I этап: Распевание ансамбля. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

I этап: Распевание ансамбля.

2020-06-05 417
I этап: Распевание ансамбля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятия с ансамблем обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 

1) Разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) Развития вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения произведений. 

Необходимо знать, что в эстрадном пении деление на типы голосов условное. Это обусловлено тем, что эстрадные вокалисты поют в натуральном регистре. У них нет искусственно расширенного высокого участка диапазона, с использованием головных резонаторов. В эстрадном пении голоса различаются, соответственно своей «массе», как высокие и низкие, плюс индивидуальные качества певческого звука.

На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и использоваться систематически. При распевании руководитель ансамбля должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке.

Петь упражнения нужно на том участке диапазона, на котором голоса ансамбля чувствуют себя удобно. В смешанном составе ансамбля распевать юношей и девушек рекомендуется вместе. Там, где юношеским голосам высоко, они опускаются на октаву ниже или пропускают высокие ноты.

Работа над динамикой тоже ведётся в распеваниях с самого начала, с использованием средней силы звука, затем piano и forte. Дальше разрабатывается подвижность голоса от умеренного к быстрому темпу, затем агогические нюансы, затем идёт работа над гармоническим строем (двух-трёхголосием).

При работе над тембром главная цель - сглаживание регистровых переходов, то есть одинаковое выровненное звучание голоса во всём диапазоне. Для подобного рода упражнений сначала используют восходящее и нисходящее постепенное пропевание звуков, затем использование скачков с заполнением. Расширение скачков происходит постепенно, в зависимости от успешности работы и быстроты освоения элементарных принципов этой работы.

Атака во всех видах упражнений любая, но единая для всех поющих в ансамбле.

Работая с вокальным ансамблем следует добиваться:

1. Одновременного и бесшумного вдоха;

 2. Однотипной атаки;

3. Динамического баланса голосов;

4. Хорошо смешанного, «общего» тембра;

 5. Чётко одновременного начала и концовки упражнений;

 6. Строгого выполнения штрихов, пауз и нюансов;

 7. Устойчивой и чистой интонации;

 8. Единства ритмического исполнения.

Преподавателю в процессе распевания ансамбля нужно заострить внимание на певческих навыках и развивать их, т.к. правильная постановка певческого голоса - характерное качество вокального ансамбля.

Распевание включает в себя такие виды упражнений как:

1. Разогрев голосового аппарата.

Первое упражнение должно быть удобным по тесситуре, и оно должно быть постоянным. Это помогает возобновить певческие ощущения.

А) Певческое дыхание

Певческое дыхание - процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от жизненного выдохом, его большей продолжительностью. Певец при пении должен вдохнуть такое количество воздуха, которое было бы достаточно для исполнения певческой фразы, и экономно его расходовать. Для выполнения этих требований певцу рекомендуется производить вдох достаточной глубины, при котором плавно, без толчков поднимается, расширяется грудная клетка, а стенки живота остаются в неподвижном состоянии. Выдох должен быть плавным, постепенным, не толчкообразным.[12]

Б) Работа над певческими регистрами: грудной, головной (фальцетный) и смешанное голосообразование (микста).

В) Артикуляция и дикция

Дикция (греч.) - произношение. Критерий достижения хорошей дикции в ансамбле - это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.[13]

Работая над дикцией с вокальным ансамблем, преподаватели обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо, потому что именно ясность согласных помогает понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Основное правило дикции в пении - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание следует обратить на развитие кончика языка, после чего язык полностью становится гибким. Необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани.

Основной момент в работе над гласными - воспроизведение их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания вокального ансамбля и достижение унисона в вокальных партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

 

 

Г) Метроритм

Метроритм - ощущение сильных и слабых долей и ритмическая определенность, фундамент на котором держится ансамбль. Важно одновременно брать дыхание, начинать и заканчивать произведение. В работе над метром и ритмом можно использовать хлопки, постукивания, применить дирижерский жест (преподавателю) и т.д.[14]

2.Работа над слиянием голосов.

Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям отличается от сольного. Если сольное пение в основном символизирует горизонтальное мышление, то ансамблевое - это объемное и вертикальное мышление. На занятиях вокального ансамбля обязательно идет работа над постановкой голоса и певческого дыхания. Значительную часть занятия следует отдать упражнениям, развивающим ладовый слух и дающим навыки многоголосного пения. Это нужно для того, чтобы ученики не механически воспроизводили свои партии, а слышали и чувствовали красоту гармонии. Только тогда вокальному ансамблю будет доступен сложный и интересный репертуар.

Прежде чем начинать работу по выработке единого певческого звукообразования у всех участников вокального ансамбля, важно выявить такие нюансы характера голоса как прозрачные, плотные, легкие, тяжёлые, звонкие, приглушённые, звучные, тихие и т.д. Каждому составу, следует подобрать соответствующие распевки, с целью добиться умения петь упражнения без «своего» тембра, без «своей» вибрации и «своей» силы звука. Каждый слушает своего соседа, стараясь при этом «утопить», «спрятать» тембр своего голоса, в тембре голоса поющего рядом.

Каждый следит, чтобы его голос не выделялся и не терялся в общем звучании, которое должно восприниматься поющими как исходящее из одного источника, одного тембра, одной громкости и с общим вибрато. Лучшие упражнения для выработки единого певческого звукообразования -это диатонические гаммы и арпеджио. Распевки поются в унисон (если состав смешанный - в октавный унисон), в диапазоне свободно, без напряжения берущихся звуков.

3. Многоголосные распевки.

Успех деятельности каждого ансамблиста и овладение навыком многоголосного пения зависит от развитости его музыкального слуха.

Музыкальный слух делится на два вида:

1. Мелодический (по отношения к мелодии)

2. Гармонический (по отношению к созвучиям)

 Для развития гармонического слуха необходимо выполнять многоголосные упражнения.

  Многоголосные упражнения - двух или трехголосные упражнения, которые позволяют постепенно включить каждого певца ансамбля в гармоническое общеансамблевое звучание.

Следующая ступень – пение аккордовых построений, которые получаются импровизированно по указанию педагога: изменить то верхний, то средний, то нижний голос на тон или полтона вверх или вниз.

Использование септаккордов (пение их, например, в параллельном движении на большую или малую секунду вверх или вниз) подготавливает ансамбль к восприятию и исполнению джазовых упражнений. Когда выполняются аккордовые упражнения нужно обратить особое внимание на баланс голосов («растворить» свой голос в общем звучании).

Все, что было сказано о многоголосном пении, следует отнести и к пению без сопровождения. Этот тип вокального исполнения является самым трудным, но вместе с тем и самым интересным. Свободное владение навыком пения без сопровождения является главным показателем достижения наивысшей ступени вокального мастерства, так как красота и богатство человеческого голоса представлены здесь в наиболее полном виде.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.