Учебный материал : Сборник: С.Я. Маршак» Пожелание друзьям». - Король и пастух. Английская народная баллада. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Учебный материал : Сборник: С.Я. Маршак» Пожелание друзьям». - Король и пастух. Английская народная баллада.

2020-06-04 162
Учебный материал : Сборник: С.Я. Маршак» Пожелание друзьям». - Король и пастух. Английская народная баллада. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Подготовка к восприятию нового художественного произведения

До урока у доски выставляются две книги: авторский сборник - С.Я. Маршак.- Пожелание друзьям (БМШ «Книга, здравствуй!: Второкласснику») сборник «Баллады и песни», обобщающий в себе разного рода предания, прославляющие героев или повествующие о каких-то необычных, загадочных и иногда трагичных, но всегда глубоко лирических событиях, передающих грядущим поколениям то, о чем они должны знать и помнить.

Вопросы, которые учитель записывает на доске над выставленными книгами или задает детям устно, начиная урок, таковы:

-Почему эти книги стоят рядом? Что их объединяет?

-Как вы это узнали?

-Каким образом ваш ответ можно быстро подтвердить?

Учащиеся, действуя методом чтения-рассматривания, вполне подготовлены для того, чтобы установить: и в том и в другом сборниках есть произведения, которые называются балладами. Установить это можно, перелистывая сборник, а легче – по содержанию (оглавлению) в первом случае; а во втором и перелистывать не надо: слово баллада входит в название книги.

II. Основная часть урока.

-Вот мы и начнем сегодня читать баллады, - говорит учитель. А что такое баллада, - об этом нам расскажет сама книга. Наше дело вслушиваться в то, что книга рассказывает, запоминать, воображать, представлять и обдумывать.

-Начнем со сборника С.Я. Маршака «Пожелание друзьям» и прочитаем первую помещенную там балладу. Как она называется? Прочитайте хором ответ.

На доске открывается запись:

 

Маршак.
Король и пастух. Английская народная баллада.

 

Учитель просит детей обратить внимание на то, какой народ создал эту балладу, и класс сразу же, перелистывая книгу, всматриваясь в иллюстрации, высказывает предположение, о чем и как расскажет им эта баллада.

О том, каково примерное содержание и кто герой баллады, дети могут догадаться по иллюстрациям, а о том, как им это событие передаст автор-переводчик, они должны вспомнить, представив по памяти, что, о чем и как уже рассказывал им Маршак.

Ответы даются короткие, типа: …Тут какие-то важные люди… Один, наверное, священник, а другой, может быть, король (по заглавию баллады и по одежде)… А третий – кто-то в шляпе. Мы не знаем,  кто, но они что-то друг другу доказывают, или спорят, или рассуждают – это видно по позам… На второй картинке нарисована деревня и поросята. А зачем? Сказать трудно. Но обо всех событиях Маршак всегда рассказывает быстро, весело, интересно, порой, даже забавно. Ну, например, …. (и дети называют произведения Маршака, которые помнят).

Выслушав учащихся и одобрив их ответы, учитель предлагает начать чтение баллады.

Чтение ведется пошаговым способом. Все важное и интересное от содержания до деталей сразу же комментируется, если недостаточно понятно детям.

Например, читается первый законченный эмоционально-содержательный отрывок – 4 строфы:

Послушайте повесть

Минувших времен

О доблестном принце

По имени Джон.

- Кто понял, что такое баллада? (Если дети обращают внимание только на слово повесть, учитель непременно требует от них внимания к определениям, которые даны Маршаком в этом отрывке к слову повесть, чтобы третьеклассники запомнили навсегда: баллада – это повесть о временах давних, минувших, о каких-то доблестных героях (в данном случае о принце по имени Джон), о незабываемых для народа событиях, связанных с ними.

Точно так же по ходу чтения текста дети сразу (как любой хороший читатель) начинают представлять себе этого принца, правда, не внешне, но «внутренне», поскольку здесь дана прекрасная социально-нравственная его характеристика (например, принц, «доблесть» которого в том, что он судит поданных, «не ведая правил, не зная закона…»).

-Как правил-то этот доблестный принц, - спрашивает учитель, если дети не обратили на это внимание. В чем его «доблесть»?

Если этого не понять, а точнее, не прочувствовать, то ироническая, сатирическая окраска повествования не позволит детям насладиться совершенством данного художественного произведения.

В третьем четверостишии методом комментирования объясняются слова архиепископ( высший церковный сан; из архиепископов у нас, в России избирают патриархов); Кентерберийский – это тот, кто управляет всеми церковными делами в местности, которая так называется.

-За что разгневался на архиепископа доблестный принц Джон? И почему вы думаете, что он на архиепископа разгневался (вызвал «на суд и расправу»)?

В этой же строфе надо пояснить, что Темза-река протекает через столицу Англии Лондон, как у нас Москва-река через Москву.

Далее чтение продолжается по строфам, и в каждой из них учитель просит детей прокомментировать то, на что им надо обратить внимание, а в случае необходимости – дополняет и разъясняет, содержащиеся в тексте факты и чувства. Одновременно обращается внимание на интонации, поскольку диалог в этом произведении играет очень  важную, почти ключевую роль для осознания читателем социально-нравственной оценки происходящего.

Например, нельзя пропустить того, как «милосердный король» дает архиепископу две недели на раздумья и весьма издевательски, но внешне безупречно утонченно-саркастически сообщает ему: «…и столь же будет душа в твоем теле…».

Не обратив внимания на лицемерие, возведенное в ранг этикета, дети не смогут понять, почему епископ возвращается домой «рассудком нетверд».

Точно так же, неповторимо прямолинеен и в то же время двусмысленен диалог архиепископа с пастухом: учтивые, низкие поклоны, обращение милорд, мой верный пастух, в сущности весьма напоминают басенные диалоги, когда думают одно, а говорят другое. И тут лесть и внешнее почитание. С одной стороны, – это признак безвыходнейшего положения, в которое попадает персонаж, а с другой, - здоровая, мудрая народная оценка происходящего. Именно этой оценкой и будет пронизана вся 4 часть баллады. Эта оценка – признак могущественной силы добра, перед которым зло пасует.

А где здесь мир добра, а где – зла, об этом дети прекрасно расскажут и сами, если баллада затронула не только их ум, но и чувства.

III. Домашнее задание:  

Еще раз перечитайте в группе продленного дня или близким, балладу «Король и пастух». Порадуйтесь все вместе этому остроумному, мудрому произведению.

Попробуйте сами сначала максимально предвосхитить, а потом с чувством и толком прочитать восточное сказание «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова из сборника «Баллады и песни». Подумайте, какой опыт дошел до нас.

Урок 14.

Учебный материал: Восточное сказание «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова и баллада А.Н. Майкова «Емшан».

 

I. Подготовка к восприятию новой баллады.

Этой цели служит прежде всего проверка домашнего задания: предоставляя  детям возможность показать, как они  подготовлены к чтению сказания «Три пальмы» М.Ю, Лермонтова, учитель просит их ответить на несколько вопросов, которые показывают, какую работу и кто именно из учащихся провел, чтобы воображение заработало, и во время чтения описанное событие как бы «ожило»:

- Где, в какой стране (ведь Восток велик!) произошло описанное событие? Какие иллюстрации вам помогли? Где вы их нашли: в книгах, журналах, в Интернете?..

-Давно ли это случилось? Почему вы так считаете?

-С чего все началось?

-Что же случилось в Аравийской пустыне?

-Чем все завершилось?

-Не вспомнилось ли кому-то из вас другая книга, где рассказывается похожий случай?

Отвечая на вопросы, третьеклассники обращаются и к тексту восточного сказания, пересказанного  нам в стихах Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, и к дополнительному материалу, если он подобран к уроку (а если не подобран, он должен быть принесен учителем), чтобы дети еще раз на конкретных примерах убедились, как важно, прежде чем читать о далеком времени, постараться найти иллюстрации, фотографии и недостающие сведения, без которых воображение не заработает,  и чтение не принесет ни удовлетворения, ни пользы.

По ходу чтения, как всегда, комментируются недостаточно понятные слова и словосочетания. Например, роптать, благосклонный взор, вьюки, араб, походные шатры, арабские скакуны, барс, пророк и др.

-А зачем нам-то с вами надо знать об этом далеком для нас и по времени, и по месту происшествии? – завершает беседу  учитель.

Свободные высказывания детей в ответ на этот вопрос показывают, поняли ли они, какой урок задали нам, читателям, древние создатели этого сказания: ведь Лермонтов-то его только пересказал в стихах, а само сказание создано народом и передавалось из уст в уста, как что-то очень важное для всех последующих поколений,  что-то такое, о чем нельзя забывать. Что же это? А это – какой-то неведомый нам пока закон природы.

С одной стороны, светлое и очень ценное начало, которое существует во всем живущем,  - приносить пользу своим существованием окружающему миру, а не только бесцельно красоваться и наслаждаться своими  уникальными особенностями и возможностями. С другой, непонятно, кем и почему заложенный в людях дух разрушения того, без чего человек жить не может; неспособность или нежелание задуматься о последствиях своих действий – не для себя только, а для мира в целом, для жизни вообще.

Посудите сами: разве не чудо, что природа создала могучее и красивое дерево – пальму, способную не только жить в песках, которые под яростным солнцем пустыни нагреваются так, что положенное, например, в песок яйцо, сразу же сваривается «вкрутую». А пальмы не только сами живут в этой раскаленной и малопригодной для обитания среде. Они еще защищают собой и хранят источник жизни – родник, к которому погибающий от жажды путник прильнет и снова наполнится жизнью. Только вот путника-то нет, и это очень огорчает хранителей маленького живого островка в безбрежном море песков.

И вот, наконец, мечта сбылась: путники пришли, напились воды, укрылись от знойного солнца и… ради краткого удовольствия – костра ночью – уничтожили тех, кто так долго ждал их во имя добра…

В отечественной литературе, в том числе и в детской, и та и другая тенденции многократно воссозданы, но почему-то так и не осмыслены теми, к кому они обращены. Достаточно вспомнить В.Д. Берестова «Письмо непроходимых колючих зарослей» (пер. с узбекского Куддуса Мухаммади), или И.А. Крылова «Свинья под дубом», или Р. Рождественского «Монолог царя зверей» и под.

Нам говорят, а мы не слышим, нас предупреждают, а мы не понимаем. И это очень страшно, потому что мы убиваем таким образом и жизнь вообще, и самих себя, и своих потомков.

Именно этот смысл таит в себе последняя строфа восточного сказания «Три пальмы».

II.   Основная часть урока.

По заданию учителя учащиеся открывают сборник «Баллады и песни» на странице  40, находят произведение, заглавие которого записано на доске с ударением на втором слоге - «Емшан», самостоятельно рассматривают иллюстрации, обдумывают их; читают сноски; все полученные сведения сопоставляют и пытаются спрогнозировать, о чем им предстоит читать и как эта степная душистая трава – полынок – может быть связана, по их мнению, с представленными на иллюстрациях персонажами и сюжетом.

Предположения высказываются кратко. При комментировании иллюстраций используются слова, данные в сносках (если дети этого не делают, учителю следует им подсказать, что, читая произведение, они должны осваивать те слова-названия, которые в этом произведении использует автор). Затем баллада читается по строфам или по законченным эмоционально-смысловым отрывкам (например, см. строфы 5-6, которые лучше читать по двустишьям и др.). В процессе чтения комментируются слова и словосочетания, не вошедшие в сноски: стан, в донских мелях, кунак и под. Владимира Мономаха лучше показать на портрете.

Завершается чтение осмыслением тех вопросов, ответы на которые дети пытались дать в начале этой части урока: 1) О чем это произведение? 2) При чем тут «полынок»?

Рассматривая иллюстрации, вчитываясь в сноски и сопоставляя все это с заглавием, третьеклассники, конечно же, до чтения текста могли предположить только одно: речь снова пойдет, вероятно,  об охоте или каких-то восточных воинах и властителях или, может быть, даже боевых приключениях этих персонажей. При чем тут полынок и Волынская летопись, т.е. короткие рассказы из истории Руси, дети, конечно же, предположить не могли. Да этого и не следовало от них добиваться: ведь предугадать эмоционально-содержательную сущность предстоящего чтения вовсе не означает осознать и присвоить опыт, заключенный в тексте произведения.

После прочтения баллады дети убеждаются, что воины – два брата, батыри лихие, хан Отрок и хан Сырчан – это действительно главные персонажи данного произведения. И о жестоких битвах этих братьев с русской силой – это произведение тоже повествует. И о славном русском князе Мономахе читатель узнает. И о переменчивой удаче в сражениях заставляет задуматься текст произведения. Но главное, здесь говорится о любви к родной земле, где ты родился, вырос, где у тебя были горести и радости. И где каждая травинка – даже только ее запах, пробуждает в сердце подлинного  сына Отечества такую любовь и нежность к родной земле, которая сильнее любых почестей и любого богатства.

Как же надо беречь каждую песчинку, каждую былинку, каждое живое существо в окружающем нас мире, если мы не хотим потерять свою Родину и свою душу, потому что  Родина и душа народа неразделимы и потому что душа  любого человека без любви к Родине – пуста, бесполезна и суха – как пустыня.

Домашнее задание: научиться читать балладу «Емшан» А.Н. Майкова выразительно и  задуматься о себе, чтобы еще раз обдумать тот опыт, который предки в  это произведение вложили.

 

Методический комментарий

 

1. Образцы иллюстраций, которые понадобятся учителю к уроку, для работы над восточным сказанием «Три пальмы»,  частично предложены вам ниже, а частично могут быть подобраны вами из маленького энциклопедического словарика Виктории Мальт «Море дьявола» (изд. «Детской литературы», 1969г. или энциклопедического словарика того же автора, переизданного  издательством «Русич» в 2001 году – серия «Природа в картинках» под заглавием «Кто живет и что растет в пустыне»). РИС.(обл. и развороты). Разумеется, учитель может обратиться и к другим подобного рода источникам.

Мы бы использовали из словарика В. Мальт такой материал:

Аравийская пустыня

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли…

Эти строки из лермонтовского стихотворения «Три пальмы», наверно, сразу пришли вам на память, как только вы прочли слова «Аравийская пустыня». Именно в этой пустыне, решили вы, и происходит все, о чем пишет поэт.

Решили … и ошиблись.

Не огорчайтесь. В этом могли ошибиться даже взрослые. Потому что не все знают, что Аравийская пустыня – это совсем не то же самое, что аравийская земля.

Аравийская пустыня расположена в Африке, а не в Аравии, как легко можно было бы подумать, и представляет собой часть самой большой пустыни мира – Сахары.

Лежит она между великой рекой Африки Нилом и Красным морем…

Что же касается природы Аравийской пустыни, то она во всем похожа на природу Сахары, и поэтому подробнее о ней вы узнаете, когда мы дойдем с вами до буквы «С» и до слова «Сахара».

…Сахара – самая большая пустыня на земле. Не море песка, а океан-океанище! Семь миллионов квадратных километров! Четверть всей Африки и почти целая Австралия! Недаром само слово «Сахара» означает по-арабски «пустыня». Даже отдельные части ее имеют названия – Аравийская, Ливийская, Нубийская, и каждая из этих пустынь достаточно велика, чтобы соперничать своими размерами с любой пустыней мира…

Высокие стометровые дюны – длинные ровные песчаные гряды – тянутся непроходимыми стенами без конца и края. Иной раз они так хорошо скрывают оазис, что целые караваны сбиваются с пути и гибнут вблизи от живительной влаги.

Старинные караванные тропы пересекают Сахару. Из века в век шли по ним, звеня колокольчиками, верблюды, перекликались проводники.

Сейчас по Сахаре проходит немало автодорог. Самая крупная из них перерезает пустыню с севера на юг. Существует проект железной дороги, которая должна пересечь Сахару в том же направлении.

Зато небо Сахары бороздят самолеты. Ведь это самый быстрый, самый легкий путь через пустыню. Но горе, если самолет будет вынужден сесть в пустыне. Это может стоить жизни экипажу и пассажирам.

Французский летчик, писатель Сент-Экзюпери, имя которого мы уже упоминали в этой книжке (помните, это он пытался приручить газелей), однажды потерпел аварию над Ливийской пустыней. Трое суток он и его товарищ Прево провели в песках. Они перенесли все муки жажды, пока их, полумертвых, почти потерявших рассудок, не подобрали бедуины.

Судя по многим свидетельствам, когда-то Сахара не была пустыней.

Длинные вади – такой длины высохших русел не знает ни одна пустыня – пересекают ее в разных направлениях. Они тянутся на сотни километров, и ученые утверждают, что создать их могла только текущая вода, только река, которая питается или снегом горных вершин, или берет начало в озере. Дожди, немногочисленные дожди Сахары, не могли создать могучих рек и прорыть столь глубокие котловины.

Видно, знала Сахара другие времена.

Иначе откуда взялся бы в небольшом озере в центре Сахары живой крокодил? Ведь в Сахаре крокодилы не водятся! Он, вернее, его предки пришли сюда по реке, которая текла здесь когда-то, из тропической Африки…

«Ну, а где же росли лермонтовские пальмы?» - вправе спросить вы (продолжает статью «Аравийская пустыня» Виктория Мальт). Подумайте. Ведь в стихах прямо сказано: «В песчаных степях аравийской земли…» Значит в Аравии.

«А есть ли там пустыни?» - задаете вы свой второй и вполне законный вопрос.

И мы готовы вам ответить, потому что как раз и пришло время рассказать о том, что представляет собой…

Аравия

На карте вы видите огромный полуостров, вклинившийся между Африкой и Азией. Он как бы держит за руки эти два материка и не дает им отдалиться друг от друга. Это Аравия.

Как и «голова» Африки, так и «ноги» Азии, она окрашена в желтый цвет пустыни. И это действительно так: Аравия – пустыня. Царство палящего зноя, песка и ветра. Это даже не одна сплошная пустыня, а множество пустынь, больших и малых.

На севере полуострова раскинулась ровная, как стол, однообразная Сирийская пустыня. Пятьдесят дней в году – весной и в начале лета – дует здесь иссушающий ветер хамсин. (Само слово «хамсин» по-арабски значит «пятьдесят»). Но стоит пройти над песками ливню, как она покрывается ярким ковром полевых трав и цветов.

Южнее распростерлась пустыня Большой Нефуд. Местами каменистая, с трескающимися от жары скалами, местами в плотных грядах красного песка, достигающих ста метров высоты. Каждая такая гряда – это гора. А гряд много. И тянутся они на километры, сменяя одна другую.

Но Большой Нефуд – «карлик» по сравнению со своей юной соседкой – величественной и страшной пустыней, которую арабы назвали Руб-эль-Хали, что значит «пустая четверть» мира. Она и впрямь пустая, эта раскинувшаяся на миллион квадратных километров раскаленная громада.

Глубокие русла высохших рек – их называют здесь «вади» - бороздят ее древнее застывшее лицо.

Годами не выпадают в ней дожди, неумолимое солнце круглый год не сходит с небосклона. До 55 градусов доходит температура воздуха днем, а ночью падает до 2 градусов. Только верблюжьи колючки да солянки с трудом выбиваются из песков. Редко-редко, уже под вечер, прочертит небо быстрая птица, промелькнет ящерица, проползет змея. И снова недвижность, и снова ветер пересыпает пески.

Руб-эль-Хали не подпускает к себе человека. Лишь по ее окраинам пролегают караванные тропы, только тут можно встретить кочевников, пасущих стада верблюдов, только тут решаются они раскинуть свои шерстяные шатры.

Это самая неприступная, самая неизученная пустыня Земли.

Есть на полуострове пустыни и поменьше: Малый Нефуд, Харра – пространство, залитое застывшей лавой, - горная пустыня Хадрамаут, что значит «Страна солнечного зноя».

Но и там, где пробивается в песках вода, - в оазисах, и там, где горы защищают землю от пустыни, чувствуется ее горячее, опаляющее дыхание.

Она наступает даже на море.

Когда ветер закручивает в вихре пески и тысячи тысяч песчинок пляшут в воздухе свой безумный танец, затягивая багрово-красное солнце тонкой пеленой, мгла нависает и над морем, вода в нем становится темной, будто это не вода, а кровь, и нестерпимый жар и духота томят всех, кто находится в плавании. Кажется, что пустыня обрушивается на море, стремясь засыпать его, завалить, уничтожить.

«Все, что бывает в пустыне, бывает в Аравии»,- говорят арабы. Вот почему мы так долго пробыли с вами на этом полуострове.

Если класс достаточно подготовлен, не лишним будет и поработать с картой, но не на уроке чтения, а во внеурочное время, например в группе продленного дня. Именно там предложенный материал может быть озвучен и освоен детьми в полном объеме. А на уроке чтения учитель только привлекает к нему внимание третьеклассников, используя тексты В. Мальт выборочно и минимально.

2. Читая балладу А.Н. Майкова «Емшан», надо снова обратить внимание детей на то, что описываемое событие в своей сути достоверно и что его герои фигурируют в «Волынской летописи», а Мономах – это русский князь, живший почти 1000 лет тому назад (1053-1125гг) и прославивший себя и свою Родину в боях и как полководец -  с кочевыми племенами, нападавшими на Русь, и как мудрый правитель.

Необходимый материал может быть вами  взят из книги «Владимир Мономах, или Половецкие тучи над Русью» (автор - Яков Николаевич Нерсесов. Серия: История России. Белый город, М.: 2003) Рис. Обл.

3. Готовясь к уроку, вам, однако, надо все время помнить, что основная цель занятия – учить детей читать, а не заниматься историей. Поэтому дополнительный материал на уроке чтения, как уже говорилось, всегда  используется по минимуму. Ваша задача – показать его детям и подтолкнуть их к тому, чтобы им захотелось прочитать этот материал во внеурочное время в группе продленного дня, а затем постоянно отыскивать и подбирать к урокам  чтения недостающие им для «видения» читаемого иллюстрации и тексты, чтобы помогать себе  воссоздавать картины и события, представленные  в художественных произведениях.

 Точно так же перечитывание учебного материала, над которым работали на уроке, должно постепенно войти для третьеклассников в привычку, которая успешно формируется, если этому занятию систематически отводится время в группе продленного дня, а родители учащихся побуждаются учителем к тому, чтобы интересоваться тем, что и почему читают их дети.

4. Если у детей появится желание читать новые баллады, мы бы советовали порекомендовать им делать это выборочно и читать только то, что безусловно доступно каждому ребенку при минимальной помощи взрослых, например, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина (ее знают все мамы и папы). В группе продленного дня может быть прочитана и баллада Н.М. Языкова «Олег», которая легко воспринимается детьми, как сюжет, дополняющий их представления, связанные с произведением Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Не менее захватывает детей и «Воздушный корабль» М.Ю. Лермонтова, после которого очень полезно прочитать «Ночной смотр» В.А. Жуковского и сопоставить оба произведения.

Кроме того, для самостоятельного чтения третьеклассникам доступны оба включенные в сборник произведения А.К. Толстого, а также  «Ночлег Витикинда» К.К. Павловой, «Казимир Великий» Я.П. Полонского и «Алисафия» И.А. Бунина.

Последнее произведение особенно интересно, так как каждая его строка вызывает у читателя массу литературных ассоциаций с известными русскими народными сказками, что делает возможным даже проведение на этой основе литературной игры «Знаете ли вы?»

5. Ниже в помощь учителю приведены стихотворные произведения, о которых шла речь на стр.

В.Берестов.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.