Предмет, методология государства и права. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Предмет, методология государства и права.

2020-06-04 116
Предмет, методология государства и права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет, методология государства и права.

Структура теории государства и права как науки и учебной дисциплины.

Общество, формы его организации.

Социальная власть и ее виды.

Социальное регулирование.

Виды социальных регуляторов.

Общество – это совокупность людей, находящихся между собой в устойчивых политических, этнографических связях, сотрудничающих между собой во имя удовлетворения объективных потребностей и интересов. Это люди, наделенные волей и сознанием (совокупность людей), и способных к воспроизводству на более высоком уровне.

 

Древнейшие формы организации общества (40 тысяч лет назад):

— род, основан на личном кровном союзе;

— племя, в котором сочетаются не только личные кровные связи, но и связи на сотрудничестве, совместном ведении хозяйства;

— родоплеменные союзы;

— община - в основе организации лежит моногамная семья.

Эти формы организации общества носят характер самоуправления; управление носило общий характер, не было специализации, не было разграничений по функциональному принципу. Переход к функциональному управлению занимает период:

— протестарное общество – появляется аппарат управления.

На этом этапе происходит изменение социальной власти. На смену приходит публичная власть, т. е. разновидность социальной власти, которая исходит от всего общества, на все общество распространяется, носитель власти – совет старейшин.

 

Социальная власть – возможность одного субъекта воздействовать на другого субъекта с целью получения желаемого результата (выделяют властвующий и подвластвующий субъекты).

 

Власть – отношение зависимости, взаимозависимости, в результате которых достигается иное качественное состояние общественных отношений.

Критерии власти:

— по характеру субъектов:

1. личная

2. кровная

3. семейная

 

— по характеру отношений:                                                                                                                          

1.материальные

2.интеллектуальные

3.политические

4.эмоциональные

 

Социальная власть может складывается как в рамках всего общества, так и в рамках отдельных частей общества (корпоративная власть, местное самоуправление, акционерное общество).

 

Основная задача социальной власти – добиваться определенного состояния общественных отношений, т. е. общественного порядка (это свойство системы общественных отношений, выражающееся в устойчивости элементов и взаимосвязей, в процессе осуществления участниками отношений своих прав и обязанностей).

 

Субъект социальной власти исторически вырабатывает средства воздействия на поведение людей, которые и становятся прообразом норм права, или индивидуальные социальные регуляторы (средства воздействия). Эти средства используются в комплексе, складываются следующим образом:

— первая группа индивидуальных социальных регуляторов: биофизиологические;

—  вторая группа: ценностные;

—  третья группа: дерективные;

—  четвертая группа: информационные.

 

По мере сочетания всех регуляторов в обществе начинают рождаться нормативные регуляторы (для достижения общественного порядка: правосудия (древнее государство), обычаи носили прикладной характер, нормы религии: нравственности, ритуалы, обряды – не прикладной характер – для порядка в обществе). Связь прав и обязанностей, любое право гарантировалось выполнением обязанностей.

 

!!! Мораль – как высшая ценность общества, когда общество получает структуру государственной формы организации общества, появляются нормы права, которые устанавливаются и санкционируются государством. Нормы права защищают остальные нормы с помощью авторитета государственной власти (при необходимости принуждением). В условиях самоуправления действует не авторитет власти, а власть авторитета.

 

Закономерности перехода к государственным формам организации общества:

1. Разрастание общества и закрепление его на оседлом образе жизни.

2. Появление достаточных продуктов для содержания аппарата управления.

3. Развитие средств производства и разделение труда.

4. Нарастание противоречий в интересах различных членов общества.

5. Формирование систем социального регулирования.

6. Формирование этнографической общности, которая становится прообразом народа.

 

Под техническими нормами понимается правило поведения людей в общении с субъектами природы и техники (госты, правила пожарной безопасности). Выполнение технических норм обусловлено тем, что нормы права либо устанавливают обязанность людей выполнять технические нормы, либо устанавливают меры ответственности за нарушение технических норм.

Формы государства.

Форма – внешнее выражение сущности и содержания государства.

 

Формы государства – сложное общественное явление, основанное на единстве трех элементов:

- форме правления

- форме государственного устройства

- форме государственного режима.

 

Долгое время теории отождествляли государственный режим и политический режим. Это не так. Политический режим затрагивает большее число субъектов. Если правовой режим представляет собой прием осуществления власти, то государственный режим учитывает возможности субъекта власти, является наиболее мобильным (изменение формы государства происходит через изменение политического режима).

 

Формы правления.

Формы правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, распределение компетенции между ними, а также порядок их образования и прекращения полномочий.

Формы правления дает возможность уяснить, что:

1. как создаются высшие органы государства, и каково их строение.

2. как строятся взаимоотношения между высшими и другими органами.

3. как строятся отношения между высшими органами и гражданами страны.

4. в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечить права и свободы гражданина.

 

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

- монархические

1. абсолютные

2. конституционные

3. наследственные

- республиканские (высший орган власти избирается)

- смешанные.

 

Монархия.

Основные признаки монархии:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

2) наследственный порядок преемственности государственной власти;

3) монарх представляет государство по своему усмотрению, ему не нужно мандатов и полномочий;

4) юридическая безответственность монарха.

 

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества, а при феодализме стала основной формой правления.

 

Виды монархий:

Абсолютная монархия: Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Саудовская Аравия – возникновение абсолютизма связано с зарождением буржуазных отношений. Существенная черта – ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений. В подчинении монарха – армия, полиция, весь демократический аппарат. На этом этапе власть в центре и на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь получает юридическое закрепление. На рубеже XVII – XVIII веков Россия – абсолютная монархия, до революции была Франция.

 

Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха ограничена законом и представительным органом. Обычно это ограничение определяется в конституции, которая утверждается парламентом. Монарх не имеет права менять конституцию (Англия, Дания, Испания, Норвегия).

Конституционная монархия бывает:

- парламентарной

- дуалистической (власть разделена между парламентом и правительством)- Германия с 1871 по 1918, сейчас в Марокко.

 

В некоторых государствах монарх возглавляет религиозное управление страной – теократическая государство. (ОАЭ, Иран, Ирак).

Парламентарная монархия ( Бельгия, Канада):

1. Правительство формируется из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент.

2. Лидер партии, обладающий наибольшим количеством мест, становится во главе правительства.

3. Власть монарха отсутствует в исполнительной, законодательной и судебной сферах. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь подписываются монархом.

4. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом.

 

Республика.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

— существование единоличного и коллегиального главы государства.

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти.

— осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа.

— юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.

— обязательность решений верховной государственной власти на территории всей страны.

 

Республиканская форма правления оформилась в Афинском государстве. По мере дальнейшего развития она насыщалась демократическими процедурами.

 

Виды республик:

1. Республика Советов (принцип разделения государственной власти).

2. Парламентская республика (правительство несет ответственность перед парламентом).

3. Президентская республика.

 

Высшей формой парламентского контроля над исполнительной властью является избрание или назначение главы государства парламентом. Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. В Германии президент избирается федеральным собранием, входящим в Бундестаг. В Италии президент республики избирается членами обеих палат на их общем заседании. При этом в выборах президента участвуют по три депутата от каждой области (их избирают местные советы). В Австралии – всеобщее, прямое избирательное право.

 

Глава государства в парламентской республике обладает следующими полномочиями:

- обнародует законы;

- издает декреты;

- верховный главнокомандующий.

 

Парламентские республики: ФРГ, Австрия, Индия, Италия, Швейцария, Испания, Ирландия.

 

Черты президентской республики:

1. Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.

2. Ответственность правительства не перед парламентом, а перед президентом.

3. Более широкие полномочия главы государства по сравнению с парламентской республикой.

 

Президентские республики: США, Франция.

 

Разнообразие президентских республик в том, что в одних странах президент совмещает полномочия главы государства и главы правительства (Франция, Россия).

 

 

Формы государственного устройства.

Формы государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти и управления.

 

В отличии от форм правления государственное устройство рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах.

Форма государственного устройства показывает:

1) из каких частей состоит внутренняя структура государства;

2) какое правовое положение этих частей;

3) каковы взаимоотношения органов, управляющих этими частями;

4) в какой государственной форме выражаются интересы наций, проживающих на этой территории.

 

Суверенитет- это политико – правовое свойство, характеризующееся четырьмя моментами:

- верховенство над всеми другими властями на данной территории;

- независимость от всех других властей данного субъекта власти;

- прерогатива (право на признание ничтожными, или отмену функций всех других властей);

- неделимость;

- неограниченность (суверенитет ограничивается нормами права).

 

Нация – общность, связанная некоторыми признаками.

 

Формы проявления суверенитета нации:

1. Образование национального государства (в Германии 99% немцев).

2. Образование национального государственного субъекта федерации или автономии.

3. Национально – культурная автономия.

 

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

- унитарные;

- федеративные;

- конфедеративные.

 

Унитарное государство – единое цельное государственное образование, состоящее из административно – территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственной независимости.

 

Признаки унитарного государства:

1) единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют централизованное руководство территориальными подразделениями этих государств;

2) на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство (исключение: в Испании – в Каталонии свое законодательство);

3) составные части унитарного государства (области, округа, провинции,

графства) государственным суверенитетом не обладают. 

4) унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускаются национальная и законодательная автономия;

5) все внешние отношения осуществляют центральные органы, которые 

представляют страну официально на международной арене;

6) унитарное государство имеет единые Вооруженные Силы, но может иметь полицию двух уровней: централизованную и муниципальную.

 

Различия в степени и формах контроля в центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления (одни полномочия передаются одним органам, другие забираются и передаются другим органам – что – то национализируют, что – то отдают в муниципальное ведение). Унитарные государства: Франция, Турция, Польша, Чехия, Норвегия.

 

Федерация.

Федерация представляет собой «добровольное» юридически закрепленное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определены историей возникновения федерации, в силу национальных корней. Вместе с тем для большинства федеральных государств можно выделить общие признаки:

- территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, республик, областей;

- в союзном государстве верховная исполнительная, законодательная, судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

- субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные, судебные органы;

- в большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

- при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации (Совет Федерации, Сенат);

- основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность осуществляют союзные федеральные органы, они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях;

 

Типы федерации:

1) территориальные (исторические);

2) национальные;

3) национально-территориальные.

По порядку образования:

1) конституционные;

2) договорные;

3) конституционно-договорные.

Если сравнивать территориальную федерацию и национальную, то в национальной федерации более сложное государственное устройство. Основное различие в степени суверенности их субъектов.

 

Конфедерация.

Это временный юридический союз суверенных государств, созданный для              обеспечения их общих интересов и целей. При конфедеративном устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

 

Отличие федерации от конфедерации:

- конфедерация не имеет общих законодательных судебных, исполнительных органов, не имеет бюджета, единой армии, налогов, в отличии от федерации;

- сохраняет гражданства тех государств, которые находятся во временном союзе;

- могут договориться о единой денежной системе, едином таможенном контроле, о финансово – кредитной политике на время существования;

- для создания конфедерации необходимо наличие органов, которые занимались бы решением общих задач, которые подвигли бы эти государства к союзу.

Конфедерация недолговечна (Швейцарский союз с 1815 по 1848, в США 1781г.).

 

Политический и государственный режимы.

Государственный режим является составной частью политического режима. Политический режим включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы действия негосударственных организаций и органов местного самоуправления. В зависимости от приемов и методов, используемых государством, государственные режимы принято делить на:

- демократические;

- недемократические (тоталитарный, авторитарный, расистский, олигархический).

 

Основным критерием является демократизм методов осуществления власти и степень ответственности государственной власти перед человеком.

Приемы осуществления власти:

1) информационный;

2) воспитательный;

3) принудительный;

4) поощрительный;

5) разъяснительный;

6) агитационный.

 

При демократическом режиме деятельность органов власти базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

Представительный орган (комиции, народное собрание) осуществлял высшие законодательные и важнейшие управленческие функции: принятие или отклонение проектов законов, избрание магистратов (высших должностных лиц), рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистров к тяжкому наказанию.

Магистраты выполняли управленческие функции и руководство армией. Юридически магистром мог быть любой гражданин Рима, но фактически это были лишь крупные землевладельцы и рабовладельцы. Магистрат избирался на 1 год, причем на конкурентную должность выбиралось несколько лиц кроме диктатора. Указание отдавал каждый магистрат отдельно, с учетом распределения функции. Имел право собирать сенат, народное собрание и председательствовать в них. Ему принадлежало право суда и наложения наказания, а также право издавать общие распоряжения - эдикты, налагать штрафы за невыполнение распоряжения. В зависимости от задач и функций магистраты подразделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и др. Консулы – верховные магистраты. Диктатор – чрезвычайный магистрат, который назначался консулом по предложению сената сроком на 6 месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, восстании и других чрезвычайных ситуациях. Преторы – вначале были заместителями консула, затем стали выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры  составляли списки сенаторов и распределяли граждан Рима по военным и территориальным единицам, производили оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над правами. Квесторы – обладали разнообразными полномочиями: ведали уголовными делами, хранили казну, поручали платежи, выплачивали деньги.

 

Механизм феодального средневекового государства.

Претерпевал изменения в зависимости от этапов его развития: раннефеодальные монархии, сословно-представительные, абсолютные. По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Проявляется разветвленный государственный аппарат: ведомства, министерства, специальные судебные учреждения, создаются разведывательные и другие государственные органы. А военные дружины отдельных феодалов превращаются в регулярную армию, финансируемую казной. В период XVII – XVIII в.в. происходит установление конституционного строя в Европе и Америке. Начинает складываться механизм деления властей. По конституции США 1787 года - законодательная власть вверяется конгрессу, который состоит из сената и палаты представителей. Глава государства и правительства – президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается верховный федеральный суд, который наделяется правом пересматривания законов при их несоответствии конституции. Государство США формируется как федеративное, идет процесс формирования федеративного аппарата в некоторых штатах, там формируется свое правительство, законодательное собрание, органы полиции, судебная система, создается свое законодательство.

Во Франции появляются новые элементы  государственного механизма: национальный конвент (парламент), директории, консульство при Наполеоне и Парижская Коммуна как орган местного самоуправления.

В России формируется Государственный Совет как высший законосовещательный орган, который состоит из департамента. Позже появляется Кабинет Министров, создается Государственная Дума, которая обладает правом законодательной инициативы. На местах образуются губернские земские управы, уездные и губернские земские собрания, которые преобразовались в более совершенные местные государственные органы власти.

Все эти преобразования государственного аппарата осуществляются на определенных правах, которые имеют объективный характер.

 

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата: - принцип широкого участия масс в управлении государством;

- демократический централизм (учет мнения нижестоящих органов и обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих);

- принцип законности;

- принцип учета и контроля;

В настоящее время эти принципы получили новое развитие не без участия ТГП и практики.

- принцип представительства интересов граждан (подданных) и организаций во всех звеньях государственного аппарата. Этот принцип обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями прав и свобод. Эти гарантии немыслимы без эффективной деятельности самих органов государственной власти;

- принцип разделения властей, который исключает произвол со стороны властей и должностных лиц;

- принцип гласности и открытости, который обеспечивает лигитивность и легальность власти;

- принцип научности, профессионализма и компетенции государственных органов;

- принцип субординации и четкого взаимодействия между всеми органами власти и должностными лицами;

- принцип юридической ответственности органов и должностных лиц.

Возникновение и развитие идей правового государства.

 

Концепция включает в себя основные идеи, характеризующие данное явление.

В основу концепции правового государства первой трети XIX века были положены взгляды всех прогрессивных мыслителей от Сократа, Платона, Монтескье, Дидро, Кант, Гегель и других. Концепцию сформулировали немецкие ученые под руководством Фон Моля.

Идеи, которые положены в концепцию правового государства:

1) Сократ, Платон, Аристотель, Полибий считали, что государство наиболее разумное и справедливое форма общения людей, при которой закон обязателен для граждан и государства.

2) Макиавелли считал, что цель государства – это обеспечение каждому свободного использования имущества и безопасности, также считал Спиноза.

3) Локк считал, что задачей государства является обеспечение свободы каждому, следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, такие же взгляды у Монтескье и у Руссо.

4) Дидро близок к Руссо: истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти.

5) Ближе всех к термину правовое государство подошел Кант, по его мнению, государство есть объединение множества людей, подчиненных правовым законом, ему близок Гегель.

6) Гессен считал, что государство в своей деятельности связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне, и не над ним.

 

Признаки правового государства:

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

- соответствие закона общим принципам права, т. е. правовой закон;

- реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития;

- взаимная ответственность государства, личности и корпорации;

- прочный режим законности и стабильности правового порядка;

- наличие финансовой, материальной основ в форме многоукладной, эффективной экономики;

- разделение государственной власти на три ветви и наличие системы сдержек и противовесов;

- формирование гражданского общества, способного спросить с государства;

- фактическое наличие социального государства (правовое государство должно быть социальным).

 

Гражданское общество.

Термин гражданского общества принадлежит Аристотелю. В своей книге «Политика» выясняя смысл понятия гражданин, он говорит о совокупности граждан в гражданском сообществе, которое возможно лишь в правильном государстве, которое называется политикой, где лица, признаваемые гражданами, принимают равное участие в всех выгодах общественной жизни и действуют в интересах общей пользы.

Аристотель не отождествлял государство с гражданским обществом, но и не противопоставлял их друг другу. Он считал, что гражданское общество совместимо лишь с демократическим государством, с которым он сравнивал античный полис.

Признаки гражданского общества:

1. в нем присутствует выборность и подотчетность государственных органов;

2. разделение властей;

3. свобода слова и печати;

4. невмешательство государства в частые отношения;

5. равенство граждан перед законом;

6. свободное передвижение внутри страны.

 

Об античной модели гражданского общества в новое время вспоминали Гобс, Локк, Руссо, Кант, Гегель и другие.

Право.

Понятие и сущность права.

Функции права.

 

Право возникло как основной нормативный регулятор общественных отношений от 8 до 12 тысяч лет назад. Взгляды на право, его возникновение и места в системе нормативных регуляторов менялось с развитием общества. По мере развития общества оформлялось государство и становилось ясно, что прежних социальных норм недостаточно для поддержания необходимого порядка управления и поведения людей в обществе.

Право имеет следующие признаки, которые отличают его от других нормативных регуляторов (религии, обычаев и др.):

1. Важнейший признак – предметом регулирования и охраны права является наиболее значимые конфликтные и устойчивые общественные отношения:

- политические;

- экономические;

- социальные.

Сейчас перечень этих отношений расширился за счет:

- информационных;

- финансовых;

- коммуникативных.

В дальнейшем эти предметы правового регулирования могут расширяться. Они сгруппированы условно. В чистом виде не одно из этих отношений как правило не выступает без связи с другими отношениями.

2. Эти нормы устанавливаются, изменяются или санкционируются в особой форме при участии государства или его органов.

3. Носят объективно определенный характер (не зависят от воли конкретного лица) и закрепляются с помощью официальных атрибутов и документов.

4. Права имеют строго определенную единую иерархическую и единую функциональную взаимосвязь норм.

5. Право выражает общую и индивидуальную волю людей, организаций и государства в целях гармонизации их отношений.

6. Нормы права носят общеобязательный характер и при необходимости применение обеспечивается принудительной силой государства.

7. Право неразрывно связано с другими социальными нормами и в отдельном случае охраняет их. Если иные социальные нормы выполняются на основе внутренних социальных регуляторов, то в тех случаях, когда обществу необходимо сделать неуклонным выполнение иных социальных норм, их охрана обеспечивается нормами права. Социальные нормы не дублируются в норма права.

8. Право характеризуется конкретностью и определенностью, т.к. содержит примерные модели возможного и должного поведения.

 

В марксистских моделях право признавалось полуправом. По выражению Карла Маркса право вашего класса есть ни что иное, как воля, возведенная в закон и обусловленная материальной стороной жизни. В последнее время теория о праве вбирает в себя достижения различных учений о сущности и социальном назначении права. Все учения о праве имеют ряд общих положений:

- право есть объективно необходимое социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

- право в нормативной форме призвано отражать представление об общей справедливости, не допускать антогонистических противопоставлений различных слоев и классов;

- право есть мера возможного и должного поведения, санкционированного государством и охраняемого им;

- право представляет собой норму свободы. Свобода ограничивается во имя юридической справедливости: формального равенства неравных людей и организаций.

 

Пониманию сущности права каждая теория принесла свой подход. В общей теории права понимание сущности права выделяет три подхода:

1) философский подход – право есть мера свободы, олицетворяющая справедливость в данном обществе.

2) социологический подход – право формируется потребностями и интересами участников общественных отношений. Источником права, таким образом, является реальный характер общественной практики и порядка.

3) нормативистский подход или позитивистский – под правом понимается продукт только нормотворческой деятельности государства.

 

Отдельные школы права, которые положили основу подход:

- теологическая школа права (Аквинский, частично Аристотель) до сих пор существует в странах мусульманского мира.

- естественно-правовая теория, в ее основе лежит понимание права как совокупности условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правом свободы.

Юридическая свобода – это возможность конкретного субъекта, индивида, группы на юридически обеспеченное поведение по своему усмотрению. В общественной жизни неурегулированной правом свободы человека выступает как его право, следовательно право человека есть урегулированная правовыми средствами свобода (право естественное и право позитивное). К неотъемлемым правам относится право на жизнь, свободу передвижения, на личную неприкосновенность и неприкосновенность человеческой жизни, на занятие определенного пространства своим телом, на свободное развитие, на выбор профессии, спутника жизни и т.д. Основные положения теории нашли отражение в американской, французской декларации независимости и современной декларации прав человека. Следует разграничивать естественные и позитивные права, естественное право может быть ограничено по закону. Эта теория была очень прогрессивна и способствовала установлению конституционного буржуазно-демократического строя в Европе и Америке. Но как можно заметить эта теория, отстаивая принцип формального равенства, устраняла все сословные привилегии. В противовес ей представителями консервативных школ были разработаны историческая и реалистическая школы.

- историческая школа (представитель Савиньи, теория родилась во Франции) предполагает, что право несет с собой верность традиции и духа народа, и не один правитель, ни один парламент не волен в свободном творении права. При этом уменьшалась субъективная роль законодателя, он призван лишь фиксировать то, что уже сложилось в обществе как право. Народ создает объективное право, а не законодатель. Достоинства этой теории: здоровый консерватизм, верность традициям, преемственность во власти и праве, сохранялись системные свойства права. Недостатки теории: завышенная роль обычаев, традиционной морали, религиозных норм.

- реалистическая школа, ее смысл родился на рубеже 19 –20 веков в Америке. Право возникает и развивается под влиянием внешних факторов, вызванных фактическим поведением людей, их интересами и целями. Основатель теории – Иеринг. Суть его тезиса: право – это защищенный государством интерес, оно принадлежит тому, кто пользуется им, а не тому, кто формирует в праве свою волю. Поэтому борьба за свое право и есть высший смысл ценности права, задачей каждого бороться за реализацию своего права и интересов. Тот, кто не борется за свои права, тот не обеспечивает перспективу развития общества и государства.

- теория нормативизма (основоположник Кельзен), абстрактное понятие права. Теория содержит все высшие начала справедливости. Теория представляет возможность представить право как целое иерархическое явление.

- психологическая теория (основоположники Фрейд и Петражицкий), право – это выражение бытия психики человека в форме юридического долга (совпадение правовой обязанности и нравственности).

- марксистская теория.

Объективное и субъективное в праве.

Объективные – это явления, возникающие и развивающиеся в силу внутренней закономерности.

Право понимается как объективное явление.

Объективное право – это взаимосвязанная и взаимообусловленная (функционально и иерархически) совокупности норм, которые устанавливают общеобязательные меры должного и возможного поведения, и содержатся в официальных документах установленного порядка. Эти правила, содержащиеся в нормах, одинаково обязательны для всех и существуют независимо от субъекта.

Понимать ли под объективным правом только действующее право?

Нет, в широком смысле под объективным правом нужно понимать всю исторически связанную совокупность правовым норм. В узком смысле – это совокупность действующих в данной стране правовых норм.

 

Субъективное право.

Законодательство носит субъективный характер. От законодателя, от конституционного суда, от прокуратуры, от судебной системы в целом зависит его системность. Законодательство может и не носить системного характера (например, в России существуют закон об образовании. В этих законах 10% ежегодного бюджета страны – его доходная часть, должны расходоваться на образование. Бюджетный кодекс напрямую не противоречит нормам этих законов. Вместе с тем, субъективное усмотрение законодателя при принятии ежегодного закона о бюджете приводит к тому, что нормы ранее принятых законов игнорируются, на образование расходуется около 2%). Это говорит о том, что такие субъективные действия приводят к нарушению системных свойств объективного права и не позволяют эффективно функционировать законодательству как единой системе. При этом нарушаются два правила:

- более поздний закон должен логически вытекать из раннего;

- более ранний закон должен приводиться в соответствие с более поздним законом.

Вывод: в Российской федерации на сегодня нет эффективно действующей системы законодательства.

Субъективное право может принадлежать конкретному персонифицированному субъекту, определяя меру его взаимного поведения. Субъективное право всегда обеспеч


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.