Методы и приемы освоения учебного материала — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Методы и приемы освоения учебного материала

2020-06-05 136
Методы и приемы освоения учебного материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В начальном литературном образовании может быть использован весь спектр известных методике методов и приемов, но поставленные цели, эстетический принцип и системно-деятельностный подход к обучению требуют выделения ведущих методов для обучения различным видам деятельности.

Основными методами изучения художественного произведения являются целостный анализ текста и диалог искусств. Целостность анализа означает, что художественный текст рассматривается как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны, и только в результате освоения этих связей можно освоить художественную идею. Целостность не противоречит вариативности, избирательности анализа. Урок не должен сводиться к «разжевыванию» произведения, к постоянному возвращению к тому, что уже понято, освоено учениками. Мысль художника может быть постигнута через эпитет, портрет, особенности построения сюжета и т.д. при условии, что каждый элемент рассматривается как часть целого.

Восприятие художественного произведения рассматривается в литературоведении, психологии, методике литературы как акт сотворчества. Писатель рассчитывает на воображение читателя, его способность воссоздать образ на основе художественных деталей, его способность к сопереживанию, к размышлению, на его отклик, ответное духовное действие. Привлечение произведений изобразительного искусства, музыки на урок литературного чтения активизирует воображение и эмоции школьников, акцентирует их внимание на специфике языка разных видов искусства, на единстве формы и содержания. Поэтому учебник литературного чтения включает не только иллюстрации литературных произведений, но и репродукции картин, задания, предлагающие детям прослушать определенное музыкальное произведения, посмотреть мультипликационный фильм, спектакль, интерпретирующий изучаемый литературный текст.

Отбор литературных произведений, иллюстративного, художественного материала в учебниках создает потенциальную возможность выстраивания диалога искусств и предполагает организацию деятельности школьников в режиме диалога.

 

Основной метод развития речи – литературное творчество учащихся.  Литературное творчество – метод, основанный на представлении о речи как о творческом процессе. Цель литературного творчества не только развитие речи, но познание мира, «оттачивание» своих мыслей, чувств, переживаний в процессе поиска Слова. Организационно существуя в рамках уроков литературного чтения, литературное творчество по самой сути своей предполагает установление межпредметных связей, поскольку источником, побудителем речевых произведений школьников является не просто текст изучаемого произведения (хотя и такое возможно), но мир, который познает ребенок. Поэтому цельобучения не сводится к формированию речевых умений школьников, она значительно шире: научить высказывать в слове свои впечатления о мире, чувства, переживания, размышления, формировать убеждения, мировоззрение, способствовать становлению личности

Информационные и библиографические умения формируются с помощью частично-поискового метода. Новые библиографические знания вводятся на специальных библиографических уроках, последующее их закрепление и формирование соответствующих умений происходит на всех школьных предметах при решении конкретных учебных задач, а также в самостоятельной учебной и досуговой деятельности учащихся.

 В становлении культурного поля школьников ведущим является метод проектов. Метод проектов – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Индивидуальная проектно-исследовательская деятельность организуется рубрикой «Выбери задание для себя». Задания связаны с прочитанными произведениями и предполагают выход в более широкое культурное пространство, знакомство с новыми интерпретациями, культурным и историческим контекстом, представление результатов работы в классе. В планировании предусматривается время на представление результатов проектной деятельности.Кроме этого, в процессе обучения ученик может принять участие в 12 межпредметных проектах, предлагаемых УМК «Школа диалога».

При использовании любого метода особое внимание уделяется формированию потребностей, мотивов, установок, интересов, ценностных ориентаций. Системно-деятельностный подход проявляется и в выстраивании индивидуальной траектории развития ученика на основе его собственного выбора и уровневой оценки достигнутых учеником образовательных результатов.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.