Контролирующий стиль семейного воспитания. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Контролирующий стиль семейного воспитания.

2020-06-04 268
Контролирующий стиль семейного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При контролирующем стиле семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним.

2. Ребенок длительное время проводит без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей. Все это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе, становится злым и агрессивным в ответ
на уже испытанные им эмоции и чувства.

3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в новую семью.

4. Родители считают значимым для себя мнение других людей о собственных детях и считают его основным в отношениях с детьми.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого отношения. Родители достаточно активно используют методы наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физическом воздействии. Некоторые родители используют достаточно жестокие физические наказания, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже
использовали такие методы, но они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой-то поступок ребенка, который невозможно не заметить, они тут же найдут повод указать
на что-то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его неправильным и неуместным. Такие родители часто говорят: «Яйца курицу не учат». Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно, для того чтобы показать степень своей власти над ним.

Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их воспитания: ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой. Поскольку родители всегда недовольны поведением своего ребенка, он растет неуверенным в себе,
не знает, где и как нужно себя вести. Уже в начальной школе поступки ребенка могут стать
неадекватными и принимают форму защитных реакций.

В результате контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально-психологический тип личности, который характеризуется проявлением симптомокомплекса: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность
к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Для школьников также характерно проявление следующих личностных качеств: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствительность, зависимость от других, тревожность, озабоченность, мрачные опасения, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, напряженность, раздражительность, фрустрированность, робость, застенчивость, чувствительность к угрозе.

Рекомендации для родителей детей
тревожного социально-психологического типа

Отношение родителей к деятельности ребенка:

а) необходимо урегулировать режим сна, питания, пребывания на свежем воздухе, затрат мышечной энергии, а также отдыха;

б) организовать физическое воспитание (подвижные игры, экскурсии, спорт). Физическое воспитание снижает тревожность и корригирует проявление характерологических свойств. С помощью физического воспитания также можно устранить недостатки волевой сферы ребенка. Когда будут достигнуты успехи, можно продолжать развитие воли сначала физическим, а затем умственным трудом. Подвижные игры на свежем воздухе, не требующие обдумывания и дающие моторную нагрузку, снимающую внутреннее напряжение, уменьшают гнет тяжелого настроения и вызывают чувство радости;

в) полезно также применение водных процедур, или гигиенического фактора физического воспитания, обеспечивающих формирование волевых усилий и саморегуляции психологического напряжения. Применять эти процедуры необходимо, соблюдая принцип постепенности, чтобы
не внушить ребенку страх и тем самым не усилить его внутреннее беспокойство;

г) при выполнении какой-либо работы необходимо соизмерять реальные силы, знания и навыки ребенка, не требуя от него больше, чем он может. Не пытаться стимулировать выполнение ребенком задания путем высмеивания его слабостей или сравнения с другими детьми;

д) для развития у ребенка настойчивости в тех занятиях, за которые он берется, необходимо интересно организовать игровую деятельность так, чтобы он мог видеть конечный результат;

е) надо помнить, что у ребенка нарушена система коммуникации, затруднено общение как со сверстниками, так и со старшими. Дети тревожного социально-психологического типа боятся заниматься в спортивных секциях, кружках, студиях. Большим тормозом в таких занятиях для них являются неуверенность в своих силах, необходимость демонстрации своих способностей и достижений, страх перед наказанием за неправильное поведение и неоправданные надежды. Поэтому родители должны дома обеспечить ребенку возможность творческой деятельности (сборка различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды прикладного творчества);

ж) у ребенка осложнен процесс социализации в школе, что влечет за собой ухудшение адаптации к учебной деятельности. Школа является для таких детей дополнительным психогенным фактором. Устранить его можно только с помощью перевода на индивидуальное обучение. Для этого необходимы характеристика из школы, заверенная директором и классным руководителем, справка от психотерапевта или психоневролога, решение ВКК.

Отношение родителей к использованию методов наказания и поощрения:

а) необходимо избегать конфликтов с ребенком:

• отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе;

• снять с ребенка обязанности,на почве которых происходят конфликты;

• занять позицию терпеливого ожидания выполнения ваших просьб; понять главную истину: ребенок ничего не должен родителям, он рожден им на радость;

• отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка;

• отказаться от желания управлять ребенком, стремиться только помогать;

• убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания;

б) если родители желают чего-либо добиться от ребенка, то им следует прибегать к просьбе, в которой не должно быть и намека на приказ. Если ребенок сразу не выполняет просьбу, нужно спокойно напомнить. Если он не желает выполнить вашу просьбу, то лучше вызвать жалость
к себе, чем применять насилие, или просто отказаться от просьбы, демонстрируя обиду;

в) помнить, что половина конфликтов провоцируется самим ребенком, а другая – родителями и окружающими обстоятельствами. Следовательно, чтобы разорвать порочный круг конфликтных отношений, родители первыми должны прекратить провоцировать конфликты и не поддаваться на провокации ребенка. Для этого не следует доводить ребенка до состояния гнева, а если такое состояние уже возникло, помочь его сбросить путем более внимательного и нежного обращения или дать ребенку возможность выговориться. Не начинать обсуждать поступки ребенка, пока он не успокоится, даже если на это потребуется несколько дней. Обсуждение должно носить характер личных рассуждений ребенка и понимания своих ошибок. Нельзя упрекать ребенка в безнравственности его поведения, подводя к пониманию нравственных ценностей;

г) следует полностью отказаться от физических наказаний, так как они совершенно бесполезны и вредны по отношению к детям тревожного типа. Физические расправы над ребенком делают его озлобленным и мстительным, ослабляют его нервную систему, делают его робким, пугливым и лишают волевых проявлений.

Отношение родителей к ребенку:

а) следует чаще ласкать своего ребенка, меньше раздражаться, научиться ровно и спокойно реагировать на действия и поступки ребенка, сначала осмысливая их и лишь затем принимая решения;

б) необходимо руководствоваться следующими правилами:

• стремиться уважать личность ребенка, его потребности, считая их уникальными и требующими удовлетворения;

• внимательно выслушивать ребенка, стремиться искренне помочь ему самостоятельно найти пути решения проблем;

• если поведение ребенка мешает удовлетворению ваших потребностей, вы должны сказать ему об этом честно и открыто, показав, как его действия мешают вам. При этом нужно дать понять ребенку, что вы рассчитываете на то, что он с достаточным уважением отнесется к вашим потребностям и чувствам и попытается изменить те способы поведения, которые вы не приемлете. Кроме того, родители должны объяснять ребенку, что всякий раз, когда ваше поведение будет неприемлемым для него, он должен сказать об этом сразу;

• когда обнаруживается, что ни родители, ни ребенок не могут изменить свое поведение, чтобы удовлетворить потребности друг друга, следует признать, что наступил конфликт. Родители
и ребенок должны разрешить его без применения силы или власти, не пытаясь одержать победу за счет другого. Ребенку следует объяснить, что, уважая его потребности, вы не можете отказаться от собственных. Поэтому лучше всегда стремиться к поиску таких путей разрешения конфликта, которые приемлемы для обеих сторон. Тогда потребности каждого будут удовлетворены и никто не проиграет, все окажутся в выигрыше; родители должны объяснять ребенку и понять сами, что свободное развитие личности может осуществляться только через удовлетворение потребностей каждого. Поэтому необходимо поддерживать здоровое взаимопонимание, стремиться к самореализации, проявлять взаимное уважение, спокойствие и любовь.

Отношение родителей к окружающим людям:

а) не беспокоиться за людей, которым ребенок может доставить беспокойство. В противном случае это приведет к постоянному одергиванию ребенка. Необходимо предоставить ребенку возможность общаться с окружающими самостоятельно, без посредников (родителей);

б) не следует подавать пример некорректного обращения с окружающими людьми, вступать при ребенке в конфликты, споры;

в) не стоит настороженно относиться к окружающим людям и пугать ребенка различными художественными или вымышленными образами с целью манипулирования его поведением.

Отношение родителей к формированию у ребенка нравственных ценностей:

а) отказаться от отслеживающего контроля за ребенком из страха, что он выберет асоциальный путь развития или будет доставлять хлопоты окружающим людям и близким;

б) прекратив наказывать ребенка за неудобное для родителей поведение, необходимо перейти к обсуждению поступков и действий, совершаемых ребенком, разъясняя смысл и суть нравственных форм поведения. Важно не просто путем запрета прекратить действия ребенка, которые не нравятся родителям, а совместно обсудить и договориться о новых формах поведения;

в) педантичное стремление родителей к использованию ребенком нравственных норм поведения за счет насильственного их насаждения приводит к формальному соблюдению ребенком норм морали. Чаще всего это выливается в стремление ребенком в дальнейшем предъявлять требования другим, но не соблюдать их самому.

Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка:

а) необходимо сдерживать себя, когда ребенок начинает самостоятельно осваивать окружающий мир. Не следует применять запретительные меры, различные наказания. Требуется терпеливое объяснение и совместное сотрудничество по освоению окружающих явлений. Правильнее не поднимать ребенка до уровня своего понимания, а опуститься до осознания того, как ребенок понимает все виденное;

б) позволять ребенку длительное время сосредотачиваться на тех видах занятий, которые увлекают его. Не переключать с одного занятия на другое, считая за него, что полезно, а что нет.
Не следует все время чем-то занимать ребенка, так как даже бездеятельность – это большая внутренняя мыслительная работа, которая порой более интенсивно развивает интеллектуальные способности ребенка;

в) в силу высокой впечатлительности ребенка, слабых тормозных процессов в нервной системе и легкой ее возбудимости необходимы длительные переходы от одного вида деятельности к другому, необходимо заранее предупреждать ребенка о смене занятия, совместно с ним готовить переход к новому виду деятельности;

г) не следует рано начинать обучение детей, так как неустойчивость нервной системы ребенка приводит к неадекватному поведению, выработке отрицательного отношения к тем видам деятельности, где требуется мыслительное напряжение. Необходимо осторожно подходить к развитию интеллектуальной сферы ребенка.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.