Некоторые особенности повести А.П. Гайдара «На графских развалинах». — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Некоторые особенности повести А.П. Гайдара «На графских развалинах».

2020-06-04 381
Некоторые особенности повести А.П. Гайдара «На графских развалинах». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ая  четверть.

1. Общая характеристика и методические указания к обучению третьеклассников умению читать художественную литературу в 1 четверти.

 

Поскольку работа с комплектом БМШ «Книга, здравствуй!»: Третьекласснику» - дело для учителя достаточно новое, да к тому же у нас нет уверенности в том, что и у учителя и у детей уже накопился опыт творческого  чтения книг за первые два года обучения, на 3-ьм году обучения основной задачей следует считать отработку у учащихся типа правильной читательской деятельности – и с книгой-инструментом, и с текстом художественного произведения,  чтобы задача не показалась чрезмерно затруднительной, мы советуем всю 1 четверть 3-ьго года обучения посвятить отработке основных читательских знаний и умений, без которых самостоятельное чтение книг для детей абсолютно невозможно.

Как известно, такими знаниями и умениями являются следующие:

1.Умение, взяв любую книгу в руки, выделив и сопоставив основные внешние приметы ее содержания, ответить на три вопроса:

- Книга, о чем ты мне расскажешь?

-Как будешь рассказывать?

-Хочу ли я тебя слушать тебя? И трудно или легко мне при этом будет?

2. Умение, сопоставив несколько книг, с которыми познакомишься методом чтения-рассматривания (а это умение первое) и, ответив на три указанных  вопроса по каждой книге, понять, чем эти книги   похожи и чем различаются.

3. Умение озаглавить книжную выставку, составленную из 3-4 книг, действуя методом чтения-рассматривания, и дополнить эту выставку 1-2 книгами, новыми или уже известными, которые тут же просматриваются  или называются детьми по памяти.

4.Умение читать книгу в темпе обычной разговорной речи (не быстрее, чем 1 страница за 2 минуты), сразу вслушиваясь, вдумываясь в то, о чем книга рассказывает, заставляя и приучая себя, как бы видеть все, о чем читаешь, выделяя все непонятное, неизвестное, словом овладение так называемым  пошаговым чтением теста.

5.Завершив чтение части текста или книги в целом, учиться (и привыкать), включая воображение, вводить себя самого в тот мир, о котором только что читал, и пробовать ставить себя в те ситуации и конфликты, которые переживали герои произведения, становясь рядом с ними как бы участником совершающихся событий, чтобы сделать вывод: они таковы; они жили и действовали так; а я каков? На что способен я? И чего хочу?

Разумеется, предложенный план читательских знаний и умений, готовясь к каждому уроку, учитель должен перепроверять и реализовывать прежде всего на себе самом, потому что нельзя учить детей тому, чего не умеешь делать сам. Да и любить можно только то, что знаешь, что умеешь, на что затратил душевный и физический труд, чем овладел, что понял и  потому хочешь передать другим.

В качестве учебного материала в 1-ой четверти  для уроков обучения чтению (т.е. чтения художественной литературы), как показывает опыт, целесообразнее всего предлагать третьеклассникам книги о детях, близких им по возрасту, но живших в иные, чем они,  времена. Например, повесть А. Гайдара «На графских развалинах» - о жизни страны в конце 20-х годов; фантастическая повесть В. Губарева «Преданья старины глубокой» - о мечтах и восприятии жизни ребят предвоенного поколения; реальную, но близкую к фантастике повесть С. Могилевской «Марка страны Гонделупы»  о ребятах-школьниках примерно тех же лет; или исторический рассказ В. Яна «Никита и Микитка» - об их ровесниках, обучавшихся читать и  начинавших жить в 16 веке …

В качестве учебного материала, дополняющего, расширяющего представления учащихся о мире, о жизни их сверстников и о себе самих, в это же время, но, разумеется, ко времени и к месту,  третьеклассников можно и нужно познакомить с авторским сборником Крылова «Басни», с тематическими сборниками «Баллады и песни» и «Русские сказы» и со сборником рассказов «Нам есть  кем гордиться».

Возможный вариант планирования  всего названного учебного материала может быть представлен следующим образом:

 

№ п\п   Учебный материал, который прочитывается вслух Кол-во учебных часов Учебный материал для свободного чтения, или чтения по собственному выбору
1 А. Гайдар. – На графских развалинах. 8-10 Маленькие рассказы Гайдара; его же «Чук и Гек»; С. Могилевская «Марка страны Гонделупы» и др.
2 И.Крылов. – Басни. 2 Чтение басен Крылова с одним главным персонажем–про Волка, про Лису и др. (по выбору)
3 Сборник: С.Я. Маршак «Пожелание друзьям» - Король и пастух. Английская народная баллада. Сборник «Баллады и песни»: М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». А.Н.Майков «Емшан» 2 Баллады и песни из того же сборника и другие литературные произведения из книг и журналов
4 В. Ян.- Никита и Микитка. 8-10 Сборник «Русь. Родина. Отчизна» (Второкласснику) и книги типа «Родина» С. Романовского.
5 В.Губарев.-Преданье старины глубокой. 2 Дочитывание повести В.Губарева «Преданье старины глубокой» (по желанию)

 

Примечание:

В зависимости от особенностей класса и  личных пристрастий,  учитель может начать чтение не с Гайдара, а допустим, с Могилевской или даже со сказов Бажова, или с повести «Максимка» Станюковича и др.

Были случаи, когда в первой четверти класс под руководством учителя  читал роман М. Рида «Затерянные в океане». Однако, сопоставляя все полученные результаты, мы бы остановились именно на предложенном  нами варианте, т.к. он максимально учитывает и психологические и собственно личные (после летних каникул) интересы и возможности третьеклассников.

Это хороший читательский старт для последующей работы с детской книгой в 3 классе и вообще.

Спецификой уроков обучения третьеклассников чтению в 1 четверти  является два обстоятельства. В уроке следует предусмотреть время на обучение детей размышлениям о прочитанном, особенно, если материал читался детьми дома, самостоятельно. Кроме того, на уроке непременно отводится время  на работу с хорошими детскими книгами. Эти книги предназначаются, во-первых, для расширения и углубления читательского кругозора детей; во-вторых, для формирования у них литературных ассоциаций – основы общего и литературного развития учащихся, а в-третьих, чтобы научить и приучить детей пользоваться книгой как инструментом для чтения.

Таким образом, структура урока в 1 четверти 3 класса такова:

1. Подготовка к восприятию:  воспроизведение того, что уже известно по теме, особенно если читается крупнообъемное литературное произведение, например повесть или работа с хорошей детской книгой (до 5-7 минут).

 2. Основная часть урока: выразительное чтение вслух нового литературного произведения или его части и размышления о прочитанном под руководством учителя  (до 30 минут).

3. Задание на дом – до 1 минуты.

Компоненты урока можно менять местами.

 

Урок 1.

Подготовка к восприятию нового художественного произведения

Первый урок учителю лучше всего начать с вопроса, обращенного к классу:

-Приготовились к занятию? Молодцы! А чему вы собираетесь учиться на уроках чтения в 3 классе?..

И, выслушав свободные высказывания ребят (1-2 минуты, не более), учитель объясняет третьеклассникам, что означает для них теперь, на 3-ьм году обучения, умение читать. Ведь они учились читать уже 2 года. И казалось бы, научились.

-Поднимите руки, кто не умеет читать? – просит учитель. – А теперь поднимите руки те, кто научился читать… И все-таки мы будем продолжать учиться читать. Более того, я должна вас предупредить, что любой человек, если он хочет остаться культурным человеком и интересным для окружающих, учится читать всю жизнь, потому что уметь читать – это значит уметь думать. А умение думать - самый сложный и самый великий труд. И если человек перестает учиться думать, он отстает от своего времени, его мозг перестает работать и наступает слабоумие – самая страшная болезнь на земле.

Но чтобы думать, надо знать, о чем думать, и – главное – иметь факты, словом, иметь какой-то материал, над которым следует думать и над которым просто нельзя не думать.

-А о чем не думать нельзя, если хочешь вырасти человеком?  Нельзя не думать о мире, в котором ты живешь, и о себе, о своей роли в этом мире. Причем, начинать думать об этом надо вовремя: чем раньше, тем лучше, потому что каждому ведь хочется прожить свою жизнь интересно и так, что окружающий мир вспоминал тебя добром. Именно думать о мире людей и о себе в этом мире и будем мы учиться в 3 классе на уроках чтения. А помогать нам выполнять эту трудную работу и усваивать материал для размышлений будут книги и заключенные в них художественные произведения.

Начнем, пожалуй!

-На партах перед вами лежит новая книга. Назовите ее правильно (Гайдар. – Горячий камень). Эта книга и есть тот материал, над которым мы будем сейчас размышлять. Давайте-ка, поговорим о ней. Вспомните первый вопрос, который мы обращаем к любой книге, попавшей в наши руки. Правильно, мы спрашиваем у нее: «О чем ты,  книга, нам расскажешь?»

 Кто может ответить на этот вопрос за книгу? (Ответ дается детьми индивидуально, по желанию или коллективно. Учитель подводит итог тому, что дети увидели, о чем догадались, рассматривая книгу).

Правильно:   Эта книга – авторский сборник. Автор ее А.П. Гайдар. Мы уже читали его рассказы (дети называют то, что помнят). Здесь есть некоторые из этих рассказов. Но кроме рассказов, здесь помещены и два длинных произведения: «Чук и Гек» и «На графских развалинах». И все эти произведения действительно  рассказывают о детях и их делах.

 Теперь давайте повторим, закрепим действия, помогающие нам «говорить с незнакомой книгой». А в самом деле,  как книга нам обо всем  этом рассказала? Куда, на что вы посмотрели? (Уже картинка на переплете говорит об этом; об этом же свидетельствуют картинки в тексте и заглавия тех рассказов, к которым они относятся, чтобы сделать нужный вывод, надо только сопоставить рисунки и заглавия очень помогает содержание, т.е. оглавление книги).

-Вот видите, мои хорошие, вы уже выделили первые факты, сопоставив которые, вы начали думать и пришли к правильным выводам. Но умению говорить с книгой и думать о том,  о чем она нам расскажет, если ее прочитать, вы учились и  в 1-ом и во 2-ом классах. Конечно, это умение пригодится вам в течение всей вашей жизни, но нам-то с вами теперь надо будет научиться новому умению: вам надо уметь, вчитываясь в текст художественного произведения, запоминая, выделяя и представляя все, что расскажет нам автор, забыть о себе и как бы жить вместе с теми героями и в той жизни, о которой пойдет речь. Если вы не научитесь с помощью воображения включаться в «чужую» жизнь, вы не сможете и ответить себе на вопрос: а я хотел бы там быть? А как бы я вел себя там? И что бы я делал не так, как те, о ком рассказывалось?..

Сегодня мы начнем читать повесть Аркадия Петровича Гайдара «На графских развалинах». Что это за повесть, я говорить вам не стану: вы сами мне об этом предположительно расскажете. Скажу только, что повесть длинная. В ней 21 часть. Представляете, как много будет в ней разных материалов и фактов (действий, чувств, переживаний, событий), которые вам надо будет выделить, представить, «войти» в них,  чтобы потом с пользой для себя обдумать!..

К сожалению, части эти автор почему-то не озаглавил. А ведь оглавление помогает нам настроиться на обдумывание того, что нам предстоит слушать, представлять, переживать.

Чтобы помочь вам, я составила для вас примерное оглавление этой повести.

Вот оно! Читайте!

Учитель вывешивает приготовленное оглавление на доску и говорит:

- Сопоставьте то, что прочитаете,  с тем, что вы уже знаете о книге,  и постарайтесь в 1-2 предложениях сказать мне, что же мы должны будем видеть и представлять.

 Дети читают оглавление вслух, обмениваются впечатлениями и приходят к выводу, что в повести их ждут какие-то необычайные, необыкновенные события, скорее всего, даже приключения.

-Вы правильно определили, что повесть эта приключенческая. Теперь, чтобы начать ее чтение, вам надо только предположительно установить время, о котором пойдет рассказ. Прочитайте еще раз заглавие повести и посмотрите на рисунки внутри книги. Как вы думаете, то, о чем вы будете читать, происходит сейчас или происходило прежде?

-Да, то, о чем пойдет речь, происходило не сейчас, давно - за 10-11 лет до Великой Отечественной войны.

- А что и как происходило - слушайте! Первую часть прочитаю вам я, потому что приключения начнутся сразу, и ни одного факта  вам пропустить -не представить, не запомнить -  нельзя. Не о чем будет потом думать!

II. Учитель выразительно читает первую часть повести под условным заглавием «Разбойные игры».

Методический комментарий

1.  Если дети не владеют методом чтения-рассматривания книг, то путь вхождения в книгу через выделение, сопоставление и осознания внешних примет ее содержания, им следует облегчить. Для этого на первом уроке с книгой работает сам учитель, т.е. он, взяв книгу в руки и рассматривая ее,  задает себе риторические вопросы, сам отвечает на них и каждый ответ подкрепляет показом,  т.е. наглядно, выделяет и демонстрирует в книге (на обложке, переплете и в тексте) все необходимые данные для обоснованного и вразумительного предположения о ее содержании. Класс обучается тому, как надо разговаривать с любой книгой до ее чтения по принципу «делай как я»…

Детальнее всю эту работу вы можете изучить по нашим поклассным методическим указаниям для 1-ого и 2-ого года обучения: там она охарактеризована в целом и расписана по урокам. Если не знаете – изучите!

2. Прокомментировать в процессе чтения на этом уроке можно только две вещи: имя Петлюра и глагол атаманствовать. Выделенные слова – это приметы времени. Повесть написана в конце 20-х годов, когда в народе еще очень жива память о разбойных  шайках, которые не служили ни красным, ни белым  или даже служили то тем, то другим, поскольку никакими духовными ценностями не интересовались, а просто грабили, убивали, безобразничали, ловя, как говорят, рыбку в мутной воде. Такими они и остались в памяти народа. Потому-то и Яшкина мать, называя сына разбойником, а его игры разбойными, невольно сравнила их с беззаконными и неправедно  жестокими действиями атамана Петлюры.

3. При обсуждении читательских впечатлений третьеклассников от первой части (а оно должно быть коротким и компактным), учителю надо тактично помочь учащимся как бы увидеть и яркий летний день (вероятнее всего в его первой половине), и высоченную густую траву - и лопухи, и крапиву в рост ребят, которым, по всей вероятности, не более 11-12 лет; представить их озорные лица, почувствовать их привязанность друг к другу, дружелюбие, словом, понять, что действия происходят  не в большом городе (более детально о месте мы пока ничего сказать не можем); что Яшка и Валька – обычные ребята для того времени, которые хотя и дружат, или, точнее, именно потому что дружат, все время бескопромиссно оценивают себя и друг друга. Они, как умеют, готовятся к жизни: охотятся на кота, который, видимо, в чем-то провинился и его следует наказать, испытывают себя и друг друга на умение быть терпеливым, не бояться боли.Разговаривают друг с другом уважительно. В их речи (а речь – это очень важная характеристика человека) есть неправильные, просторечные слова, но гадких слов нет! Обязательно надо обратить внимание третьеклассников на то, что Яшка и Валька очень дорожат своей честью и даже в мелочах действуют честно и прямо, что сейчас, к сожалению, совсем не норма для детей.

Если после ответов на вопросы останется несколько минут учитель может прочитать детям сам первые три абзаца второй части повести, а дети дочитают ее дома.

 

Урок 2.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Занятие мы бы начали примерно так:

Учитель:

-Ну и как, наказал отец Яшку, показал он ему «как атаманствовать», как предсказывала мать?

Учащиеся:

-Нет! Отец Яшки пришел добрый и наказывать сына не стал.

Учитель:

-А как звали-то Яшкиного отца? И каким вы его себе представляете? (Свободные ответы и выборочное чтение).

-А что вы запомнили о нем?

-А почему мать не настояла, чтобы отец наказал сына? (Снова свободные ответы и выборочное чтение, подтверждающие, что мать отвлеклась от этой своей заботы, вспомнив важную новость)

-А как вы себе представляете Яшкину семью в целом,  за ужином. Кто сможет нарисовать эту картинку словами?

-Чем окончился ужин? Что дальше  было доброе и смешное?

-Как представили себе Яшка и Валька беспризорника?

-А вы как думаете, зачем беспризорники того времени «спали в котлах» и в каких это «котлах» они спали?

Если дети затрудняются с ответом, учитель может пообещать им помочь получше познакомиться с жизнью и судьбой беспризорников в те далекие годы, но не на уроке, а в группе продленного дня или в любое свободное подходящее для этого время.

II. Основная часть урока.

Вслух читается третья часть повести. Мы назвали ее «Пересуды и тайны».

Первый абзац учителю лучше прочитать самому, чтобы в процессе чтения, чуть понижая голос, дать пояснение словам  толки, пересуды, местечко. Но, разумеется, этот абзац может прочитать и ученик, а за объяснениями класс обратится либо к своему языковому опыту, если он есть, либо в Толковому словарю русского языка.

Третья часть читается пошагово, т.е.  по законченным отрывкам  и не до конца, а до слов «Убьют обязательно». В этом месте и в тексте главы сделана отбивка, и для читателей наступил момент обменяться мыслями по поводу того, кто такие Симка и Степка и каково отношение этих двух персонажей с уже знакомыми  нам Яшкой и Валькой.

Кроме того, третьеклассники должны вовремя задуматься:

Где это «там» не был Валька?

 Кто это «там он, голодный»?

Кто, кого и зачем собирается «убить обязательно»?..

Все выделенные вопросы детально не обсуждаются, но внимание к ним и свои предположения-ответы учащиеся должны осознать. Разговор должен быть коротким, т.к., во-первых, для точных ответов нет фактов, а во-вторых, дети хотят читать дальше, и, читая, убеждаются в том, что Степка закоренелый враг Яшки, что «он, голодный» - это Волк – видимо, собака с такой удивительной кличкой. Эту собаку  Яшка и Валька где-то спрятали, чтобы ее кто-то не убил за каких-то задушенных кур. Становится понятно и то, что Яшка не трус, и что  лет ему, наверное, 11-12, потому что девятилетнего Ваську ему считать врагом негоже, поскольку Васька хоть и толстый, но ему всего (!) 9 лет.

Конечно, третьеклассникам очень хочется продолжить чтение, т.к. 3 часть, кроме всех тайн, теперь уже раскрытых и не раскрытых, заканчивается встречей Яшки с «беспризорным налетчиком». Но мы бы рекомендовали не торопиться, а лучше, вспомнив все, что уже точно известно из текста, нацелить детей на прогнозирование возможных последствий этой встречи.

3. Домашнее задание - прочитать дома часть 4-ую повести. Его выполнение  позволит классу убедиться в правильности или неправильности своего прогноза.

Методический комментарий

1. Как вы помните, после проверки домашнего задания учитель предлагает детям,  прежде чем продолжить чтение повести постараться предопределить, о чем пойдет речь в части III, которую мы назвали «Пересуды и тайны». Основной материал для ответов факты и переживания из части второй и заглавия части третьей.

По ходу ответов, выясняются  и значения непонятных слов: пересуды, толки, местечко.

Согласно Толковому словарю: Толки – разговоры, пересуды. Пересуды – недоброжелательное обсуждение чьего-либо поведения, поступков и т.п.; толки, сплетни.

Местечко - На Украине, в Белоруссии и в южных областях России: большое селение городского типа.// Современный толковый словарь русского языка. // Российская Академия наук. Институт лингвистических исследований. - М., 2004.

Работу со словарем для уточнения значения  непонятных детям слов,  мы рекомендуем регулярно проводить не на уроке чтения, а на уроке  русского языка или на уроке развития речи, но заранее, чтобы не тратить драгоценного времени и так весьма ограниченного для формирования у детей собственно читательских умений.

2. Урок в целом надо провести так, чтобы в конце занятия осталось 5 минут. Это время следует использовать для того, чтобы и попросить учащихся, во-первых, объяснить, что такое  приключения, а во-вторых, вспомнить, о каких ребячьих приключениях и что именно они уже читали прежде.

Чтобы работа проходила быстро и дети работали увлеченно, лучше всего выставить у доски 2-3 хорошие детские книги, в одной из которых непременно есть рассказ о каком-то захватывающем ребячьем приключении. Этот рассказ третьеклассники должны знать.. Их задача - рассмотрев выставку, доказать, что такая книга на ней только одна. А для этого им надо сначала по внешним приметам охарактеризовать каждую книгу, а затем, включив читательскую память, вспомнить, в какой же из них есть такой рассказ.

Примерная выставка книг для этой цели может быть такой: одна из книг – это сказки о животных (значит, в ней рассказов о приключениях детей явно нет и не может быть), например «Однажды» Рис.

Вторая – «Баллады и песни» или «Басни «И.А. Крылова Рис; третья – Л.Н. Толстой «Рассказы», где непременно есть произведения «Прыжок» и «Акула», которые  класс уже читал Рис.

Понятно, что в зависимости от читательского кругозора класса и исходя из своих задач, набор книг для упражнения в чтении-рассматривании и в расширении кругозора можно поменять или откорректировать.

Если времени на этом уроке для формирования у учащихся литературных ассоциаций при работе с книгой-инструментом  не осталось, надо все равно найти возможность, чтобы провести эту работу, например, в группе продленного дня или, выставив новые книги в Уголке чтения, дать эту работу в качестве дополнительного самостоятельного задания к следующему уроку.

3. Для того, чтобы дети лучше представили и беспризорников 20-х годов, и обстановку того времени, мы рекомендуем учителю воспользоваться рассказом Н. Кальмы «Дядя Володя с нашего двора: Рассказы о В.В. Маяковском», а именно отрывком из этой книги, помещенном на стр. с. 175-179 (Книга называется длинно: «Песня-молния». «Дети, будьте как маяк». Стихи В. Маяковского. «Дядя Володя с нашего двора». Рассказы о В. Маяковском. М., «Молодая гвардия», 1962). Ниже мы приводим интересный для вас отрывок:

Владим Владимыч

(Из рассказов Н. Кальмы)

 

 

Первым человеком, который сказал мне, десятилетней девчонке, «вы», был Маяковский, или, как мы его называли, Владим Владимыч. И это я запомнила на всю жизнь – очень уж была удивлена и польщена: такой большой, суровый с виду, громогласный приятель папы – и вдруг говорит мне «вы»!

Потом я много раз слышала, как Владим Владимыч всем детям говорит «вы» и как уважительно относится даже к самым маленьким ребятам. Шли мы однажды по московскому переулку. Стоит в переулке нечто вроде огромной железной бочки – котел, в котором тогда варили асфальт для улиц. В этих асфальтовых котлах находили приют и тепло в осеннюю стужу беспризорные ребята. Маяковский постучал палкой по котлу. Пошел по переулку гул.

-Кто есть дома? – спросил Владим Владимыч.

-Кто стучит? Кого надо? – отозвались из котла, и наружу высунулась голова в бараньей шапке, из которой вываливалась вата. Лицо у владельца шапки было такое чумазое, что разобрать, сколько ему лет, черный он или белый, было невозможно.

-Гм… Вижу, что ванна у вас все еще не ремонтируется, - сказал невозмутимо Маяковский, - а ведь вы мне обещали в прошлый раз, уважаемый Сеня, что переедете в более комфортабельное помещение. Я же с вами договорился.

«Уважаемый Сеня» зашмыгал носом.

-Да в том доме больно строгие начальники, дяденька Маяковский, - сказал он, жалобно и хитро косясь на Владима Владимыча, - ни плюнуть, ни покурить… Мы с Панькой деру дали. Нет ли папиросочки?- он окончательно вылез и стоял перед нами босой, в длинной до пят, рваной куртке какого-то ржавого цвета.

-Вот что, товарищ Сеня, - сказал Маяковский серьезно, - давайте оснуем с вами и товарищем Панькой товарищество на вере.

-Чего такое? – насторожился Сенька.

-Когда у людей не было денег, капитала, так сказать, вот как у нас с вами, Сеня, то они доверяли друг другу и хотели работать вместе, они организовывали товарищество на вере, - терпеливо объяснял Маяковский.- Я вот и хочу вступить с вами в такое товарищество. Идет?

-Ух, черт длинный, что выдумал! - восторженно закричал Сенька.- Давай, давай, жми дальше! Сейчас и Панька придет.

Маяковский неторопливо поставил ногу на каменную тумбу у тротуара, устроился поудобнее, вынул из кармана пиджака блокнот, механический карандаш и начал что-то писать.

-А что это ты пишешь? – вновь подозрительно уставился на него Сенька.

-Пишу договор нашего товарищества,- отвечал Маяковский.- Вот тут сказано: «Мы Владимир Маяковский – с одной стороны, и товарищи Семен и Павел – с другой, основали сегодня, такого-то числа, товарищество на вере и обязуемся честным словом друг другу доверять и выполнять все наши обязательства». Вот. Теперь надо подписаться.

Маяковский поставил под договором свою разгонистую подпись и протянул листок беспризорнику:

-Подпишись за себя и товарища Паньку.

Сенька почесал одну босую ногу о другую и с сомнением посмотрел на бумагу.

-Да я неграмотный, - пробормотал он.

-Врете вы, уважаемый товарищ Сеня, - сказал непреклонно Маяковский, - позавчера я сам видел, как вы писали на заборе разные гадости.

-Да то на заборе, - протянул Сенька, но карандаш все-таки взял.- Эх, хороша штука! – восхитился он. – Где тут подписываться? – Он поставил под договором какую-то куриную закорючку. По белому листу протянулась жирная черная полоса.- Эх, замазюкал я все, - и он опять с восторгом оглядел карандаш. – Хорош!

-Так вот, первое дело нашего товарищества, - сказал Маяковский, - я отдаю вам этот карандаш, но вы, в свою очередь, идете с моей запиской к одному моему товарищу. Этот товарищ устроит вас и уважаемого Паньку в один очень хороший дом. Я попрошу, чтоб к вам там не очень придирались. Но и вы, в свою очередь, обещаете мне не хамить там и не удирать, не предупредив меня. Вот мой телефон. Я теперь ваш компаньон по товариществу, и вы должны извещать меня, если соберетесь переменить адрес. Между прочим, можете сказать товарищу Паньке, что он получит такой же карандаш от меня.

Сенька слушал, уставив зачарованные глаза на карандаш. Он еще не мог окончательно поверить, что это сокровище принадлежит ему.

-Говоришь, и Паньке такой же дашь?- переспросил он охрипшим голосом.

-Даю честное слово, - торжественно ответил Маяковский.- Это будет моим вкладом в наше товарищество.

-А когда ты его дашь Паньке?

-Как только получу от моего товарища приличный отзыв о вас и сообщение, что вы оба стали постоянными жителями дома, - отвечал Маяковский.- Ну как, Сенечка, подходит вам такой разговор?

Сенька помедлил немного, подумал, потом кивнул.

-Заметано. Коли мы из этого твоего дома сбегем, я тебе карандаш обратно отдам, можешь не сомневаться, - сказал он.

-А я и не сомневаюсь, - усмехнулся Маяковский.- Ведь у нас теперь товарищество на вере.

Мы распрощались с беспризорником, причем Маяковский поднял руку и провозгласил: «Рукопожатия отменяются», - и ушли.

-Плакал ваш карандаш, дядя Володя, - поддразнила я Маяковского.

Он недовольно посмотрел на меня.

-Это над вами надо плакать, а не над карандашом, - сказал он насмешливо.- Плохо, когда с такой поры не верят людям. Да и вообще надо верить в людей, товарищ.

Прошло несколько месяцев. У Владима Владимыча давно был новый карандаш. Однажды, глядя, как он вписывает им что-то в записную книжку, я спросила о беспризорниках. Не появлялись ли Сенька и Пашка? Не слышно ли о них чего-нибудь?

-Пришлось-таки послать им второй карандаш, - сказал Маяковский.- Стали они оседлыми фабзайцами, про котел и думать забыли. Написали мне о них, что растут работяги[1]

 

Такого рода материал время от времени третьеклассникам надо предлагать как образец читательского поведения при работе с незнакомым текстом. Любимому учителю дети всегда подражают, а потому через некоторое время они сами начнут приносить в класс дополнительный материал, расширяющий и углубляющий их знания о прочитанном. Эта подготовка очень понадобится классу в 3-ьей четверти, когда навык обращения к дополнительному материалу для комментирования прочитанного и создания нужных художественных образов вы будете отрабатывать у детей в процессе чтения романа Майн Рида «Затерянные в океане».

 

Уроки №№ 3-10  

Эти уроки проводятся по той же методической схеме. Однако, планируя и организуя   учебно-воспитательную работу по повести Гайдара «На графских развалинах» и после ее завершения, вам надо иметь в виду следующее:

1. При работе с текстом повести Гайдара «На графских развалинах» на 3-ьм и  всех последующих уроках, пока вы не дочитаете ее до конца, ваша основная задача – приучить третьеклассников по-прежнему читать повесть пошагово, в ровной, спокойной манере.

2. А поскольку язык повести прозрачный, хороший, и слова, значений которых дети не знают, единичны,   - непонятные слова лучше комментировать по ходу чтения и так же по ходу чтения, - если нужно - восстанавливать и прояснять какие-то недостаточно знакомые детям представления и образы.

 Готовясь к уроку, учитель  обдумывает как и в связи с чем он, ненавязчиво акцентируя внимание детей на  художественных образах, заданных текстом (позах персонажей, их речи, чувствах, реакциях и т.п.) будет нацеливать класс на обдумывание жизни, о которой им и рассказывает автор. Заключительный анализ – это итог обдумывания того, что узнали, представили по трем основным линиям.

Первая линия  - ребята из местечка, особенно Яшка и Валька.

Третьеклассники должны четко зафиксировать в своем сознании специфику отношений этих обычных ребят конца 20-х годов ХХ века к миру и друг к другу. Но знания и представления класса обо всем этом должны закрепляться  не в форме лозунгов, а в виде конкретных фактов, которые концентрируются в образы при обдумывании примерно таких вопросов:

-Как же ребята относятся друг к другу?

-Кто из них старше, кто младше? Почему? В чем это проявляется?

-Как старшие относятся к младшим?

-Как и почему, познакомившись с Дергачом, ребята постепенно с ним подружились? Почему вы считаете, что они подружились? Что об этом свидетельствует? Кто подружился – Яшка или Валька? Почему Яшка?..

Линия вторая – Дергач.

-Кто он на самом деле?

-Как Митя Елкин стал Дергачом?

-А может быть не стал, а его кто-то сделал Дергачом?

-Хорошо ли ему живется?

-О чем он мечтает?

-Чем мучается?

-Нравится ли он нам? Чем?

-Будет ли у него жизнь хорошая? Почему?

Линия третья – мир зла.

-Кем представлен в повести этот мир?

-Только ли Граф и Хрящ являют собой мир зла? А кто еще?

-А вообще-то, что такое «мир зла»? Каков он? Что для него характерно?

Только в том случае, если вы - учитель – осторожно, неназойливо, но последовательно будете помогать детям в каждой части прочитанной ими повести отчетливо осознавать факты, события, размышления, чувства, связанные с жизнью всех персонажей, а также их собственные чувства и размышления по поводу того, что они прочитали, повесть будет прочитана  вашими третьеклассниками с пользой для их просвещения, развития и самосознания, для оценки того  мира, который их окружает,  и себя самих  в этом мире - с помощью опыта, который, создавая повесть, заложил в нее Гайдар. И только   с вашей помощью, если повесть будет правильно прочитана, дети смогут и захотят – впервые серьезно – порассуждать о том, какую же жизнь можно и нужно считать хорошей, кто и что делает ее хорошей, а кто и что изо всех сил портит ее, чтобы возможный и радостный мир добра с его заботами и тревогами, с его ошибками и находками превратить в безысходный мир зла.  Они поймут и почувствуют, что мир зла характерен прежде всего своей агрессией, потому что он злобный, жадный. Его представители постоянно льстят и лицемерят, расчетливо подготавливая какой-то обман и чей-то провал. Другими словами, представители мира зла – все - крайне недобросовестны, а совесть и стыд – главные человеческие свойства -  им совсем неведомы, потому что они нелюди, эгоистичные и крайне жестокие.

Думаете, это слова? Ничуть!

Вспоминайте!

Живут соседи. У одного из семейств – собака. У другого – подсобное хозяйство, куры. И собака и куры – животные. Бывает, что они делают что-то не так и не то. И как поступают эти соседи?.. Умные, добрые – договариваются. А эти?.. Собаку – убить! Кур – дохлых, продать на рынке, да еще в суд подать на соседа за этих же дохлых проданных кур.

Что это, если не жадность, злобность, жестокость и лицемерие?.. Так какова же цена трех этих кур?.. И в чем и чем она измеряется? В деньгах или в категориях нравственных?.. Хорошо, что все это выяснилось на суде…

Другой пример. Появляется беспризорник. Его еще никто не видел толком, никто не поговорил с ним, не узнал, как Митя Елкин стал беспризорником, доволен ли он своей судьбой,  чего он хочет, чем ему можно помочь, но уже местечковые сплетники приписали ему и нож и гирю, с которой он нападает на прохожих, и чуть ли не людоедство («мясо сырое жрет», «козла съел» и др.).

Вот так на мир добра наступает мир зла. Он нападает неожиданно, он пугает, он разъединяет, потому что добро беспечно и доверчиво и не дает злу отпора, пока не объединится.

Или еще пример. Маленький беспризорник хочет найти семью. Ему отвратителен сам дух зла, он не хочет быть вором. Он мечтает совсем о другом. О чем? Найдите! Установите! Подумайте, хороши или плохи его намерения и мечты. Но он не может даже эти мечты реализовать, потому что мир зла – это трясина. Она не отпускает, даже если кто-то протягивает руку помощи. У этого мира закон один – не слушаешься – бить, пытаешься вырваться – убить. За что убить? Почему убить? На первый вопрос ответа нет. А на второй есть:  закон в мире зла таков - сами всех предаем, друг другу не верим (см. часть ХХ)  и поэтому убеждены, что, уйдя от нас, и ты обязательно предашь (или «продашь») нас.

А как льстив мир зла… Как он лицемерен! Перечитайте эпизоды встречи «ученых-налетчиков» с Нефедычем. Вчитайтесь в них! Не может быть, чтобы у вас не возникло чувства обиды, стыда и даже негодования на беспечность добра, на его доверчивость, с одной стороны, и хитроумное изобретательство и недобросовестность зла.

Конечно, очень хорошо, что доброта, честь и честность, уважение к людям, забота о всех, кто в ней нуждается, чувство справедливости – все эти черты, присущи миру добра. Они  нас радуют. Хорошо, что Яшка и Валька с детства руководствуются всеми этими чувствами, интуитивно следуя им, по крайней мере, в отношениях друг с другом и с Дергачом.

Вспомните эпизод с крапивой и то, как Яшка оценивает Вальку в этом эпизоде: «Раз не сморгнул, значит, не сморгнул. Только я все-таки по середке хватал, а ты под корешок, а под корешком у ей жало слабже. Ну да и то ладно!». Достаточно внимательно вчитаться в эту сценку, и не нужно никаких длинных рассуждений и досужих слов о том, хороши ли эти ребята и  какому миру они принадлежат. Вслушайтесь в реплику Яшки. Вдумайтесь в нее: тут и справедливость, и уважительность, и поощрение товарища, пока еще не готового к более серьезному «подвигу», и бескомпромиссность («только я все-таки…»), а значит, и помощь другу на пути самовоспитания.

Или еще  пример.

«Беспризорник засунул руку в карман и, к величайшему изумлению Яшки, вынул оттуда маленького живого воробья и поднес его ко рту.

-Сожрешь?- негодуя вос


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.