Состязательный стиль семейного воспитания. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состязательный стиль семейного воспитания.

2020-06-04 179
Состязательный стиль семейного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеризуется тем, что начиная с раннего возраста родители ищут в действиях ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность ребенка постоянно поощряется. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают ему возможность попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Родители при каждом удобном случае заявляют о том, что их ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т. д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок приобретает уверенность в своем превосходстве над другими детьми. Если же он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести
к депрессии и апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным со здоровьем (хроническая усталость, болезни).

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на его человеческие качества. Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания на то, прав их ребенок или нет. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на их возраст.

В результате формируется доминирующий социально-психологический тип личности, который включает в себя следующие качества: самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, а главное – сосредоточенность
на собственной защите, и все это при высоком проявлении деятельной активности. Учащиеся проявляют на высоком уровне следующие личностные качества: общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, социальная смелость; средние значения имеют качества: добросовестность, чувствительность, самоконтроль, напряженность; низкое значение – тревожность.

Среди личностных качеств у учащихся с доминирующим характерологическим свойством выделяется качество доминирования, что, по мнению ученых, может объяснить столь сложное нравственное поведение. Все возникающие конфликтные ситуации связаны с окружающими,
которые пытаются противодействовать их стремлению подавить, подчинить. Отсюда их стремление к лидерству, первенству, желание властвовать над другими и в случае неудачи – рост психологического напряжения, возникновение депрессивных состояний или патологического поведения, грубости, проявлений агрессивности, высокомерия, конфликтности и других качеств, составляющих доминирующий социально-психологический тип личности.

Рекомендации для родителей детей
доминирующего социально-психологического типа

Отношение родителей к деятельности ребенка:

а) необходимо прекратить восторгаться ребенком и восхвалять его достоинства;

б) во всех случаях, когда ребенок достигает первенства или превосходства над другими, не следует реагировать бурно и эмоционально, а по возможности попытаться проанализировать, какой ценой достигнут успех, заострить внимание на переживаниях и ощущениях побежденных соперников. В случаях поражения вашего ребенка или недостижения превосходства над другими следует обратить внимание, не возникает ли желания отомстить победителям;

в) особую роль должны сыграть родители в оказании помощи своим детям, когда те впадают в депрессивное состояние в результате недостижения своих целей. В таких случаях следует особое внимание обратить на нравственность средств и методов достижения цели, а самое главное – помочь ребенку выбрать цели, адекватные его возможностям, и новое поле деятельности.

Отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения:

а) необходимо принимать своих детей в школьном возрасте такими, какие они есть, ни в коем случае не стремиться сломать их характер. В то же время нужно руководствоваться в системе отношений со своим ребенком только рассудительным стилем семейного воспитания;

б) следует помнить, что никакими запретами, наказаниями нельзя остановить стремление ребенка к доминированию; этого не следует делать, так как ребенок проявляет мощный биологический потенциал в виде высокой социальной и физической активности. Эту активность необходимо направлять на общественно полезную деятельность в сочетании с формированием высокой нравственной культуры;

в) при сильном возбуждении ребенка родителям нужно «игнорировать» его, но ни в коем случае не оставлять его без надзора, так как он будет стремиться обратить на себя внимание. Наказывать ребенка в этот период небезопасно: могут проявиться неприятные последствия: немота, тик, паралич и т. п.

Отношение родителей к ребенку:

а) следует отказаться от сотворения из ребенка кумира, ожидая от него чего-то необыкновенного;

б) исключить все формы состязания с окружающими, родителями, сверстниками;

в) во всех конфликтных ситуациях ребенка с окружающими не вставать слепо на его защиту, доказывая правоту. Необходимо детальное рассмотрение конфликта;

г) очень осторожно, предельно корректно обращаться с ребенком. Не следует вступать с ним в конфликт, стремиться принизить достоинства ребенка, опустить в глазах других, так как дети очень вспыльчивы, уязвимы в своем самолюбии. Некорректное обращение приводит к неврастеническим реакциям, может вызвать состояние тревожности и привести к психогенным расстройствам.

Следует помнить, что часть детей тревожного социально-психологического типа формируется на базе доминирующего.

Отношение родителей к окружающим людям:

а) не следует вставать на сторону ребенка в ситуациях, когда он действует в своих личных интересах в ущерб другим;

б) нет особой необходимости демонстрировать окружающим людям достоинства своего ребенка;

в) нужно исключить из речевого оборота обращения с угрозами наказания и расправы
с обидчиками или людьми, критикующими вас и ваших детей.

Отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей:

а) не ограничиваться формированием у ребенка только внешних форм этикета в общении
с другими людьми;

б) пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы в стремлении достичь цели любыми средствами.

Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка:

а) обучать своего ребенка не ради выявления и развития ранних способностей, которыми можно блеснуть перед знакомыми, а по мере того как сам ребенок изъявляет стремление к познанию;

б) организуя совместную познавательную или игровую деятельность, необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенок усваивал не только внешнюю сторону явлений, а стремился задать тысячу «почему», на которые бы сам находил ответы;

в) необходимо вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, с которыми он сталкивается, предоставляя ему при этом право на безнаказанную ошибку, необходимую для осмысления явлений окружающего мира и собственных поступков.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.