Структура права: публичное и частное; материальное и процессуальное; международное и внутригосударственное, коллизионное. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Структура права: публичное и частное; материальное и процессуальное; международное и внутригосударственное, коллизионное.

2020-06-04 124
Структура права: публичное и частное; материальное и процессуальное; международное и внутригосударственное, коллизионное. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие и виды правовых систем.

Система права требует контроля, чтобы не нарушить взаимосвязь между правовыми нормами. В большинстве учебников понятие «законодательства» включает в себя закона и подзаконные акты. Вместе с тем это не совсем верно, также нужно включать: правовые обычаи, прецеденты, принципы.

Два пути согласования норм и принциповмеждународного права ивнутреннего законодательства:

1) нормы и принципы международного права действуют непосредственно, если они ратифицированны,

2) нормы и принципы международного права начинают действовать после включения их в действующее законодательство (приведение их в соответствие).

 

Право по мере своего развития и развитие общества приобретает ряд системных свойств. Единство, взаимосвязь между нормами, которые появляются в разное время, в разных условиях объясняется как минимум двумя факторами, то, что эти нормы связывает общий предмет регулирования или охраны, т. е. конкретный вид общества отношений, а также специфика методов воздействия норм права на поведение участников этих отношений.

Исторически, когда право получает импульс в своем развитии от формирующего государства, формируются общности норм публичного характера (т.е. государство формирует свои институты власти на основе первичных норм в сфере политических отношений и экономики). Первично с государством складывают нормы государственного права, появляется их совокупность, затем правитель стремится закрепить нормы в экономике и в социальной сфере, санкционируя определенные обычаи. По мере укрепления институтов власти и порядка реализуется потребность в создании норм права, обеспечивающих частные и корпоративные интересы, позволяющие людям сотрудничать между собой в различных сферах. Благодаря предмету и методу регулирования при поступательном развитии общества складывается система права. Под системой права понимается исторически сложившаяся, объективно обусловленная внутренняя структура права, которая определяется совокупностью норм права, связанных между собой функциональной направленностью (предметом и методом регулирования и охраны) и юридической силой.

 

Система законодательства – функционально и предметно-обусловленные хронологически – иерархически связанная совокупность законов, подзаконных актов, правовых обычаев, юридических прецедентов (административные, судебные) принципов, нормативно-правовых договоров, взятых в их полноте и единстве.

С понятием нормативно-правовой договор прочно связаны понятия типового и примерного договора (один из вариантов соглашения в данной сфере отношений, предлагаемы его разработчиками для внедрения на практике).

Другое дело типовой договор – это разновидность документального соглашения, разработанного и внедренного участниками в определенной сфере отношений и, в последствии, санкционированный (рекомендованный) отраслевым органом государства для внедрения на практике.

Типовой договор близко подходит к нормативно-правовому договору, но типовой договор - это государственная рекомендация, а нормативно-правовой договор имеет общеобязательную силу.

 

Система права и система законодательства имеют различия, хотя и органически связаны между собой.

Отличия:

1) в основе системы права лежит правовая норма, а в основе системы законодательства его источники (закон, принцип, прецедент, договор и др.)

2) система права складывается исторически, постепенно в результате процесса правообразования или отторжения правовых норм. Система законодательства в большей степени подвержена субъективному усмотрению законодателя или иного субъекта правотворчества. Сама по себе система законодательства состоит из объективных институтов, доступных каждому.

 

Нормы права объединяются в некие общности и обособляются в них на основе своего специфического предмета и метода правового регулирования или охраны.

Предметы правового регулирования:

- политические, 

- экономические,

- социальные,

- информационно - коммуникативные,

- финансовые.

На практике имеем дело со специфическим предметом правового регулирования – потому, что общности правовых норм всегда комбинация предметов правового регулирования. Выделяется отрасль права – совокупность однородных правовых норм, подотрасли права, институты права.

 

Методы правового регулирования:

- императивные (обязывание, запрет),

- диспозитивные (дозволение, поощрение, рекомендательный метод).

По мнению многих ученых можно выделить третий критерий для структуризации системы права - усмотрение субъекта правотворчества.

У системы законодательства тоже есть структурные критерии, один из которых совпадает с системой правовой – предмет правового регулирования, а также критерии:

- хронологический,

- субъектов правотворчества,

- метод правового регулирования (но этот критерий трудно определять).

 

Метод – совокупность средств воздействия на поведение участников отношения, характеризуемы:

1) порядком установления прав и обязанностей;

2) степенью автономности субъектов, установленных прав и обязанностей;

3) способом защиты установленных прав и обязанностей.

 

Структура системы права.

 В рамках системы права исторически сложились такие структурные образования как:

1) публичное и частное;

2) материальное и процессуальное;

3) международное и внутригосударственное;

4) коллизионное.

 

Коллизионное – совокупность норм права, предусматривающих порядок разрешения противоречий между нормами различной юридической силы.

Виды коллизий:

1)между центральными и региональными нормами;

2)международная и внутригосударственная норма (ратифицированные акты);

3)между федеральными нормами, субъектов федерации и местного самоуправления (по вопросам совместного ведения);

4)между нормами одинаковой юридической силы.

 

Публичное право – совокупность правовых норм, регулирующих или охраняющих отношение по поводу интересов и потребностей всех и каждого (общества в целом), в котором государство выступает как полновластный субъект.

 

Частное право – это совокупность правовых нор, регулирующих общественные отношения, в которых реализуются интересы и потребности индивидов, социальные групп и организаций, основанных на невмешательстве государства в процесс удовлетворения этих интересов указанными субъектами.

 

Есть чисто публичные отрасли права: - процессуальные (уголовные, гражданские). Чисто частных отраслей права не существует (они подкрепляются нормами публичного права).

   

Процессуальное право – это совокупность правовых норм, регулирующих властную деятельность, уполномоченных субъектов и заинтересованных лиц, направленную на решение конкретных юридических дел, связанных с реализацией прав и обязанностей в тех случаях, когда без участия этих субъектов права и обязанности реализованы быть не могут.

Международное право - это совокупность правовых норм, предусмотренных актами международных сообществ и международными договорами (либо действует непосредственно, либо на основании этих норм создаются и действуют внутригосударственные нормы).

Наряду с понятием система права в юридической литературе используется понятие правовая система. В состав правовой системы включают систему права, систему законодательства, правосознание, правотворчество, правовую культуру, толкование и реализацию права, и юридическую практику.

 Понятие правовая система относится к конкретной стране – национальная правовая система, тем не менее между правовыми системами различных стран есть нечто общее, позволяющее классифицировать правовую систему. Рене Давид выделил критерии:

- преобладающий источник или форма права,

- техника и юридическое содержание правовых норм,

- идеологическая направленность.

На основании этих критерий Рене Давид выделил четыре семьи правовых систем:

1) романо-германская семья (преобладающий источник – нормативно-правовые акты и договоры, нормы права становятся основным источником возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; приоритет прав личности – либерализм);

2) англо-саксонская семья – семья общего права (преобладающий источник – прецедент; основа прав и обязанностей содержится в прецеденте судебной практики; консерватизм);

3) идеализированные семьи:

- социалистическая правовая семья (близка к романо-германской семье, основной источник – нормативно-правовой акт; предельная регламентация прав и обязанностей участников отношений; преобладание публичного над частным правом; приоритет общественных интересов над личными);

- религиозная правовая семья (преобладающий источник – религиозные постулаты, переносимые в нормативно-правовые акты; преобладающие юридически обязанностей над правами; религиозное подвижничество, право на восстание против тирании).

 

Обновление правовых систем по следующим направлениям:

1) унификация норм,

2) окультурация норм (совершенствование правовой нормы с учетом международного опыта),

3) рецепция (заимствование отдельных правовых институтов, принципов из других правовых систем).

Правообразование, правотворчество, толкование, систематизация.

Именно право содержит в себе социальный опыт человечества по обеспечению порядка в обществе. Социальная среда по мере развития общества приобретает устойчивые свойства. Закономерности развития общества получают закрепление в праве. Объективно в обществе созревает поведение, которое властвующие субъекты должны понять, уловить и закрепить. Все факторы, которые воздействуют на формирование права, следует выделить в четыре группы:

1) факторы естественной среды,

2) факторы социально-политической среды,

3) биофизиологические, этнографические факторы,

4) факторы экономической среды.

 

Монтескье: географическая среда, климат воздействуют на менталитет народа и влияют на политико-правовую среду.

Названные факторы требуют учета и оценки с помощью специальных методов:

- статистического,

- социологического,

- математического.

 

Правотворчество – это завершающий этап процесса правообразования.

Правотворчество – это форма деятельности государства и местного самоуправления, меняющийся характер отношений в обществе, потребностей людей, организаций, конфликты диктуют необходимость изменения и создания новых правовых норм, это тенденция объективного в праве. С этой точки зрения правотворчество является объективным процессом. Вместе с тем в правотворчестве присутствует и субъективное начало. Правотворческая деятельность строится на следующих принципах:

1) объективность (необходимость и обусловленность потребностей населения регулировать или охранять данный вид отношений);

2) демократизм (влияние на содержание правовых норм, волеизъявление народа, социальных групп и при этом предлагает проведение этого процесса в рамках демократической процедуры);

3) гласность;

4) законность (проведение процессов правотворчества в соответствии с требованием законов);

5) строгая дифференциация полномочий и ответственности правотворческих органов;

6) планирование правотворческой деятельности с учетом факторов правообразования (бывает перспективным и текущим (на год или полгода)).

7) профессионализм.

 

Объектом правотворчества является деятельность органов, направленная на создание, изменение и отмену норм права, содержащихся в официальных источниках.

Субъектом правотворчества являются: парламент (федеральное собрание из двух палат), президент, правительство, министерства, ведомства, законодательное собрание (дума), главы субъектов, департаменты, управления, а также органы местного самоуправления.

Главным субъектом правотворчества является народ, участвуя в референдуме, а также участвуя в выборах органов, которым делигируются полномочия правотворчества.

Правотворчество не следует смешивать с законодательной деятельностью (одна из разновидностей правотворчества). Тем не менее законодательная деятельность является важнейшим видом правотворчества и обличена в специальную процедуру. Как правило, законодательная деятельность начинается с процесса законодательной инициативы. Право законодательной инициативы о внесении законопроекта на рассмотрение правотворческим органом принадлежит определенным субъектам (депутатам федерального собрания, президенту, правительству, а также законодательным собраниям субъектов и высшим должностным лицам субъектов).

Законодательный процесс предусматривает следующие процедуры:

- первое чтение (рассматривается концепция и наименование будущего закона) и выносится решение о необходимости принятия такого закона или отказе в этом, потом законодательный орган дает поручение разработать проект закона для рассмотрения во втором чтении;

- второе чтение (учитываются разработки, идет обсуждение по главам, статьям и в целом);

- третье чтение (предполагает принятие закона в окончательном виде с учетом поправок и замечаний). Это завершающая процедура в процессе законотворчества.

После принятия закона в третьем чтении, дается 5 дней для его распечатки и передачи в Совет Федерации. В течение 14 дней Совет Федерации должен рассмотреть направленный ему Государственной Думой закон, и принять решение по этому вопросу. Если в течение 14 дней не рассмотрен, то закон считается принятым, и в течение 5 дней представитель Совета Федерации должен его подписать и передать президенту для подписания без права вето на конституционные законы (другие он может отклонять). В случае отклонения президентом его вето может быть преодолено 2\3 депутатов Государственной Думы. Для вступления в действие достаточно опубликования. Публикуются законы в течение 10 дней после принятия.

Есть понятие общей и специальной законодательной инициативы.

Специальная законодательная инициатива (верховный, высший арбитражный суд, прокуратура).

 

Классификация правотворчества: ( по субъектам и по стадиям).

 

- по видам правотворчества: - исходя из иерархии актов правотворчества

1) конституционное правотворчество,

2) законодательное правотворчество,

3) правотворчество исполнительной власти,

4) судебной власти (источник - прецедент),

5) местное правотворчество,

6) правотворчество международных организаций.

 

- по сфере реализуемых и охраняемых правом отношений:

1) государственное правотворчество,

2) административное,

3) гражданское,

4) уголовное,

5) семейное,

6) процессуальное.

 

- по уровню власти:

1) федеральное,

2) центральное (унитарное) правотворчество,

3) правотворчество местного самоуправления,

4) региональное (субъектов федерации) правотворчества.

 

- по компетенции:

1)отраслевое правотворчество,

2)общее,

3)ведомственное,

4)специальное.

 

С правотворчеством связано понятие юридическая техника. Юридическая техника – это система приемов и средств формирования и реализации правовых норм.

Принципы юридической техники:

- целесообразность,

- культурность,

- атрибутивность,

- рационализм,

- структуризация,

- законность.

 

Правила юридической техники:

1) единой, общепринятой, доступной терминологии, состоит в употреблении торжественных, исключающих двойное толкование терминов.

2) стабильность терминов,

3) юридическая конструкция предусматривает построение нормативного акта или акта применения права (решения, приговора суда) по особому типу связи составных элементов. Конституция предусматривает следующие атрибуты: - вводную часть,

                  - описательную часть,

                  - мотивированную часть,

                  - результативную часть.

4) однородность материала нормативно правовых актов,

5) приоритет норм материального права перед нормами процессуального права,

6)правила структуры текста (каждый структурный элемент по степени обобщения материала должен базироваться на однородных терминах),

7) изложение должно базироваться на абстрактных и казуальных методов.

 

Пробелы в законодательстве (в праве не может быть пробелов).

Отсутствие необходимых норм в праве компенсируется общеправовыми принципами. В законодательстве пробел означает отсутствие необходимой нормы в официальном источнике. Пробел в законодательстве в условии современных правовых систем достаточно редок (случается в условиях эволюционного изменения законодательства).

Пробелы делятся на:

- устранимые,

- неустранимые (встречаются редко и требуют исполнения путем принятия акта, содержащего необходимую норму права).

Устранимые восполняются путем аналогии закона (законодательства) или аналогии права. Если не находится аналогичных норм, то решение выносится с учетом основных норм права. Недопустимо применять аналогию законодательства при решении вопроса об ответственности лица и мерах его наказания.

Установить пробел в законодательстве можно лицу, владеющему юридической техникой и имеющему навыки толкования норм права.

Толкование норм права – это деятельность компетентных органов государства, организации и физических лиц по осознанию ими логики и содержания правовых норм. В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, права и обязанности участников отношений, а также меры юридической ответственности за нарушения предписаний нормы права.

Толкование содействует единообразному пониманию и применению правовых нор на всей территории их действия.

Толкование норм права подразделяется на два вида (направления):

    1)уяснение для себя (всегда присутствует),

    2)разъяснение для других (осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживается неясность, двусмысленность в содержании нормы).

Толкование представляет собой интеллектуальную деятельность, в процессе которой с научной позиции объективно и достоверно излагается суть предписаний, содержащихся в правовых нормах.

В процессе толкования уясняется и разъясняется логика субъекта правотворчества, а не воля законодателя. Эффективность толкования зависит от уровня правосознания толкователя, от уровня профессиональной подготовки юристов, во многом зависит качество толкований.

 

Способы толкований (уяснения):

- грамматическое толкование: выражается в уяснении смысла правовой нормы путем грамматического анализа ее текста. При таком толковании нужно выделить в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. При этом толковании нужно специально остановиться на выяснении значений отдельного термина (например, должностное лицо, вина, потерпевший и другие). При регулировании отдельных видов отношений необходимо обращаться к специальным справочникам или к специальному листу;

- систематическое толкование: состоит в уяснении содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними. Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами, поэтому устанавливается логическая связь данной нормы с другими (близкими по содержанию, детализирующими ее). Принимается во внимание, в каком источнике она сформирована, и какое место в этом акте занимает. Это толкование особенно важно для органов, применяющих норму права. Оно является необходимым условием правильной квалификации юридических дел. В целом это толкование обусловлено взаимосвязью и взаимозависимостью общественных отношений, регулируемых нормами права;

- историко-политическое толкование: представляет собой уяснение целей и задач правового регулирования на основе анализа той исторической обстановки, в которой эти нормы были приняты. Это толкование позволяет не только точно и правильно реализовать нормы, но и своевременно отменять и изменять изжившие себя правила. Все способы используются одновременно.

  Результаты толкования: - должна быть полная ясность и определенность смысла правовой нормы. Определенность смысла – это конкретность содержания правовой нормы, не допускающая двух решений на основе сделанных выводов.

Результаты толкования подразделяются на виды в зависимости от соотношения текстуальным выражением нормы и ее действительным содержанием (духом закона), поэтому признаку толкование может быть:

1) буквальным (больше всего случаев),

2) ограничительным,

3) распространительным.

Если в результате уяснения обнаруживается, что действительное содержание нормы уже ее текстуального значения, то толкование будет ограничительным.

Если в результате уяснения, что действительное содержание норм шире ее текстуального значения, то толкование будет распространительным.

Есть специальное разъяснение содержания норм, толкование разъяснения исключает ошибки в практике применения норм права. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы толкования разъяснения подразделяется на:

- официальное,

- неофициальное.

Официальное толкование дается компетентными органами или лицами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Оно содержится в специальных актах, документах, которые издаются компетентными органом. Официальное толкование по объему подразделяется:

- на нормативное,

- на казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование распространяется на все случаи толкования правовой нормы.

Разъяснение в виде официального толкования могут давать и органы, но они должны быть наделены специальными полномочиями.

Казуальное толкование – это такое разъяснение содержания правовой нормы, которая дается в связи с рассмотрением конкретного юридического случая (имеет силу только для этого случая).

Необходимость в таком толковании возникает, когда решения правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Носят обязательный характер только при рассмотрении конкретных аналогичных дел. Характерна для судов и для административного толкования. Юридическая сила актов официального толкования зависит от полномочий издающего органа. В этих актах наряду с разъяснением могут содержаться самостоятельные нормы (пробелы устраняются.

Акты официального толкования – интерпритационные (содержат разъяснение и уточняют правовые нормы).

Интерпритационные акты подразделяются в зависимости от их содержания исферы их распространения:

1) правотворчества,

2) индивидуальные.

 

Неофициальное толкование – это разъяснение правовых норм, не носящее обязательного характера. Бывает:

- обыденным,

- профессиональным,

- доктринальное (научное)- даются квалифицированными учеными – юристами, учеными практиками.

Все формы неофициального толкования являются неизбежными спутниками официального толкования.

Правотворчество напрямую связано с систематизацией.

 

Систематизация правовых актов.

Нормативно-правовые акты создаются различными правовыми органами государства, они имеют не одинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие. Распространяются на различные субъекты и разное территориальное пространство. С течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой ситуации, нарушающий основы правового регулирования общественных отношений состоит в систематизации законодательства.

Систематизация законодательства – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. В процессе систематизации нормы группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В странах, где действует прецедентное или обычное право систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему.

Каноны религиозного права (буддийского, мусульманского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населения. (В силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековую традицию)

В большинстве случаев современных правовых систем имеют значение общечеловеческие ценности. Сейчас используются три основные формысистематизации правовых актов:

1. кодификация,

2.инкорпорация,

3.консолидация.

 

Кодификация (может рассматриваться как вид правотворчества) – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативного правового акта, который осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесением в него новых существенных изменений.

В ряде стран Европы кодификация (Испания, Италия) проводится на основании специальных законов. В процессе кодификации осуществляется консолидация, инкорпорация правовых норм.

1) Кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании специально полученных полномочий.

2) В результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действующих.

3) Кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулирующих одну и ту же область общественных отношений.

4) Кодифицированный акт обладает наивысшей юридической силой среди актов, регулирующих определенные общественные отношения.

5) Нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Кодификационные акты в данном случае должны учитывать будущее изменение отношений.

6) Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой закрепляются отраслевые принципы, определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.

 

Кодификационные акты подразделяются по своему содержанию и наименованию на три основных вида:

1. Основы законодательства (такая форма кодификации используется в федеративных или союзных государства. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации).

2. Кодекс - наиболее распространенный вид кодификационных актов. Кодифицированию подлежат основные сферы общественной жизни, требующих правовой упорядочности:

- гражданский кодекс (ГПК),

- уголовный кодекс (УПК,

- таможенный кодекс,

- арбитражно-процессуальный кодекс.

3. Устав или положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными органами, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством)

- общевоинский устав,

- устав железных дорог.

    4. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания              действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. При инкорпорации нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом, предметном), т.е. достигается их внешняя упорядоченность.

Содержание нормативно-правовых актов, включаемые в инкорпоративные сборники, не изменяется, по существу в них не включаются те нормы, которые утратили силу или отменены в законном порядке.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, Минюст), не имеющие полномочий отменять, изменять правовые нормы. Они могут лишь отразить в сборнике изменения или дополнения, которые уже сделал нормотворческий орган.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

Официальные инкорпорации – это упорядочивание правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер, хотя они и не являются источниками права, но на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Официальная инкорпорация отличается от кодификации правовых норм меньшим уровнем систематизации.

  Два вида официальной инкорпорации: - хронологическая,

                                                                     - предметная (систематическая).

       

Хронологическая – это такая форма систематизации, при которой упорядочивание нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу (например, собрание законодательства РФ).

  При хронологической инкорпорации каждый нормативно-правовой акт имеет порядковый номер, указывается его наименование: год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск нормативно-правового акта в общеправовом классификаторе нормативно-правовых актов.

 

Систематическая – представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права, их институтам и сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках нормативный материал распределяется по видам и по сферам правового регулирования.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводиться организациями или отдельными лицами без специальных на то полномочий правотворческих органов.

 

Консолидация – это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений в единый, сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

 

В процессе кодификации обязательно должны и инкорпорировать и консолидировать.

Консолидация остается особым видом систематизации и содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Она присутствует там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

Правоотношения.

Понятие правоотношений.

Структура правоотношений.

Юридический факт как основная предпосылка правоотношений.

Классификация правоотношений.

 

Общественные отношения – это взаимодействие между разумными, наделенными волей и сознанием людьми, по поводу удовлетворения объективных потребностей и интересов, носящих устойчивый характер. Устойчивость обеспечивается стабильностью интересов и правовым регулированием.

Основой стабилизации общественного порядка является правопорядок, основанный на наличии и реализации участниками отношений строго определенных взаимных прав и обязанностей, обеспеченных государством. Правоотношения лишь сторона общественных отношений.

Общественные отношения приобретают характер правовых в силу следующих факторов:

1. благодаря урегулированию и охране нормами права появляются возможности для реализации и защиты неотчужденных прав личности и корпорации;

2. благодаря установлению субъективных прав и юридических обязанностей общество получает возможность влиять на отношения, формируя определенный общественный порядок.

 

Правоотношения – это такие общественные отношения, которые регулируются или охраняются нормами права, возникают на их основе, изменяются или прекращаются, при этом их участники наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, реализуют их как самостоятельно, так и с помощью власти. Правоотношения в обществе возникают вместе с легализацией государственной власти.

 

Признаки правоотношений:

1. Участники правоотношений формируются только на основании норм субъективного права (могут вступать в правоотношения, а могут и не вступать, это зависит от их потребностей, интересов и поступков), здесь особая роль у правосознания и у потребности реальной общественной практики.

2. Участниками правоотношений могут только стать лица, обладающие правосубъектностью (это способность лица приобретать субъективные права и нести юридические обязанности), т. е. сочетанием правоспособности и дееспособности (это реальная возможность лица своим деянием осуществлять предусмотренные для него права и обязанности).

3. Носит сознательно-волевой характер.

4. Государственный контроль и возможное принуждение за обеспечение правонарушений.

 

В правоотношении как минимум два субъекта, есть абсолютные правонарушения, в которых один субъект управомочен (правом собственности, неприкосновенности), а неопределенный круг субъектов обязан по отношению к данному субъекту.

Субъект правонарушений – это физические и юридические лица, наделенные правоспособностью и дееспособностью (некоторые авторы выделяют деликтоспособность – способность лица отвечать за свои деяния).

 Правоспособность физического лица возникает с момента рождения юридического лица, с момента его создания и регистрации.

 Дееспособность физического лица меняется в зависимости от возраста, от половой принадлежности, от профессиональной принадлежности. Дееспособность может быть ограничена у физических лиц в судебном порядке. И физические и юридические лица могут быть лишены дееспособности по судебному решению.

  Соотношения субъекта права и субъекта правоотношения: субъект правоотношений всегда является субъектом права, а субъект права становится субъектом правоотношений в результате проявления воли или самим этим субъектом, или другими субъектами правоотношений.

 Объект правоотношений – это те материальные и нематериальные блага, а также поведение участников по поводу этих благ.

Три точки зрения по поводу понятия объект:

1. объект – это материальные и нематериальные блага,

2. объект – это поведение участников по поводу этих благ,

3. объект – это и блага и поведения участников по поводу этих благ.

 

Поведение участников – важнейший фактор правоотношений, потому что позволяет реализовать субъективные права и юридические обязанности, а это основное содержания правоотношений.

 

Классификация правоотношений:

1) по характеру участников и содержанию их субъективных прав и обязанностей:

- абсолютные правоотношения,

- относительные,

- простые.

2) по отраслевому признаку:

- государственные,

- административные,

- уголовные,

- семейные,

-  муниципальные и т.д.

3) по времени:

 - постоянные,

 - временные.

Предпосылки возникновения правоотношений:

- наличие норм объективного права, предусматривающих в подобных субъектах, объектах их права и обязанности;

- правосубъектность участников;

- юридические факты – это те жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение, измене<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.205 с.