоциация: «дятел едет на букве «е».
Графическая ассоциация: дятел выложил в гнезде из червячков букву «е», звуковая ассоциация: «дятел ест червячков».
Графическая ассоциация: листик похож на букву «е», звуковая ассоциация: «буквы едут по листику «еееееее».
Графическая ассоциация: кроссворд – пересечение на букве «е» - лес, дятел, звуковая ассоциация: «слово «лес» проверяет слово «дятел».
Графическая ассоциация: шишки на ели. Где живёт дятел похожи на букву «е», звуковая ассоциация: «ель».
Графическая ассоциация и звуковая ассоциация: «на конце слова «дятел» можно прочитать слово «ел».
Рефлексия.
- Дети, закройте глаза, кому понравился комбинированный способ запоминания написания словарных слов.
- Кто хочет, может вложить свои ассоциограммы в наш рисуночный орфографический словарь
8.Домашнее задание.
- Нарисуйте ассоциограммы к словарным словам из словарика в учебнике русского языка по выбору, пользуясь комбинированным способом запоминания написания словарных слов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бехтерев, А.В. Особенности вербальной интерпретации школьникамиобразной и словесной информации/ А.В.Бехтерев. – Л.: ЛГПИ, 1990.- с.116-126.
2. Выготский, Л.С. Детская психология/ Л.С.Выготский. –Собрание соч.: В 6 т./под редакцией Д.Б.Эльконина.-М.: Педагогика, 1984. -432с.
3. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991
4. Варгина Т.П. Пусть ученик полюбит слово//Начальная школа.- 2001. - №7.- с. 61-66.
5. Гончар, Д.Р. Устный счёт и память/Д.Р.Гончар, А.Р.Лурия, В.Аткинсон.- Д.: Сталкер, 1998.
6. Горбов С.Ф., Чудинова К.В. Действие моделирования в учебной деятельности школьников // Психологическая наука и образование.- 2000.- N 2.- с. 17-23.
7. 6. Матюгин, И.Ю. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти/И.Ю.Матюгин. -М.: Эйдос, 1993. -320с.
8. Матюгин, М.Ю. Школа эйдетики/ И.Ю.Матюгин, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбникова, Т.Б.Слоненко, Т.Н.Мазина Школа эйдетики. –М.: Эйдос, 1995. -472 с.
9. Матюгин, И.Ю. Как развивать внимание И.Ю.Матюгин, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбникова, Т.Б.Слоненко. – Д.: Сталкер, 1997. – 280 с.
10. Матюгин, И.Ю.Как запоминать слова/ И.Ю.Матюгин, Е.И.Чекаберия, И.К.Рыбникова, Т.Б.Слоненко. – Д.: Сталкер, 1997. – 280 с.
11. Соколова, Т.Е. Кодирование и хранение информации: специфика начальной школы/ Т.Е.Соколова. - Самара: Учебная литература, 2008.
12. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших Школьников/ Н.Ф.Талызина. –М.: Просвещение,1988. -173с.
13. Цуканова, В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. / В.С. Цуканова. – Ростов н\ Дону.: «Феникс», 2003.- 80 с.
Эйдетика – наука об образной памяти. Эйдотехника.
Проводится в форме рассказа и беседы о деятельности детского объединения.
Формы проведения занятий: беседа, практические работы, тестирование
Методы: наблюдение, подражание, эксперимент, рисование, беседа, рассказ, практическая работа.
Оборудование: тесты, орфографический словарь соответствующего класса, карандаши, фломастеры, маркеры, альбомы для рисования, готовые рисунки-ассоциограммы для показа.
Формой подведения итогов темы является выставка детских рисунков-ассоциограмм к словарным словам, демонстрация продуктов запоминания (номера телефонов, пиктограммы и т.д.)
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!