Подходы и принципы построения учебного курса «Литературное чтение» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Подходы и принципы построения учебного курса «Литературное чтение»

2020-06-05 381
Подходы и принципы построения учебного курса «Литературное чтение» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УМК «Школа диалога» строится на основе системно-деятельностного, личностно ориентированного, культурологического, метаметодического подходов, а также принципов: диалогизации обучения, учета специфики поликультурного общества и полиэтнического состава обучающихся, вариативности, доступности, преемственности, содержание которых раскрыто в Концепции образовательной системы «Школа диалога».

Для курса литературного чтения основным является эстетический принцип, который определяет подход к произведению, отбор содержания образования, включая круг чтения, выбор методов и приемов обучения. Изучаемое произведение рассматривается как эстетическая ценность и художественная целостность.

 С истемно-деятельностный подход соответствует задаче формирования единой картины мира и предполагает установление содержательных и процессуальных связей на разных уровнях:

· на уровне анализа одного художественного произведения (каждый элемент рассматривается как часть художественного целого, акцентируется внимание на его функции);

· на уровне сопоставления нескольких литературных произведений по различным основаниям (тема, проблема, жанр, герой и т.д.);

· на уровне сопоставления произведений, принадлежащих разным национальным культурам;

· на уровне сопоставления произведений разных искусств, объединенных близостью темы, проблемы, идеи и т.д.;

· на уровне сопоставления художественного и научно-популярного текста;

· на уровне соотнесения изучаемого художественного произведения с культурно-историческим контекстом;

· на уровне выделения междисциплинарных понятий (художественный образ, форма и содержание, идея и т.д.) и формирования универсальных учебных действий;

· на уровне взаимосвязанного формирования читательских и литературно-творческих умений;

· на уровне взаимосвязи урочной и внеурочной образовательной деятельности.

Эти и другие многочисленные связи создают условия для эффективного литературного развития ребенка и становления его культурного поля.

Формирование целостной картины мира опирается также на метаметодический подход и реализуется в выделении близких для разных учебных предметов целей, элементов содержания образования, методов обучения, приемов учения (самообразования) и в формировании междисциплинарных знаний и умений, универсальных учебных действий. Литература как учебный предмет наиболее тесно связана с предметами эстетического цикла, русским и иностранным языками. В содержании литературного образования наряду с предметными (читательскими и литературно-творческими) выделяются метапредметные (эстетические) умения, межпредпредметные знания, универсальные учебные действия.

Личностно ориентированный подход предполагает направленность обучения на формирование определенных качеств личности. Эти качества формируются, во-первых, за счет общения с художественной литературой, развивающего внимание к Другому (автору, герою, читателю). Во-вторых, за счет присвоения ребенком гуманистических ценностей, которые несет в себе искусство. В-третьих, за счет организации деятельности ребенка, требующей проявления активности, избирательности, ответственности, креативности, инициативности, мобильности, рефлексивности. В содержание обучения включены учебные ситуации, в которых востребован поступок, как элемент поведения ребенка, широко применяются метод проектов, внеурочная образовательная деятельность, тесно связанная с содержанием курса литературного чтения.

Принцип доступности определяет отборсодержания и методов обучения, необходимых для литературного развития ребенка в период от 7 до 11 лет. В младшем школьном возрасте происходит интеллектуализация восприятия – ребенок может сделать свое восприятие текста предметом осмысления, наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Интенсивно развиваются процессы децентрации и синтезирующего восприятия – появляется способность видеть несколько точек зрения на явление и соотносить их, устанавливать не только временные, но и причинно-следственные связи. Развивается внутренняя жизнь – жизнь переживаний, появляется возможность фиксировать эмоциональное состояние, видеть оттенки переживаний, прослеживать динамику эмоций. Поэтому младший школьник не просто готов к аналитической читательской деятельности, он нуждается в ней для развития своих потенциальных способностей. Принцип доступности связан прежде всего с определением знаний, умений, видов деятельности, которыми должен овладеть младший школьник для полноценного общения с литературными произведениями и создания собственных высказываний.

Культурологический подход реализуется в рассмотрении литературного произведения как элемента культуры, в актуализации доступных младшим школьникам связей изучаемого произведения с культурно-историческим контекстом, с произведениями других национальных культур на эту же тему, с произведениями других искусств, близких по эмоциональному настрою, сюжету и т.д. Диалогу культур способствует широкое использование сопоставительного анализа различных культурных объектови явлений(произведений литературы, изобразительного, музыкального искусства; языковых явлений, этических норм, обычаев разных народов и т.д.).

Диалог учителя и ученика, ученика и ученика реализуется на уровне методики обучения, предполагающей равноправность участников диалога как читателей, имеющих право на собственную трактовку произведения. Диалог предполагает стремление к взаимопониманию, порождению личностного смысла, а не получение учеником готового вывода, сделанного учителем. Работа по развитию литературного творчества школьника также строится на диалоге создателя текста, раскрывающего индивидуальный авторский замысел, с учителем и соучениками как читателями.

Принцип вариативности обучения относится как к учителю, так и к ученику.Учитель дозирует учебную работу в зависимости от уровня готовности класса, интересов и запросов учеников, выбирает, на каком из произведений, помещенных в учебной книге для чтения, остановиться подробнее, какие произведения оставить для самостоятельного чтения детей, какие из предложенных заданий использовать. Планирование, методические разработки носят рекомендательный характер.

Ученик имеет право выбора домашнего задания. Ученик сам решает, принимать или не принимать участие в работе над конкретным проектом, самостоятельно выбирает вид и объем заданий. Участие в проектной деятельности осуществляется исключительно на добровольной основе, отказ ребенка не влечет за собой никаких негативных последствий. Задача учителя – побуждать к чтению и культуросообразному поведению, а не принуждать. Решение этой задачи требует терпения и такта. Только пробудив интерес ребенка, создав положительную мотивацию, можно добиться успеха.

Принцип преемственности и перспективности выражается в едином подходе к формированию читателя и развитию литературного творчества школьников с первого по выпускной класс. Начальный этап литературного образования рассматривается как базовый в процессе литературного развития школьников, поскольку именно в этот период литература впервые становится предметом изучения, а литературное творчество детей включается в учебную деятельность, именно в этот период формируются обеспечивающие читательскую и литературно-творческую деятельность мотивы, установки, умения, и они должны отвечать природе искусства. Стержневые линии, определяющие суть единого подхода к литературному образованию школьников соотносятся с такими структурными элементами программ, как цель, принципы построения программы, установки, мотивы, виды читательской и литературно-творческой деятельности школьников, базовые читательские и литературно-творческие умения, методы изучения литературы. Конечно, каждый из названных элементов претерпевает определенные изменения на разных этапах образования, но эти изменения связаны с углублением и расширением его содержания, а не с кардинальным изменением его сути.

Ребенок приходит в школу, обладая определенным читательским кругозором, опытом общения с искусством. Учет уровня литературного развития каждого ученика и ориентация на зону ближайшего развития – необходимые условия соблюдения принципа преемственности и перспективности, поэтому УМК включает систему диагностических работ, позволяющих учителю отслеживать процесс литературного развития и формирования культурного поля ребенка и вовремя вносить коррективы в учебный процесс.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.