По окончании первой и второй ступени обучения учащиеся должны — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

По окончании первой и второй ступени обучения учащиеся должны

2020-06-05 294
По окончании первой и второй ступени обучения учащиеся должны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

знать: виды и роды ораторской речи, определять сверхзадачу своего выступления.

Уметь:  производить действенный анализ текста, пользоваться орфографическими словарями, самостоятельно работать над текстом и репертуаром чтеца, применять полученные знания по риторике на занятиях по сценической речи и работе над ролью ведущего тематического творческого вечера или концертной программы.

Ресурсное обеспечение образовательной программы.

6.1. Методическое обеспечение реализации образовательной программы.

  В истории театра проблема речи на сцене возникала периодически и ставилась по-разному, для каждого театрального направления существует своё конкретное понимание правды и содержательности сценического слова и представление о роли сценической речи в системе театра. Если проследить основные тенденции в речевом искусстве русского театра, становится очевидным, что интерес к вопросам сценической речи развивается от внешнего к внутреннему, от проблем формы к проблемам содержания. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко с первых попыток создания нового театра с большим интересом относились к речевым традициям русской сцены. Определив пути создания жизни на сцене, разработали метод подхода к созданию живого сценического слова, обозначив его как метод словесного действия на основе видений, воображения, конкретных задач сценического действия с определённо точными приспособлениями общения.

   Эффективным методом развития голоса является косвенное воздействие на согласованную работу голосообразующего органа с помощью «образа действия». Подлинное, реальное или воображаемое действие, включенное в тренинг, и будет втягивать в работу природу, а природа – рефлекторно вызывать к действию всю слаженную машину голосообразующего механизма. Любое техническое задание по развитию голоса подчинять действию – таков основной принцип воспитания речевого голоса.

В образовательном процессе используются различные группы методов обучения:

· Словесный метод - рассказ, беседа, дискуссия, объяснение, речевые упражнения (скороговорки, чистоговорки, стихи, загадки, пословицы);

· Проблемно - поисковый метод применяется для постановки системы перспектив в самостоятельной работе воспитанников, построении мизансцен и взаимодействия партнёров на сценической площадке этюдах-импровизациях;

·   Практический и игровой методы  являются ведущими, на каждом занятии им отводится большая часть времени на создание ситуации успеха через ряд речевых упражнений и игр: «Камешки во рту», «Мушкетёры», «Голосовая имитация», «Выставка собак» и др.

· Метод моделирования  применяется для выстраивания диалогов в игровых этюдах через сюжеты жизненных ситуаций, репетиции чтецких программ: сказки, литературные произведения разных жанров;

· Исследовательский метод – создание ситуации творческого поиска и совместного нахождения лучшего решения сценического действия, анализа ремарок и комментариев автора, создание биографии образа персонажа.

  Метод организации учебно-воспитательного процесса – фронтальный, групповой.

Тема занятий Формы занятий Формы подведения итогов
- Введение в программу. «Камешки во рту». Артикуляция. - Особенности работы над речевым дыханием и голосом. Учебное занятие. Беседа, речевые упражнения и игры Анализ самостоятельной работы детей в тренинге, конкурс «Скороговоруны»
- Развитие диапазона голоса. - Освобождение голоса - Дикция и интонационные особенности речи. - Интонирование знаков препинания. Беседа, интерактивная игра, речеголосовые и пластические этюды, просмотр видеофильма   Анализ, опрос, творческое задание, тренинг, игра
- Искусство речевого хора. - Речевая характерность. - Участие в подготовке и прокате спектаклей    Учебное занятие. Метод взаимных заданий в игре Театрализованная игра, репетиция  Моноспектакль, участие в концерте, посещение   театральных постановок  и их последующее обсуждение 
- Введение в программу. Слово в жизни и на сцене. Техника речи. Орфоэпия. Нормы произношения. - Понятие о жанре и стиле. -  Поэзия, проза. Басня, сказка. - Виды и жанры произведений художественного слова. Фольклор.   Учебное занятие. Беседа, игровой речевой тренинг. Объяснение, работа со словарями. Метод взаимных заданий: инсценирование басен и сказок. Викторина, самостоятельные театрализованные постановки детей Конкурс этюдов по сказкам и басням.
- Виды внимания. Эмоциональная память. - Видение. Позиция исполнителя-рассказчика - Связь «предлагаемых обстоятельств» с поведением. Беседа, интерактивная игра, просмотр видеофильма работа с книгой, упражнение, организация наблюдения, поощрение,   Праздник фантазёров, игра-конкурс  «Путешествие во времени».  
- Актерская сосредоточенность. - Эмоциональная память - Основы словесного действия. Выбор репертуара - Работа с литературным текстом. Логика речи. - Участие в прокате спектаклей. Участие в конкурсе чтецов.   Временная работа в группах.  Метод совместного нахождения лучшего решения, создание ситуации успеха, постановка системы перспектив Театральные музыкально-поэтические гостиные, разыгрывание сказок  для малышей и друзей.  Итоговая игра в стране «Красивой речи»
- Художественное слово как средство совершенствования техники сценической речи.  - Культура речи в творчестве актёра-чтеца. - Риторика – искусство качества устного публичного выступления.  - Ораторская речь – виды и взаимодействие со слушателями Лекционное изложение материала. Стимулирование занимательным содержанием. Совместное нахождение лучшего решения. Беседа, рассказ, диалог, повторение Метод взаимных заданий Экскурсия в  музей литературы. Опрос, аукцион знаний, анализ, проверка самостоятельной работы.  Круглый стол – мозговой штурм. Праздник Слова.

Оснащение занятий: подборка книг художественной и репертуарно-методической литературы, канцелярские товары, реквизит и бутафория, детали костюмов,  музыкальный материал, музыкальный центр, видеокамера, фоно- и видеотека.

Виды методической продукции: листовки «Визитная карточка юных театралов»; тематические подборки «Город Красивой речи», «Творчество детских поэтов и прозаиков: С.Маршак, С.Михалков, К.Чуковский, А.Барто, Т.Петухова»; плакаты и дидактический материал – конверты с загадками; настольные игры «Сказочное лото»; сценарий познавательной игры «В мире слов», дидактический материал – карточки с текстом для темы «Риторика»; схема «Алгоритм игры»; плакат «Виды шрифтов»; тематическая папка «Сюжетно-ролевые игры», методическая папка «Роль ведущего игровых программ»; тематическая подборка «Театральная мастерская»; сценарий игровой программы «Новогодние затеи» и игровой программы «Подарок Деду Морозу», сценарий городского праздника «Город Детства», методические рекомендации для организаторов городского конкурса ведущих игровых программ и конкурсов чтецов.   

Методические  материалы  и  рекомендации  ключевых  тем,  упражнений

Программа способствует обучению студийцев реализации функций голоса: обеспечение слышимости звучащего со сцены слова, чтобы речь легко осознавалась слушателями; выражение мысли; выражение чувств.

   Функции голоса:

· Первая функция голоса состоит в том, чтобы речь легко осознавалась слушателями, обеспечивая слышимость звучащего со сцены слова.

· Вторая функция голоса – быть  выразителем мысли.

· Третья функция голоса – быть  проводником чувств.

     Эффективным методом развития голоса является косвенное воздействие на согласованную работу голосообразующего органа с помощью «образа действия». Подлинное, реальное или воображаемое действие, включенное в тренинг, и будет втягивать в работу природу а природа – рефлекторно вызывать к действию всю слаженную машину голосообразующего механизма. Любое техническое задание по голосу подчинять действию - таков основной принцип воспитания речевого голоса.

   Речь письменная и речь звучащая имеют свои специфические законы. Эти законы изучают­ся на занятиях студии. Грамматика и синтаксис помогают в исследовании текста, но переводя написанное в устный рассказ, мы обнаруживаем особые законы устной речи. Часто грамматические паузы не совпадают с паузами, подсказанными логикой. Логика речи и действенные задачи имеют свои правила, упражнения по логике сценической речи  помогают усвоению ее правил и постоянному применениюих в практике работы с текстом. Чистота и красота речи связаны и с ее мелодией.

   С первых шагов юный рассказчик учится находить в тексте главное, постигать смысл всем своим существом, умом, чувст­вами. Очень важно, чтобы исполнитель художественного произве­дения пусть трудно, медленно, но самостоятельно научился верно и точно раскрывать замысел автора. Для этого необходимо накапливать видения, развивать наблюдательность, оценивать факты и события, выявлять основной конфликт, понимать и четко стро­ить логическую перспективу рассказа. При этом надо владеть хорошей ясной речью, дыханием и голосом.   Начинать работу над текстом нужно не только с теоретического освоения определенных правил, а с общего самостоятельного вос­приятия произведения, с развития умения логически и образно мыслить, понимая ради чего, кому и с какой целью я, исполнитель, высказываю эту мысль. Рассказчик должен выходить на сцену с ясным убеждени­ем: «я не могу не сказать» того, что думаю, во что верю, что мне нравится, «мне необходимо», «я хочу» побудить своих товарищей видеть и оценивать факты и явления так, как видит их автор и как я их понимаю. Необходимо всячески предостерегать ребенка от бессмысленного, бездушного проговаривания вслух пустых слов. Но важно удерживать юных исполнителей и от сентиментальной, псевдоэмоциональной, напыщенной декламационной речи. Воспитание художественного вкуса и обостренного речевого слуха, умение отличать правдивую интонацию от фальши – это  постоянная забота педагога в работе с детьми.

Многие упражнения для речевой постановки голоса носят игровой характер. Играя, ребёнок учится проникать в характеры, психологию людей, понимать мотивы поступков, совершаемые персонажами, познает природу человека, приоткрывает те или иные стороны человеческой жизни, учится понимать её, глубже проникать в законы её развития. Играя, можно учиться искусству сценической речи. Постоянный контроль со стороны педагога-речевика, музыкального руководителя и режиссера, а так же и самоконтроль – обязательные  условия в работе над голосом и выработке у учащихся острого слуха. Самостоятельная домашняя работа над голосом должна включатся в комплекс утренней гимнастики и длиться 10 - 15 минут. Начинать тренинг необходимо с артикуляционной разминки, далее идут упражнения на развитие дыхательных мышц, фонационного дыхания, затем свободного звучания и, наконец, остальных свойств голоса: тембра, высоты, диапазона, длительности, силы, –   они  связаны и тренируются в единстве.

По ходу занятий из каждой темы отбираются упражнения с учетом их степени сложности; осваивая новые упражнения, надо постоянно возвращаться к старым, варьировать ими, находя различные внутренние оправдания, приспособления, которые будут вновь и вновь вызывать эмоциональную реакцию организма. Если какое-либо упражнение не получается, дайте учащемуся другой материал, преследующий те же цели. Для этого надо иметь в запасе различные упражнения. У каждого ученика могут быть свои, полюбившиеся упражнения. Интересный материал, сознательное отношение к тому, чему он учится, повысит возбудимость коры головного мозга, и тогда новое усвоится скорее и лучше. При работе над голосом нужны терпение, каждодневный труд с предельным вниманием к точному выполнению задания, к получаемому результату. Занятия по развитию голоса сложны и просты, трудоемки и увлекательны. Однажды, начав работу над голосом, её не прекращают всю жизнь, если хотят владеть им в совершенстве.

Свободное владение словом – какой глубокий в этом смысл!

 «Камешки во рту». Оратор Демосфен, имя которого стало нарицательным для тех, кто хочет достичь совершенства во владении словом, из глубины веков улыбается нам, доказав, что желание и труд могут совершать чудеса. Об этом гласит легенда.

(Интерпретация). «В Древней Греции ораторское искусство считалось одним из высших и почетных поприщ. К тем, кто решался подняться на возвышение для соревнования в красноречии, предъявлялись высочайшие требования. От мастерства оратора зависели исход политических событий и судьба подсудимого. Яркая речь открывала оратору путь к славе. Однажды древнегреческий оратор Демосфен возвращался домой огорченный,    расстроенный: он, уже не в первый раз, неудачно выступил с речью, и слушатели проводили его недовольными выкриками и насмешками. Демосфен болезненно переживал неудачу и шел домой с закутанным от стыда лицом. По пути он встретил своего друга, актера Сатира и стал ему жаловаться, что из всех ораторов Греции он самый трудолюбивый, а народ все равно насмехается над ним.        

«Я помогу твоей беде – сказал  актер, – если  ты прочтешь мне что-нибудь из Еврипида или  Софокла». (Так звали выдающихся древнегреческих драматургов.)

   Демосфен прочитал, тогда Сатир продекламировал тот же отрывок, но так выразительно и живо, что Демосфену он показался совершенно другим. Он понял, что нельзя пренебрегать произношением, мастерством исполнения, красотой речи и слова. А у Демосфена от природы был слабый голос, нечеткое про­изношение и прерывистое дыхание - получались паузы, затем­нявшие смысл речи. К тому же Демосфен шепелявил. Разговор с актером убедил оратора в необходимости все си­лы уделить тому, что ныне мы называем техникой речи. Демосфен устроил под землей особое помещение вроде пе­щеры и каждое утро спускался туда на весь день, чтобы отрабатывать приемы речи и укреплять голос. Он провел в своем подземелье два-три месяца подряд, а чтобы не было соблазна покинуть добровольное затворничество, наполовину обрил себе голову: в таком виде  не выйдешь!     

Набрав в рот камешков, Демосфен старался ясно и отчетливо читать отрывки из поэтов. Голос укреплял, разговаривая сам с собой на бегу или поднимаясь в гору; произносил, не переводя дыхания, длинные фразы. И стал, в конце концов, знаменитым оратором и политическим деятелем, его речи вошли в историю. Как видите, забота о технике и культуре речи возникла еще в древности» (Ю.  Алянский. Азбука театра).

  Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия - культура речи... Введение подростка в мир родного слова и грамотной речи - задача педагогов, учителей и родителей. Занятия по развитию техники речи мы превращаем в увлекательную игру, состоящую из упражнений, многократного выполнения определенных действий с целью усвоения речевого материала.

Артикуляция. Правильное, четкое, выразительное и красивое произношение звуков, слов и фраз целиком зависит от работы частей речевого аппарата. В речевой аппарат входят: губы, зубы, челюсти, язык, нёбо, маленький язычок. Отдельные части речевого аппарата можно тренировать с помощью упражнений артикуляционной гимнастики.

Челюстная гимнастика (каждое упражнение повторяется 5 - 6 раз)

Упражнение 1. «Песня рыбы». На «и» - исходное положение: голова прямо, зубы раскрыты, губы сомкнуты. На счет «раз» - челюсть опускается на расстояние двух пальцев. Язык лежит свободно, кончик языка у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не видны. На счет «два» - фиксируем открытое положение. На счет «три» - рот закрыть.  

Упражнение 2. Исходное положение первого упражнения. На счет «раз» - челюсть опускается, на «два» - челюсть  движется вправо (рот раскрыт); на «три» - челюсть опускается вниз, на «четыре» - челюсть движется влево; на «пять» - челюсть снова опускается вниз, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - челюсть возвращается на место.   

Упражнение 3. Круговые движения челюсти: сначала вправо, затем влево.

Гимнастика для губ (каждое упражнение повторяется 5 - 6 раз)

Упражнение 1. Челюсти сжаты, губы плотно сомкнуты, выдвинуты вперед («Пятачок»), затем в стороны («на улыбку»).  

Упражнение 2. Челюсти сжаты,движение сомкнутых губ («пятачка») вперед, вправо, влево.  

Упражнение 3. Движение сомкнутых губ вперед и затем круговые движения ими: сначала вправо, затем влево.

  Упражнение 4. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают её, то же самое делают верхние зубы, касаясь нижней губы и почесывают ее.

Гимнастика для языка (каждое упражнение повторяется 5 - 6 раз)

Упражнение 1. «Укольчики». Исходное положение: рот закрыт, кончик языка у нижних резцов. На «раз» - острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки. На «два» - коснуться правой щеки (нижняя челюсть не движется).  

Упражнение 2. «Жало змеи». Движение кончика языка у углов приоткрытого рта - вправо и влево. Движения очень быстрые.  

Упражнение 3. «Дразнилка». На «раз» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в «уздечке». На «два» - рот закрыть.  

Упражнение 4. «Чашечка». Язык высунуть, подержать на весу, не помогая губами, бока языка загнуть к коренным верхним зубам, кончик языка слегка приподнять вверх.

Упражнение 5. Завернуть язык вверх и назад, к маленькому язычку, вернуть в исходное положение. Щелчок с отбрасыванием челюсти.

Все эти упражнения следует выполнять ежедневно. Упражнения надо делать перед зеркалом и следить за покоем остальных мышц лица и не гримасничать.

Дыхание. Работа над голосом начинается с понимания функции дыхания в голосообразовании, с верного пользования дыханием во время фонации (звучания).

  Фонационным дыханием называют дыхание, связанное со звуком (от греческого fonos – звук). В процессе фонационного дыхания участвуют межреберные мышцы, диафрагма, мышцы нижней части живота, а также гладкая мускулатура бронхов, рефлекторно связанная с работой межреберных мышц. Работа над фонационным дыханием идет одновременно с развитием голоса и его качеств, поэтому сначала надо подготовить дыхательный аппарат к фонации. Надо знать о том, что восприятие речи - это не только слуховой, но и слухомышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха, но и мышцами голосо-речевого аппарата, который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего. Поэтому, зажатость в речи педагога и исполнителя непременно передается слушающим ученикам, и те, либо инстинктивно, временами, отключаются от восприятия, давая отдых мышцам своего голосо-речевого аппарата, либо испытывают усталость к концу урока. Свободное звучание голоса - необходимое условие общения учителя с учениками. Поиски свободного звучания связаны с воспитанием фонационного дыхания.

Фонационное дыхание важно для организации верного звучания голоса, разборчивости речи, выработки четкой дикции. В фонационном дыхании участвуют многие мышцы - вдыхатели и выдыхатели. Главными мышцами вдоха является диафрагма (мышца, разделяющая грудную и брюшную полости) и группа мышц, поднимающих и раздвигающих ребра грудной клетки. Такое дыхание называют диафрагмально-реберным. Оно помогает пополнить воздух движениями одной диафрагмы в процессе речевой деятельности.        

Главное условие – воспитать  частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно распоряжаться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом, силой), делают слово наиболее действенным. Необходимо также помнить, что добор воздуха производится в небольшом количестве: достаточно того воздуха, который автоматически, рефлекторно обеспечивает диафрагма. В противном случае свобода звучания будет нарушена, так как излишняя порция воздуха давит на голосовые связки, которые расположены в гортани и являются источником звука.

Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить «коэффициент полезного действия голосового аппарата», то есть, при меньшей затрате мышечной энергии речеобразующего механизма добиться максимума звучности. А для этого необходимо развивать, довести до совершенства саморегулирующий процесс трех систем речеобразования: энергетический (дыхательные мышцы), генераторный (гортань с голосовыми связками), резонаторный (усиливающий звучание голоса). Предлагается ряд упражнений, которые помогут ощутить работу дыхательных мышц, натренировать и развить их.

Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1. Встать прямо, держа ладонь на диафрагме и сделать вдох, затем задержать воздух и выдохнуть; при вдохе рука должна ощутить движение диафрагмы вперед. Следите, чтобы при вдохе плечи не поднимались. Вдох - выдох через нос и бесшумно.   

Упражнение 2. «Свеча». (Ровный, медленный выдох). Глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь сделать так, чтобы «пламя легло», и держите его в таком положении до конца выдоха. Ощущается небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц. Крепкий «поясок» сохраняет ровность выдыхания струи воздуха.

Упражнение 3. «Назойливый комар». (Продолжительный выдох). Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. По счету «раз» - руки в стороны (с глубоким вдохом).

На выдохе со звуком ззз-з - з  медленно соедините руки, чтобы «убить комара», который очень назойливый. Медленнее! Не спугните комара! Поймайте. Желательно поймать, не спугнуть «комара». Замедлите движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха. Образуется естественная «опора дыхания». И только когда «убили» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.

Упражнение 4 «Дровосек». (Быстрый выдох). Ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохнув, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон вперед, отпуская руки вниз («удар топором о полено») Опять выпрямитесь, поднимите руки (вдохнув), и снова «удар» с восклицанием «раз!» (3 - 4 раза)

Задача тренинга фонационного дыхания в том, чтобы научиться легко, рефлекторно «переключать» дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. При этом условии дыхание будет способно обслужить любой вид речевого действия.

Существуют три вида выдыхания.

Первый вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Упражнение «Звукоподражатель». Вспомним звуки природы и воспроизведем их: свистит ветер - с с.., шумит лес- ш ш.., появляется шмель - жьжь.., жужжит пчела - ж ж.., звенит комар -ззз...

Второй вид выдыхания обслуживает волевую, на сдержанном темпераменте речь. Упражнение «Насос». Накачиваем воображаемую «шину», сопровождая движением рук, и звучим: ссс! ссс! ссс! «Косить траву косой» на звуке - с с с! с с с! «Просверлить стену» звуком «з»: зззз... «Натереть пол щеткой»: шшш! шшш!.. и т.д.

Третий вид выдыхания обслуживает волевую, эмоциональную, экспрессивную речь, произносимую в быстром темпе упражнения. «Пульверизатор». Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождаем движение руки звукоподражательным: ф ф ф!... «Выключающийся пылесос»: жжиии! «Пильщики»: пилим со звуком-ссс... «Мотоцикл»: завели мотор и поехали: р р р! и рь рь рь! «Сорока сплетница»: передать услышанную сплетню дальше: трр! трр! трр-трр! трр-трр-трр!.. трата-та-та-та!… трата-та-та-та!…   

Ощущается резкое движение диафрагмы? Хорошо. Только не пытайтесь управлять ею (втягивая внутрь или выпячивая). Она сама делает движения, такие, какие указаны ей природой. Цель данных упражнений – разогреть  мышцы дыхательного аппарата, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать определенные советы:

· не занимайтесь в душной, пыльной, непроветренной комнате;

· вдыхайте воздух только через нос, выдыхайте через рот бесшумно;

· при вдохе не набирайте слишком много воздуха; вдохнуть надо столько, сколько нужно для упражнения;

· следите за тем, чтобы во время упражнения плечи и ключицы при вдохе не поднимались, при выдохе не опускались;

· старайтесь дышать свободно, равномерно и незаметно, избегая судорожных толчков в дыхании. Руки, кисти рук, шея и все тело свободно и спокойно.

 «Слово в жизни и на сцене»

Свободное звучание голоса. Основные свойства голоса: высота, сила, тембр (окраска) и диапазон. Главной задачей в работе над голосом должно стать сознательное овладение правильным звучанием природного голоса:

· во- первых, легкое, без напряжения голосовых связок, течение звука на всевозможных для данного голоса высотах;

· во - вторых, свободный переход голоса из одного регистра в другой;

· в - третьих, владение силой и изменением темпа голоса.

Воспитание чувства атаки. Атака, или начало звучания - это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак: придыхательную, твердую и мягкую. Наиболее характерна для физиологически верного формирования звука мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно, сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный, без придыхания или резких толчков звук.    При твердой же атаке, когда связки до начала выдоха слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, «металлическим», малоподвижным. Перенапряженные связки быстро изнашиваются. Для придыхательной атаки характерно начало выдыхания воздуха до того, как сомкнутся связки. Неиспользованный в фонации «дикий» воздух слышится в речи. Голос тускнеет, быстро утомляется.

Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой, с ощущением резонанса (отзвука) в «маске», рекомендуется ряд упражнений, построенных по типу стона.

Упражнение «Стон».  Стон - это свободный, беспрепятственно льющийся звук. Вообразим, что у нас слегка побаливает горло, или просто ощущается усталость. Стонем на звуке «м». Тихо! Не кряхтеть! При кряхтении звук глухой, короткий, голосовые связки напряжены. Стон - свободный, «тянущийся», монотонный. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, лица, рук свободные. Слегка перекатываем голову: вниз, направо, назад, налево, вниз... Запомните это мышечное чувство свободы (хочется спать). Не дремлет только дыхание. Оно действует - стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину - «центр» голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Подключаем к согласному «м» гласные звуки: и, э, а, о, у, ы. Ммм И ммм Э ммм А ммм О ммм У ммм ы..., а теперь «стонем» со звуком «б» или «д».

Произносим на стоне целые фразы: «Мам, мам, меду нам». «Ах, больной я, ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай».

Упражнение «Канюченье». Сонорные согласные М, Н, Л, Р усиливают резонаторную функцию носовой полости и придают голосу звонкость. Постоните, поканючьте:

Дети: Мам, мам, мам, мам,

       Молока бы нам!

Мама: Не канючь - не дам!

Дети повторяют еще два раза, оправдывая понижение и повышение голоса.

Мама: Доканючили! Дам!

Ощутив свободу звучания на «стоне», надо сохранить эту свободу и в разговорной речи. Поэтому полунапевный способ произнесения слов («стон») чередуйте с речевым: на «стоне»: «Маму я молю упрямо» - Речью: «Молока! Налей мне мама!»

Упражнение «Мимозы». Ведущий (или учитель) сообщает детям: - «Мимозы …      Мила …            маме …                   купила» (!?)

     Дети переспрашивают. Подвергая сомнению каждое слово ведущего и отвечая на вопрос, не должны менять порядок слов в предложении, а каждый раз произносить фразу слитно. - Мимозы  Миламамекупила? - Мимозы Мила мамекупила? - Мимозы Мила маме купила? - Мимозы Миламамекупила. - Мимозы Мила мамекупила. - Мимозы Мила маме купила!   

(Старайтесь не ронять концы фраз и произносите всю фразу с одинаковой силой звучности).

Упражнение «Бабушки». Для верного звучания гласного «а» надо подключить активную работу диафрагмы: она будет как бы подбрасывать вверх, в головной резонатор, ударные гласные. «Ахти! Ахти! Ахтюшки!

Разахались бабушки,

Ахти - ах! Ахти - ах!

Не держатся на ногах».

Следите за мягким началом звука при произнесении гласного «А». Такой характер речи в состоянии мышечного расслабления (релаксации) будем называть формой речи №1.

Формой речи № 2 назовем диаметрально противоположного характера речь: волевую, уверенную, экспрессивную. Задача тренинга состоит в том, чтобы при переходе от формы № 1 к форме речи № 2 сохранить ту же свободу мышц фонационных путей, которые уже натренированы в упражнении «Стон». Значит, и при экспрессивной речи надо сохранить мягкую атаку звука. Для это существует ряд упражнений: «Коварное «ам-ам». «Больные». Зовете маму. Первый раз слитно, на стоне: «Мам, а, мам», (напоминая о том, чтоб дала поесть). Затем с более активной просьбой: «Мам, а, мам! Ам-ам! Мам! Мам, а, мам! Ам-ам! Мам!»

     Главное – следить  за тем, чтобы звук шел на мягкой атаке. При твердой атаке слышен всегда своеобразный глухой щелчок в глотке. Чтобы всегда владеть голосом, необходимо натренировать третий вид выдыхания, который разрабатывает чрезвычайную подвижность диафрагмы, для этого полезно использовать упражнения, в которых используются междометия.

Упражнение «Собаки». Приветствовать хозяина звонким лаем, не зло. Зло ведет к твердой атаке, а эмоция радости ведет к мягкому атакированию звука, значит, формированию голоса по принципу «подлаивания». Надо соблюдать следующие условия: не имитировать собаку, то есть - не искажать тембр своего голоса;   подлаивать на легкой атаке; упражнение сопровождать положительными эмоциями, так как отрицательные эмоции закрепощают голосо-речевой аппарат.

  Упражнение «Две собаки». Спор собак проходит с повышением и понижением голоса.

1-я: Это кость моя, отдай! - 2-я: Ты за это мне полай, голос! - 1-я: Аф! Аф! Аф! –

 2-я: Голос! - 1-я: Аф! Аф! Аф! - 2-я: Кость твоя, мой друг, бери, и за то благодари!

 1-я: Гав-гав!

Упражнение «В пляс». Активными хлопками и эмоциональными приказами нужно раззадорить людей, чтобы они пустились в пляс: «Гоп-гоп! Гоп-ля-ля! Гоп-ля-ля! Гоп! Гоп-гоп! Гоп-ля-ля! Гоп-ля-ля! Гоп!»

Упражнения на свободное звучание,  в которых достигается верное положение нижней челюсти и одновременно активно работает диафрагма, дают хорошие результаты звучания. Остановимся на нескольких упражнениях на свободу мышц нижней челюсти.

1) исходное положение - поза всадника, стержень от пяток до затылка, челюсть широко открыта - гласный звукоряд   И-Э-А-О-У-Ы

2) И.П. - звук А - утробный, стон деревьев: корни, ствол, ветви.

3) И.П. - звук А - переваливаемся с ноги на ногу.

4) И.П. - звук А - снизу вверх на звук Ю! - прямой рукой

5) И.П. - звук А - бросаем за плечо с ударом пяткой об пол.

6) И.П. - звук А - бросаем в стену со словом «Виват!» - прямой рукой.

7) И.П. - все согласные звуки (Н, Ш, Р, Т, К) произнести без участия губ, открыв рот, язык «ворочается еле – еле». Ощущение такое, что, открыв и не закрывая рот, говорите дыханием. Это хорошо ощутимо в диафрагме,   межреберных мышцах, и мышцах живота.

Наша река широка, как Ока!  Вопрос: Как? Как Ока широка наша река?

                                                    Ответ: Так! Как Ока широка наша река!

 Наша река широка, как Ока!

Упражнение «Взрываю». Взрывные согласные образуются при прорыве выдыхаемой струей воздуха препятствий: К-Г, П-Б, Т-Д, Ч-Ц. В основу тренировки положен принцип органического их рождения, «взрыва». Беззвучно, четко артикулируя все слово, произносите только согласный «П» в чистоговорке:

«Пришел ПрокоП - киПел укроП. Ушел ПрокоП - киПел укроП.

Как При ПрокоПе киПел укроП. Так и без ПрокоПа киПел укроП».

Беззвучное произнесение взрывных согласных как бы подготавливает верное звучание гласных, так как обеспечивает координацию мышц речевого и дыхательного аппарата. Сочетания, которые произносили беззвучно, надо сказать с участием голоса. Тренируйте язык в сложных сочетаниях, чтобы он мог мгновенно перестраиваться в работе над дикцией.

- ки - кэ - ка - ко - ку - кы; - ги - гэ - га - го - гу - гы;

- кигги - кэггэ - кагга - когго - куггу - кыггы;

или - биппи - пибби - бэппэ - пэббэ;

- баппа - пабба - боппо - поббо;

- буппу - пуббу - быппы - пыббы.

Упражнение «Команды». Подавайте команды: «Нале-во! Напра-во! Крууу-гом! Шагом-ма-арш!» и т. д. Следите за тем, чтобы голос не задирался вверх. Для этого первую часть команды надо несколько повысить, чтобы вторая часть звучала ниже.

Упражнение - игра «Свинки». Сначала темп речи не быстрый, а за тем веселее, все быстрее. «Печатайте» и говорите в такт ударов:    

Как на пишущей машинке                                           

Две хорошенькие свинки -                                  

И посту -уу- кивают,

И похрю - юю- кивают:

              «Туки - туки - туки - тук!

Хрюки - хрюки - хрюки - хрюк»! (К.И. Чуковский)                                                           

Дыхание подвижное – движение  диафрагмы идет в ритме ударных слогов (взрывает глухие согласные в конце слогов - Т, К.)

Упражнение «Колокола». Для того чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр. Это достигается слаженной работой всех резонаторов. Быстрое переключение с грудного - в головной, со среднего в головной. Резонаторы работают совокупно.

«В грудном регистре что за гром?

     Бум! Бом! Бум! Бом!

 А в среднем гул на целый дом:

 Бим! Бом! Бим! Бом!

Вот в головном чистейший звон:

Динь - дон! Динь - дон!

И все звенит, гудит им в тон:

Бум - бом! Динь - дон! Бим - бом! Динь - дон!»

Упражнение «Прыгуны». При произнесении междометия «Алле-гоп», звук сопровождается жестом рук: «Алле» - руки делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела (сальто), а на междометии «Гоп» - руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке). «Алле-гоп! Гоп! Гоооо-оооп!»

Упражнение «У зубного врача». Представьте, что вам поставили пломбу и попросили посидеть с открытым ртом несколько минут, а вам не терпится узнать, когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите: «Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу, как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть -

Раз нельзя, не буду есть».

       Активная «артикуляция» диафрагмы обеспечивает разборчивость речи, а главное, это убеждает в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки, в мягком атакировании, «опоре» звука. Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. Итак, запомним:

«Избави Бог на «твердой» говорить,

Перенапряжение нельзя творить.

В атаке мягкой голос зарожден –

Ты, говорящий, будешь награжден:

Твой голос выразит все точно до конца,

Все, чем наполнена душа творца».

Дикц


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.