Нормативно – правовой аспект. Теоретическая база программы. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Нормативно – правовой аспект. Теоретическая база программы.

2020-06-05 127
Нормативно – правовой аспект. Теоретическая база программы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы воспитания детей средствами театра разрабатывались в психологических и педагогических теориях прошлого. Авторы ряда из них полагали, что целью воспитания является самораскрытие внутренних природных качеств ребенка. Авторы теории воспитания личности в коллективе, психологии искусства и игры (Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, С. Луначарская, А. Любимов) считали, что театр является важным средством приобщения ребенка к общественной жизни страны и отмечали его влияние на формирование личности.  

Дополнительные общеразвивающие образовательные программы Театра-центра студии составлены в соответствии с требованиями нормативных документов:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1       

  (с последующими изменениями);

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995г. №233 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 № 216).

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357).

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Концепции развития дополнительного образования детей. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации №1726-р от 04.09.2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/4429.

- Устав МУ ДО «Дворца творчества детей и молодёжи» г.Вологды.

1.1. Направленность.  Авторская образовательная программа «Сценическая речь в мастерской художественного слова» имеет художественную театральную направленность. Реализуется с 1998 года в условиях разновозрастного Образцового детского коллектива Театра-центра студии «ПодРосток», где обучающиеся владеют от природы разными творческими способностями.

Искусству звучащего слова принадлежит важнейшая роль в возрождении отечественной культуры. О красоте русского языка много сказано нашими великими писателями и поэтами. Это то, чем гордится нация, давшая миру Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого. Воспитание детей и молодежи на лучших образцах отечественной и мировой литературы и в лучших традициях российского красноречия вселяет надежду на но­вый подъем языковой культуры народа и сохранение богатств русского языка.

1.2. Актуальность программы. Новые условия существенно повлияли на процессы формирования жизненного опыта детей и подростков. Значительно расширился разрыв между традиционным признанием ценности периода детства для индивидуальной жизни человека, общества в целом и фактическим статусом детских интересов, занятий, форм досуга подрастающего поколения. В то же время от того какие идеалы сформированы у подрастающего поколения, от готовности детей и подростков к действиям на основе гуманных норм зависит успешность цивилизованного развития общества и государства. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения.  И, именно, высокоодарённые люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Поэтому концепция гуманистического воспитания, основанная на идее уважительного отношения к ребенку как активному субъекту собственного развития, становится все более востребованной в отечественной педагогике. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Занятия в Театре-центре и классе-студии чтеца «Слово» помогут подростку и  молодому человеку понять и оценить красоту родного языка, богатство нашей литературы. Выступая на сцене перед аудиторией сверст­ников, дети начинают понимать общественную значимость сво­его творчества и просветительскую роль искусства звучащего слова. Творческая работа над текстом развивает образное мышление, обогащает внутренний мир, укрепляет память. Знакомство с произведениями классиков дает возможность глубже узнать жизнь и людей, овладеть родным языком во всем его многообразии. Предполагается использование литературного наследия Вологодского края в композициях и концертных номерах.

1.3. Новизна программы заключается в ее взаимном дополнении основных программ Театра-центра и спецкурсов, индивидуального творческого плана обучения одарённых и способных детей, благодаря которым обучающиеся могут освоить основные речевые жанры, приобрести опыт диалога, узнать силу красивой речи, почувствовать вкус к лирике, юмору и сатире. Одарённые дети в коллективе обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи (занимаясь параллельно в других творческих объединениях, студиях, школах с углублённым изучением предметов).

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к обучению, развитию, воспитанию ребенка средствами интеграции, т.е. воспитанник в течение нескольких лет обучения остается вовлеченным в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую ему с одной стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – автора-творца. Это требует от учащегося самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах педагога, который на всех этапах занятия является для каждого воспитанника соавтором и сотворцом. Поэтому определяющим направлением творческого процесса программы является педагогика сотрудничества, в которой преподаватель является не авторитарным руководителем, а участвует в творческом процессе наравне с ребенком, что создает особый психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их сближению друг с другом и раскрытию их внутреннего мира.

1.4. Педагогическая целесообразность программы направлена на воспитание речевой культуры как части всей духовной культуры учащихся и реализует принцип преподавания сценической речи и художественного слова, как живого, образного искусства, неразрывно связанного с жизнью. Стимулами процесса становятся: удивление, сомнение и радость, импровизация – основная атмосфера развития творчески одарённого ребенка.

Речь на сцене всегда занимала особое место в характеристике того или другого стиля актёрского исполнения и речь является одним из самых важных средств отражения среды, реальности, в которой живёт и действует личность. Сценический голос – это превосходно разработанный, удивительный «инструмент» не только профессионального актера: выносливый, закаленный ежедневным тренингом, сценический голос работает безотказно, не зная быстрой усталости и частых заболеваний. Работа над голосом – дело сложное, требующее определенных знаний. 

Дыхание, дикция, голос – вот что входит в понятие «техника речи». Слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», что значит «искусство» и, чтобы овладеть этим искусством, нужно натренировать свой речевой аппарат. Тренируя речевой аппарат, необходимо одновременно добиваться хорошего звучания, следить за мышечной свободой, точно осуществлять воздействие на партнера или слушателя.

Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств, – это закон природы, поэтому в работе над голосом надо исходить из понимания органической природы рождения звуков речи. Произнесение любого звука речи должно рассматриваться как речевой поступок, как действие. Отсюда вытекает основной принцип работы над развитием голосового аппарата: подчинять сценическому действию все элементы техники звучания голоса.  Воспитание и развитие художественного вкуса и обостренного речевого слуха, умение отличать правдивую интонацию от фальши – это постоянная забота педагога в работе с детьми любого возраста и способностей.

 

Цель и задачи

Цель программы: Создание  условий воспитания творческой индивидуальности студийца  и  стратегии обучения одарённых детей средствами художественного слова,  актёрского мастерства,  техники и культуры речи.

Образовательные задачи:

·  освоить элементы актерского мастерства посредством развития культуры звучащего слова и сценического действия;

·  изучить основные понятия и законы логического прочтения литературного текста;

·  изучить ритмическую и пластическую структуру родного языка;

·  овладеть речевой техникой через творческое взаимодействие;

·  расширять круг понятий, образов, обогащать словарь и осмысление речевого опыта.

Развивающие задачи:

·  развивать психотехнику актера-чтеца: образную память и наблюдательность, способствовать накоплению впечатлений и их отражению в речи;

·  развивать речевой диапазон голоса, дикцию с учетом индивидуальности и возраста;

·  развивать внимательность и творческое воображение  через этюды, упражнения.

Воспитательные задачи:

· воспитывать уважение к литературе и чтению, любознательность и интерес к исследованию событий окружающего мира;

· воспитывать общий кругозор у воспитанников через разнообразие репертуара.

Жителям Вологодской области свойственна протяжная и певучая речь, присутствие постоянного акцента – ударения на звук «о» («мо-ло-ко», «ко-ло-бок») в каждом слоге. Одна из задач работы с детьми состоит в том, чтобы помочь освободиться от местного диалекта и многоударности в словах и предложениях. Для более точного и ясного донесения слова им необходима хорошая дикция и знание законов орфоэпии, специальные упражнения и развитие стремления к правильному литературному произношению и слухового контроля в процессе произношения заданного текста.

  1.6. Особенности структуры занятий  в мастерской художественного слова.

Структура занятий в классах студии по программе обучения сценической речи и художественного слова «Классе чтецов»включает в себя виды деятельности:

ü формирование и изучение речевых знаний и понятий, навыков и умений;

ü органичное сочетание теоретического и практического разделов: теоретические знания даются в процессе работы над упражнениями, учебным репертуаром, в групповых и индивидуальных занятиях в мастерской слова;

ü каждое занятие включает комплексный игровой тренинг для всех групп.

Основу программы составляет:

-   изучение основных элементов техники речи и выполнения упражнений на дыхание, диапазон голоса (первая ступень обучения за два года, вторая ступень обучения за четыре года) – во всех классах студии в ходе освоения предмета «Сценическая речь» проводится по установленному учебному плану Театра-центра; 

- воспитание профессиональных качеств речевого голоса, развитие  основ сценического мастерства и изучение законов построения логики речи (первая ступень обучения за два года, вторая ступень обучения за четыре года) – классе-студии чтеца «Слово» в ходе освоения предмета «Искусство художественного слова». Индивидуальные занятия по установленному учебному плану Театра-центра для одарённых воспитанников в «Мастерской художественного слова».

Программа для воспитанников Театра-центра, исходя из требований, которые ставит перед исполнителем искусство звучащего слова, включает в себя различные виды занятий по развитию кругозора ребенка, его интеллекта, а также преподавание основ речевого тренинга и сценического ис­кусства во взаимодействии с развитием актёрского мастерства, пластической культуры, включая совершенствование речевого аппарата, обретение навыков правильного произношение звуков, постановку дыхания, развития диапазона голоса. Чтобы речь лилась свободно и легко, необходимо владеть правильным пол­ным дыханием и звучным голосом. Уделяя основное внимание форме комплексного развивающе-обучающего игрового тренинга, где в зависимости от года обучения даётся особый ряд упражнений и творческих заданий. Структура занятия может меняться в зависимости от поставленной задачи педагога. Речевой тренинг – это необходимое условие развития выразительной и ясной речи. В ходе тренинга развиваются:

ü речевой диапазон, память, дыхание, внимание,

ü речевой и музыкальный слух,

ü происходит раскрепощение и контроль за свободой мышц и движений.

В основе программы «Сценическая речь в мастерской художественного слова» изучаются такие ключевые темы:

ü дыхание и артикуляция;

ü дикция – четкость  произношения;

ü орфоэпия – нормы  литературного произношения;

ü техника речи – основы сценического мастерства;

ü законы построения логики речи.

Все темы программы тесно связаны между собой, хотя в практической работе каждая из них имеет свою специфику. Программа  включает в себя работу над техникой речи и литературно-художественным текстом, а в работе над техникой речи  освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата и выстраивание логико-интонационной структуры речи. Работа над голосом входит в общий комплекс занятий, как по сценической речи, так и театральным играм, актерскому мастерству и вокалу, что обусловлено синтезом театрального искусства. Регулярно во всех возрастных группах на занятиях проводятся тренинги по речевой грамматике, упражнения по дик­ции и орфоэпии. Продолжительность речевого тренинга на занятиях по 10-15 минут, что предупреждает утомление голосового аппарата. Преобладают индивидуальные занятия, учитывается разнообразие и сложность материала для одарённых воспитанников (индивидуальный план).

Программа курса рассчитана на шесть лет, в режиме групповых и индивидуальных занятий, один раз в неделю по одному часу. Режим работы на каждом этапе определяется возрастом обучающихся и временем поступления в студию. Количество обучающихся в группе от 7 до 15 человек.   Занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом с 10-ти минутным перерывом в соответствии с нормами СанПиНа 2.4.1.1249 – 03 п.2.12.7. Реализация программы проходит в два этапа – подготовительный и основной.  

1 этап – подготовительный – 2 года обучения, рассчитан на 36 часов в год:

–  группы классов «Театралики»:  школьники 7-10 лет и подростки 11-14 лет;

– целевая группа «Театральный класс» из школы дети 9-10 лет (ФГОС).

2 этап – основной – 4 года обучения, рассчитан на 36 часов в год:

– смешанные группы детей 10-12 лет (3-й год обучения), 13-15 лет (4-й год обучения) с повышенным уровнем творческого развития (концертная);

– смешанные группы учащихся 14-19 лет (5-6-й год обучения) с повышенным   уровнем развития (концертная, допрофессиональная), 1 час индивидуально;

– индивидуальный класс-чтеца «Слово» с повышенным уровнем творческого развития, дополнительно 2 часа в малой группе.

Сроки осуществления замысла работы строились поэтапно:

  Диагности­ческий и прогностический этап  1998 –2000 годы – были  определены цели и задачи, разрабо­таны концептуальные основы, сформулирована гипотеза и спрогнозированы результаты интегрированности программы.

Организационный и практический этап  2001 – 2004 годы – проходил  од­новременно с дальнейшей разработкой идей, в связи с конкретными результата­ми инновационной деятельности Театра-центра. Участие в городских, областных семинарах, конкурсах.

Опытно-экспериментальный  2005–2009 годы – этап  практической деятельности. Защита авторского проекта на городских Слётах и областных форумах по инноватике. Публикация программы, методических материалов в сборнике художественно-эстетического направления дополнительного образования детей (ВИРО, 2008).

Аналитический этап 2010–2018 годы – обобщение результатов исследования  проведенной научно-практической работы с одарёнными детьми и творческими достижениями на различных конкурсах и фестивалях, анализ результатов по внедрению опыта в различных образовательных учреждениях. Планируется выпуск учебно-методического сборника «Мастерская художественного слова» по итогам конкурса программ-победителей работы с одарёнными детьми (2012, 2014).

 

1.7.  Планируемые и ожидаемые результаты и способы их проверки.

Единство в воспитании эмоционального, физического, волевого и интеллектуального начал – необходимое условие гармоничного развития личности подростка и его одарённости. Своеобразным аккумулятором всех этих начал является «слово».  

 Характеристика основных планируемых результатов освоения программы.

Личностные результаты. У   обучающихся будут сформированы:

- сознательное отношение к занятиям в мастерской сценической речи и слова;

- самооценка индивидуальных показателей своих актёрских способностей;

- осознанное отношение к исполняемым ролям репертуара студии и чтецким номерам;

- устойчивость интереса к литературе, театру, поэзии и к искусству звучащего слова,

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к младшим и старшим студийцам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению  педагогов и членов коллектива;

- осознание значимости занятий искусством словесного действия для личного развития.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.    Обучающийся научится:

- самостоятельно участвовать в постановке цели занятия с учётом того, что уже усвоено обучающимися и того, что предстоит выполнить на занятии;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности в работе над голосом и логическим прочтением текста;

- прогнозировать перспективы результатов совместной театральной деятельности.

Коммуникативные УУД.    Обучающийся научится:

- осуществлять самоконтроль звучания голоса в форме сравнения результата совместной актёрской деятельности с партнёром;

- включаться в коллективную коррекцию совместной репетиционной деятельности – внесение необходимых дополнений в результат выбранного репертуара;

- определять совместный творческий поиск создания сценического образа рассказчика;

- оценивать свою сценическую деятельность и осознавать его качества;

- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию по достижению результатов и преодолению трудностей на занятиях сценического мастерства.

Познавательные УУД. Обучающийся научится:

- инициативно сотрудничать в поиске и выборе литературного материала к постановке;

- разрешать конфликты в коллективе путём поиска оценки их творческой деятельности;

- управлять своим поведением в коллективе, делать оценку своих действий с точки зрения правил обучающихся в студии, уметь работать в группе, в паре-дуэте, индивидуально.

  Предметные результаты обучения,  обучающиеся научатся:                          

- осознавать красоту сценической речи, образность родной речи,  

- говорить свободно и ясно, самостоятельно мыслить и чётко выражать свои мысли;

- понимать сверхзадачи и перспективы исполняемого произведения, уметь выстроить целостную композицию выбранного литературного материала;

- ценить сценическое актёрское саморазвитие: силу и диапазон голоса, дикцию;

- использовать дыхательные упражнения в профилактике заболеваний;

- ценить этические чувства, эстетические потребности  на основе опыта исполнения чтецкого номера или роли в спектаклях.

 Занятия сценической  речью и художественным словом призваны развить:

· увлечённость творческими задачами класса-студии и Театра-центра;

· устойчивое владение искусством словесного действия, логикой рассказчика исполнительского мастерства;

·  сценическая активность, глубина и свобода общения с аудиторией;

· формирование ансамбля чтецов-исполнителей;

· точное сценическое общение и органичное непринужденное поведение на сцене.

Воспитание и развитие художественного вкуса и обостренного речевого слуха, умение отличать правдивую интонацию от фальши – это постоянная забота педагога в работе с детьми любого возраста и способностей. Эффективность реализации представленной программы определяется на двух уровнях – внешнем и внутреннем. Внешний – результат участия воспитанников театра в конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня, внутренний – через мониторинг результативности образовательной деятельности воспитанников театра, ориентированный на параметры, которые отражают триединые задачи программы (обучение, развитие, воспитание).


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.