Теоретическое обоснование сущности и социального назначения государства. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Теоретическое обоснование сущности и социального назначения государства.

2020-06-04 112
Теоретическое обоснование сущности и социального назначения государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первый древнейший концептуальный подход на двух теориях:

- патриархальной (развитие в эпоху средневекового абсолютизма)

- теологической (создатели считали, что государство вечно существует, поэтому каждый обязан подчиняться).

Патриархальная теория актуальна сегодня. У ее истока стоял Аристотель.

 

Второй концептуальный подход: теория общественного договора (Руссо – концепция народного суверенитета). Суверенитет и подконтрольность.

 

Теория насилия – в рамках третьего концептуального подхода вместе с классовой теорией. Теория насилия объясняет возникновение государства поддержанием на завоеванных территориях порядка (Гумплович).

 

Четвертый подход обусловлен развитием естественных наук - органическая и психологическая теории XIX – XX веков. Органик – Вебер, психолог - Петражицкий. Органическая теория – государство и общество сравниваются с организмом человека.

 

Государство – это форма организации общества, которая позволяет добиться в нем определенного порядка.

По мере развития общества в нем складываются подсистемы, которые связаны между собой: экономическая, политическая, социальная и др. Государство представляет собой систему, внешнее выражение которой находит в форме организации общества.

Место государства в политической и экономической системе общества: государство продукт общества и важнейший элемент его структуры.

 

Политическая система – это организационное выражение всей взаимосвязанной совокупности институтов публичной власти, а также граждан, участвующих в формировании государственной власти.

 

Субъективный состав политической системы образуется на основании законов, их уставов и программ. В политической системе общества государство является главным полновластным субъектом. Государство контролирует деятельность субъектов политической системы. Политическая система в период революции утрачивает свои системные свойства.

 

Экономическая система общества является организационным выражением взаимосвязанных общественных предприятий, органов самоуправления, физических лиц, участвующих в хозяйственном обороте. Здесь роль государства иная, чем в политической системе: с одной стороны государство выступает как полновластный субъект, с другой стороны является равноправным участником хозяйственного оборота.

Формы государства.

Форма – внешнее выражение сущности и содержания государства.

 

Формы государства – сложное общественное явление, основанное на единстве трех элементов:

- форме правления

- форме государственного устройства

- форме государственного режима.

 

Долгое время теории отождествляли государственный режим и политический режим. Это не так. Политический режим затрагивает большее число субъектов. Если правовой режим представляет собой прием осуществления власти, то государственный режим учитывает возможности субъекта власти, является наиболее мобильным (изменение формы государства происходит через изменение политического режима).

 

Формы правления.

Формы правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, распределение компетенции между ними, а также порядок их образования и прекращения полномочий.

Формы правления дает возможность уяснить, что:

1. как создаются высшие органы государства, и каково их строение.

2. как строятся взаимоотношения между высшими и другими органами.

3. как строятся отношения между высшими органами и гражданами страны.

4. в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

 

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

- монархические

1. абсолютные

2. конституционные

3. наследственные

- республиканские (высший орган власти избирается)

- смешанные.

 

Монархия.

Основные признаки монархии:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

2) наследственный порядок преемственности государственной власти;

3) монарх представляет государство по своему усмотрению, ему не нужно мандатов и полномочий;

4) юридическая безответственность монарха.

 

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества, а при феодализме стала основной формой правления.

 

Виды монархий:

Абсолютная монархия: Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Саудовская Аравия – возникновение абсолютизма связано с зарождением буржуазных отношений. Существенная черта – ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений. В подчинении монарха – армия, полиция, весь демократический аппарат. На этом этапе власть в центре и на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь получает юридическое закрепление. На рубеже XVII – XVIII веков Россия – абсолютная монархия, до революции была Франция.

 

Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха ограничена законом и представительным органом. Обычно это ограничение определяется в конституции, которая утверждается парламентом. Монарх не имеет права менять конституцию (Англия, Дания, Испания, Норвегия).

Конституционная монархия бывает:

- парламентарной

- дуалистической (власть разделена между парламентом и правительством)- Германия с 1871 по 1918, сейчас в Марокко.

 

В некоторых государствах монарх возглавляет религиозное управление страной – теократическая государство. (ОАЭ, Иран, Ирак).

Парламентарная монархия ( Бельгия, Канада):

1. Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент.

2. Лидер партии, обладающий наибольшим количеством мест, становится во главе правительства.

3. Власть монарха отсутствует в исполнительной, законодательной и судебной сферах. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь подписываются монархом.

4. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом.

 

Республика.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

— существование единоличного и коллегиального главы государства.

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти.

— осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа.

— юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.

— обязательность решений верховной государственной власти на территории всей страны.

 

Республиканская форма правления оформилась в Афинском государстве. По мере дальнейшего развития она насыщалась демократическими процедурами.

 

Виды республик:

1. Республика Советов (принцип разделения государственной власти).

2. Парламентская республика (правительство несет ответственность перед парламентом).

3. Президентская республика.

 

Высшей формой парламентского контроля над исполнительной властью является избрание или назначение главы государства парламентом. Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. В Германии президент избирается федеральным собранием, входящим в Бундестаг. В Италии президент республики избирается членами обеих палат на их общем заседании. При этом в выборах президента участвуют по три депутата от каждой области (их избирают местные советы). В Австралии – всеобщее, прямое избирательное право.

 

Глава государства в парламентской республике обладает следующими полномочиями:

- обнародует законы;

- издает декреты;

- верховный главнокомандующий.

 

Парламентские республики: ФРГ, Австрия, Индия, Италия, Швейцария, Испания, Ирландия.

 

Черты президентской республики:

1. Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.

2. Ответственность правительства не перед парламентом, а перед президентом.

3. Более широкие полномочия главы государства по сравнению с парламентской республикой.

 

Президентские республики: США, Франция.

 

Разнообразие президентских республик в том, что в одних странах президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства (Франция, Россия).

 

 

Формы государственного устройства.

Формы государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти и управления.

 

В отличии от форм правления государственное устройство рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах.

Форма государственного устройства показывает:

1) из каких частей состоит внутренняя структура государства;

2) какое правовое положение этих частей;

3) каковы взаимоотношения органов, управляющих этими частями;

4) в какой государственной форме выражаются интересы наций, проживающих на этой территории.

 

Суверенитет- это политико – правовое свойство, характеризующееся четырьмя моментами:

- верховенство над всеми другими властями на данной территории;

- независимость от всех других властей данного субъекта власти;

- прерогатива (право на признание ничтожными, или отмену функций всех других властей);

- неделимость;

- неограниченность (суверенитет ограничивается нормами права).

 

Нация – общность, связанная некоторыми признаками.

 

Формы проявления суверенитета нации:

1. Образование национального государства (в Германии 99% немцев).

2. Образование национального государственного субъекта федерации или автономии.

3. Национально – культурная автономия.

 

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

- унитарные;

- федеративные;

- конфедеративные.

 

Унитарное государство – единое цельное государственное образование, состоящее из административно – территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственной независимости.

 

Признаки унитарного государства:

1) единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют централизованное руководство территориальными подразделениями этих государств;

2) на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство (исключение: в Испании – в Каталонии свое законодательство);

3) составные части унитарного государства (области, округа, провинции,

графства) государственным суверенитетом не обладают. 

4) унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускаются национальная и законодательная автономия;

5) все внешние отношения осуществляют центральные органы, которые 

представляют страну официально на международной арене;

6) унитарное государство имеет единые Вооруженные Силы, но может иметь полицию двух уровней: централизованную и муниципальную.

 

Различия в степени и формах контроля в центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления (одни полномочия передаются одним органам, другие забираются и передаются другим органам – что – то национализируют, что – то отдают в муниципальное ведение). Унитарные государства: Франция, Турция, Польша, Чехия, Норвегия.

 

Федерация.

Федерация представляет собой «добровольное» юридически закрепленное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определены историей возникновения федерации, в силу национальных корней. Вместе с тем для большинства федеральных государств можно выделить общие признаки:

- территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, республик, областей;

- в союзном государстве верховная исполнительная, законодательная, судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

- субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные, судебные органы;

- в большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

- при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации (Совет Федерации, Сенат);

- основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные федеральные органы, они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях;

 

Типы федерации:

1) территориальные (исторические);

2) национальные;

3) национально-территориальные.

По порядку образования:

1) конституционные;

2) договорные;

3) конституционно-договорные.

Если сравнивать территориальную федерацию и национальную, то в национальной федерации более сложное государственное устройство. Основное различие в степени суверенности их субъектов.

 

Конфедерация.

Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для              обеспечения их общих интересов и целей. При конфедеративном устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

 

Отличие федерации от конфедерации:

- конфедерация не имеет общих законодательных судебных, исполнительных органов, не имеет бюджета, единой армии, налогов, в отличии от федерации;

- сохраняет гражданства тех государств, которые находятся во временном союзе;

- могут договориться о единой денежной системе, едином таможенном контроле, о финансово – кредитной политике на время существования;

- для создания конфедерации необходимо наличие органов, которые занимались бы решением общих задач, которые подвигли бы эти государства к союзу.

Конфедерация недолговечна (Швейцарский союз с 1815 по 1848, в США 1781г.).

 

Политический и государственный режимы.

Государственный режим является составной частью политического режима. Политический режим включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы действия негосударственных организаций и органов местного самоуправления. В зависимости от приемов и методов, используемых государством, государственные режимы принято делить на:

- демократические;

- недемократические (тоталитарный, авторитарный, расистский, олигархический).

 

Основным критерием является демократизм методов осуществления власти и степень ответственности государственной власти перед человеком.

Приемы осуществления власти:

1) информационный;

2) воспитательный;

3) принудительный;

4) поощрительный;

5) разъяснительный;

6) агитационный.

 

При демократическом режиме деятельность органов власти базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.