Лицензирование и права собственности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Лицензирование и права собственности

2020-06-05 204
Лицензирование и права собственности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из средств развития национальной экономики любого государства является передача и приобретение передовых технологий, и в первую очередь, на коммерческой основе. Обычно, обмен технологиями можно осуществить и на некоммерческой основе (обмен информацией или ее передача, проведение научно-технических конференций, семинаров, посещение выставок и ярмарок и т.д.), однако, если существующие знания недостаточны, эффективно внедрить эти технологии в сферу производства или оказание услуг даже высококвалифицированным специалистам довольно трудно.

Основными юридическими формами передачи и приобретения технологии на коммерческой основе являются:

-  передача права собственности на объекты интеллектуальной собственности;

-  лицензирование, то есть предоставление собственником объекта интеллектуальной собственности другому физическому или юридическому лицу разрешения на осуществление на определенной территории (обычно на территории определенного государства) в течение определенного времени действий, на которые имеет права владелец этого объекта;

-  передача ноу-хау.

 

Другими формами передачи и приобретения технологий на коммерческой основе является:

-  продажа и приобретение основных фондов;

- проекты «под ключ»;

- совместные предприятия;

-  оказание инжиниринговых услуг, франчайзинг и др.

 

Любая форма обмена технологиями преследует одну цель: реализовать или приобрести передовые технологии, чтобы повысить конкурентоспособность продукции, изготавливаемой на основе этих технологий. В условиях государства это дает возможность в определенной степени заменить импортную продукцию отечественными изделиями, а также удовлетворить потребности внутреннего рынка с последующим выходом на рынок внешний.

 

Передача права собственности на объект интеллектуальной собственности означает смену собственника этого объекта. После того, как сторона (физическое или юридическое лицо), передала права на запатентованное техническое решение, она полностью их теряет, а сторона, которая становится владельцем этого решения, приобретает все исключительные права, возникающих в связи с выдачей охранного документа на объект интеллектуальной собственности.

Юридический документ, удостоверяющий факт передачи прав, обычно называют «актом передачи прав» или «передачей прав». Его подписывают представители обеих сторон.

 

Передача прав на объекты интеллектуальной собственности, реализованная в форме купли-продажи лицензий, на сегодня является одной из самых распространенных форм передачи технологий почти в любой стране мира.

Обычно под лицензионным договором (лицензионным соглашением) принято понимать договор, согласно которому предоставляется лицензия - право на использование объекта интеллектуальной собственности.

Сторонами лицензионного договора является лицензиар (продавец) и лицензиат. Предметом лицензионного договора может быть как запатентованное, так и незапатентованное техническое решение. Итак, по своей юридической форме лицензии могут быть патентными и беспатентными.

Патентная лицензия - это лицензия на использование объекта интеллектуальной собственности, защищенная охранным документом (в зависимости от типа объекта патентные лицензии делятся на лицензии на изобретения, на промышленные образцы, на знаки для товаров и услуг).

Беспатентная лицензия - это лицензия на использование научно-технических решений, которые не имеют правовой охраны (непатентоспособные решения или решения, срок правовой охраны которых истек, ноу-хау и т.д.).

 

По объему передаваемых прав по лицензионному договору, лицензии подразделяют на: полные, исключительные и неисключительные (простые).

Полная лицензия предоставляет лицензиату все права на использование объекта интеллектуальной собственности без ограничения территории на весь срок его действия. Но, в отличие от передачи прав собственности, если предоставляют полную лицензию, владелец объекта остается прежним.

Исключительная лицензия предоставляет лицензиату право на согласованных условиях и территории в течение оговоренного срока использовать предмет лицензии на монопольных началах. При этом лицензиар не имеет права использовать предмет лицензии на соответствующей территории в течение оговоренного срока, а также предоставлять лицензии другим лицам.

Неисключительная лицензия предоставляет лицензиату право на согласованных условиях и территории в течение оговоренного срока использовать предмет лицензии, при этом за лицензиаром сохраняется право использовать предмет лицензии, а также предоставлять лицензии другим лицам.

В практике лицензионной торговли встречают и перекрестные лицензии (кросслицензии), согласно которым обе стороны обмениваются лицензиями, особенно в тех случаях, если владельцы различных патентов не могут осуществлять продажу или коммерческую деятельность, не нарушая прав друг друга.

 

Часто имеют место и так называемые сопутствующие лицензии, предусматривающие передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности в составе других коммерческих сделок, например, на поставку комплектного оборудования, инжиниринг, оказание технической помощи и тому подобное. В этих случаях предметы лицензии играют вспомогательную, сопроводительную роль, а их передачу осуществляют в рамках лицензионных договоров, которые являются дополнениями к основным соглашений, или в виде отдельных разделов контрактов по этим сделкам.

 

За переданные согласно лицензионному договору права на предмет этого договора лицензиат выплачивает лицензиару определенную сумму (так называемую лицензионное вознаграждение.

Цена (стоимость) лицензии зависит от большого количества факторов, но как правило, она составляет треть от величины ожидаемой прибыли лицензиата.

Факторы, влияющие на стоимость лицензии приведены на рис. 6.3.


 

Объем прав использования объекта интеллектуальной собственности, который предоставляется лицензиату
Форма правовой охраны объекта интеллектуальной собственности  
Административно-территориальное регион (список стран), в рамках которого лицензиату предоставлено право на использование  
Вид лицензионного платежа
Зависимость лицензиата в поставках сырья, материалов, комплектующих и т.п.  
Объем технической помощи, предоставляемой лицензиатом лицензиару  
Условия государственного регулирования лицензионной торговли  
Условия лицензионного договора, в частности относительно судебных расходов по возможным искам третьих лиц о нарушении их патентных прав

 


Рис. 6.3. Факторы, влияющие на стоимость лицензии


 

Формы и виды вознаграждения за использование объектов права интеллектуальной собственности представлены в таблице 6.1.

 

 

Таблица 6.1. Формы и виды вознаграждения за использование объектов права интеллектуальной собственности

 

 

Вид вознаграждения Форма вознаграждения
Роялти периодические платежи, выраженные в процентах от результатов использования предмета лицензии (от прибыли, выручки, себестоимости)  
Паушальный платеж выплата фиксированного, заранее определенного вознаграждения (до получения экономического эффекта от использования), размер которого не зависит от объема производства продукции по лицензии  
Комбинированный платеж выплата лицензиару лицензиатом первичного устойчивого платежа вначале производства и сбыта лицензионной продукции с последующей выплатой остатка расчетной цены лицензии в форме роялти после того, как будет налажено производство лицензионной продукции
Компенсационный платеж выплата лицензионного вознаграждения продукцией, произведенной по лицензии (сущность платежа схожа с бартерными операциям в хозяйственной деятельности предприятия)

В лицензионных договорах используют две основные формы платежей: паушальные платежи (взносы) и роялти.

Паушальный платеж - это одноразовый взнос за приобретение лицензии, который чаще всего платят в начальный период действия лицензионного договора, а роялти - это периодические отчисления лицензиата в пользу лицензиара, осуществляемые в течение всего срока действия лицензии; их чаще всего устанавливают или в форме определенных отчислений, или в зависимости от стоимости произведенной по лицензии продукции (размер роялти обычно составляет 15-20% прибыли, полученной лицензиатом благодаря использованию предмета лицензии).

Выбор формы платежа зависит от конкретных условий. Так, например, паушальные платежи часто устанавливают тогда, когда лицензиар не уверен, что предмет лицензии будет эффективно использоваться лицензиатом.

 

Лицензионный договор обычно содержит:

- преамбулу с указанием сторон, заключивших договор;

- толкование используемых терминов; описание предмета договора;

- намерения и ответственность сторон;

- предоставленные права, зону их распространения и ограничения;

- процесс передачи предмета договора;

- обстоятельства и гарантии;

- вид, сумму и валюту платежей;

- обмен усовершенствованиями предмета договора во время действия

договора;

- методы разрешения споров и защиты от претензий третьих лиц;

- условия предоставления сублицензий - это предоставление лицензиатом права на использование объекта интеллектуальной собственности третьим лицам с согласия лицензиара и на условиях, которые оговаривают преимущественно в основном лицензионном договоре между лицензиаром и лицензиатом;

- последствия исполнения договора;

- форс-мажорные обстоятельства;

-  процедуру вступления в силу договора, срок его действия и условия разрыва договора сторонами;

- последствия окончания срока действия договора;

- формы уплаты налогов;

-  язык договора;

- аутентичность текстов и юридические адреса сторон, заключивших договор.

 

В соответствии с законодательством об охране прав на объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, топографии интегральных микросхем и сорта растений – лицензионный договор считается действительным, если он составлен в письменной форме и подписан всеми сторонами. При этом договор вступает в силу в отношении третьих лиц только после его регистрации в соответствующем патентном ведомстве. Непредставление же лицензионного договора для указанной регистрации может привести к признанию этого договора  недействительным. Это делается для того, чтобы лицензионные договоры не накладывали неоправданных ограничений на лицензиата, в результате которых договор в целом может оказаться экономически нецелесообразным для государства-получателя технологии.

 

Ноу-хау - это техническая, организационная или коммерческая информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании; владелец информации принимает необходимые меры по охране ее конфиденциальности.

Ноу-хау, как и охраняемые объекты интеллектуальной собственности, может быть предметом лицензионного договора, который составляется обычно по принципу лицензионного.

Ноу-хау может передаваться в материальной (вещественной) форме: в виде документа, фотографий, микрофильмов и тому подобное. В такой форме можно передавать архитектурные планы сооружений, диаграммы, схемы расположения оборудования, чертежи машин и аппаратов, характеристики сырья и материалов, инструкции техническому персоналу и специалистам тому подобное. Ноу-хау в материальной форме еще называется технической информацией или техническими данными.

Также ноу-хау может передаваться и в нематериальной форме (например, в виде объяснения процессов лицом, передает ноу-хау, лицу-сотруднику получателя ноу-хау). Такую форму ноу-хау иногда называют техническими услугами, технической помощью или управленческими услугами.

Основным отличием процесса передачи ноу-хау есть большой риск, связанный с раскрытием конфиденциальной сути ноу-хау до заключения договора, а также несанкционированная передача ноу-хау его получателем третьим лицам после заключения договора.

В отличие от охраняемых объектов интеллектуальной собственности ноу-хау в большинстве государств не имеет прямого правовой защиты. Однако для его охраны можно использовать другие законы, например, о защите от недобросовестной конкуренции.

 

 

Существуют и другие формы передачи и приобретения технологий на коммерческой основе.

Инжиниринг - это выполнение различных инженерных работ, а также предоставление инженерно-консультационных услуг на коммерческой основе. К ним относятся:

- проведение предварительных исследований;

- подготовку технико-экономических обоснований проектов;

- консультации;

- строительный, инвесторский и технический надзор;

- разработку новой технологии;

- разработку рекомендаций по организации производства и управления;

- условия эксплуатации оборудования;

- реализацию продукции и тому подобное.

Часто предоставление инжиниринговых услуг связано с продажей оборудования крупными фирмами. Контракт на инжиниринговые услуги обычно требует их перечень, организационные условия осуществления, стоимость и порядок оплаты и тому подобное.

На практике виды инжиниринга зачастую разделяют на две группы:

- услуги, связанные с подготовкой производственного процесса (передпроектные, проектные, послепроектные и специальные услуги; к специальным услугам относят экономические исследования, проблемы утилизации отходов, юридические услуги);

- услуги, которые обеспечивают нормальный ход производственного процесса и реализации продукции (оптимизация процессов эксплуатации оборудования и управления предприятием; подбор и подготовка кадров; предложения по финансовой политике предприятия и т.п.).

 

Промышленная кооперация. Значительный объем технологий передается в процессе промышленной кооперации. Различают следующие основные формы промышленной кооперации:

- поставки комплектного оборудования, линий, участков, цехов, предприятий, в том числе проектов «под ключ»;

- совместные производства, совместные предприятия;

- специализация в производстве готовой продукции.

Особенностью заключения кооперационных соглашений, если передают технологии, является начисление платежей обычно не от объема произведенной продукции, а от полученной прибыли или экономии расходов, является результатом промышленной кооперации.

 

Франчайзинг (коммерческая концессия). В последнее время в государствах с развитой рыночной экономикой широкое распространение получил продаже товаров и технологии, а также предоставление услуг на условиях франчайзинга (англ. franchising).

Франчайзинг (в широком смысле - льгота, привилегия, особое право) обозначает способ ведения бизнеса, по которому одна сторона (правообладатель, франшизер), которая обладает определенной технологии, ноу-хау и т.п., предоставляет другой стороне (пользователю, франшизанту) право на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности с использованием знака для товаров и услуг первой стороны. Кроме того, фрашизер консультирует франшизанта при выборе сферы производства или услуг, организации торговой сети, проведение рекламной компании, профессиональной подготовки персонала. Договоры франчайзинга осуществляются чаще всего между крупными фирмами с солидной репутацией и небольшими юридическими или физическими лицами, которые только начинают бизнес. Итак, франчайзинг можно рассматривать как соглашение, при котором производитель или одноличный распространитель продукта или услуги, защищенных товарным знаком, предоставляет эксклюзивные права на распространение на определенной территории этой продукции или услуги независимым предпринимателям в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

Чаще всего выделяют три основных вида франчайзинга: производственный, товарный и сервисный.

При производственном франчайзинге франшизер, который владеет технологией определенного продукта, предоставляет франшизанту сырье (обычно один или несколько важнейших ингредиентов) для производства этого продукта, а также обеспечивает франшизанта технической информацией и предоставляет ему полномочия на производство и продажу товаров с товарным знаком франшизера.

При товарном франчайзинге франшизант приобретает право распространять товары франшизера с его товарным знаком.

При сервисном франчайзинга франшизер разрабатывает систему определенных услуг, которые по условиям договора франшизант обязательно предоставляет своим потребителям.

Ниже приведены основные преимущества, которые получают все стороны франчайзинга:

- франшизер приобретает возможность получить выгоду от быстрого развития своего бизнеса, не прибегая к кредитам и не беря на себя серьезных финансовых обязательств (соответствующие расходы несет франшизант) франшизера успех франшизанта может быть более выгодной, чем эксплуатация собственного предприятия или торговой точки с менеджером, не вложил собственных средств в дело;

- расширяется сеть распределения своего товара (услуг), особенно с заключением франчайзинговых контрактов, по которым франшизант обязан покупать у франшизера необходимое оборудование и ингредиенты для изготовления конечного продукта;

- в случае международного франчайзинга франшизер ближе знакомится с зарубежным законодательством и ведением бизнеса в местных условиях, то есть приобретает знания, получение которых другими путями стоило бы ему гораздо дороже;

- франшизант приобретает специальные знания с помощью программ на обучение и профессиональных консультаций по управлению предприятием, которые дают возможность конкурировать на рынке;

- использование известного товарного знака или знака обслуживания фрашизера упрощает вхождение франшизанта в рынок (кроме того, франшизер проводит постоянную рекламную кампанию на государственном и местном уровнях в таких масштабах, которые не под силу малой или средний фирме;

-  это дает возможность франшизанту полностью сосредоточиться на организации и работе своего предприятия и не беспокоиться о продвижении товара на рынке);

-  франшизанту предоставляется возможность приобретения у франшизера оборудования или ингредиентов, необходимых для производства конечного продукта или оказания услуг, по ценам ниже рыночных;

- потребитель товаров или услуг приобретает возможность получить товары и услуги, отвечающие современному уровню;

- за счет поступления иноземных инвестиций создаются новые рабочие места на территории распространения товаров и предоставления услуг;

- создаются условия для поступления средств от налогообложения в бюджет государства франшизанту, а также развития смежных отраслей промышленности.

 

Обобщая материал данного раздела, можно сделать выводы:

1. Права на любой объект интеллектуальной собственности делятся на две группы: имущественные права и неимущественные.

2. Имущественные права имеют свой «срок годности», а неимущественные права, как правило, бессрочны (если иное не установлено законом).

3. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности - это взаимовыгодные (коммерческие) действия всех участников процесса преобразования результатов интеллектуального труда в рыночный товар.

4. Основными способами коммерциализации объектов права интеллектуальной собственности являются: использование объектов права интеллектуальной собственности в собственном производстве; внесение прав на объекты интеллектуальной собственности в уставной капитал предприятия; передача (продажа) прав на объекты интеллектуальной собственности.

5. Существует три общепризнанных подхода к оценке прав на объекты интеллектуальной собственности: затратный подход; сравнительный (рыночный) подход; доходный подход.

6. Глобальной и конечной целью управления объектами интеллектуальной собственности является развитие общества, удовлетворение его жизненных потребностей, для этого необходимо решить несколько управленческих задач (кадровую, финансовую, правовую, материальную, информационную, координационную и коммерческую).

7. Чаще всего выделяют три основных вида франчайзинга: производственный, товарный и сервисный.

8. В лицензионных договорах используют две основные формы платежей: паушальные платежи (взносы) и роялти.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Какие существуют права на объект интеллектуальной собственности?

2. Какие способы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности можете назвать?

3. Чем отличаются подходы к оценке прав на объекты интеллектуальной собственности?

4. Какие особенности процесса управления объектами интеллектуальной собственности Вы знаете?

5. Что такое франчайзинг?

6. Какие виды лицензий существуют?

 

 

Тесты:

 

1. Права на любой объект интеллектуальной собственности делятся на две группы:

а) имущественные и неимущественные права;

б) законные и незаконные;

в) частные и общественные;

г) легитимные и нелигитимные.

 

2. Неимущественные права являются:

а) правами с ограниченным сроком;

б) бессрочными;

в) с четко установленным сроком;

г) вечными.

 

3. К имущественным правам не относят:

а) право на использование объекта интеллектуальной собственности;

б) исключительное право разрешать использование объекта интеллектуальной собственности;

в) исключительное право препятствовать неправомерному использованию объекта интеллектуальной собственности;

г) передача полномочий государству.

 

4. К неимущественным правам не относят:

а) признание человека создателем изобретения (автором, исполнителем, изобретателем и т.д.);

б) препятствовать посягательству на право интеллектуальной собственности;

в) право на успех и славу;

г) другие личные неимущественные права.

 

5. К формам использования объектов авторского права не от носят:

а) опубликование;

б) воспроизведение любым способом и в любой форме;

в) перевод;

г) лицензирование.

 

6. Субъектами отношений по коммерциализации интеллектуальной собственности не являются:

а) авторы, создатели интеллектуальных продуктов;

б) трудовые коллективы, организации, деятельность которых связана с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности;

в) органы государственного управления национальной инновационной системы;

г) трастовые компании.

 

7. Способом коммерциализации объектов права интеллектуальной собственности не является:

а) использование объектов права интеллектуальной собственности в собственном производстве;

б) передача по наследству прав интеллектуальной собственности;

в) внесение прав на объекты интеллектуальной собственности в уставной капитал предприятия;

г)передача (продажа) прав на объекты интеллектуальной собственности.

 

8. Использование интеллектуальной собственности в уставном капитале не позволяет:

а) получать налоговые льготы;

б) сформировать значительный по своим размерам уставный капитал без отвлечения средств и обеспечить доступ к банковским кредитам и инвестициям;

в) амортизировать интеллектуальную собственность в уставном капитале и заменить ее реальными средствами;

г) авторам стать учредителями (собственниками) при организации дочерних и самостоятельных фирм без ответвления средств.

 

9. Внесение прав на объекты интеллектуальной собственности в уставный капитал не позволяет:

а) входить в совет директоров;

б) получать долю прибыли (дивиденды);

в) участвовать в управлении предприятием через общее собрание правления;

г) получать ликвидационную квоту.

 

10. Характерными признаками рынка интеллектуальной собственности не являются:

а) совершенная конкуренция;

б) высокая степень монополизации;

в) высокая норма прибыли;

г) многолетние и глубокие связи покупателей и продавцов.

 


 

Заключение

В учебном пособии рассмотрены общие положения интеллектуальной собственности, способы ее охраны и системы защиты. Также уделено внимание вопросам коммерциализации права собственности и экономической эффективности его использования. Данная информация представляет интерес для студентов, практических работников, предпринимателей, так как для современных реалий характерно не только усиление защиты личных неимущественных (моральных) авторских прав, но и одновременно дальнейшая «коммерциализация» имущественных (экономических) прав. В то же время нельзя забывать, что экономическая сторона права интеллектуальной собственности включает также имущественные правомочия, защищающие авторов, изобретателей и других творческих деятелей от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров, работодателей).

Восприятие интеллектуального продукта (изобретения) как категории собственности, введение специального ее обозначения в мировой практике как промышленной собственности, понимание необходимости ее охраны и защиты стало значительным шагом в развитии общества, позволило законодательно регулировать правоотношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием изобретений и других интеллектуальных продуктов.

Говорить о современном обществе, высокотехнологичном производстве, инновационном пути развития невозможно, если в стране не  создаются интеллектуальные ценности, если интеллектуальная собственность не защищена. Способность экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал все в большей мере определяет экономическую силу нации, ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их перерабатывать - вот от чего зависит успешное социально-экономическое развитие любого государства.

Решение задач использования в экономическом обороте интеллектуальной собственности имеет принципиальное значение для обеспечения технологической и экономической безопасности.

Современное общество с трудом способно представить экономический оборот без объектов интеллектуальной собственности. Многие специалисты считают, что современная экономика куда больше внемлет росту роли инноваций, чем роли производства, а информация, проявленная в интеллектуальной собственности, становится важнейшим фактором производства – наряду с землей трудом и капиталом.

Сегодня область распространения интеллектуальной собственности – не только и не столько личное потребление, а, прежде всего, общественное производство. Любое предприятие как имущественный комплекс, включает в себя две группы элементов – материальные и нематериальные активы.

Результаты интеллектуальной деятельности составляют важнейший компонент национального богатства. После перехода к рыночной экономике огромнейшая доля этих результатов появляется на рынке, чаще всего без объективной стоимостной оценки и достаточной правовой защиты. Практика показывает, что существует пробел в научных приёмах и методиках оценки интеллектуального продукта.

В ходе развития внешнеэкономических отношений и отсутствия монополии на их воплощение, иностранные партнеры приобретают обширный доступ к новейшим идеям, приёмам, методикам и другим результатам интеллектуальной деятельности. Из-за отсутствия рынка интеллектуальной продукции и правовой защиты государство несет колоссальный ущерб, поскольку вследствие обнародования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических трудов они становятся доступны иностранным партнерам.

В сфере интеллектуальной деятельности и собственности сегодня необходимо включение в мировое интеллектуальное сообщество. Новым явлением становится коммерциализация продуктов интеллектуальной деятельности; она является эффективной формой реализации достижений науки и техники в условиях рыночной экономики.

В современных условиях на рынке, помимо традиционной материальной продукции, все больший удельный вес занимает интеллектуальная продукция. Это дает возможность специалистам говорить о формировании отдельных рынков по купле-продаже интеллектуальной собственности. Коммерческий интерес к интеллектуальной собственности связан, прежде всего, с возможностью извлечения дохода от монопольного использования новых технических решений или продажи патентов и лицензий. Такие существенные черты творческих произведений, как прогрессивность, новизна и способность оказывать стимулирующее воздействие на научно-технической прогресс, дают им право быть оцененными на товарном рынке в зависимости от конъюнктуры.

В наше время, время развития Интернета, электронной коммерции, международного сотрудничества и товарообмена в условиях новых технологических реалий во все большем числе стран интеллектуальная собственность "формирует" около 1/6 части их бюджетов, и эта доля продолжает стремительно нарастать. В связи с развертыванием НТР происходит падение роли традиционных средств производства, акцент переносится на информационные и научные знания, которые в современном мире являются самыми дорогостоящими. В результате формируется и резко усиливает свое значение информационная или интеллектуальная собственность. Такие существенные изменения дали повод некоторым ученым для утверждения, что собственность вообще теряет свое значение, сохраняется лишь ее юридическая сторона. Другие же считают, что теряет свое значение не сам феномен собственности, а собственность на средства производства, т.е. происходит историческая смена доминирующего вида собственности.

Однако, восприятие интеллектуальной собственности в качестве одной из наиболее значительных социально-экономических и правовых категорий пока еще наталкивается на определенные трудности. Процесс утверждения интеллектуальной собственности в правовом поле и на рынке - весьма сложен и противоречив. Во многом, это объясняется тем, что интеллектуальная собственность, как новое явление современности, требует качественно иных взглядов и подходов, чем те, которые сложились в предыдущий период. Возможно, что мало знакомое инновационное мышление пока еще не укладывается в привычные, ставшие традиционными понятия и схемы. Можно уверенно говорить, что сочетание старых подходов с новыми, приоритет демократических ценностей, их превалирование над догматикой давних времен сегодня формируют новую концепцию права интеллектуальной собственности.

 


Предметный указатель

 

А

Автор, с. 45 изобретения, полезной модели, промышленного образца, топографии интегральной микросхемы или сорта растения - это физическое лицо, творческим трудом которого они созданы.

 

Б

Безпатентная лицензия, с. 110 - это лицензия на использование научно-технических решений, которые не имеют правовой охраны (непатентоспособные решения или решения, срок правовой охраны которых истек, ноу-хау и т.д.).

В

Владельцы прав на товарный знак, с. 46 - право на получение свидетельства на товарный знак имеет любое физическое или юридическое лицо.

Владельцы прав на топографии интегральных микросхем, с. 46 -право на получение свидетельства на топографию интегральных микросхем имеет автор или его правопреемник.

 

Г

Географическое определение, с. 39 - объект интеллектуальной собственности (им может быть признано географическое название страны, области или местности), которым обозначают товары, произведенные в этом месте, если этим товарам присущи особенности или свойства, обусловленные исключительно или преимущественно средой данной местности, естественными или человеческими факторами.

Государственная служба интеллектуальной собственности, с. 47 - это центральный орган исполнительной власти по вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности.

 

Д

Доходный подход, с. 103 - общий способ определения стоимости предприятия или его собственного капитала, в рамках которого используется один или более методов, основанных на пересчете ожидаемых доходов.

З

Затратный подход оценки стоимости интеллектуальной собственности, с. 101 - можно применить, когда объект интеллектуальной собственности не предназначен для получения дохода.

И

Изобретение, с. 39 - объект интеллектуальной собственности, которым может быть продукт (устройство, вещество и т.п.) или процесс в любой сфере технологии.

Инжиниринг, с. 116 - это выполнение различных инженерных работ, а также предоставление инженерно-консультационных услуг на коммерческой основе.

Интеллектуальная деятельность, с. 15 - это творческая деятельность, а творчество - это целенаправленный умственный труд человека, результатом которого является нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, существенностью решения задач.

Интеллектуальная собственность, с. 14 - это формализованный результат творческой интеллектуальной деятельности, предоставляет его автору или лицу, право собственности на этот результат, определенное действующим законодательством, которое приобретается, осуществляется и защищается в соответствии с законодательно установленными нормами и правилами.

 

Интеллектуальное творчество, с. 13 - это умственная деятельность, ведь деятельности без умственного осмысления быть не может, потому что творить - способен только человек, наделенный разумом.

Исключительная лицензия, с.110 предоставляет лицензиату право на согласованных условиях и территории в течение оговоренного срока использовать предмет лицензии на монопольных началах.

Исключительное право, с. 16 - это право использовать самому объекты интеллектуальной собственности, а также разрешать (запрещать) это делать другому лицу.

К

Коммерческая тайна, с. 45 - это информация, которая является секретной. Она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с этим имеет коммерческую ценность и является предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, принятых лицом, законно контролирует эту информацию.

Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности, с. 97 - это взаимовыгодные (коммерческие) действия всех участников процесса преобразования результатов интеллектуального труда в рыночный <


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.