Предупредительный стиль семейного воспитания. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Предупредительный стиль семейного воспитания.

2020-06-04 231
Предупредительный стиль семейного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Причинами использования данного стиля семейного воспитания могут быть болезненность ребенка с раннего детства, а также особенности характера родителей.  В результате того что ребенок часто болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Они ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен возможности активной деятельности; родители сами определяют, что может быть ему интересно, являются инициаторами детских игр, регламентируют его поведение. С раннего детства родители стараются оградить свое дитя от каких бы то ни было наказаний со своей стороны и со стороны родственников, а также чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Окружающие вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником опасности для своих детей.

В результате формируется инфантильный социально-психологический тип личности, который характеризуется главными отличительными чертами: несамостоятельность, неспособность к принятию решений,  действование лишь по чьему-либо указанию, равнодушие и холодность, безразличие и безучастие к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощность, осторожность, сдержанность в действиях и словах, исполнительность при условии контроля, пассивность, безответственность, неуверенность в своих силах, неорганизованность, недисциплинированность, безынициативность.

Психологическая характеристика школьников инфантильного социально-психологического типа, по мнению ученых, объясняется развитием следующих личностных факторов (по Р. Кеттелу): D – неторопливость, сдержанность, флегматичность; F – благоразумие, рассудительность, осторожность, расслабленность, спокойствие, невозмутимость.

Школьники инфантильного социально-психологического типа действительно кажутся очень сдержанными, но это следствие не флегматичного темперамента, а безразличия к предлагаемым им видам деятельности, особенно если они связаны с трудовыми операциями и требуют волевых усилий. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают быстро, когда им предлагают различные развлечения, игры, забавы. Для этих детей больше свойственны не рассудительность и благоразумие, а осторожность, поэтому чаще всего они бездействуют дома, ищут занятия, а в школе мечтательно смотрят в окно.

Спокойствие и невозмутимость, безразличие к результатам своей деятельности определяются тем, что дети данного типа никогда не имеют собственных четких целей, к которым бы стремились, так как их побуждения связаны только с получением удовольствия. Такие дети к 6–7 классу бросают обучение в школе и ведут распущенный образ жизни.

Если школьники инфантильного социально-психологического типа у учителей не вызывают беспокойства в плане воспитания (настораживает лишь их успеваемость), то родители с такими подростками испытывают большие трудности.

Рекомендации для родителей детей
 инфантильного социально-психологического типа

Отношение родителей к деятельности ребенка:

а) надо набраться терпения, ожидая, что ребенок сам будет выбирать тип занятия. Играя
с ним, выполнять роль ведомого, побуждая ребенка к активным действиям по определению правил, условий игры, даже если он это делает неумело;

б) исключить постоянный предупредительный контроль, лишающий ребенка возможности активной деятельности или поиска таковой по типу: «Не бери ножницы (иголку, молоток, шило и т. д.), а то порежешься (уколешься, уронишь и т. д.)» или «Я все сделаю сама, тебе еще рано, лучше посиди и посмотри, как я это делаю». Ребенка необходимо учить пользоваться всеми предметами, которыми он интересуется, и ни в коем случае не запрещать по той причине, что его занятие не соответствует возрасту. У детей этого типа часто в школьном возрасте развивается стремление что-то делать своими руками как бы в качестве компенсации за невозможность действовать самостоятельно;

в) с момента поступления ребенка в школу помощь со стороны родителей должна носить пассивный характер. Нужно помогать только в решении организационных проблем (напомнить, что пришло время готовить уроки, обеспечить необходимым материалом и т. д.), от помощи по существу выполняемого задания следует отказаться, даже если ребенок будет добиваться ее. Обычно родители таких детей из опасений падения авторитета ребенка среди товарищей или их собственного среди соседей, учителей с готовностью берутся за совместное выполнение уроков. Родителям следует помнить, что не всегда хорошо выполненное домашнее задание является гарантией успешного выполнения контрольных и самостоятельных работ в классе;

г) обязательно определить своих детей в кружки, секции как спортивного, музыкального,
художественного профиля, так и технического, прикладного творчества: дети, определившись
в профессиональной деятельности со школьной скамьи, в последующем сохраняют стремление
к повышению образовательного уровня и совершенствованию в избранном любимом деле;

д) четко следить за кругом интересов и увлечений своих детей в подростковом и юношеском возрасте, помогая им советом и подбирая для них интересные занятия, так как стремление к получению удовольствий, эгоистическая социальная направленность, могут привести к раннему появлению вредных привычек.

Отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения:

а) необходимо отказаться от постоянного стимулирования своего ребенка к активной деятельности путем незаслуженных поощрений;

б) не следует из-за неуспешной учебной деятельности ребенка резко переходить от мер поощрения к физическим наказаниям;

в) особенно опасно применение запретительных мер, ущемляющих достоинство и самолюбие ребенка в подростковый период, жестокое обращение с применением физического воздействия, так как это может привести к суициду;

г) ни в коем случае не следует ни поощрять, ни наказывать ребенка, если он капризничает, повышая раз от раза свои требования. В такой ситуации целесообразно использовать метод игнорирования.

Отношение родителей к ребенку:

а) необходимо избавить ребенка от гиперопеки; убедить себя в том, что ребенок – свободная самостоятельная личность, способная делать правильный выбор; определить для себя позицию пассивного наблюдателя, обеспечивающего только нормальную жизнедеятельность ребенка; отказаться от роли ведущего, предупреждающего и исполняющего все желания ребенка;

б) если трудно относиться к своему ребенку объективно и спокойно, соблюдая золотую середину, то следует на время поместить ребенка в чужую семью. В новой семье атмосфера должна быть насыщена рациональным отношением к ребенку, где его не переоценивают, где перемена обстановки и ее новизна сначала отвлекает, затем сдерживает и постепенно успокаивает нервную систему;

в) нужно быть особо осторожными со своими детьми в подростковом возрасте. Не допускать ущемления детского самолюбия, не гасить стремление ребенка к самовоспитанию, не создавать тупиковых конфликтных ситуаций дома и следить за тем, чтобы такие, на взгляд подростка, безвыходные ситуации не складывались в школе или на улице. Помните, что вашему ребенку всегда будет нужна помощь при выходе из безнадежных ситуаций, если таковые возникнут;

г) совместно с ребенком необходимо обсуждать его поступки, обучая критическому отношению к своим действиям;

д) следует создавать ситуации длительной физической и психической нагрузки, в которых ребенок мог бы реализовать свои потенциальные возможности действовать самостоятельно.

Отношение родителей к окружающим людям:

а) целесообразно преодолеть собственный страх и предубеждение в том, что окружающие люди могут принести только ущерб и вред;

б) подозрительность к окружающим людям не должна вести к изоляции ребенка от окружающего мира и ограничению общения со сверстниками, так как только во взаимодействии с ними расширяются естественный кругозор ребенка, нормальная сфера познания;

в) не следует слепо защищать все поступки и действия своего ребенка от оценки окружающих, видя в других только стремление причинить вам и вашему ребенку моральный вред.

Отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей:

а) не использовать методы поощрения при формировании моральных норм, то есть формальной стороны нравственных отношений, за фасадом которой может в последующем скрываться спекулятивное чувство ожидания вознаграждения за примерное поведение;

б) не закрывать глаза на безнравственные поступки своих детей по отношению к сверстникам и взрослым. Нужны постоянные беседы, в которых ребенок сам бы учился оценивать свои действия и поступки. Формальное внушение без объяснения значимости тех или иных действий ребенка приводит к ожесточению и озлоблению;

в) чтение художественной литературы, просмотр фильмов и спектаклей необходимо сопровождать беседами, обсуждением и сравнением поступков героев с реальными поступками ребенка.

Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка:

а) учитывая, что у ребенка слабая воля, недостаточно развито внимание и нет центрированных склонностей к чему-либо, необходимо исключать шум, развлечения, уменьшить количество рецепций (восприятий), тем самым увеличив их интенсивность. Ребенок будет видеть и слышать немногое, но получит возможность глубже взглянуть на вещи, дольше интересоваться ими. Постепенное задерживание внимания ребенка на интересующих его явлениях будет способствовать не только пассивному рассматриванию, но и стремлению к действию;

б) нужно помнить, что ребенок своеволен и желает заниматься лишь тем, что ему нравится, чаще всего не учебой. В то же время он много читает, с увлечением занимается ручным трудом, с большой охотой делает однообразную и тяжелую работу. Ребенку тесно в четырех стенах, он ищет независимости, ему нравится подвижная деятельность. Поэтому необходимо разрешить ему делать то, что он хочет, так как интерес к интеллектуальной деятельности лежит через трудовые операции, выполняемые руками, через конкретное видение результатов. Нужно окружить его деятельность вниманием, дать насытиться любимым делом, и тогда он незаметно для вас
и себя сможет втянуться в осуществление неинтересной, но необходимой для основного занятия работы.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.