Охрана авторского права и смежных прав — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Охрана авторского права и смежных прав

2020-06-05 226
Охрана авторского права и смежных прав 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На Дипломатической конференции о международной охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года было решено, что руководители инструментальных или вокальных ансамблей должны включаться в категории исполнителей.

При этом ст. 9 Римской конвенции позволяет договаривающимся сторонам расширить сферу охраны, включив в нее артистов, которые не выполняют литературные или художественные произведения. Так, Кодекс интеллектуальной собственности Франции (ст. L.212-1) в соответствии с Римской конвенцией специально исключает из сферы охвата «вспомогательный артистический персонал», а включает лиц, выполняющих «эстрадные номера, артисты цирка и кукловодов» [4].

Выражение «артист-исполнитель» означает, что речь идет о тех, кто участвует в коллективном исполнении музыкальных произведений (оркестра или хора), в то время как выражение «артист-интерпретатор» применяется к музыкантам, которые выступают индивидуально (дирижер оркестра и солисты), а также к актерам.

В связи с тем, что исполнители осуществляют артистическую деятельность личного характера, законодательства предусматривают ряд прав, которые защищают их личность. Эти права не признаются по двум другими категориями владельцев смежных прав (производителями фонограмм и видеограмм, организациями вещания), поскольку их деятельность носит технический и организационный характер.

Личное неимущественное право исполнителя строится по той же схеме, что и соответствующее право автора, с некоторыми особенностями, обусловленными различиями, существующими между двумя категориями прав. Обычно законодательства признают исполнителями право на имя и право на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Право на имя означает возможность исполнителя требовать, чтобы за любое использование его творческой интерпретации произведения упоминалось его настоящее или вымышленное имя, которое не должно искажаться. Право на имя не может отчуждаться и охраняется бессрочно.

Право на защиту исполнения от искажения похоже на право автора на защиту репутации. Любые поправки, изменения, дополнения, которые позволяет сделать современная техника, могут вноситься только с согласия исполнителя.

Исполнителю принадлежат исключительные права на использование его исполнение в соответствии с законом. Имущественные интересы исполнителя обеспечиваются путем закрепления за ним права на использование исполнения в любой форме, в том числе права на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Исключительное право исполнителя на использование исполнения означает право осуществлять, разрешать или запрещать такие действия:

- осуществлять исполнение без использования записи исполнения путем передачи с помощью беспроводных средств, по проводам (кабеля) или с помощью иных аналогичных средств (право на передачу незаписанного исполнения);

- записывать ранее записанное исполнение (право на запись);

- воспроизводить запись исполнения (право на воспроизведение);

- распространять оригинал или экземпляры записи исполнения любым способом, в том числе путем продажи (право на распространение);

- сдавать в прокат оригинал или экземпляры записи исполнения (право на сдачу в прокат);

- передавать запись исполнения путем передачи с помощью беспроводных средств, по проводам (кабеля) или с помощью других аналогичных средств (право на передачу записи исполнения);

- доводить до всеобщего сведения запись исполнения (право на доведение до всеобщего сведения записи исполнения);

- ретранслировать исполнение или запись исполнения (право на ретрансляцию).

Исключительные права исполнителя можно передавать по договору другим лицам. Разрешения на использование исполнения дает исполнитель, а при исполнении коллективом исполнителей - уполномоченный представитель коллектива исполнителей путем заключения письменного договора.

Размер и порядок исчисления вознаграждения за использование устанавливает договор исполнителя или уполномоченного представителя коллектива исполнителей с пользователем, а если сбор вознаграждения осуществляют организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе - в договорах, заключенных такими организациями по пользователям.

Заключение договора между исполнителем и производителем аудиовизуального произведения о создании  аудиовизуального произведения влечет за собой передачу исполнителем прав производителю аудиовизуального произведения.

Предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено другое, не предусматривает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

Права исполнителя на получение вознаграждения не отчуждаемы и переходят только к наследникам исполнителя на срок действия прав исполнителя.

Производителями фонограммы признаются любые физические или юридические лица, которые взяли на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или других звуков либо их отображений.

Производителями видеограмм признаются любые физические или юридические лица, которые взяли на себя инициативу и ответственность за первую видеозапись исполнения или других изображений или их отображений как со звуковым сопровождением, так и без него.

Охране подлежат любые фонограммы независимо от их материальной формы, качества записи, а также того, зафиксировано на фонограмме охраняемое законом выполнения творческого произведения или осуществлена ​​запись различных звуковых эффектов, голосов животных, пения птиц и тому подобное.

Право на фонограмму, видеограмму нарушает сам факт первой фиксации звуков, изображений с помощью технических средств в любой материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение независимо от исполнителя.

Охрана, предоставляемая фонограммам или видеограмме, никоим образом не затрагивает и не наносит вреда охране авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, а также охране прав исполнителей на исполнение.

Исключительные права производителя фонограммы или видеограммы на использование фонограммы или видеограммы означает право осуществлять, разрешать или запрещать такие действия:

-воспроизводить фонограмму (право на воспроизведение);

-распространять оригинал или экземпляры фонограммы любым способом, в том числе путем продажи (право на распространение);

- сдавать в прокат оригинал или экземпляры фонограммы, втом числе после их распространения, осуществляемого производителем фонограммы или с его согласия (право на сдачу в прокат);

-импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения владельца исключительных прав на фонограмму (право на импорт);

- вещать фонограмму путем передачи с помощью беспроводных средств, по проводам (кабеля) или с помощью аналогичных средств (право на передачу в эфир или по кабелю);

-доводить фонограмму до всеобщего сведения (право на доведение до всеобщего сведения);

- перерабатывать или любым другим способом изменять фонограмму (право на переработку).

Исключительные права производителя фонограммы можно передавать договору другим лицам.

Организации вещания принадлежит исключительное право на использование ее передачи в соответствии с законом.

Исключительные права организации вещания на использование ее передачи означают право осуществлять, разрешать или запрещать такие действия

-ретранслировать передачу;

-записывать передачу;

-воспроизводить запись передачи;

-распространять оригинал или экземпляры записи передачи, в том числе путем продажи;

-доводить до всеобщего сведения запись передачи;

- публично сообщать передачу в местах с платным входом.

Как и произведения литературы и искусства, объекты смежных прав в предусмотренных законом случаях могут использоваться без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации вещания и, как правило, без выплаты им вознаграждения. Наличие в законе подобных случаев, которые являются в законодательстве всех государств, охраняют смежных правах, и допускаются ст. 15 Римской конвенции, объясняется теми же причинами, что и наличие ограничений прав авторов. Такие ограничения установлены в интересах общества, которое заинтересовано в свободном распространении информации, развитии образования и науки. Как и любые исключения из общего правила, предусмотренные законом ограничения смежных прав не подлежат расширительному толкованию. Свободное использование объектов смежных прав недолжно наносить ущерб нормальному использованию, затрагивать законные интересы исполнителя, производителя фонограммы, организации вещания, а также авторов исполняемых или передаваемых произведений[4].

 

Статья 1 Римской конвенции предусматривает, что предоставляемая в соответствии с ней охрана никоим образом не влияет на охрану авторского права на литературные их художественные произведения. Это означает, что ни одно из положений Римской конвенции нельзя интерпретировать как такое, что вредит авторской правовой охране. Из текста ст. 1 также следует, что в тех случаях, когда авторское право для использования произведения требует согласия автора, Римская конвенция никоим образом не влияет на необходимость получения такого разрешения.

Чтобы присоединиться к Римской конвенции, государство должно быть не только членом ООН, но и членом Бернского союза или Всемирной конвенции об авторском праве (ст. 24 (a)). Государство перестает быть участником Римской конвенции с момента выхода из Бернского союза или Всемирной конвенции об авторском праве(Ст. 28 (4)).

Национальный режим. Аналогично Бернской конвенции охрана, предоставляемая Римской конвенцией, в основном сводится к национальному режиму, когда  государства-участники обеспечивают охрану национальным исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания в соответствии с национальным законодательством (Ст. 2 (2)). Это означает, что кроме прав, которые гарантированы самой Конвенцией и составляют минимальный уровень охраны, в странах-участницах иностранные исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания пользуются теми же правами, которые эти государства предоставляют собственным гражданам.

Национальный режим обеспечивают исполнителям, если исполнение имело место в другом государстве-участнике (независимо от того, к какой стране принадлежит сам исполнитель) или если произведение транслируется в живом исполнении (а не с фонограммы), которое охраняет Конвенция (независимо от страны, к которой принадлежит исполнитель) (ст. 9).

Национальный режим предоставляют производителям фонограмм, если производитель является гражданином другого государства (по критерию национальности), если первая фиксация была осуществлена ​​в другой стране (по критерию фиксации) или если фонограмма впервые или одновременно увидела свет в другой стране (по критерию выпуска в свет) (ст. 5).

 Любое государство, которое на день подписания Конвенции в Риме уже предоставило охрану производителям фонограмм исключительно на основании фиксации, может исключить как критерий выпуска в свет, так и критерий национальности.

Национальный режим предоставляют организациям эфирного вещания, если их штаб-квартира расположена в другой стране (по принципу национальности) или если передача транслируют с передатчика, расположенного в другом государстве, независимо от того, находится первичная организация эфирного вещания в договорном государстве или нет (по принципу территориальности). Договаривающиеся государства могут заявить, что они обеспечат охрану радио- и телепередач только если условия национальности и территориальности удовлетворяют государство (ст. 6).

Охрана прав исполнителей. Исполнителей охраняют от действий, на которые они не давали своего согласия, а именно от:

- передачи в эфир или доведение до всеобщего сведения живого исполнения;

- осуществление записи незафиксированного исполнения;

- воспроизведение фиксации исполнения при условии, что первичная фиксация была осуществлена ​​без согласия исполнителя или же воспроизведение осуществляют с целью, не разрешенной Конвенцией или исполнителем (Ст. 7).

 

Охрана прав производителей фонограмм. Производители фонограмм имеют правомочность разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм, то есть первичное использование фонограмм (ст. 10). Фонограммы определяются в Конвенции как исключительно звуковая запись любого исполнения или других звуков. Римская конвенция не предусматривает правомочности на разрешение исполнение фонограмм и не содержит запрета на распространение или ввоз в страну запрещенных экземпляров фонограмм.

Если фонограмма, выпущенная в коммерческих целях, служит для вторичного использования (например, для радио, телепередачи или доведение до всеобщего сведения в любой форме), пользователь должен заплатить разовое справедливое вознаграждение исполнителям или производителям фонограмм или тем и другим вместе (ст. 12).

Однако договаривающиеся государства свободны не выполнять это правило или ограничивать его выполнение.

 

Охрана прав организаций эфирного вещания. Организации эфирного вещания имеют правомочность разрешать или запрещать:

- одновременно ретрансляцию своих передач;

- фиксацию своих передач;

- воспроизведение неразрешенных фиксаций своих передач или воспроизведение законных фиксаций с противозаконной целью;

- доведение до всеобщего сведения своих телевизионных передач с помощью приемников, установленных в местах, доступных для публики, за плату.

Римская конвенция не предусматривает защиты от распространения передач по кабелю (ст. 13).

 

Исключения из прав исполнителей, производителей фонограмм, Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Конвенция о фонограмме). Конвенция о фонограммы принята в1971г.  Она открыта для любого государства - члена ООН.

Итак, охрана предотвращает не только изготовлению экземпляров фонограммы (как в Римской конвенции), но и распространение незаконных экземпляров и их импорт в целях распространения.

С другой стороны, охрана, предоставляемая Конвенцией о фонограмме, на вторичное использование не распространяется.

Виды охраны.

Охрану предоставляют в соответствии с:

- законодательством в области авторского права;

- специального законодательства в области смежных прав;

- законодательством о недобросовестной конкуренции;

- криминальным правом.

Срок охраны. Продолжительность охраны должен составлять (как в соответствии с Римской конвенции) по крайней мере 20 лет от первого выпуска фонограммы.

 

 Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Конвенция о спутниках). Конвенция о спутниках принята в1974 г. Она открыта для любого государства - члена ООН.

Конвенция о спутниках не охраняет транслируемую программу ибо объектом охраны являются сигналы, излучаемые организацией эфирного вещания. О правах на программы, в Конвенции только сказано, что ее можно интерпретировать таким образом, чтобы не ограничить или нанести вред охране, предоставляемой авторам, исполнителям, производителям фонограмм или эфирного вещания. Несущие программы сигналы не охраняются уполномоченными лицами, если такие сигналы являются носителями коротких отрывков, содержащих сведения о текущих событиях, или цитатами, короткими отрывками программы, передаваемой излучаемыми сигналами, или если программа, носителем которой являются излучаемые сигналы, распространяется исключительно с целью обучения, включая образование для взрослых, или научных исследований.

О сроке охраны Конвенция отсылает к национальному законодательству в любом государстве, в котором применение вышеупомянутых мероприятий ограничено во времени, срок охраны определяет национальное законодательство.

Конвенция о спутниках неприменима в тех случаях, когда распространения сигналов осуществляют со спутников прямого вещания.

 

 Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ), заключенный 20 декабря 1996 г., вступил в силу 20 мая 2002 г.  Он открыт для участия любых государств - членов ВОИС и Европейского сообщества.

Защита от обхода существующих технических средств. Договор обязывает договаривающиеся стороны предусматривать соответствующую правовую охрану и эффективную правовую защиту от обхода существующих технических средств (например, кодирование), которые используют исполнители или производители фонограмм в связи с осуществлением своих прав и которые ограничивают действия по их исполнения или фонограмм, не разрешенные исполнителями или производителями фонограмм или законом (ст. 18).

Защита электронной информации об управлении правами. Договаривающиеся стороны согласно Договору также обязаны предусмотреть в своем законодательстве соответствующие и эффективные средства правовой защиты, направленные против:

- осуществляемого без разрешения устранения или изменения любой

электронной информации об управлении правами;

- распространение, импорт в целях распространения, передачи в эфир или доведение до всеобщего сведения без разрешения экземпляров записанных исполнений или фонограмм при условии, что лицо, которое осуществляет указанные действия, знает, что в них без разрешения была устранена или изменена электронная информация об управлении правами.

Срок охраны должен составлять не менее 50 лет.

 

Из вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

1. Охрана, предоставленная интеллектуальной собственности законами, способствует увеличению количества рационализаторских предложений и изобретений, росту инвестиций, развитию научно-исследовательской деятельности, приводит к техническому прогрессу, улучшению качества промышленной продукции, повышению культурного уровня граждан.

2. Патентная документация - это совокупность первичных и вторичных документов, составляемых в соответствии с патентным законодательством и предоставляют официальное признание наличия изобретений, промышленных образцов и полезных моделей.

3. Патентное право (право промышленной собственности) - это совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, с охраной прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, установлением использования этих объектов, материальным и моральным стимулированием, а также защитой прав авторов и патентообладателей.

4. Принципами правовой охраны являются охраноспособность; признание за правообладателем исключительного права на объект права интеллектуальной собственности; соблюдение баланса интересов правообладателя с одной стороны и общества.

 

 


 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какие охранные документы существуют?

2. Какие принципы правовой охраны Вы знаете?

3. В чем особенности охраны прав на объекты промышленной собственности?

4. Как осуществляется охрана объектов авторского права и смежных прав?

5. Как охраняются права на нетрадиционные (новые) объекты интеллектуальной собственности?

 

 

Тесты:

 

1. Что не является принципом правовой охраны:

а) охраноспособность;

б) признание за правообладателем исключительного права на объект права интеллектуальной собственности;

в) доходность;

г) соблюдение баланса интересов правообладателя с одной стороны и общества.

 

2. Что не относится к основным реквизитам патента:

а) фамилия владельца патента;

б) фамилия изобретателя;

в) срок действия патента;

г) цена патента.

 

3. Виды патента:

а) национальный и региональный;

б) государственный и частный;

в) срочный и бессрочный;

г) платный и бесплатный.

 

4. Формула изобретения – это:

а) формализованное выражение нововведения;

б) краткая словесная характеристика, выражающая техническую сущность изобретения и являющаяся единствв)

в) методика расчета его рентабельности;

г) нет правильного ответа.

 

5. Что не является объектом изобретения (полезной модели):

а) продукт;

б) услуга;

в) процесс;

г) новое применение.

 

6. Исключительное право не включает:

а) право на передачу незаписанного исполнения;

б) право на запись;

в) право на воспроизведение;

г) право на передачу по наследству.

 

7. Исключительные права производителя фонограммы не включают:

а) право на распространение;

б) право на сдачу в прокат;

в) право на воспроизведение;

г) право на передачу по наследству.

 

8. Бернская и Римская конвенции предполагают режимы:

а) национальный;

б) международный;

в) региональный;

г) локальный.

 

9.Виды охраны авторского права не включают:

а) законодательство в области авторского права;

б) специальное законодательство в области смежных прав;

в) антимонопольное законодательство;

г) криминальное право.

 

 

10. Срок защиты электронной информации:

а) 100 лет;

б) бессрочный;

в) 200 лет;

г) 50 лет.

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.